К онспект занятия внеурочной деятельности по математике в 5 классе
* Муниципальное образовательное учреждение учитель математики Медведева Лилия Игоревна Занятие математического кружка «В мире математики» по теме «Действия с натуральными числами» ФГОС ООО
«Средняя общеобразовательная школа№ 13 им. С. В. Залетина»
г. Щекино Тульской области
1 марта 2016 г.
Технологическая карта урока формирующего УУД
(занятие математического кружка «В мире математики»)
Предмет: математика___________________________________________________________________________________________________________
Класс: 5_______________________________________________________________________________________________________________________
Автор УМК: Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др.______________________________________________________________________________________
Тема урока: Действия с натуральными числами_____________________________________________________________________________________
Тип урока: урок комплексного применения знаний__________________________________________________________________________________
Цель урока: 1. систематизация и закрепление знаний, умений и навыков, полученных за год;______________________________________________
2. активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;____________________________
3. показать, какие качества необходимы при изучении математики;_____________________________________________________________________
4. развитие познавательного интереса к математике;__________________________________________________________________________________
5. развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания;______________________________________________________________________
6. воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;_______________________________________________________________
7. воспитывать аккуратность, точность и внимательность при работе.___________________________________________________________________
Задачи: -формировать вычислительные навыки;_____________________________________________________________________________________
-совершенствовать умение решать логические задачи, задачи на разрезание;_____________________________________________________________
-способствовать развитию творческих способностей._________________________________________________________________________________
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
-формировать вычислительные навыки_____________________________________________________________________________________________
-совершенствовать умение решать логические задачи, задачи на разрезание_____________________________________________________________
-способствовать развитию творческих способностей_________________________________________________________________________________
Формируемые УУД:
Познавательные:
-совершенствовать вычислительные навыки, приёмы сложения и вычитания с переходом через десяток, умножение и деление на однозначное число;
-совершенствовать умение решать текстовые и геометрические задачи___________________________________________________________________
Коммуникативные:
-формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать и отстаивать своё предложение;____________________
-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;______
Регулятивные:
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве______________________________________________________________________
Личностные:
-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности_____________________________________________
Оборудование урока:
доска, мультимедиа проектор, компьютер, презентация к уроку, карточки-тексты, танграмм, рабочая тетрадь__________________________________
Контроль, самоконтроль на уроке:
фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, работа в парах.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||
1. Адаптационный этап. | Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Собрались ребята в круг, Слева друг и справа друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.
Я передаю свою улыбку Любе, Люба передает…
Я рада приветствовать вас на занятии нашего кружка, присаживайтесь | Стоят в кругу, держаться за руки
Дарят улыбки приветствия.
Садятся за рабочие места | Формируем умения к самоопределению | Формируем умение целеполагания | Формируем умение планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
| ||||||||||||
2. Актуализация знаний | Метут ли метели, звенят ли ветра, По улицам Тулы идут мастера. Идет оружейник, идет хлебопек, Спешит за трамваем школьный звонок. Сажают деревья в саду малыши, Здесь город умельцев, потомков Левши!
Ребята, кто знает, кто такой Левша? А кто из вас знает, как зовут писателя, который в своем произведении рассказал историю мастера, нашего земляка? Почему мастеров своего дела называют до сих пор Левшой? Как вы думаете какими качествами должен обладать такой человек? А что нужно, чтобы обладать такими качествами? А с точки зрения математики?
Действительно, сегодня мы с вами вспомним про этого удивительного человека и решим задачи на логику, смекалку, мышление, которые так помогли Левше… Но начнем все по порядку | Слушают учителя
Смотрят на иллюстрацию И. Глазунова к сказу Н.С.Лескова «Левша»
Отвечают на вопросы учителя
В тетрадях записывают число, классная работа.
| Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности | Формируем умение определять цель деятельности на уроке; | Формируем умение слушать и понимать других; уметь оформлять свои мысли в устной форме. | Формируем умение анализировать объект с целью выделения признаков | ||||||||||||
3. Основной этап |
Нашим помощником будет сказ Н. С. Лескова «Левша» «Российский государь Александр I по окончании Венского совета решает проехаться по Европе, чтобы разных чудес в чужих государствах повидать. При императоре состоит казак Платов, который чужим диковинам не удивляется. Он уверен, что в России можно найти ничуть не хуже.»
А вот из какой страны Александр I привез блоху, вы узнаете решив устно следующее задание № 1 Найти значение выражения (устно): ((60+40):2 – 30): 5* 9 – 36; 100 А 50 Н 20 Г 4 Л 36 И 0 Я
Ребята, чтобы узнать продолжение следующей главы рассказа, необходимо устно решить задачу на внимание
№ 2. За книгу заплатили 100 рублей, и осталось заплатить ещё столько, сколько осталось бы заплатить, если бы за неё заплатили бы столько, сколько осталось заплатить. Сколько стоит книга?
Итак, продолжение… Найдите на столах еще один отрывок – продолжение истории
И снова для того, чтобы узнать продолжение истории, вам необходимо выполнить следующее задание
№ 3. Отметьте на сторонах прямоугольника восемь точек так, чтобы на каждой стороне было по три точки.
Теперь мы с вами можем узнать продолжение рассказа
№ 4. Несколько тысяч лет тому назад, китайский учёный ТАНГ, предложил разделить квадрат остроумным способом на 7 частей. Сложите фигуру и придумайте название к картинке
Молодцы, но давайте вернемся к нашим героям и посмотрим, а что же у них происходит…
Интересно вам, как же Левша сможет объяснить Государю, что с блохой не произошло ни каких изменений?
Чтобы скоротать долгий путь и не дать Левше скучать, давайте решим следующее задание…
№ 5. Замените одинаковые буквы одинаковыми цифрами, а разные – разными и решите пример
ОДИН +ОДИН МНОГО
Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием и теперь мы сможем узнать, а чем же закончилась история Левши…
Вот печально заканчивается история Тульского Левши, но умельцы – последователи Левши удивляют нас и по сей день. Хотите узнать о новых достижениях современных мастеров? Тогда я вам предлагаю решить еще несколько заданий №6.
Как сделать так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались, если брать можно только один стакан?
№7. Врач сказал, что прививку сделают учащимся, записанным в классном журнале под номерами 24 – 31. Сколько учащихся пошли в медпункт?
Так как вы справились со всеми заданиями, давайте теперь посмотрим, что же сделали современные умельцы – последователи Тульского Левши…
А теперь посмотрите … это на разрезе рисового зернышка умельцы написали отрывок из сказа «Левша»
| Слушают рассказ учителя
Выступают с короткими рассказами по сказу «Левша», которые лежат у них на столах. «…Но в одной из стран Европы им попадается кунсткамера, в которой со всего света собраны «нимфозории». Там государь приобретает механическую блоху. Она не только очень маленького размера, она еще и «дансе» умеет танцевать. Вскоре от военных дел у императора Александра I случается меланхолия, он возвращается в Россию и умирает.»
Устно, работают фронтально, находят значение выражения по действиям и в таблице ответов выбирают нужную букву.
Ответ: АНГЛИЯ
- ребята устно решают задачу на внимание…
- записали ответ в тетради - обсуждаем решение и приходим к соглашению - оценивают себя и на полях ставят «+» или «-» Ответ 200 рублей.
«Его преемником становится император Николай I. Через несколько лет после восшествия на престол он среди вещей покойного государя находит блоху и не может понять, в чем смысл данной «нимфозории». И только донской казак Платов смог объяснить, что это образец мастерства английских механиков. Николай I всегда был уверен в превосходстве своих соотечественников. Он поручает Платову отправиться с дипломатической миссией на Дон и заехать в Тулу на местные заводы. Государь не сомневался, что там можно найти мастеров, способных достойно ответить на этот вызов»
- ребята в тетрадях изображают прямоугольник и рисуют восемь точек - разбирают решение задачи и проверяют с решением на доске - оценивают себя и на полях ставят «+» или «-»
«К установленному сроку Платов отправляется в обратный путь. Всю дорогу он подгоняет сопровождающих его казаков, ему не терпится увидеть работу. Приехав в Тулу, он сразу отправляется к мастерам, но те не отворяют двери, так как работу заканчивают. Только Платову не терпится, он заставляет казаков выбить дверь бревном»
- ребята работают в группе по четыре человека (две парты) - головоломка ТАНГРАМ раздаётся каждой группе - складывают фигуру из частей квадрата и придумывают название картинки - обсуждают и проверяют - определяют победителя
«Но мастера непреклонны и просят еще немного подождать. Через некоторое время они выходят. Двое из них идут с пустыми руками, а третий несет все ту же «аглицкую» блоху.
Возмущению Платова нет предела, он не понимает, что именно было сделано. А мастера отвечают только одно, что и так все на виду, и советуют везти блоху государю. Ничего не остается Платову, только возвращаться в Петербург, но с собой он берет Левшу, чтобы тот за всех ответил»
«Увидев, что тульские мастера блоху подковали, государь приходит в восхищение и отправляет Левшу отвезти ее в подарок англичанам. В Англии Левша демонстрирует умение русских мастеров. Там ему показывают местные заводы, рассказывают, как организована у них работа, и предлагают остаться. Только Левша тоскует по родине, он отказывается от предложения и отправляется в путь, несмотря на бурю»
- работа в парах - предлагают варианты решения - обсуждаем варианты решений приходим к правильному ответу - оценивают себя и на полях ставят «+» или «-» Ответ: 6823 +6823 13646
«Возвращаясь домой, Левша заключает с подшкипером пари о том, кто из них перепьет другого. В Петербурге Левшу забирают в квартал. Там у него отбирают подарки, требуют документы, а затем отправляют на открытых санях в больницу для простонародья, где принимают умирать всех людей неизвестного сословия» «Перед смертью Левша думает о своем государстве, просит передать императору, что в Англии ружья кирпичом не чистят и чтобы у нас этого не делали, иначе они не годятся стрелять. Но его поручение так и остается не переданным»
- решают задачу устно - оценивают свою деятельность и на полях ставят «+» или «-»
- решают задачу устно, записывают ответ в тетради - обсуждают и проверяют правильное решение - оценивают себя и на полях ставят «+» или «-» Обычно вычитают из 31 число 24. Однако на прививку не идут 23 ученика. Значит 31 – 23 = 8, столько человек не идут в медпункт.
Смотрят на экран. Слушают рассказ учителя. | Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности
| Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
уметь выполнять работу по предложенному плану
программировать последовательность действий на уроке. |
Формируем умение управлять поведением партнёра - контролировать, производить коррекцию, осуществлять оценку действий партнёра.
уметь оформлять свои мысли в устной форме.
уметь аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, выражать мысли с достаточной точностью.
|
Уметь выполнять арифметические действия, знать последовательность их выполнения, уметь составлять числовые выражения
Уметь составлять математическую модель задачи; уметь анализировать задачу, объяснять выбор действия.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках | ||||||||||||
4. Подведение итогов | Ребята, кто скажет, что нового вы узнали на нашем занятии? Каким человеком был мастер Левша? Что нужно делать, чтобы обладать такими качествами, как Левша? А теперь, подведем итоги вашей работы? Посчитайте количество плюсов и минусов и оцените себя. | - ребята говорят о решении логической задачи, о решении задач на перестановки… - считают количество «+» оценивают свою деятельность на занятии | уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
| ||||||||||||
5. Домашнее задание | Ребята вам понравилось наше занятие? Давайте теперь и дальше заниматься математикой, узнавая о интересных людях, местах нашей малой родины. Поэтому я вам предлагаю дома составить по несколько задач о Л.Н. Толстом и Ясной Поляне | - отвечают на вопросы учителя - записывают домашнее задание | уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | определить последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
| ||||||||||||
6. Рефлексия | Оцените сегодняшнее занятие
| - ребята оценивают занятие и ставят напротив соответствующего рисунка «галочку» | формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха). | умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. | планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений. |
|