Технологическая карта "Звуки и буквы"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Содержимое разработки

Тема

Звуки и буквы.

Цель темы


1)продолжить формировать у детей умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму;

2) учить различать звуки речи и звуки окружающего мира, расширять представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова;

3) закрепить у школьников представление о букве как значке звука; связать полученные представления с необходимостью повышения культуры устного и письменного общения школьников.

Планируемый результат

Сформировать умения различать СОГЛАСНЫЕ звук и букву.


Основные понятия

Понятия:

- звуки

- буквы

- согласные звуки

- гласные звуки

Межпредметные связи

Окружающий мир, математика, литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Русский язык», Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.

Тема: « Звуки и буквы»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Технологическая карта урока «Звуки и буквы».



Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания или вопрос каждого этапа

I этап. Актуализация знаний

Работа над загадкой, над произношением звуков

Цель – актуализировать знания о группах слов.

Загадывание и отгадывание загадки,

наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке.

Запись загадки и отгадки в тетрадях





Организовать наблюдение за произношением

звуков в слове – отгадке

Загадывание и отгадывание загадки,

наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке

Запись загадки и отгадки в тетрадях



I этап. Наблюдение за произношением звуков

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД


Соответствует ли вопрос ответу?

II этап. Работа над новым материалом

.

Цель: мотивировать школьников на изучение темы «Звуки и буквы»


























Игра «Угадай-ка»


Открытие нового знания


Ответы на вопросы


Работа по карточкам в группе


- обобщение полученных знаний





1.Учитель рассказывает грамматическую сказку.

Жили-были в одной волшебной стра

не Звуки. Страна была совсем крохот-

ная. И жителей в ней было всего 31.

Никто их не видел, так как они были

невидимыми. А вот слышать их было

можно. Шесть звуков были певцами.

За певучесть и голосистость их проз-

вали…(гласными). Им подпевали я

[йа], ё [йо], ю [йу], е [йэ]. Остальные

21 тоже были добрыми, хорошими

звуками, но петь не умели. Вот послу-

и. шайте: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й],

[к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф],

[х], [ц], [ч], [ш], [щ].

Они очень дружили, во всём

м соглашались с гласными, любили с ни-

м ми постоять. Назывались они…(соглас-

-н ными). И вот однажды в этой стране

не появился волшебник из другого

го королевства. Он очень огорчился,

что все жители в ней невидимки.

Но он ведь был волшебником, и при -- ч чём добрым, поэтому решил подарить

каждому звук по волшебному

«костюмчику». Стоило его надеть,

как звуки становились видимыми

и превращались в буквы. Волшебник

был теперь доволен. Ведь с этих пор,

прочитав букву, он называл звук по

имени. У каждого звука теперь было

своё «платье». Вот так появились и

буквы.



Провести опрос по ознакомленному.


Организация групповой работы по

карточкам. Какие буквы нужно вставить?


Проверка задания.



II этап. Ознакомление звуками и буквами.

-Рассказать грамматическую сказку

- ответы на вопросы:

1) сколько звуков в русском языке?

2) сколько звуков?

3) почему звуков только 31, а буквы 33?





















Даются карточки с заданиями по группам.

Iряд-

М…шка (о,у,ы,ю, е)

Р…чке (е, я, у, ы)

Б…лка (у, о, е, ю)

II ряд-

Ко…ка (г, ш, р, ч, ж)

Ро…а (с, з, щ, т, ф)

По…а (р, б, ф, л)

-Какие буквы из скобок надо вставить, чтобы получились слова?

- Какие буквы вы вставили?

- Какие звуки они обозначают?

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Общеучебные УУД

познавательные, действия постановки и решения проблем.



Какие звуки мы называем гласными, какие согласные?





















Продолжить предложения:

Звуки мы …

Буквы мы …















III этап. Учебно-позновательная деятельность


Цель – развивать представление учащихся о букве как значке звука.



Ответы на вопросы,

Наблюдение звуков окружающего мира










Загадывание и отгадывание загадки,

наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке

Запись одной загадки и отгадки в тетрадях




Организация наблюдения как в художественных текстах изображаются звуки окружающего мира с использованием звуков речи, звукоподражательных слов.
     Учитель вместе с детьми делает вывод о том, что звуки речи выразительны.
      Чтение сведений о звуках.
      Звуковой анализ слов. Учитель обращает внимание детей на то, что звуки в природе и звуки речи — не одно и то же. Жук издает звук: ж-ж-ж. А слово жук состоит из звуков речи. Каких? (Аналогично проводится звуковой анализ слова кошка.)


      Работа с загадками (упр. 83) сопровождается сведениями по истории письменности: буквы сравниваются с черными птичками, так как в старину писали птичьими перьями, окуная их в чернила, сделанные из сажи.




Наблюдения над смыслоразличительной ролью звука (упр. 5, 6). Предупреждение, исправление произносительных ошибок, часто встречающихся в речи детей (упр. 7). Дается установка на самоконтроль в речи.

III этап.


      Ответы на вопросы (упр.80, 81).












Отгадывание загадки, наблюдение запись одной загадки.


Коммуникативные УУД


Регулятивные УУД


Познавательные УУД


Можно ли звуками дождя изобразить звуки дождя?












С кем сравниваются в загадках буквы?


Найдите в загадке слова с противоположным значением






Рабочая тетрадь,с.23,

3-5 упр.

IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Цель- учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания.


Написать слова в два столбика



Ответы на вопросы учителя.





Организовать групповую работу учащихся.


Репродуктивное задание

Учащиеся записывают полученные слова


Эвристическое задание

Учащиеся составляют со словами предложения.

Самоорганизация в деятельности

Подготовка к выполнению задания; выполнение, представление и оценивание работы.

IV этап.

Игра «Путаница».

На доске написаны слова, у которых перепутались буквы.

Записать слова в два столбика.

1 столбик – слова начинаются с гласного,

2 столбик – слова начинаются с согласного звука.



Какой вопрос можно поставить ко всем этим словам?

С какого звука начинаются эти слова?

V этап. Контролирующее задание

Ответы на вопросы

Организовать самостоятельную работу.




Самостоятельная работ .

Выполнение тестовых заданий.


- Сколько в русском языке букв? Сколько звуков?

Продолжить предложение:

Звуки мы …..

Буквы мы…



Результат и его оценка


  • Знаю сколько букв и звуков в русском языке

  • Могу различить тзвуки и обозначение их буквами


Сохранить у себя:
Технологическая карта "Звуки и буквы"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки