Информатика 7 класс
Урок 30. Технология мультимедиа
Цель урока: формирование ИКТ-компетенции
Планируемые образовательные результаты:
предметные – знать определение понятия мультимедиа, технология мультимедиа; знать, что является составляющими мультимедиа; иметь представление о том, в каких областях человеческой деятельности используются мультимедийные технологии; уметь оценивать количественные параметры мультимедийных объектов.
метапредметные – формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность; формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения.
личностные – формирование интереса к изучаемому материалу на уроке; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Решаемые учебные задачи:
рассмотрение сущности понятия «технология мультимедиа», областей использования мультимедиа;
рассмотрение звука и видео как составляющих мультимедиа;
рассмотрение подходов к оценке количественных параметров мультимедийных объектов;
Используемые на уроке средства ИКТ: мультимедийный проектор, ПК учащихся, презентация «Технология мультимедиа».
Учебная и методическая литература, используемая при подготовке к уроку:
Информатика, Учебник для 7 класса, Босова Л.Л., Босова А.Ю., 2013
Информатика, 7-9 класс, Методическое пособие, Босова Л.Л., Босова А.Ю., 2015
Этап урока | Содержание этапа (деятельность учителя и деятельность обучающихся)
| Педагогическая целесообразность этапа | ||||||||||||||||||||
Организационный момент | Учитель приветствует учащихся Учащиеся приветствуют учителя и рассаживаются по местам | Создать благоприятный настрой на работу
| ||||||||||||||||||||
Актуализация знаний учащихся и фиксирование затруднений | Учитель: Школьники, студенты все делают доклады. Но у кого-то они получаются интересными. А у кого-то скучными. Как вы думаете, как сделать так, чтобы доклад был интересен для слушателей. Обсуждение, учащиеся предлагают свои решения. Ученики: Выдвигают гипотезы по созданию интересного доклада. Групповое обсуждение идей. Учитель: Слайд 2: Предлагаю вам разгадать кроссворд. На тему «Что поможет нам сделать доклад интересным»
По вертикали: 1.область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений (рисунков, чертежей, мультипликации) на компьютере. 2.визуальная или аудиовизуальная информация, которую можно хранить, передавать, обрабатывать, воспроизводить. По горизонтали: 1.движущиеся графические изображения 2.голоса людей, пение птиц, шум грома – это … 3.последовательность любых символов, набранных в MSWord.
Ученики: Смотрят слайд презентации, решают кроссворд. Делают выводы Учитель: Для хорошего доклада нужна видеодемонстрация, она улучшает его восприятие и вызывает заинтересованность слушателей. Для создания демонстрации доклада нужно использовать: изображение, видео, звук, краткие тезисы и другое. Ученики: Выслушивают высказывания, оценивают их истинность и ложность
| Актуализировать знания учащихся, выявить затруднения | ||||||||||||||||||||
Формулировка темы и задач урока | Учитель: Слайд 3: Давайте разгадаем ребус и узнаем, каким термином называют технологию одновременного использования звука, видео, анимации, статических изображений, текстов и управляющих элементов. Разгадывают ребус. Ученики: мультимедиа Итак, тема нашего урока “Технологии мультимедиа” Сегодня мы должны узнать, что такое технология мультимедиа и должны научиться оценивать количественные параметры мультимедийных объектов.
| Подготовить учащихся к усвоению материала урока | ||||||||||||||||||||
Изучение нового материала | Учитель: Слайд 6: Мультимедиа – это объединение текста, звука, графики и видео в одном информационном объекте. Технология мультимедиа - это технология, обеспечивающая одновременную работу со звуком, видеороликами, анимацией, статическими изображениями и текстами в интерактивном (диалоговом) режиме. Слайд 7: Технология мультимедиа положена в основу создания всевозможных мультимедийных продуктов, характерными особенностями которых являются: 1.Объединение в одном продукте текстовой, графической, аудио-, видеоинформации, анимации. 2. Наличие интерактивного (диалогового) режима работы 3. Возможность быстрого поиска информации 4. Широкие возможности навигации 5. Возможность работы в реальном времени, в замедленном или ускоренном темпе 6. Дружественный пользовательский интерфейс Слайд 8: Мультимедийные технологии широко применяются в: образовании, науки и техники, культуре и искусстве, бизнесе, компьютерных играх, туризме. Слайд 9: Графика, звук, видео и текст, объединенные в мультимедийном продукте, требуют больших объемов памяти. Поэтому для хранения и распространения мультимедийных продуктов используют: лазерные диски, flash память, карту памяти, внешний и внутренний жесткий диск . Мультимедиа технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений информатики. Они имеют целью создание продукта, содержащего "коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами Мультимедиа имеет самое прямое отношение к развитию интернет-технологий. Стало возможным отправлять аудио- и видеосообщения по электронной почте, а также общаться через Интернет в реальном времени, видя, при этом, собеседника на экране компьютера. Даже самый неопытный пользователь теперь может запросто подключиться к сети Интернет, найти, просмотреть или даже прослушать любую интересующую его информацию из любой точки мира, и все это стало возможным с развитием мультимедиа-технологий. Для работы с мультимедийными продуктами компьютер должен быть укомплектован аудиоколонками или наушниками, микрофоном, звуковой картой, устройством для чтения оптических дисков. Слайд 10: Звук и видео как составляющие мультимедиа. Звук – это колебания воздуха или любой другой среду, в которой он распрастраняется. Звуковые сигналы являются непрерывными. С помощью микрофона звуковой сигнал превращается в непрерывный электрический сигнал. Чтобы обрабатывать звук на компьютере, его надо дискретизировать – превратить в дискретный сигнал, последовательность нулей и единиц. Функцию преобразования звука из непрерывной формы в дискретную при записи и из дискретной в непрерывную при воспроизведении выполняет звуковая карта. Слайд 10: Качество преобразования непрерывного звукового сигнала в дискретный сигнал зависит: 1) от того, сколько раз в секунду будет измерен исходный сигнал т.е. частота дискритизации; 2) от количества битов, выделяемых для записи каждого результата измерений т.е. разрядность дискритизации. Чем больше разрядность и частота дискритизации, тем точнее предоставляется звук в цифровой форме и тем больше размер файла. (Например, если измерить амплитуду звука 44000 раз в секунду и на запись каждого результата измерений отводить 16 битов, то для хранения 1 секунды звукозаписи потребуется приблизительно 88 Кб памяти.) Ученики: Слушают учителя, выделяют существенную информацию. Формируются умения наблюдать, делать выводы. Выделение существенной информации из слов учителя Учитель:Слайд 10: Важной составляющей мультимедиа являются всевозможные движущие изображения: 1.Эффект движения 2.Покадровая анимация 3.Анимация спрайтами Учитель вместе с обучающимися смотрит видеоролики | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний
| ||||||||||||||||||||
Переход к этапу решения частных задач (5 мин.) | Учитель: Теперь давайте решим задачи на определение количественных параметров мультимедийных объектов: 1. Рассчитать объём памяти, необходимой для представления одноминутного фильма на экране монитора с пространственным разрешением 800×600 пикселей и палитрой из 256 цветов. (Слайд 10) 2. Вычислите, какое количество информации содержит 2-часовой цветной фильм, если один его кадр содержит около мегабайта информации, а за 1 с сменяется 36 кадров. (Слайд 11) Ученики: Решают задачи с объяснениями. | Умение решать задачи по данной теме урока | ||||||||||||||||||||
Первичная проверка понимания изученного | Учитель: Для того чтобы закрепить материал мы выполним не большую самостоятельную работу, но прежде чем приступить к ней повторим, что же мы сегодня узнали. (слайд 12) - технология мультимедиа – это? - мультимедийные технологии применяются в? - мультимедиа – это? Ученики: Обдумывают вопросы, дают ответы, используя новые понятия Молодцы! Учитель раздает задания на проверку понимания изученного материала. 1. Мультимедиа - это? 2.Вставь пропущенные слова. Технология мультимедиа - это это технология, обеспечивающая ………………. работу со звуком, …………., анимациями, статическими изображениями и ……………. в интерактивном (диалоговом) режиме. 3. Где применяются мультимедийные технологии? 4. От чего зависит качество преобразования непрерывного звукового сигнала в дискретный сигнал? а) б) 5.Сделайте недостающие записи на схеме преобразования звука при его компьютерной обработке.
6.Выберите (отметьте галочкой) устройства, которыми должен быть укомплектован компьютер для работы с мультимедийными продуктами:
Ученики: Выполняют самостоятельное задание | Проконтролировать степень усвоения учащимися темы «Технологии мультимедиа» | ||||||||||||||||||||
Рефлексия Подведение итогов урока
| Учитель: Итак, какая тема урока была у нас сегодня? Какие задачи мы ставили? Удалось нам решить? Что вы узнали на сегодняшнем уроке? Ученики: Отвечают на вопросы учителя
| Подвести итоги работы, дать учащимся возможность проанализировать результаты своей работы
| ||||||||||||||||||||
Запись домашнего задания | Учитель: Открываем дневники и записываем домашнее задание. Параграф 5.1. пересказ, ответить на вопросы в конце параграфа. Ученики: Записывают задание в дневник | Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания |