Алейникова Ольга Александровна
ОСШГ №11 города Актобе
Предмет: русская словесность
Класс: 7 класс
Тема урока: Образ Дон Кихота. Трагическое и комическое в образе главного героя.
Дата проведения: 25.04. 2017г.
Цель: ученик раскрывает для себя систему образов-персонажей, получает сведения о трагическом и комическом в образе главного героя.
Задачи: ученик знакомится с образами романа, развивает представление о приёмах изображения трагикомического героя, анализирует образ главного героя, учится находить нужную информацию, пересказывает и комментирует фрагменты художественного произведения, находит в тексте цитаты для подтверждения своих слов, развивает способность сопереживать, сравнивать высказывает собственную позицию по отношению к людям, событиям, явлениям в устной и письменной форме.
Ожидаемые результаты:
А: ученики знают теоретический материал, владеют знанием содержания отдельных глав романа «Дон Кихот», знают систему образов-персонажей, учатся строить диалог, работать с текстом и сотрудничать в группе и в паре;
В: ученики умеют применять ранее изученную информацию в новых и конкретных ситуациях для решения проблем; учатся сравнивать, рассуждать, делать выводы и строить продуктивный диалог; умеют оценивать свою деятельность на уроке.
С: ученики умеют выявлять особенности трагикомического образа главного героя, давать оценочную характеристику персонажам; формулировать основную мысль произведения; умеют сравнивать, рассуждать, аргументировать свою точку зрения; умеют строить продуктивный диалог, сотрудничать в группе и раскрывать свои творческие способности; умеют оценивать свою деятельность на уроке.
Ресурсы: Учебная программа по русской литературе за 5-7 класс школ с русским языком обучения МО и Н РК, Астана, 2010г.
Учебник «Русская словесность: мир художественной литературы» для 7 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения под редакцией Лукпановой Г.Г., Шашкиной Г.З., Махраковой И.Р., 3-е издание, переработанное., Алматы, «Атамұра», 2012 г
Ключевые идеи: Дон Кихот, кодекс благородного человека, приёмы изображения комического, литературная пародия.
Эпиграф :
Не падай, надменное горе! Вставай, молодая тоска!
Да здравствует вне категорий высокая роль чудака!
Он будет — заранее ясно — смешон и ничтожен на вид,
Да здравствует вне категорий высокая роль чудака!
Он будет — заранее ясно — смешон и ничтожен на вид,
Кольцом неудач опоясан, дымком неустройства повит.
А кто-то кричит: «Декламируй. Меча не бросай, Дон-Кихот!
В горячей коммерции мира, Ты мелочь, а всё же доход.
Дерись, разъярясь и осмелясь, И с красным вином в бурдюках,
И с крыльями ветряных мельниц,Ты этим прославлен в веках.
Недаром, сожженный как уголь, в потешном сраженный бою,
Меж марионеток и кукол ты выбрал богиню свою!
Она тебе сердце пронзает, во всем отказав наотрез.
Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Организационные формы | Используемые модули | ||||||
Мотивационный
10 мин
Проверка д/з
| Создание положительного психологического настроя. Организация работы в группах.
| РАЗМИНКА Организация деления детей на группы. Говоpят, что нам не повезло, В том, что вpемя pыцаpей пpошло, Что исчезли смелость и отвага. Безнаказанно вокpуг гуляет зло. Застоялись кони под седлом, Ржавчиной покpылись меч и шпага
Дома вы должны были нарисовать рисунки «Каким вы видите Дон Кихота?» и выучить монолог Дон Кихота о свободе. Творческое задание: «Как вы думаете, исчерпывается ли цель автора созданием пародии на рыцарский роман и его героев?» Что вы представляете, ощущаете, воображаете, услышав имя Дон Кихот? Перечислите всё это словесным рядом и нарисуйте возникающие в воображении ассоциации. Проблемный вопрос: Какими чертами должен обладать благородный человек? Так кто такой Дон Кихот? – жалкая пародия на героя рыцарских романов или символ вечной борьбы за справедливость, добро и прекрасные идеалы? О чем пойдет речь на уроке? О нем и речь. Вернее даже не о нем, а о том, благодаря чему он живет в веках.
| После разминки учащиеся формируют группы по методу континиум (встаньте по алфавиту по начальной букве фамилии), рассаживаются по группам.
По желанию зачитывают выполненное задание, монолог. Предлагают варианты образа дон Кихота в рисунках, отвечают на вопросы. Составляют кластер
Выходят на тему урока. Формулируют цель урока.
|
индивидуальная парная групповая
Фронтальная | ИКТ (демонстрация слайдов, разминка) Новые подходы к обучению: Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).
Критическое мышление (кластер) | ||||||
Операционный 15 мин | Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме. Выявление одарённых и талантливых детей. Проверка умения строить продуктив- ный диалог
| Итак, мы в солнечной Испании. (Звучит фрагмент «Арагонской хоты» русского композитора Глинки). Подумайте и обсудите в течение 1-ой минуты -Как Дон Кихот представляет себе рыцаря? -С какой целью дон Алонсо решил стать странствующим рыцарем? - Какие дела будут совершать рыцарь и оруженосец во время своих странствий? Задание №1 Анализ эпизодов. 1 группа 1. Проанализируйте смешной эпизод «битва с ветряными мельницами» стр 310-311 Прочитав текст, обсудите в группе следующие вопросы: 1. Кем вам кажется Дон Кихот в описанных приключениях: сумасшедшим; ребенком, играющим в рыцаря; фантазером и выдумщиком или еще кем-либо? Почему? 2. Какие ситуации вам показались смешными? Какой это смех? 3. Почему автор, на ваш взгляд, соединяет комическое и совсем не смешное, драматическое начало, повествуя нам эту историю? 4.Следуя замыслу писателя, этот роман – пародия, сатира на рыцарство. Поэтому главный герой – фигура комическая. Докажите. Какие приёмы создания комического и трагического образа использовал автор? Почему главный герой фигура комическая?
5. Если бы вам пришлось нарисовать Дон Кихота в этой ситуации, как бы вы изобразили его? (Рисовать можно красками на бумаге или словами.) Составьте диаграмму Венна комическое и трагическое в романе. Выскажите ваше отношение к герою. 2 группа Проанализируйте эпизод «поединок со львами» . Прочитав текст, обсудите в группе следующие вопросы: 1. Как вы считаете, «безумен» или «дерзновенен» Дон Кихот? Почему? Для чего, по-вашему, автор дает своих героев в спутники друг другу? Что комического в этом эпизоде? 2. Подберите и запишите слова, которые выражают ваши ощущения, чувства, отношение к герою романа в данном приключении. 3. Если бы вам пришлось нарисовать Дон Кихота в этой ситуации, как бы вы изобразили его? (Рисовать можно красками на бумаге или словами.) 4.Какое качество поражает? Мужество, доводящее до безумия. Откуда оно в герое?
3 группа Анализ эпизода «губернаторство Санчо Панса» Прочитав текст, обсудите в группе следующие вопросы: 1. Какие советы дает Дон Кихот своему оруженосцу перед вступлением на пост губернатора? Как вы оцениваете советы, которые дает Дон Кихот Санчо Пансе? 2. Подберите слова, характеризующие идальго, и запишите их. Хотя Дон Кихота считают безумным, о чём говорят его советы? 3. Если бы вам пришлось нарисовать Дон Кихота в этой ситуации, как бы вы изобразили его? (Рисовать можно красками на бумаге или словами.) 4. Прочитайте данный ниже отрывок и подумайте, удалось ли Санчо следовать наставлениям своего господина. Попытайтесь сформулировать свое отношение к оруженосцу в данном эпизоде. Какими принципами, по мнению Дон Кихота, должен руководствоваться хороший правитель?
4 группа Анализ эпизода подготовки Дон Кихота к первому выезду. Почему Дон Кихот готов был пуститься в путь без промедления? Как происходит посвящение в рыцари Дон Кихота? Что комического вы увидели? Проинсценируйте. Вывод. - Принесли ли советы Дон Кихота добро людям? Как надо поступать в жизни? Перед вами несколько имен Дон Кихота. - Как вы считаете, каково его истинное имя? Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский Рыцарь Львов Рыцарь Печального Образа идальго, обедневший дворянин Алонсо Кихана по прозвищу Добрый.
| Знакомятся с картой успеха. Обсуждают в парах, группах, распределяют роли в группе, готовятся к защите. Приём поднятого пальца
| Парная групповая | ИКТ( фрагмент «Арагонской хоты» русского композитора Глинки) (фрагмент фильма, вопросы) Критическое мышление (диаграмма Венна, синквейн). Новые подходы к обучению: диалоговое обучение (беседа). Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).
Новые подходы к обучению: диалогическая беседа. Использование собственного опыта учеников.
| ||||||
Рефлексия 20 мин | самооценка результатов деятельности |
Задание №2 Проанализируйте образы Дон Кихота и Санчо Пансы в виде диаграммы Венна, дайте оценочную характеристику одному герою на выбор, составив его портрет.стр304. Заполните таблицу, (дайте определение) используя словарь литературоведческих терминов.
Соотнесите эти термины с примерами из текста. В чем комическое? В чем трагикомическое? О каком конфликте можно говорить? Вывод: слабый и старый, но бесконечно добрый рыцарь Печального Образа вопреки здравому смыслу пытается утвердить в несовершенном, жестоком мире здравомыслящих людей свои правила. Мир смеётся над его попытками. Мир таков, каков он есть. ему нет дела до добра и зла. но человек неизбежно и постоянно делает выбор между тем и другим. И выбирает человек всё-таки чаще добро, и восхищается человек именно такими людьми, как Дон Кихот. Предлагается самим разобраться, какое мнение вам симпатичнее и ближе. (дискуссионная карта)
Что важнее: Признать свою ошибку, извиниться, не бояться попасть в глупое положение ради выручки товарища ИЛИ сохранить собственное достоинство. И если вам когда-нибудь придется встать перед выбором, думайте сами, решайте сами, но поступайте в пользу Добра. Как вы думаете, Дон Кихот – чудак или рыцарь? Или и то, и другое? Почему? Вы настаиваете на его рыцарстве. А из каких соображений? Почему вы склонны считать героя рыцарем? Составьте кодекс благородного человека -Просмотр фрагмента второй части фильма «Каникулы Петрова и Васечкина» (автор сценария Т. Коневская, режиссер В. Алеников. Одесская киностудия, 1984) — картина «Рыцарь -Поднимите руку, кто считает, что благородство Дон Кихота еще живет сегодня, оно есть в людях, вас окружающих, в ваших сверстниках, а, может быть, даже в ваших одноклассниках!? А может время рыцарей прошло? Пусть пpоходит вpемя - не беда. Остаются pыцаpи всегда, И всегда готовы ногу в стpемя. Их не замечают иногда, Но хотя пpоносятся года, Рыцаpи нужны в любое вpемя. Заполнение карты успеха. | Составляют кодекс благородного человека постер, затем взаимообмен 2 звезды 1 пожелание | | Критическое мышление. Постер кодекс благородного человека, диаграмма Венна, дискуссионная карта Оценивание (формативное – самооценка, 2 звезды 1 пожелание) ИКТ (демонстрация фрагмента фильма) | ||||||
д/з | | Анализ главы «…поступать надо в пользу добра». (Из главы 39 –ой) Творческое задание: Эссе. «Может время рыцарей прошло?» 1.соотнесите поведение рыцарей 16 века и в наше время. 2. Куда ведут дороги Дон Кихота? Письмо другу | | | Выявление одаренных (творческое задание) |