Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа
средняя общеобразовательная школа №10
Тема самообразования:
«Развитие одарённости учащихся как способ достижения предметной компетентности на уроках математики»
План работы
на 2017 -2018 учебный год
учителя математики
Поповой Е.Н.
Тема самообразования : « Развитие одарённости учащихся как способ достижения предметной компетентности на уроках математики и во внеурочной деятельности».
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.»
Колмогоров
«Умение решать задачи - такое же
практическое искусство, как умение
плавать или бегать. Ему можно
научиться только путем подражания
или упражнения».
Д. Пойя
Пояснительная записка.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, нужно приложить немалые усилия. При традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, и одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познавательные потребности, особенно в старших классах, угасают, потому что одаренный ребенок по уровню познавательного развития опережает своих сверстников. Темп работы одаренного ученика слишком быстрый по сравнению с другими учащимися. Поэтому учителю в своей работе необходимо регулярно использовать дифференциацию и индивидуализацию в обучении. Прежде всего, важно изучить индивидуальные особенности учеников в классе.
В последние годы проводится много различных математических олимпиад. Кроме традиционных олимпиад, проводятся также дистанционные, устные, заочные, нестандартные и другие виды олимпиад. Математические олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени математической подготовленности учащихся и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в области математики, но и стимулируют углубленное изучение предмета.
Основная цель:
выявление талантливых ребят,
развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности у обучающихся,
создание необходимых условий для поддержки одаренных детей,
распространение научных знаний среди молодежи.
Задачи:
- развитие мышления, логики детей;
- обучение детей работать в команде;
-привитие любви к математике.
Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы о необходимых условиях подготовки учащихся к олимпиадам:
Повышение интереса учащихся к углубленному изучению предметов.
Создание оптимальных условий для выявления одаренных школьников, их интеллектуального развития и профессиональной ориентации;
Пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности;
Развитие у учащихся логического мышления, умения интегрировать знания и применять их для решения нестандартных задач;
Активизация работы факультативов, кружков, развитие других форм работы со школьниками;
Совершенствование процесса обучения математики через организованную систему работ.
План
Месяцы | Работа над темой |
сентябрь | Выбор темы самообразования. Составление плана по самообразованию.
|
октябрь | Подготовка олимпиадных задач, связанных с темой уроков.
|
ноябрь | Систематизация ребусов, анограмм, софизмов по математике.
http://www.math.ru?- Math.ru: Математика и образование ( знакомство с сайтом) |
декабрь | Подборка творческих домашних заданий.
|
январь | Подбор упражнений на классификацию, абстрагирование и аналогию.
Волгоград "Учитель", 2009.
|
февраль | Подбор заданий для внеклассной работы. Изучение книги: Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96 o Пойа Д. Как решать задачу. - |
март | Подбор заданий для заочной работы.
|
апрель | Знакомство с материалом «Из опыта работы подготовки школьников к олимпиаде по математике»
|
май | Анализ работы над темой по самообразованию. Составление отчёта по работе над темой. |