Тема урока: Образ Дон Кихота. Трагическое и комическое в образе главного героя.

Цель: раскрыть систему образов-персонажей, получить сведения о трагическом и комическом в образе главного героя.

Задачи: ученик знакомится с образами романа, развивает представление о приёмах изображения трагикомического героя, анализирует образ главного героя, учится находить нужную информацию, пересказывает и комментирует фрагменты художественного произведения, находит в тексте цитаты для подтверждения своих слов, развивает способность сопереживать, сравнивать высказывает собственную позицию по отношению к людям, событиям, явлениям в устной и письменной форме.

Содержимое разработки

Алейникова Ольга Александровна

ОСШГ №11 города Актобе

Предмет: русская словесность

Класс: 7 класс

Тема урока: Образ Дон Кихота. Трагическое и комическое в образе главного героя.

Дата проведения: 25.04. 2017г.

Цель: ученик раскрывает для себя систему образов-персонажей, получает сведения о трагическом и комическом в образе главного героя.

Задачи: ученик знакомится с образами романа, развивает представление о приёмах изображения трагикомического героя, анализирует образ главного героя, учится находить нужную информацию, пересказывает и комментирует фрагменты художественного произведения, находит в тексте цитаты для подтверждения своих слов, развивает способность сопереживать, сравнивать высказывает собственную позицию по отношению к людям, событиям, явлениям в устной и письменной форме.

Ожидаемые результаты:

А: ученики знают теоретический материал, владеют знанием содержания отдельных глав романа «Дон Кихот», знают систему образов-персонажей, учатся строить диалог, работать с текстом и сотрудничать в группе и в паре;

В: ученики умеют применять ранее изученную информацию в новых и конкретных ситуациях для решения проблем; учатся сравнивать, рассуждать, делать выводы и строить продуктивный диалог; умеют оценивать свою деятельность на уроке.

С: ученики умеют выявлять особенности трагикомического образа главного героя, давать оценочную характеристику персонажам; формулировать основную мысль произведения; умеют сравнивать, рассуждать, аргументировать свою точку зрения; умеют строить продуктивный диалог, сотрудничать в группе и раскрывать свои творческие способности; умеют оценивать свою деятельность на уроке.

Ресурсы: Учебная программа по русской литературе за 5-7 класс школ с русским языком обучения МО и Н РК, Астана, 2010г.

Учебник «Русская словесность: мир художественной литературы» для 7 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения под редакцией Лукпановой Г.Г., Шашкиной Г.З., Махраковой И.Р., 3-е издание, переработанное., Алматы, «Атамұра», 2012 г

Ключевые идеи: Дон Кихот, кодекс благородного человека, приёмы изображения комического, литературная пародия.



Эпиграф :

Не падай, надменное горе! Вставай, молодая тоска!
Да здравствует вне категорий высокая роль чудака!
Он будет — заранее ясно — смешон и ничтожен на вид,
Да здравствует вне категорий высокая роль чудака!
Он будет — заранее ясно — смешон и ничтожен на вид,
Кольцом неудач опоясан, дымком неустройства повит.
А кто-то кричит: «Декламируй. Меча не бросай, Дон-Кихот!
В горячей коммерции мира, Ты мелочь, а всё же доход.
Дерись, разъярясь и осмелясь, И с красным вином в бурдюках,
И с крыльями ветряных мельниц,Ты этим прославлен в веках.
Недаром, сожженный как уголь, в потешном сраженный бою,
Меж марионеток и кукол ты выбрал богиню свою!
Она тебе сердце пронзает, во всем отказав наотрез.



Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационные формы

Используемые модули

Мотивационный


10 мин






Проверка д/з





Создание положительного психологического настроя.

Организация работы в группах.
















РАЗМИНКА

Организация деления детей на группы.

Говоpят, что нам не повезло,

В том, что вpемя pыцаpей пpошло,

Что исчезли смелость и отвага.

Безнаказанно вокpуг гуляет зло.

Застоялись кони под седлом,

Ржавчиной покpылись меч и шпага


Дома вы должны были нарисовать рисунки «Каким вы видите Дон Кихота?» и выучить монолог Дон Кихота о свободе.

Творческое задание: «Как вы думаете, исчерпывается ли цель автора созданием пародии на рыцарский роман и его героев?»

Что вы представляете, ощущаете, воображаете, услышав имя Дон Кихот? Перечислите всё это словесным рядом и нарисуйте возникающие в воображении ассоциации.

Проблемный вопрос:

Какими чертами должен обладать благородный человек?

Так кто такой Дон Кихот? – жалкая пародия на героя рыцарских романов или символ вечной борьбы за справедливость, добро и прекрасные идеалы?

О чем пойдет речь на уроке?

О нем и речь. Вернее даже не о нем, а о том, благодаря чему он живет в веках.



После разминки учащиеся формируют группы по методу континиум (встаньте по алфавиту по начальной букве фамилии),

рассаживаются по группам.




По желанию зачитывают выполненное задание, монолог.

Предлагают варианты образа дон Кихота в рисунках, отвечают на вопросы.

Составляют кластер




Выходят на тему урока.

Формулируют цель урока.





















индивидуальная

парная

групповая


Фронтальная

ИКТ (демонстрация слайдов, разминка)

Новые подходы к обучению: Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).



Критическое мышление (кластер)

Операционный

15 мин

Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.

Выявление одарённых и талантливых детей.

Проверка умения строить продуктив-

ный диалог



Итак, мы в солнечной Испании.

(Звучит фрагмент «Арагонской хоты» русского композитора Глинки). Подумайте и обсудите в течение 1-ой минуты

-Как Дон Кихот представляет себе рыцаря?

-С какой целью дон Алонсо решил стать странствующим рыцарем?

- Какие дела будут совершать рыцарь и оруженосец во время своих странствий?

Задание №1

Анализ эпизодов.

1 группа

1. Проанализируйте смешной эпизод «битва с ветряными мельницами» стр 310-311

Прочитав текст, обсудите в группе следующие вопросы:

1. Кем вам кажется Дон Кихот в описанных приключениях: сумасшедшим; ребенком, играющим в рыцаря; фантазером и выдумщиком или еще кем-либо? Почему?

2. Какие ситуации вам показались смешными? Какой это смех?

3. Почему автор, на ваш взгляд, соединяет комическое и совсем не смешное, драматическое начало, повествуя нам эту историю?

4.Следуя замыслу писателя, этот роман – пародия, сатира на рыцарство. Поэтому главный герой – фигура комическая. Докажите. Какие приёмы создания комического и трагического образа использовал автор? Почему главный герой фигура комическая?


5. Если бы вам пришлось нарисовать Дон Кихота в этой ситуации, как бы вы изобразили его? (Рисовать можно красками на бумаге или словами.)

Составьте диаграмму Венна комическое и трагическое в романе. Выскажите ваше отношение к герою.

2 группа

Проанализируйте эпизод «поединок со львами» . Прочитав текст, обсудите в группе следующие вопросы:

1. Как вы считаете, «безумен» или «дерзновенен» Дон Кихот? Почему? Для чего, по-вашему, автор дает своих героев в спутники друг другу? Что комического в этом эпизоде?

2. Подберите и запишите слова, которые выражают ваши ощущения, чувства, отношение к герою романа в данном приключении.

3. Если бы вам пришлось нарисовать Дон Кихота в этой ситуации, как бы вы изобразили его? (Рисовать можно красками на бумаге или словами.)

4.Какое качество поражает?

Мужество, доводящее до безумия. Откуда оно в герое?


3 группа

Анализ эпизода «губернаторство Санчо Панса»

Прочитав текст, обсудите в группе следующие вопросы:

1. Какие советы дает Дон Кихот своему оруженосцу перед вступлением на пост губернатора? Как вы оцениваете советы, которые дает Дон Кихот Санчо Пансе?

2. Подберите слова, характеризующие идальго, и запишите их. Хотя Дон Кихота считают безумным, о чём говорят его советы?

3. Если бы вам пришлось нарисовать Дон Кихота в этой ситуации, как бы вы изобразили его? (Рисовать можно красками на бумаге или словами.)

4. Прочитайте данный ниже отрывок и подумайте, удалось ли Санчо следовать наставлениям своего господина. Попытайтесь сформулировать свое отношение к оруженосцу в данном эпизоде.

Какими принципами, по мнению Дон Кихота, должен руководствоваться хороший правитель?


4 группа

Анализ эпизода подготовки Дон Кихота к первому выезду. Почему Дон Кихот готов был пуститься в путь без промедления?

Как происходит посвящение в рыцари Дон Кихота? Что комического вы увидели? Проинсценируйте.

Вывод.

- Принесли ли советы Дон Кихота добро людям?

Как надо поступать в жизни?

Перед вами несколько имен Дон Кихота.

- Как вы считаете, каково его истинное имя?

Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский

Рыцарь Львов

Рыцарь Печального Образа

идальго, обедневший дворянин Алонсо Кихана по прозвищу Добрый.


Знакомятся с картой успеха.

Обсуждают в парах, группах, распределяют роли в группе, готовятся к защите.

Приём поднятого пальца












































Парная

групповая

ИКТ( фрагмент «Арагонской хоты» русского композитора Глинки) (фрагмент фильма, вопросы)

Критическое мышление (диаграмма Венна, синквейн).

Новые подходы к обучению: диалоговое обучение (беседа).

Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).




Новые подходы к обучению: диалогическая беседа.

Использование собственного опыта учеников.




































Рефлексия

20 мин

самооценка результатов деятельности


Задание №2

Проанализируйте образы Дон Кихота и Санчо Пансы в виде диаграммы Венна, дайте оценочную характеристику одному герою на выбор, составив его портрет.стр304.

Заполните таблицу, (дайте определение) используя словарь литературоведческих терминов.

комическое


трагикомическое


Трагический художественный мир


Соотнесите эти термины с примерами из текста. В чем комическое? В чем трагикомическое? О каком конфликте можно говорить?

Вывод: слабый и старый, но бесконечно добрый рыцарь Печального Образа вопреки здравому смыслу пытается утвердить в несовершенном, жестоком мире здравомыслящих людей свои правила. Мир смеётся над его попытками. Мир таков, каков он есть. ему нет дела до добра и зла. но человек неизбежно и постоянно делает выбор между тем и другим. И выбирает человек всё-таки чаще добро, и восхищается человек именно такими людьми, как Дон Кихот.

Предлагается самим разобраться, какое мнение вам симпатичнее и ближе. (дискуссионная карта)



Что важнее:

Признать свою ошибку, извиниться, не бояться попасть в глупое положение ради выручки товарища ИЛИ сохранить собственное достоинство.

И если вам когда-нибудь придется встать перед выбором, думайте сами, решайте сами, но поступайте в пользу Добра.

Как вы думаете, Дон Кихот – чудак или рыцарь? Или и то, и другое? Почему?

Вы настаиваете на его рыцарстве. А из каких соображений? Почему вы склонны считать героя рыцарем?

Составьте кодекс благородного человека

-Просмотр фрагмента второй части фильма «Каникулы Петрова и Васечкина» (автор сценария Т. Коневская, режиссер В. Алеников. Одесская киностудия, 1984) — картина «Рыцарь

-Поднимите руку, кто считает, что благородство Дон Кихота еще живет сегодня, оно есть в людях, вас окружающих, в ваших сверстниках, а, может быть, даже в ваших одноклассниках!? А может время рыцарей прошло?

Пусть пpоходит вpемя - не беда.

Остаются pыцаpи всегда,

И всегда готовы ногу в стpемя.

Их не замечают иногда,

Но хотя пpоносятся года,

Рыцаpи нужны в любое вpемя.

Заполнение карты успеха.







































Составляют кодекс благородного человека постер, затем взаимообмен 2 звезды 1 пожелание



















Критическое мышление. Постер кодекс благородного человека, диаграмма Венна, дискуссионная карта

Оценивание (формативное – самооценка, 2 звезды 1 пожелание)

ИКТ (демонстрация фрагмента фильма)







д/з


Анализ главы «…поступать надо в пользу добра». (Из главы 39 –ой)

Творческое задание:

Эссе. «Может время рыцарей прошло?»

1.соотнесите поведение рыцарей 16 века и в наше время.

2. Куда ведут дороги Дон Кихота? Письмо другу



Выявление одаренных (творческое задание)




Сохранить у себя:
Тема урока: Образ Дон Кихота. Трагическое и комическое в образе главного героя.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки