Учитель биологии МБОУ «СОШ№8» | Махмутова Ф.Р. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс/даты |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе | Урок №10, в разделе « Клеточное строение организмов»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Комбинированный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Индивидуальная, фронтальная, групповая форма работы. Частично-поисковый метод. Демонстрация опытов. Показ презентации, фильма. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательные интернет-ресурсы | Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, плакат «Строение клетки», уксус, семена огурца и подсолнечника, листья капусты, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, микролаборатория. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель | Сформировать знания о химическом составе клетки, выявить роль органических и неорганических веществ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи
| обучающие:
развивающие:
воспитательные:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные термины, понятия | Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- знать химический состав клетки; - рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке; - уметь отличать органические вещества от неорганических. | - регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - работать с учебником; - находить отличия; - составлять схемы-опоры; - работать с информационными текстами; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки; - уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации. | - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира – мира живых организмов?».
«Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке». Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания. | 1. Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.
1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?
2.Ученый открывший клетку.
6.Органоид, который является источником энергии в клетке. 2.Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их. Карточка 1. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа 1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида: а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома 2. Клеточная стенка имеется у клетки: а) растительной; б) бактериальной; в) животной 3. Органоид, который является источником энергии: а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро 4. Какой клетки характерен процесс фагоцитоза: а) вирусы; б) животной; в) растительной; г) бактерии 5. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы: а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) ЭПС Карточка 2. 1.Выбери правильный ответ 1.Клеточная оболочка не характерна для: а) растений, б) животных, в) грибов. 2.Растительная клетка отличается от животной наличием: а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий. 2. Допиши Для передвижения некоторые одноклеточные животные используют специальные приспособления в виде…. ложноножек, ресничек, жгутиков. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание!
Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (превращение) Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие Вы молодцы! Все знаете! Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно. Теперь ответь еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно. Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей) Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях. Тема урока «Химический состав клетки». | Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, проговаривают и осознают. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. ЭТАП целеполагания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ. | Формирование УУД: Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД 1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.
Личностные УУД
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. ЭТАП планирования. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Составление схемы «Вещества клетки» Вещества клетки неорганические вещества органические вещества вода минеральные соли белки жиры углеводы Обобщение результатов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 ЭТАП "Открытие" нового знании. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение. Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Вещества, из которых состоят клетки, разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ. Из чего состоят химические вещества? (Из атомов). Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические? Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%. Демонстрационный опыт, доказывающий наличие воды в клетках. 1. Прокаливание семян Положим в пробирку сухие семена огурца и прокалим их на огне. На стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделилась при нагревании из клеток. 2. Взвещивание Я заранее взяла два листа капусты одинаковой массы. Один из них высушила. Как вы думаете, зачем? (Правильно, что бы испарилась вода из клеток растения) Теперь давайте мы взвесим оба листа и посмотрим, сколько же там было воды. И запишем в тетради результаты. Роль воды в клетке:
Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества: - водоросли – йод, поэтому людям испытывающим недостаток этого элемента рекомендуют есть морскую капусту. - лютики – накапливают литий и по их месту произрастания можно судить о химическом составе почвы. - хвощ – растет, там, где кислые почвы. Роль минеральных солей в клетке:
Органические вещества - вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Их насчитывается около 10 миллионов. Как вы думаете каких веществ в клетках больше органических или неорганических? Кто из вас прав, мы сможем узнать, проведя опыт. Демонстрационный опыт по определению массы золы в клетках растений. Вы помните, сколько весил наш сухой лист. Теперь давайте мы его сожжем, а потом взвесим то, что останется после горения, т.е. золу. Зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках листьев капусты. При горении сгорели только органические вещества. Масса золы приблизительно 15% от массы листа. Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ, в клетках больше, чем неорганических. А сейчас вы сами проделаете ряд исследований. Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке. Определение крахмала А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете? Проделаем еще один опыт Б) Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике. Что вы наблюдаете? (Помутнение воды) Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода. Что наблюдаете? (Раствор посинел) Какой вывод мы можем сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода) В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал? Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы) А что такое тростник и свекла? (Растения) Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар) Роль углеводов в клетке: Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения. Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка. Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка) Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений) Отставьте стаканчик в сторону, не вынимая теста. Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке. Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена. Что наблюдаете? (Появляется жирное пятно на бумаге) Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир) Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными. Какие масличные растения вам известны? Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир? Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира? Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян. Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке. Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его пальцем. Что чувствуете? (скользкое, клейкое) Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги. | Проявление познавательной инициативы. Проведение исследований. Обсуждение в группах варианты решения. Оценка правильности выводов, решений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Биологический диктант: 1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала (йод) 2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса (сахар) 3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (углерод) 4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля (крахмал) 5.Общее название солей, содержащихся в клетке (минеральные) 6.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии (жиры) 7.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли (неорганические) 8.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки (белки) 9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто) 10.Растительный белок, оставшийся после промывания теста (клейковина) 11.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода (синий) 12.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал (клубень) | Закрепление. Самостоятельная работа в малых группах. Выполняют биологический диктант | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам: -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока? Подведение итогов с помощью стихотворения: Из элементов химических состоят вещества. И в клетках различных творят чудеса. Кипит там работа. Идут превращения, Названье таким превращеньям - явления. И создают вещества органические, Процессы те сложные, по сути химические. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 ЭТАП Домашнее задание. Параграф §8, вопросы на странице 42. На выбор выполнить одно задание
|
1. Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.
х | Л | о | р | о | п | л | а | с | т | ы |
1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?
г | у | К |
2.Ученый открывший клетку.
м | и | К | р | о | с | к | о | п |
С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?
ф
о
т
о
с
и
н
т
Е
з
Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.
в
А
к
у
о
л
ь
Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.
м | и | Т | о | х | о | н | д | р | и | я |
6.Органоид, который является источником энергии в клетке.
2.Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.
Карточка 1.
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной
3. Органоид, который является источником энергии:
а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро
4. Какой клетки характерен процесс фагоцитоза:
а) вирусы; б) животной; в) растительной; г) бактерии
5. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:
а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) ЭПС
Карточка 2.
1.Выбери правильный ответ
1.Клеточная оболочка не характерна для:
а) растений, б) животных, в) грибов.
2.Растительная клетка отличается от животной наличием:
а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.
2. Допиши
Для передвижения некоторые одноклеточные животные используют специальные приспособления в виде…. ложноножек, ресничек, жгутиков.
1. Работа с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?
|
|
|
2.Ученый открывший клетку.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?
Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.
Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.Органоид, который является источником энергии в клетке.
2.Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.
Карточка 1.
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной
3. Органоид, который является источником энергии:
а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро
4. Какой клетки характерен процесс фагоцитоза:
а) вирусы; б) животной; в) растительной; г) бактерии
5. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:
а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) ЭПС
Карточка 2.
1.Выбери правильный ответ
1.Клеточная оболочка не характерна для:
а) растений, б) животных, в) грибов.
2.Растительная клетка отличается от животной наличием:
а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.
2. Допиши
Для передвижения некоторые одноклеточные животные используют специальные приспособления в виде….
Карточка 1.
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной
3. Органоид, который является источником энергии:
а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро
4. Какой клетки характерен процесс фагоцитоза:
а) вирусы; б) животной; в) растительной; г) бактерии
5. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:
а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) ЭПС
Карточка 2.
1.Выбери правильный ответ
1.Клеточная оболочка не характерна для:
а) растений, б) животных, в) грибов.
2.Растительная клетка отличается от животной наличием:
а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.
2. Допиши
Для передвижения некоторые одноклеточные животные используют специальные приспособления в виде….
Карточка 1.
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной
3. Органоид, который является источником энергии:
а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро
4. Какой клетки характерен процесс фагоцитоза:
а) вирусы; б) животной; в) растительной; г) бактерии
5. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:
а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) ЭПС
Карточка 2.
1.Выбери правильный ответ
1.Клеточная оболочка не характерна для:
а) растений, б) животных, в) грибов.
2.Растительная клетка отличается от животной наличием:
а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.
2. Допиши
Для передвижения некоторые одноклеточные животные используют специальные приспособления в виде….