МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34
СТАНИЦЫ НОВОМИНСКОЙ КАНЕВСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Тема по самообразованию
«Совершенствование навыков выразительного, осознанного и беглого чтения у учащихся начальных классов».
Подготовил:
Пронченок И.Г.
учитель начальных
классов,
руководитель ШМО
учителей начальных
классов
«Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению , и какую ответственность он несёт перед учеником, его родителями, учителями средней школы. Зачастую именно средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, пришедшие в 5 класс, читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.
Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И этому столь необходимому умению ребёнка учит учитель начальных классов. Перед учителем начальной школы встаёт вопрос: как сделать, чтобы учение не превратилось в горькую пытку? Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие ребёнка, как человека.
Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении «про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: как выйти на этот уровень? Как научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определять уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению в процессе работы. Мы стараемся формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность. Какие же упражнения мы используем в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:
упражнения, направленные на развитие чёткости произношения;
упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
Урок обычно начинаем с игровой разминки, т.е. работы над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения.
Упражнения для разминки предлагаются следующего вида:
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
Самолёты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
Муха бьётся в стекло: з-з-з.
Или:
Летела муха около уха: ж-ж-ж.
Летела оса около носа: с-с-с.
Летел комар и звенел: з-з-з.
Сел на лоб, а мы его хлоп!
И поймали (кулачок прижимается к уху): з-з-з – пусть летит!
Затем следуют скороговорки, чистоговорки. Скороговорок ребята знают очень много, они находят их в книгах, детских журналах и сами разучивают со своими товарищами.
Далее проводится работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:
Б к з н п р в м ж д ф в к н п
Ж д л б т м ч в ц ф к в п н
М н р п т ш г ц ф в ч ш щ з
В ф ц к н г ш щ з вт м ч р л
П р л д ж з х щ ш н к ц ф ч
З х щ м ц ф ч к п н р т б л ш
Д ж т м с к н п в ф ш г ц щ л
М н к в ф ч ш ц т р л д к в з
Б л к в н м ф ш г ц щ х п х р
Н ф ч к п в ш т щ д л ж х б т
Ф ч к н р п в ц г ш д щ л ж б
К т г ш в щ з х д б ц ф в ч п т
Р н в з ф х ж т м ч ц б п н к в
Ш ж х н п к в ф ц ч с р т д б
Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд читаем с гласным а, второй ряд – с гласным о, третий ряд – с гласным у.
После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них:
А о у ы и э
Далее отводим время для жужжащего чтения: 3 мин вслух, 3 мин только губами, не проговаривая вслух слова, 3 мин читают только глазами.
Очень часто используем для хорового чтения забавные стихи, считалочки, потешки или заклички.
Например:
Заклички.
Радуга-дуга Дождик,дождик,
Не давай дождя, Дождик, лей,
Давай солнышко - Нам с тобою веселей.
Из-под облышка . Не боимся сырости,
Только лучше вырастем.
Очень любят дети играть в театр. Одну и ту же фразу читаем с разной интонацией.
Слышу лиса про твои чудеса. /Насмехаясь, иронично, жалостливо/
Ай-ай-ай.
Алла. Алла? Алла!
Инна. Инна? Инна!
Мама! Мама!! Мама!!!
Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.
Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие дети, так и читающие медленно. Тексты берём из приложения газеты «Первое сентября» «Начальная школа» для контроля чтения.
Например:
Снегурочка
(Русская народная сказка)
– А что, старуха, – говорит старик, – давай мы себе из снега дочку сделаем!
– Давай, – говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и стали дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, руки, ноги приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик нос, нарисовал рот, глаза. Глядь – а у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись; смотрит она, улыбается. И вышла из сугроба живая девочка. (65 слов)
Вопрос и задания:
1. Расскажи, как старик и старуха лепили себе внучку из снега.
2. Как они назвали снежную девочку?
3. Вспомни, чем закончилась эта сказка.
С большим текстом сначала знакомимся, затем читаем вместе, а потом читаем на время. У некоторых детей проверяем беглость и выразительность чтения.
Довольно часто на уроках мы используем такой вид работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения слов.
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение. Чтение по ролям мы проводим с инсценировкой. К такому чтению дети готовятся заранее. Чем же привлекателен для детей данный вид работы? А тем, что ребята сами изготавливают костюмы или маски для инсценировки.
Весьма полезны и принимаемы детьми ещё и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово».
«Игра в прятки» заключается в том, что ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страничку, остальные ребята должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
Игра «Мнимое слово». Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово (или несколько). Дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придаёт уверенность в своих силах. Ведь обычно учитель поправляет ученика, что лишает ребёнка возможности самоутверждения.
Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором», Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик.
Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
Начиная с 1 класса, мы ведём тетради по чтению. В этих тетрадях ребята выполняют творческие задания по изученным произведениям, самостоятельные работы по темам, выписывают понравившиеся выдержки из произведений, делают рисунки, пишут мини-сочинения «Моё мнение о герое» или «Моё мнение о произведении».
Большое внимание уделяю пересказу прочитанного. План пересказа нередко предлагают сами дети, а учитель вводит поправки или корректирует данную ими формулировку того или иного пункта плана. Сначала детям трудно пересказывать. Постепенно они учатся выделять в пересказываемом тексте основное содержание, точнее и короче выражать свои мысли. Такую работу целесообразно проводить с 1 класса.
Комплексная работа помогла значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить интерес к нему учащихся.
Список использованной литературы
1. Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского.// Начальная школа. – 2004. - №3. - С. 12-19.
2. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1997, Гл.5. «Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения».
3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 2008.
4. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников.
//Начальная школа. – 2005. - №1. – С. 33 –38.
5. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя/ Сост. В.Волина.- М.: Просвещение, 2007.
5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М.: Просвещение, 1991 г.
6. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. –1989- №7 – С. 24-27.