Технологическая карта

"Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже".

Содержимое разработки

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока русского языка по теме «Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже»


Учитель: Паршина Светлана Николаевна, учитель начальных классов.

Класс: 4

Авторы УМК: «Школа России», учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Русский язык. 4 класс.

Тип урока: открытие новых знаний.

Структура урока:

1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

3) Актуализация знаний.

4) Самоопределение к деятельности.

5) Работа по теме урока.

6) Физкультминутка.

7) Первичное осмысление и закрепление изученного.

8) Итог урока. Рефлексия.

9) Домашнее задание.

Тема урока. Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже

Цель урока: через формирование УУД познакомить с правилами написания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже 1,2,3 склонений.

Задачи урока: познакомить с окончаниями имён существительных в творительном падеже, развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных, способствовать формированию умения правильно употреблять в речи имена существительные Т. п.

Планируемые результаты:

предметные:

научатся:

- использовать правила написания безударных окончаний имён существительных в Т.п.;

- применять изученное правило при написании имён существительных, используя составленный алгоритм;

- применять полученные знания для решения нестандартных задач.

метапредметные:

познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;

коммуникативные - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала

личностные:

- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

- умение анализировать свои действия и управлять ими, принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- проявлять самостоятельность, личную ответственность.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Ресурсы: раздаточный материал для групповой и парной работы., использование ИКТ.


Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


I. Организационный момент.


Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

Проверяют готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

- Прочитайте скороговорку в быстром темпе, чётко проговаривая звуки. - Назовите падежные окончания имён существительных, объясните их написание


III. Актуализация знаний

- Нам сегодня предстоит поработать группами. Задания для группы вы прочитаете на карточке.

Работа в группах.

1 группа.

- Прочитайте предложения. Определите падеж выделенных существительных, подчеркните предлоги, употреблённые с этими существительными.

В селе за рекою потух огонёк. Красна речь с пословицей. Набита пухом, лежит под ухом. Снежная туча плывёт над лесом. Дорога к школе шла между лесом и полем.

2 группа.

- Прочитайте предложения. Определите склонение и падеж выделенных существительных. Выделите окончания.

Румяной зарёю покрылся восток. Апрель с водою, май с травою. Над рекой кружились ласточки. Дети заслушались песней жаворонка. Царь с царицею простился.

3 группа.

- Прочитайте предложения. Определите склонение и падеж выделенных существительных. Выделите окончания.

Мир освещается солнцем, а человек - знанием. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит.

4 группа.

- Прочитайте предложения. Определите склонение и падеж выделенных существительных. Выделите окончания.

Приди, весна, с радостью, с великою милостью. Пчела за данью полевой летит из кельи восковой.

Работают в группах, выполняя задания на карточках.


IV. Самоопределение к деятельности.

кем? чем?

с, за, под, между

падеж-работяга

- Прочитайте ключевые слова на карточках.

где? куда





- О каком падеже будем говорить на уроке?

- Сформулируйте задачи урока

- О творительном.

- Вспоминать признаки существительных в творительном падеже.

- Научиться правильно писать безударные окончания имён существительных в Т.п.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику.

Упр. 219

- Рассмотрите таблицу.

- Назовите признаки Т.п.

- Прочитайте окончания имён существительных 1,2,3 склонения в Т.п.

- Какими способами можно их проверить?

- Прочитайте, какие варианты окончаний в Т.п. есть у имён существительных 1-го склонения.

- А сейчас закройте учебник, проверим, как вы запомнили всё о творительном падеже.


Работа группой.

- Задание: заполните таблицу недостающими данными.

- Посмотрим, какая группа быстрее и правильнее справиться с заданием.

Творительный падеж

Вопросы

Предлоги

Окончания

1 скл.

2 скл.

3 скл.

кем ? чем ? где ? куда ?

с, за, под, над, между

- ой (-ою)

-ей (ею)


-ом

-ем

-ём



Роль в предложении: второстепенный член.


- А сейчас сверим данные ваших таблиц с таблицей на доске.


Работа по учебнику.

Упр. 220

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- Определите падеж выделенных существительных.

- Почему окончания существительных различны?

- Определите склонение в слове ВЕРЕНИЦЕЮ.

- Какой вариант окончания ещё возможен в этом слове?

- Определите, какой частью речи является слово СЕГОДНЯ. Запишите в словарик слова ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.


Работа с толковым словарём.

- Объясните значение слов с помощью толкового словаря.

- Прочитаем материал рубрики «Обратите внимание»

- Как образовалось наречие СЕГОДНЯ.

- Выполним письменное задание к упражнению

Отвечают на вопросы учителя.











Работают группой.

Заполняют карточки недостающими данными.










Дают оценку своей работе. Анализируют ошибки.




Чтение стихотворения.

Ответы на вопросы.

- Творительный.

- Разное склонение.


- Вереницей.

- Наречие.

Работа со словариком.




Выполнение письменного задания.

VI. Физкультминутка

Мы пройдёмся по дорожке

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая -

Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)

Выполнение упражнений

VII. Первичное осмысление и закрепление изученного.

Работа в паре.

- А теперь прочитайте текст. Спишите.

- Поставьте вопрос к существительным в Т.п., у  существительных Т.п. выделите окончания, подчеркните предлоги Т.п.

Мороз покрыл землю пушистым (…?) одеял…м, реки сковал прозрачным скользким (…?) льд…м.  Зима раскрасила крыши домов белой (…?) краск…й,  окна – серебристым (…?) ине…м. Детвора собралась под (…?) ель… .

Работа в группе.


- На экране текст. Найти имена существительные в творительном падеже.


Трудно было оставаться дома в первый день зимы. Мы пошли полюбоваться лесными озёрами. Земля была запорошена первым лёгким снежком. Снег таял в чёрной воде озёр, покрывал серым дымом леса. Зима уже хозяйничала над землёй. Но мы знали, что под рыхлым снегом, если его разгрести руками, ещё можно найти свежие лесные цветы. Мы знали, что с нами остались зимовать синицы. И зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.


- Сколько имён существительных в творительном падеже нашла каждая группа?

  1. Работают в паре.

  2. Взаимопроверка.

  3. Коллективная проверка.







Работают в группе. Определяют самых внимательных.


VIII. Итог урока.

Рефлексия деятельности.

- Вспомните, какую задачу мы поставили в начале урока? Сумели ли мы выполнить эту задачу?

– Оцените свою работу на уроке при помощи карточек, поставив знак + рядом с подходящими тебе выражениями:

          внимательно слушал

          активно работал

          рассуждал

          правильно отвечал

          проявлял старание

          красиво писал

          усвоил тему урока

не смогу определить существительное в творительном падеже

не запомнил предлоги творительного падежа.

Сравнивают полученный результат и цель урока, делают вывод.

- Сегодня я узнал …

- Сегодня я научился …

- Мне было легко…

  1. - Мне было сложно …

IX. Домашнее задание.

Упр.226

Творческое: Придумайте короткий рассказ, чтобы в нём встречались имена существительные в творительном падеже.






Сохранить у себя:
Технологическая карта

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки