Тема : «Иван Грозный: реформатор или тиран?»

Тема : «Иван Грозный: реформатор или тиран?»

Цели:

-Проанализировать деятельность и личность Ивана Грозного ;

-Повысить мотивацию к изучению истории через проектную работу на уроке;

Задачи:

-Образовательная – способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлениям над одной из самых трагических страниц отечественной истории. Закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий.

-Развивающая – развивать у учащихся умение обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения.

-Воспитательная – воспитывать понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, исторические подходы к оценки личности.

Тип урока: Закрепление изученного материала

Форма занятия: учебная дискуссия.

Понятийный аппарат: опричнина, земщина, заповедные лета, судебник, избранная рада, стоглав, опричник, земский собор, самодержавие

Оборудование: компьютер и проектор, портреты эпохи, карта «Россия в 16 веке».

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.(5 минут)

Здравствуйте, меня зовутГамзатова Наида Айдемировна, я учитель истории гим.№6.

Сегодня урок истории проведу у вас я.

Дорогие ребята, я очень рада вас видеть и уверена, что наш урок пройдет в доброжелательной,рабочей атмосфере.

На сегодняшнемуроке мы перелистнем одну из интереснейших страниц, истории России. 2. Мотивация

- О чем и о ком же пойдет речь на сегодняшнем занятии?

Чтобы помочь вам сформулировать тему предлагаю посмотреть на экран. (видео презентация) (обучающие должны сформулировать тему дискуссии. Например, Иван грозный: тиран или реформатор. Противоречивая личность И. Грозного и т.д.)

Вывод: Иван Грозный : «Кто он? великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?»

Какая связь между Иваном IV, его эпохой и шахматами?

(Ответы учащихся)

- шахматы – увлечение царя, что характеризует его как человека с аналитическим складом ума, смерть застигла его, когда он расставлял шахматные фигурки. - шахматная доска – это Россия, а Иван Грозный великий гроссмейстер, который убирает и расставляет на ней фигуры по своей воли. - шахматы – требуют анализа, а эпоха Ивана Грозного – осмысления. - подобно черно-белым фигурам шахмат эпоха Ивана Грозного контрастна.

Каждая ваша версия интересна.С одной стороны это аналитик,обладающий феноменальной памятью, а с дрогой тиран и деспот.

Сегодня на уроке:

  • мы рассмотрим взгляды российских историков на деятельность Ивана Грозного
  • Оценим роль его реформ
  • И попробуем дать свою оценку деятельности Ивана IV.

Постановка проблемы :

Учитель : -16 столетие – время сложное и противоречивое,как и сам Иван IV. Личность которая до сих пор вызывает споры.

В российской истории, пожалуй, нет другой личности, которая вызывала бы больше разногласий среди исследователей, чем личность царя Ивана Васильевича, прозванного современниками Грозным. Большинство крупнейших русских историков XIX-ХХ столетий в своих трудах обращались к той эпохе, анализируя и давая оценку, как личности самого царя, так и времени его правления. Одних исследователей ввергают в ужас страшные проявления его беспощадной деспотичной натуры. Другие отдают предпочтение значимости целей, которые ставил перед собой Грозный царь, и признают его одним из величайших деятелей русской истории. Сегодня мы попытаемся дать свою оценку деятельности царя Ивана Васильевича и ответим на вопрос- Иван Грозный: реформатор или тиран?»

Работа с историческим документом

Погрузиться в историческую эпоху нам помогут –свитки. В них внесены важные сведения.

Иван Грозный – герой –добродетель ( Карамзин)

Иван Грозный- тиран своего народа (Соловьев)

Иван Грозный-жертва борьбы за власть (Соловьев)

(Ответы детей)

(Ответы учащихся)

Учитель : К сожалению, у многих людей представления о деятельности Ивана Грозного достаточно однообразны. Говоря о царе, мы вспоминаем его жестокий характер, чудовищные преступления против собственного народа. Давайте вспомнит что повлияло на становление личности Ивана Грозного.

Иван Грозный – первый русский царь, венчанный на царствие. Но его правление столь же противоречиво, как и символ царской власти - шапка Мономаха.

По официальной московской легенде шапка была якобы пожалована Владимиру Мономаху его дедом, византийским императором Константином Мономахом как знак царского достоинства (царь – от слова цезарь, титул римских императоров). На самом же деле этот головной убор был подарен Ивану Калите ханом Золотой Орды Узбеком.

Беседа:

-Какое впечатление произвёл на вас образ Ивана IV?

-В каком году родился И.Г.?

-Кем были его родители ?

Учитель: В его жилах смешалась кровь Рюриковичей последней византийской династии Палеологов (по отцу),татарских ханов и сербских деспотов (по матери).Иван гордился своим происхождением.Иноземцам подчеркивал,что он не является русским !

-В каком году умер отец И.Г. Василий Иванович?

-в каком году умерла мама И.Г.?

-Что послужило причиной смерти?

(В 1533 умер отец, в 1538-умерла мать)

Учитель сообщает: После смерти Василия III в 1533г. наследником престола становится его малолетний сын Иван

«Ивану было 3 года, когда умер его отец. Правительницей стала его мать, Елена Васильевна Глинская, вторая жена Василия. В 1538г. умерла и она (по слухам, отравленная боярами) и малолетний Иван остался круглым сиротой.(…)

Мальчик-государь, от природы умный, живой, впечатлительный и наблюдательный, рос в обстановке заброшенности и пренебрежения. Бояре-правители не только не заботились о его правильном образовании и воспитании, но даже плохо одевали и кормили его и младшего брата, а иногда и прямо обижали и оскорбляли его; но во время торжественных церемоний и парадных приёмов, на глазах народа и иноземных послов, бояре оказывали юному государю все знаки внешнего почтения к его высокому сану. Так в душе мальчика рано образовалось чувство вражды и ненависти к боярам как к врагам и похитителям власти. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий и его собственные беспомощность и бессилие развили в нём робость, подозрительность, недоверие к людям, а с другой стороны, пренебрежение к человеческой личности и к человеческому достоинству.(…)

Учитель: Детство осталось в памяти Ивана как время обид и унижений, конкретную картину которых он дал в своих письмах к князю Курбскому. Сам Иван Грозный вспоминал: « Ни в чём не поступали с нами так, как следует поступать с детьми».

-Обида и горечь слышится в этих словах, не правда ли?

-Но как поступает он сам, будучи взрослым человеком?

Учитель: Известен и такой случай. Когда князь Курбский бежал в Литву, отправил послание Ивану IV. Он в своей «епистолии» к царю, которую доставил верный слуга Курбского, осудил его действия, опричнину. Истекая кровью, читал слуга послание. Грозный пробил ему ногу своим посохом, опёршись на который стоял и слушал чтение.

( Обсуждение мнений).

Вывод: Рос в борьбе между боярскими группировками.От природы был у него впечатлительный характер,тем самым не уравновешенным.Поэтому,как подросток,был трудным.

Оставшись без отца и матери,он сумел стать одним из самых образованных людей своего времени, обладал ярким литературным даром, способностью образного мышления. Увлекался : шахматами и коллекционировал драгоценные камни(сапфир)

Это первый царь при котором Россия начала превращаться в империю, т.е в состав Руси входят ряд территорий не русских, начало процесса доминирования империи!

Видио (Венчание царя )

-Какой титул получил И.Г. после венчания на царство ?

-В каком году венчание на царствование состоялось?

Венчание на царство.

16 января 1547 года в Успенском соборе Московского кремля состоялось торжественное венчание на царство 16-летнего Ивана IV. Титул великого князя сменился титулом царя.

Царями на Руси называли византийских и германских императоров, а также ордынских ханов.

Почему же Иван IV пожелал стать царем, не удовлетворившись великокняжеским титулом?

(ответы учащихся)

Вывод : итак, провозгласив себя царём, Иван IV достигал одновременно нескольких целей:

– демонстрировал полную независимость от Орды и, более того, равенство с ней;

– царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Теперь русский государь приравнивался к самым знатным правителям мира;

- наконец, обретение царского титула имело значение для внутренней политики, став царём, государь поднимался на недосягаемую высоту над многочисленными князьями.

_Учитель: Около 1549 года царь приблизил к себе новых советников – так называемую Избранную раду (рада - от немецкого «рат» - совет).

-Что такое Избранная рада? (Избранная рада (1549-1560)- кружок придворных деятелей при царе)

-Назови лидеров входивших в число представителей Избранной рады?

(Лидером её был Алексей Фёдорович Адашев и царский духовник Сильвестр. Видную роль в ней играли: А.М.Курбский, И.М.Висковатый. В 50-ые годы XVI века Избранная рада провела ряд реформ, которые были направлены на формирование централизованного государства. Осуществить их было возможно лишь при поддержке широких слоёв населения.)

В 1549 году царь повелел собрать в Москве представителей боярства, духовенства и служилых людей для обсуждения предложенных преобразований. Это был первый в истории России Земский собор – собрание представителей сословий (всех русских земель). В своём выступлении царь обвинил бояр в злоупотреблениях, которые они творили во время его малолетства, и призвал всех к совместной работе, объявив о необходимости и начале реформ.

-Какие реформы были осуществлены ?

Реформы Избранной рады:

  • Первый Земский собор 1549 г. – орган сословного представительства, обеспечивающий связь центра и мест, речь Ивана IV с лобного места: осуждение неправильного боярского правления, объявление необходимости реформ.
  • Судебник 1550 г. – развитие положений Судебника Ивана III, ограничение власти наместников и волостителей, усиление контроля царской администрации, единый размер судебных пошлин, сохранение права крестьян на переход в Юрьев день.
  • Стоглавый собор 1551 г. – унификация церковных обрядов, признание всех местно-почитаемых святых общерусскими, установление жесткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.
  • Военная реформа 1556 г. – принято Уложение о службе: ограничение местничества на период военных действий, помимо конного поместного ополчения, организация постоянного войска – стрельцы, пушкари, единый порядок военной службы.
  • Формирование приказной системы.
  • В 1556 году была проведена реформа местного управления.

Вопрос классу.

- Итак, каково значение данных реформ? (ответы учащихся)

? – В чем отличия в управлении государством? ? – Как вы думаете, Иван Грозный правильно сделал, изменив систему управления? Задание на доске: выберите реформы, проведенные во время правления Ивана Грозного, объясните ваш выбор. Издание сборника законов - Судебника Отмена крепостного права Создание стрелецкого войска Роспуск Боярской Думы Издание Стоглава Высокие налоги

Выводы: «+» Реформы способствовали укреплению Российского государства, они усилили власть царя, привели к улучшению местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны. «-» Единоличная власть, не ограниченная никакими законами; закрепощение крестьян

Вывод:Таким образом, Избранная рада наметила путь медленных, постепенных преобразований, рассчитанных на укрепление централизации в течение длительного времени. Реформы способствовали консолидации дворянства в единое сословие, укрепили государственное управление, военную систему государства, заметно усилили его централизацию.

- В каком году правительство Избранной рады прекратило существование? ( в 1560 году)

-В чём же причины падения Избранной рады? (Среди причин, конечно же, были и личные.

Иван IV жаждал властвовать единолично. И если по началу, когда он набирался государственного опыта, обойтись без советников было невозможно, то чем далее, тем сильнее стесняли они царя в его правлении.

Но главное - Иван IV и его советники по-разному представляли себе способы дальнейшего развития страны.

Вывод: Царю не терпелось немедленно видеть свои решения воплощёнными в жизнь, что он связывал с беспрекословным подчинением подданных. Стремление ускорить процессы централизации, неумение Ивана Грозного терпеливо ждать, когда его политика принесёт должные результаты, а также его недоверие к боярскому окружению постепенно подводили его к террору.)

Физминутка( слайд изображения шапки Мономаха-5 шт)

1.Соедините зрительно шапки по часовой стрелке, затем против. Проведите от центрального изображения лучики к мелким изображениям.

2. Необходимо встать. Ребята, представьте что гуляя по Москве в 16 веке вы встретили Царя, продемонстрируйте, что должен был сделать человек того времени (поклон)

Учитель : Сейчас мы посмотрим видеофрагмент (Опричнина).

-Определите, как меняется политика Ивана IV, какими средствами она осуществляется?

- Определите, как меняется политика Ивана IV, какими средствами она осуществляется?

Опричнина (1565-1572гг).

-Что означает слово опричнина (от « опричь»- кроме).,

(Опричнина – это политика Ивана IV, которая привела к разделу земель на земские, под управлением старой боярской Думы, и опричные (государев удел) во главе с царём. Сопровождалась террором.)

Какие были цели опричнины? (Цели опричнины:- установление неограниченной власти царя;- борьба с самостоятельностью боярства;- ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений Новгородской вольницы)

-Расскажите о опричном войске?

-Как звали одного из самых жестоких опричников? (Малюта Скуратов).

-К каким же последствиям привела эта политика?

-Последствия опричнины?( укрепление режима личной власти царя;- ликвидация пережитков удельной системы ;хозяйственное разорение страны;-начало процесса государственного закрепощения крестьян)

Выводы: «+» Введение опричнины было вынужденной мерой, направленной на форсированную централизацию государства. «-» Убийства и изгнание бояр привело страну к упадку, разорению, гибели.

Учитель :

Иван IV Грозный вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал очень хорошей памятью. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного (Покровский Собор) на Красной площади в ознаменование покорения Казанского царства, развитие иконописи. Строились новые учреждения, новые училища для образования народа, множество новых городов.

Учитель: Внешняя политика Ивана Грозного.

-Назовите основные направления внешней политики?

на востоке

на западе

1. Борьба с Казанским, Астраханским, Крымским ханством.

2. Достижение выхода к Балтийскому морю. 3. Объединение земель, входивших в Древнерусское государство.

Работа с картой ( слайд). 1 Казанское ханство возникло в результате распада Золотой Орды. Казанское ханство было неспокойным соседом и часто совершало набеги на русские земли. Поэтому Иван Грозный решил подчинить это ханство. После долгой осады Казань была взята в октябре 1552 г. 2. Астраханское ханство также возникло в результате распада Золотой Орды. Оно было слабым и мало защищённым, поэтому войска Ивана Грозного с легкостью завоевали его. Астрахань была присоединена к России в 1556 г. Чувашия и Башкирия добровольно вошли в состав России. 3. Сибирское ханство занимало обширное пространство Западной Сибири. Оно было богато полезными ископаемыми и пушными зверями. В 1582 г. отряд казаков во главе с Ермаком отправился в поход. Воины-первопроходцы подошли к Кашлыку – столице хана Кучума, войска которого были разбиты и разбежались. После нескольких лет борьбы, продолжавшейся с переменным успехом, Сибирское ханство было присоединено к Российскому государству.

- Ребята, как вы думаете каковы причины завоевания этих земель? Причины завоеваний: (причина зашифрованы в картинках). Слайды 11-13. а) ханства держали в своих руках Волжский торговый путь; б) обширные районы плодородной земли;. и) расширение территории государства. Выводы: «+» Завоевания Ивана Грозного способствовали централизации Российского государства, расширению его границ и укреплению военной мощи страны. «-» Насилие и гнёт русской администрации, насильственная христианизация, захват земель русскими помещиками, жестокое подавление народных выступлений. Слайд 14. Гимнастика для глаз.

Учитель :В середине 16 в страна переживала экономический подьем, появились до 40 городов.Держава вела активную внешнюю политику. Ливонская война 1558-1583г.

-В каком году была Ливонская война?

-Причины начало войны?

-Чем закончилась война?

Проектная деятельность :

Реформатор,

Прогрессивный. Талантливый

Развивает, меняет, улучшает

Модернизация, величие, масштаб, прогресс

Преследует, властвует, карает

Жестокий, ненавистный

Тиран

Вывод : Иван Грозный – реформатор и тиран в одном лице, что для российской истории является весьма характерным

Итог урока

Мозговой штурм: На какие этапы можно разделить эпоху правления Ивана IV?

Варианты ответов с краткой характеристикой этапов:

1.а) 1533-1538 – время правления Елены Глинской;

б) 1538-1547 гг. – боярское правление

в) 1547-1560гг. – самостоятельный период правления, отмеченный проведением конструктивных преобразований Ивана IV и созданного им правительства «Избранная рада».

г) 1560-1584г. – время самодержавной власти.

2. а) 1533-1560гг. – до опричный этап.

Для чего же мы анализировали сегодня наше прошлое? (чтобы осмыслить уроки прошлого; чтобы лозунг «Цель оправдывает средства» никогда не стал бы лозунгом, по которому вы станете строить свою жизнь; чтобы всегда помнили, что аморальные, злые деяния не могут привести к прогрессивным результатам.)

- С каким правителем можно сравнить Ивана Грозного? Почему?

Тезисы для обсуждения с классом :

  1. Вы считаете,что для того, чтобы усилить централизованную власть, объединить страну,расширить ее территории,можно оправдать те средства, которыми пользовался Иван Грозный ?
  2. Вы считаете, что Иван Грозный – гений. Но, давайте вспомним опричнину, Новгородский погром. Вы считаете после этих событий можно назвать Ивана Грозного гением?
  3. Вы считаете Иван Грозный – это злодей. Но, давайте вспомним начало книгопечатания, строительство храмов, присоединение территорий к нашей стране. Разве может злодей сделать так много для государства?
  4. Вы считаете, что у Ивана Грозного много заслуг, но, как вы относитесь к тому, что после его правления население Новгородской земли, по сравнению со временем правления Василия III сократилось в 8 раз. Торговых дворов на северо-западе России осталась лишь одна шестая часть. Число крестьянских хозяйств сократилось в 16 раз, а вокруг Москвы опустело 84% пахотных земель.
  5. Вы считаете Иван грозный - злодей. Но, давайте вспомним его детство. Можно ли оправдать бояр, которые творили бесчинства на глазах у взрослеющего государя. Не они ли сами заложили в характере Ивана подозрительность, жестокость, а потом пожинали плоды своей деятельности.
  6. Вы считаете, что Иван Грозный – гений. Но, как вы можете объяснить тот факт, что от его бесчинства страдали не только бояре, но и простой народ? Не злодейство ли это?
  7. Вы считаете, что народ боялся Ивана IV и считал его злодеем. Но, если бы народ, действительно считал его жестоким тираном, разве стали бы они просить вернуться из Александровской слободы обратно на царство?

Иван Грозный, безусловно, является великой и трагической фигурой отечественной истории. Кровавый террор, которым сопровождалось становление Российского государства, не оправдывается высокой целью создания мощного и сильного государства. Но не надо забывать, что царь Иван – сын своего жестокого времени и, стремясь принести пользу государству, пользовался общепринятыми тогда методами.

Иван Грозный был настоящим мастером политического театра, сегодня его назвали бы шоуменом.Только в его театре текла, не бутафорская, а самая настоящая кровь. Он как-то по особенному устраивал массовые казни. Парой царь вершил суд с черным юмором.

Домашнее задание: написать небольшое историческое эссе : «Мое отношение к личности Ивана Грозного».

Содержимое разработки

Тема : «Иван Грозный: реформатор или тиран?»

Цели:

-Проанализировать деятельность и личность Ивана Грозного ;

-Повысить мотивацию к изучению истории через проектную работу на уроке;

Задачи:

-Образовательная – способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлениям над одной из самых трагических страниц отечественной истории. Закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий. 

-Развивающая – развивать у учащихся умение обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения. 

-Воспитательная – воспитывать понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, исторические подходы к оценки личности.

Тип урока: Закрепление изученного материала 

Форма занятия: учебная дискуссия. 

Понятийный аппарат: опричнина, земщина, заповедные лета, судебник, избранная рада, стоглав, опричник, земский собор, самодержавие 

Оборудование: компьютер и проектор, портреты эпохи, карта «Россия в 16 веке». 

ХОД ЗАНЯТИЯ 

  1. Организационный момент.(5 минут) 

Здравствуйте , меня зовут Гамзатова Наида Айдемировна, я учитель истории гим.№6.

Сегодня урок истории проведу у вас я.

Дорогие ребята, я очень рада вас видеть и уверена, что наш урок пройдет в доброжелательной ,рабочей атмосфере.

На сегодняшнем уроке мы перелистнем одну из интереснейших страниц, истории России.
2. Мотивация

- О чем и о ком же пойдет речь на сегодняшнем занятии? 

Чтобы помочь вам сформулировать тему предлагаю посмотреть на экран. (видео презентация) (обучающие должны сформулировать тему дискуссии. Например,  Иван грозный: тиран или реформатор. Противоречивая личность И. Грозного и т.д.)

Вывод: Иван Грозный : «Кто он? великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?» 

Какая связь между Иваном IV, его эпохой и шахматами?

(Ответы учащихся)

- шахматы – увлечение царя, что характеризует его как человека с аналитическим складом ума, смерть застигла его, когда он расставлял шахматные фигурки.
- шахматная доска – это Россия, а Иван Грозный великий гроссмейстер, который убирает и расставляет на ней фигуры по своей воли.
- шахматы – требуют анализа, а эпоха Ивана Грозного – осмысления.
- подобно черно-белым фигурам шахмат эпоха Ивана Грозного контрастна

Каждая ваша версия интересна .С одной стороны это аналитик ,обладающий феноменальной памятью, а с дрогой тиран и деспот.

Сегодня на уроке:

  • мы рассмотрим взгляды российских историков на деятельность Ивана Грозного

  • Оценим роль его реформ

  • И попробуем дать свою оценку деятельности Ивана IV.

Постановка проблемы :

Учитель : -16 столетие – время сложное и противоречивое ,как и сам Иван IV. Личность которая до сих пор вызывает споры.

В российской истории, пожалуй, нет другой личности, которая вызывала бы больше разногласий среди исследователей, чем личность царя Ивана Васильевича, прозванного современниками Грозным. Большинство крупнейших русских историков XIX-ХХ столетий в своих трудах обращались к той эпохе, анализируя и давая оценку, как личности самого царя, так и времени его правления. Одних исследователей ввергают в ужас страшные проявления его беспощадной деспотичной натуры. Другие отдают предпочтение значимости целей, которые ставил перед собой Грозный царь, и признают его одним из величайших деятелей русской истории. Сегодня мы попытаемся дать свою оценку деятельности царя Ивана Васильевича и ответим на вопрос- Иван Грозный: реформатор или тиран?»

Работа с историческим документом

Погрузиться в историческую эпоху нам помогут –свитки. В них внесены важные сведения.

Иван Грозный – герой –добродетель ( Карамзин)

Иван Грозный- тиран своего народа (Соловьев)

Иван Грозный-жертва борьбы за власть (Соловьев)

(Ответы детей)

(Ответы учащихся)

Учитель : К сожалению, у многих людей представления о деятельности Ивана Грозного достаточно однообразны. Говоря о царе, мы вспоминаем его жестокий характер, чудовищные преступления против собственного народа. Давайте вспомнит что повлияло на становление личности Ивана Грозного.

Иван Грозный – первый русский царь, венчанный на царствие. Но его правление столь же противоречиво, как и символ царской власти - шапка Мономаха.

По официальной московской легенде шапка была якобы пожалована Владимиру Мономаху его дедом, византийским императором Константином Мономахом как знак царского достоинства (царь – от слова цезарь, титул римских императоров). На самом же деле этот головной убор был подарен Ивану Калите ханом Золотой Орды Узбеком.

Беседа:

-Какое впечатление произвёл на вас образ Ивана IV?

-В каком году родился И.Г.?

-Кем были его родители ?

Учитель: В его жилах смешалась кровь Рюриковичей последней византийской династии Палеологов (по отцу),татарских ханов и сербских деспотов (по матери).Иван гордился своим происхождением .Иноземцам подчеркивал ,что он не является русским !

-В каком году умер отец И.Г. Василий Иванович?

-в каком году умерла мама И.Г.?

-Что послужило причиной смерти?

(В 1533 умер отец, в 1538-умерла мать)

Учитель сообщает: После смерти Василия III в 1533г. наследником престола становится его малолетний сын Иван

«Ивану было 3 года, когда умер его отец. Правительницей стала его мать, Елена Васильевна Глинская, вторая жена Василия. В 1538г. умерла и она (по слухам, отравленная боярами) и малолетний Иван остался круглым сиротой.(…)

Мальчик-государь, от природы умный, живой, впечатлительный и наблюдательный, рос в обстановке заброшенности и пренебрежения. Бояре-правители не только не заботились о его правильном образовании и воспитании, но даже плохо одевали и кормили его и младшего брата, а иногда и прямо обижали и оскорбляли его; но во время торжественных церемоний и парадных приёмов, на глазах народа и иноземных послов, бояре оказывали юному государю все знаки внешнего почтения к его высокому сану. Так в душе мальчика рано образовалось чувство вражды и ненависти к боярам как к врагам и похитителям власти. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий и его собственные беспомощность и бессилие развили в нём робость, подозрительность, недоверие к людям, а с другой стороны, пренебрежение к человеческой личности и к человеческому достоинству.(…)

Учитель: Детство осталось в памяти Ивана как время обид и унижений, конкретную картину которых он дал в своих письмах к князю Курбскому. Сам Иван Грозный вспоминал: « Ни в чём не поступали с нами так, как следует поступать с детьми».

-Обида и горечь слышится в этих словах, не правда ли?

-Но как поступает он сам, будучи взрослым человеком?

Учитель: Известен и такой случай. Когда князь Курбский бежал в Литву, отправил послание Ивану IV. Он в своей «епистолии» к царю, которую доставил верный слуга Курбского, осудил его действия, опричнину. Истекая кровью, читал слуга послание. Грозный пробил ему ногу своим посохом, опёршись на который стоял и слушал чтение.

( Обсуждение мнений).

Вывод: Рос в борьбе между боярскими группировками .От природы был у него впечатлительный характер ,тем самым не уравновешенным .Поэтому ,как подросток ,был трудным.

Оставшись без отца и матери ,он сумел стать одним из самых образованных людей своего времени , обладал ярким литературным даром , способностью образного мышления. Увлекался : шахматами и коллекционировал драгоценные камни(сапфир)

Это первый царь при котором Россия начала превращаться в империю, т.е в состав Руси входят ряд территорий не русских, начало процесса доминирования империи!

Видио (Венчание царя )

-Какой титул получил И.Г. после венчания на царство ?

-В каком году венчание на царствование состоялось?

Венчание на царство.

16 января 1547 года в Успенском соборе Московского кремля состоялось торжественное венчание на царство 16-летнего Ивана IV. Титул великого князя сменился титулом царя.

Царями на Руси называли византийских и германских императоров, а также ордынских ханов.

Почему же Иван IV пожелал стать царем, не удовлетворившись великокняжеским титулом?

(ответы учащихся)

Вывод : итак, провозгласив себя царём, Иван IV достигал одновременно нескольких целей:

– демонстрировал полную независимость от Орды и, более того, равенство с ней;

– царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Теперь русский государь приравнивался к самым знатным правителям мира;

- наконец, обретение царского титула имело значение для внутренней политики, став царём, государь поднимался на недосягаемую высоту над многочисленными князьями.

_Учитель: Около 1549 года царь приблизил к себе новых советников – так называемую Избранную раду (рада - от немецкого «рат» - совет).

-Что такое Избранная рада? (Избранная рада (1549-1560)- кружок придворных деятелей при царе)

-Назови лидеров входивших в число представителей Избранной рады?

(Лидером её был Алексей Фёдорович Адашев и царский духовник Сильвестр. Видную роль в ней играли: А.М.Курбский, И.М.Висковатый. В 50-ые годы XVI века Избранная рада провела ряд реформ, которые были направлены на формирование централизованного государства. Осуществить их было возможно лишь при поддержке широких слоёв населения.)

В 1549 году царь повелел собрать в Москве представителей боярства, духовенства и служилых людей для обсуждения предложенных преобразований. Это был первый в истории России Земский собор – собрание представителей сословий (всех русских земель). В своём выступлении царь обвинил бояр в злоупотреблениях, которые они творили во время его малолетства, и призвал всех к совместной работе, объявив о необходимости и начале реформ.

-Какие реформы были осуществлены ?

Реформы Избранной рады:

  • Первый Земский собор 1549 г. – орган сословного представительства, обеспечивающий связь центра и мест, речь Ивана IV с лобного места: осуждение неправильного боярского правления, объявление необходимости реформ.

  • Судебник 1550 г. – развитие положений Судебника Ивана III, ограничение власти наместников и волостителей, усиление контроля царской администрации, единый размер судебных пошлин, сохранение права крестьян на переход в Юрьев день.

  • Стоглавый собор 1551 г. – унификация церковных обрядов, признание всех местно-почитаемых святых общерусскими, установление жесткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.

  • Военная реформа 1556 г. – принято Уложение о службе: ограничение местничества на период военных действий, помимо конного поместного ополчения, организация постоянного войска – стрельцы, пушкари, единый порядок военной службы.

  • Формирование приказной системы.

  • В 1556 году была проведена реформа местного управления.

Вопрос классу.

- Итак, каково значение данных реформ? (ответы учащихся)

? – В чем отличия в управлении государством?
? – Как вы думаете, Иван Грозный правильно сделал, изменив систему управления? 

Задание на доске: выберите реформы, проведенные во время правления Ивана Грозного, объясните ваш выбор. 
Издание сборника законов - Судебника
Отмена крепостного права
Создание стрелецкого войска
Роспуск Боярской Думы
Издание Стоглава Высокие налоги

Выводы: 
«+» Реформы способствовали укреплению Российского государства, они усилили власть царя, привели к улучшению местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.
«-» Единоличная власть, не ограниченная никакими законами; закрепощение крестьян

Вывод:Таким образом, Избранная рада наметила путь медленных, постепенных преобразований, рассчитанных на укрепление централизации в течение длительного времени. Реформы способствовали консолидации дворянства в единое сословие, укрепили государственное управление, военную систему государства, заметно усилили его централизацию.

- В каком году правительство Избранной рады прекратило существование? ( в 1560 году)

-В чём же причины падения Избранной рады? (Среди причин, конечно же, были и личные.

Иван IV жаждал властвовать единолично. И если по началу, когда он набирался государственного опыта, обойтись без советников было невозможно, то чем далее, тем сильнее стесняли они царя в его правлении.

Но главное - Иван IV и его советники по-разному представляли себе способы дальнейшего развития страны.

Вывод: Царю не терпелось немедленно видеть свои решения воплощёнными в жизнь, что он связывал с беспрекословным подчинением подданных. Стремление ускорить процессы централизации, неумение Ивана Грозного терпеливо ждать, когда его политика принесёт должные результаты, а также его недоверие к боярскому окружению постепенно подводили его к террору.)

Физминутка( слайд изображения шапки Мономаха-5 шт)

1.Соедините зрительно шапки по часовой стрелке, затем против. Проведите от центрального изображения лучики к мелким изображениям.



2. Необходимо встать. Ребята, представьте что гуляя по Москве в 16 веке вы встретили Царя, продемонстрируйте, что должен был сделать человек того времени (поклон)



Учитель : Сейчас мы посмотрим видеофрагмент (Опричнина).

-Определите, как меняется политика Ивана IV, какими средствами она осуществляется?

- Определите, как меняется политика Ивана IV, какими средствами она осуществляется?

Опричнина (1565-1572гг).

-Что означает слово опричнина (от « опричь»- кроме).,

(Опричнина – это политика Ивана IV, которая привела к разделу земель на земские, под управлением старой боярской Думы, и опричные (государев удел) во главе с царём. Сопровождалась террором.)

Какие были цели опричнины? (Цели опричнины:- установление неограниченной власти царя;- борьба с самостоятельностью боярства;- ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений Новгородской вольницы)

-Расскажите о опричном войске?

-Как звали одного из самых жестоких опричников? (Малюта Скуратов).

-К каким же последствиям привела эта политика?

-Последствия опричнины?( укрепление режима личной власти царя;- ликвидация пережитков удельной системы ;хозяйственное разорение страны;-начало процесса государственного закрепощения крестьян)

Выводы:
«+» Введение опричнины было вынужденной мерой, направленной на форсированную централизацию государства.
«-» Убийства и изгнание бояр привело страну к упадку, разорению, гибели. 

Учитель :

Иван IV Грозный вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал очень хорошей памятью.
Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного (Покровский Собор) на Красной площади в ознаменование покорения Казанского царства, развитие иконописи. Строились новые учреждения, новые училища для образования народа, множество новых городов.

Учитель: Внешняя политика Ивана Грозного.

-Назовите основные направления внешней политики?

на востоке

на западе

1. Борьба с Казанским, Астраханским, Крымским ханством.

2. Достижение выхода к Балтийскому морю.
3. Объединение земель, входивших в Древнерусское государство.


Работа с картой ( слайд).
1 Казанское ханство возникло в результате распада Золотой Орды. Казанское ханство было неспокойным соседом и часто совершало набеги на русские земли. Поэтому Иван Грозный решил подчинить это ханство. После долгой осады Казань была взята в октябре 1552 г. 
2. Астраханское ханство также возникло в результате распада Золотой Орды. Оно было слабым и мало защищённым, поэтому войска Ивана Грозного с легкостью завоевали его. Астрахань была присоединена к России в 1556 г. Чувашия и Башкирия добровольно вошли в состав России. 
3. Сибирское ханство занимало обширное пространство Западной Сибири. Оно было богато полезными ископаемыми и пушными зверями. В 1582 г. отряд казаков во главе с Ермаком отправился в поход. Воины-первопроходцы подошли к Кашлыку – столице хана Кучума, войска которого были разбиты и разбежались. После нескольких лет борьбы, продолжавшейся с переменным успехом, Сибирское ханство было присоединено к Российскому государству.


- Ребята, как вы думаете каковы причины завоевания этих земель?
Причины завоеваний: (причина зашифрованы в картинках). Слайды 11-13.
а) ханства держали в своих руках Волжский торговый путь;
б) обширные районы плодородной земли;.
и) расширение территории государства.
Выводы: 
«+» Завоевания Ивана Грозного способствовали централизации Российского государства, расширению его границ и укреплению военной мощи страны.
«-» Насилие и гнёт русской администрации, насильственная христианизация, захват земель русскими помещиками, жестокое подавление народных выступлений. 
Слайд 14. Гимнастика для глаз.

Учитель :В середине 16 в страна переживала экономический подьем , появились до 40 городов .Держава вела активную внешнюю политику. Ливонская война 1558-1583г.

-В каком году была Ливонская война?

-Причины начало войны?

-Чем закончилась война?

Проектная деятельность :

Реформатор,

Прогрессивный. Талантливый

Развивает, меняет, улучшает

Модернизация, величие, масштаб, прогресс

Преследует, властвует, карает

Жестокий, ненавистный

Тиран

Вывод : Иван Грозный – реформатор и тиран в одном лице, что для российской истории является весьма характерным

Итог урока

Мозговой штурм: На какие этапы можно разделить эпоху правления Ивана IV?

Варианты ответов с краткой характеристикой этапов:

1.а) 1533-1538 – время правления Елены Глинской;

б) 1538-1547 гг. – боярское правление

в) 1547-1560гг. – самостоятельный период правления, отмеченный проведением конструктивных преобразований Ивана IV и созданного им правительства «Избранная рада».

г) 1560-1584г. – время самодержавной власти.

2. а) 1533-1560гг. – до опричный этап.

Для чего же мы анализировали сегодня наше прошлое? (чтобы осмыслить уроки прошлого; чтобы лозунг «Цель оправдывает средства» никогда не стал бы лозунгом, по которому вы станете строить свою жизнь; чтобы всегда помнили, что аморальные, злые деяния не могут привести к прогрессивным результатам.)

- С каким правителем можно сравнить Ивана Грозного? Почему?

Тезисы для обсуждения с классом :

  1. Вы считаете ,что для того, чтобы усилить централизованную власть, объединить страну ,расширить ее территории ,можно оправдать те средства , которыми пользовался Иван Грозный ?

  2. Вы считаете, что Иван Грозный – гений. Но, давайте вспомним опричнину, Новгородский погром. Вы считаете после этих событий можно назвать Ивана Грозного гением?

  3. Вы считаете Иван Грозный – это злодей. Но, давайте вспомним начало книгопечатания, строительство храмов, присоединение территорий к нашей стране. Разве может злодей сделать так много для государства?

  4. Вы считаете, что у Ивана Грозного много заслуг, но, как вы относитесь к тому, что после его правления население Новгородской земли, по сравнению со временем правления Василия III сократилось в 8 раз. Торговых дворов на северо-западе России осталась лишь одна шестая часть. Число крестьянских хозяйств сократилось в 16 раз, а вокруг Москвы опустело 84% пахотных земель.

  5. Вы считаете Иван грозный - злодей. Но, давайте вспомним его детство. Можно ли оправдать бояр, которые творили бесчинства на глазах у взрослеющего государя. Не они ли сами заложили в характере Ивана подозрительность, жестокость, а потом пожинали плоды своей деятельности.

  6. Вы считаете, что Иван Грозный – гений. Но, как вы можете объяснить тот факт, что от его бесчинства страдали не только бояре, но и простой народ? Не злодейство ли это?

  7. Вы считаете, что народ боялся Ивана IV и считал его злодеем. Но, если бы народ, действительно считал его жестоким тираном, разве стали бы они просить вернуться из Александровской слободы обратно на царство?

Иван Грозный, безусловно, является великой и трагической фигурой отечественной истории. Кровавый террор, которым сопровождалось становление Российского государства, не оправдывается высокой целью создания мощного и сильного государства. Но не надо забывать, что царь Иван – сын своего жестокого времени и, стремясь принести пользу государству, пользовался общепринятыми тогда методами.. 

Иван Грозный был настоящим мастером политического театра, сегодня его назвали бы шоуменом .Только в его театре текла , не бутафорская , а самая настоящая кровь. Он как-то по особенному устраивал массовые казни . Парой царь вершил суд с черным юмором .

Домашнее задание: написать небольшое историческое эссе : «Мое отношение к личности Ивана Грозного».















8


Сохранить у себя:
Тема : «Иван Грозный: реформатор или тиран?»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки