Тема | Звуки и буквы. |
Цель темы
| 1)продолжить формировать у детей умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму; 2) учить различать звуки речи и звуки окружающего мира, расширять представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова; 3) закрепить у школьников представление о букве как значке звука; связать полученные представления с необходимостью повышения культуры устного и письменного общения школьников. |
Планируемый результат | Сформировать умения различать СОГЛАСНЫЕ звук и букву.
|
Основные понятия | Понятия: - звуки - буквы - согласные звуки - гласные звуки |
Межпредметные связи | Окружающий мир, математика, литературное чтение. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник «Русский язык», Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Тема: « Звуки и буквы» Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, групповая |
Технологическая карта урока «Звуки и буквы».
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания или вопрос каждого этапа |
I этап. Актуализация знаний Работа над загадкой, над произношением звуков Цель – актуализировать знания о группах слов. | Загадывание и отгадывание загадки, наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке. Запись загадки и отгадки в тетрадях
|
Организовать наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке Загадывание и отгадывание загадки, наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке Запись загадки и отгадки в тетрадях
| I этап. Наблюдение за произношением звуков Коммуникативные УУД Познавательные УУД |
Соответствует ли вопрос ответу? |
II этап. Работа над новым материалом . Цель: мотивировать школьников на изучение темы «Звуки и буквы»
Игра «Угадай-ка» |
Открытие нового знания
Ответы на вопросы
Работа по карточкам в группе
- обобщение полученных знаний
| 1.Учитель рассказывает грамматическую сказку. Жили-были в одной волшебной стра не Звуки. Страна была совсем крохот- ная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как они были невидимыми. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами. За певучесть и голосистость их проз- вали…(гласными). Им подпевали я [йа], ё [йо], ю [йу], е [йэ]. Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послу- и. шайте: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Они очень дружили, во всём м соглашались с гласными, любили с ни- м ми постоять. Назывались они…(соглас- -н ными). И вот однажды в этой стране не появился волшебник из другого го королевства. Он очень огорчился, что все жители в ней невидимки. Но он ведь был волшебником, и при -- ч чём добрым, поэтому решил подарить каждому звук по волшебному «костюмчику». Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы. Волшебник был теперь доволен. Ведь с этих пор, прочитав букву, он называл звук по имени. У каждого звука теперь было своё «платье». Вот так появились и буквы. Провести опрос по ознакомленному. Организация групповой работы по карточкам. Какие буквы нужно вставить? Проверка задания.
| II этап. Ознакомление звуками и буквами. -Рассказать грамматическую сказку - ответы на вопросы: 1) сколько звуков в русском языке? 2) сколько звуков? 3) почему звуков только 31, а буквы 33? Даются карточки с заданиями по группам. Iряд- М…шка (о,у,ы,ю, е) Р…чке (е, я, у, ы) Б…лка (у, о, е, ю) II ряд- Ко…ка (г, ш, р, ч, ж) Ро…а (с, з, щ, т, ф) По…а (р, б, ф, л) -Какие буквы из скобок надо вставить, чтобы получились слова? - Какие буквы вы вставили? - Какие звуки они обозначают? Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Общеучебные УУД познавательные, действия постановки и решения проблем.
|
Какие звуки мы называем гласными, какие согласные?
Продолжить предложения: Звуки мы … Буквы мы …
|
III этап. Учебно-позновательная деятельность
Цель – развивать представление учащихся о букве как значке звука.
|
Ответы на вопросы, Наблюдение звуков окружающего мира
Загадывание и отгадывание загадки, наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке Запись одной загадки и отгадки в тетрадях
| Организация наблюдения как в художественных текстах изображаются звуки окружающего мира с использованием звуков речи, звукоподражательных слов. Работа с загадками (упр. 83) сопровождается сведениями по истории письменности: буквы сравниваются с черными птичками, так как в старину писали птичьими перьями, окуная их в чернила, сделанные из сажи. Наблюдения над смыслоразличительной ролью звука (упр. 5, 6). Предупреждение, исправление произносительных ошибок, часто встречающихся в речи детей (упр. 7). Дается установка на самоконтроль в речи. | III этап. Ответы на вопросы (упр.80, 81). Отгадывание загадки, наблюдение запись одной загадки. Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД |
Можно ли звуками дождя изобразить звуки дождя?
С кем сравниваются в загадках буквы?
Найдите в загадке слова с противоположным значением
Рабочая тетрадь,с.23, 3-5 упр. |
IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель- учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания. |
Написать слова в два столбика
Ответы на вопросы учителя.
|
Организовать групповую работу учащихся.
Репродуктивное задание Учащиеся записывают полученные слова
Эвристическое задание Учащиеся составляют со словами предложения. Самоорганизация в деятельности Подготовка к выполнению задания; выполнение, представление и оценивание работы. | IV этап. Игра «Путаница». На доске написаны слова, у которых перепутались буквы. Записать слова в два столбика. 1 столбик – слова начинаются с гласного, 2 столбик – слова начинаются с согласного звука.
|
Какой вопрос можно поставить ко всем этим словам? С какого звука начинаются эти слова? |
V этап. Контролирующее задание | Ответы на вопросы | Организовать самостоятельную работу.
| Самостоятельная работ . Выполнение тестовых заданий.
| - Сколько в русском языке букв? Сколько звуков? Продолжить предложение: Звуки мы ….. Буквы мы…
|
Результат и его оценка
| Знаю сколько букв и звуков в русском языке Могу различить тзвуки и обозначение их буквами |