Тема | Звуки и буквы. |
Цель темы | 1)продолжить формировать у детей умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму; 2) учить различать звуки речи и звуки окружающего мира, расширять представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова; 3) закрепить у школьников представление о букве как значке звука; связать полученные представления с необходимостью повышения культуры устного и письменного общения школьников. |
Планируемый результат | Сформировать умения различать СОГЛАСНЫЕ звук и букву. |
Основные понятия | Понятия: - звуки - буквы - согласные звуки - гласныезвуки |
Межпредметные связи | Окружающий мир, математика, литературное чтение. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник «Русский язык», Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Тема: « Звуки и буквы» Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, групповая |
Технологическая карта урока «Звуки и буквы».
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания или вопрос каждого этапа |
I этап. Актуализация знаний Работа над загадкой, над произношением звуков Цель – актуализировать знания о группах слов. | Загадывание и отгадывание загадки, наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке. Запись загадки и отгадки в тетрадях | Организовать наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке Загадывание и отгадывание загадки, наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке Запись загадки и отгадки в тетрадях | I этап. Наблюдение за произношением звуков Коммуникативные УУД Познавательные УУД | Соответствует ли вопрос ответу? |
II этап. Работа над новым материалом . Цель: мотивировать школьников на изучение темы «Звуки и буквы» Игра «Угадай-ка» | Открытие нового знания Ответы на вопросы Работа по карточкам в группе - обобщение полученных знаний | 1.Учитель рассказывает грамматическую сказку. Жили-были в одной волшебной стра не Звуки. Страна была совсем крохот- ная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как они были невидимыми. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами. За певучесть и голосистость их проз- вали…(гласными). Им подпевали я [йа], ё [йо], ю [йу], е [йэ]. Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послу- и. шайте: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Они очень дружили, во всём м соглашались с гласными, любили с ни- м ми постоять. Назывались они…(соглас- -н ными). И вот однажды в этой стране не появился волшебник из другого го королевства. Он очень огорчился, что все жители в ней невидимки. Но он ведь был волшебником, и при -- ч чём добрым, поэтому решил подарить каждому звук по волшебному «костюмчику». Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы. Волшебник был теперь доволен. Ведь с этих пор, прочитав букву, он называл звук по имени. У каждого звука теперь было своё «платье». Вот так появились и буквы. Провести опрос по ознакомленному. Организация групповой работы по карточкам. Какие буквы нужно вставить? Проверка задания. | II этап. Ознакомление звуками и буквами. -Рассказать грамматическую сказку - ответы на вопросы: 1) сколько звуков в русском языке? 2) сколько звуков? 3) почему звуков только 31, а буквы 33? Даются карточки с заданиями по группам. Iряд- М…шка (о,у,ы,ю, е) Р…чке (е, я, у, ы) Б…лка (у, о, е, ю) II ряд- Ко…ка (г, ш, р, ч, ж) Ро…а (с, з, щ, т, ф) По…а (р, б, ф, л) -Какие буквы из скобок надо вставить, чтобы получились слова? - Какие буквы вы вставили? - Какие звуки они обозначают? Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Общеучебные УУД познавательные, действия постановки и решения проблем. | Какие звуки мы называем гласными, какие согласные? Продолжить предложения: Звуки мы … Буквы мы … |
IIIэтап. Учебно-позновательная деятельность Цель – развивать представление учащихся о букве как значке звука. | Ответы на вопросы, Наблюдение звуков окружающего мира Загадывание и отгадывание загадки, наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке Запись одной загадки и отгадки в тетрадях | Организация наблюдения как в художественных текстах изображаются звуки окружающего мира с использованием звуков речи, звукоподражательных слов. Работа с загадками (упр. 83) сопровождается сведениями по истории письменности: буквы сравниваются с черными птичками, так как в старину писали птичьими перьями, окуная их в чернила, сделанные из сажи. Наблюдения над смыслоразличительной ролью звука (упр. 5, 6). Предупреждение, исправление произносительных ошибок, часто встречающихся в речи детей (упр. 7). Дается установка на самоконтроль в речи. | III этап. Ответы на вопросы (упр.80, 81). Отгадывание загадки, наблюдение запись одной загадки. Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД | Можно ли звуками дождя изобразить звуки дождя? С кем сравниваются в загадках буквы? Найдите в загадке слова с противоположным значением Рабочая тетрадь,с.23, 3-5 упр. |
IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Цель- учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания. | Написать слова в два столбика Ответы на вопросы учителя. | Организовать групповую работу учащихся. Репродуктивное задание Учащиеся записывают полученные слова Эвристическое задание Учащиеся составляют со словами предложения. Самоорганизация в деятельности Подготовка к выполнению задания; выполнение, представление и оценивание работы. | IV этап. Игра «Путаница». На доске написаны слова, у которых перепутались буквы. Записать слова в два столбика. 1 столбик – слова начинаются с гласного, 2 столбик – слова начинаются с согласного звука. | Какой вопрос можно поставить ко всем этим словам? С какого звука начинаются эти слова? |
V этап. Контролирующее задание | Ответы на вопросы | Организовать самостоятельную работу. | Самостоятельная работ . Выполнение тестовых заданий. | - Сколько в русском языке букв? Сколько звуков? Продолжить предложение: Звуки мы ….. Буквы мы… |
Результат и его оценка |
|