Технологическая карта занятия кружка внеурочной деятельности "В мире математики"

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Содержимое разработки



К онспект занятия внеурочной деятельности по математике в 5 классе








*

Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№ 13 им. С. В. Залетина»
г. Щекино Тульской области
1 марта 2016 г.







учитель математики Медведева Лилия Игоревна

Занятие математического кружка «В мире математики» по теме «Действия с натуральными числами» ФГОС ООО





Технологическая карта урока формирующего УУД

(занятие математического кружка «В мире математики»)

Предмет: математика___________________________________________________________________________________________________________

Класс: 5_______________________________________________________________________________________________________________________

Автор УМК: Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др.______________________________________________________________________________________

Тема урока: Действия с натуральными числами_____________________________________________________________________________________

Тип урока: урок комплексного применения знаний__________________________________________________________________________________

Цель урока: 1. систематизация и закрепление знаний, умений и навыков, полученных за год;______________________________________________

2. активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;____________________________

3. показать, какие качества необходимы при изучении математики;_____________________________________________________________________

4. развитие познавательного интереса к математике;__________________________________________________________________________________

5. развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания;______________________________________________________________________

6. воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;_______________________________________________________________

7. воспитывать аккуратность, точность и внимательность при работе.___________________________________________________________________

Задачи: -формировать вычислительные навыки;_____________________________________________________________________________________

-совершенствовать умение решать логические задачи, задачи на разрезание;_____________________________________________________________

-способствовать развитию творческих способностей._________________________________________________________________________________

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

-формировать вычислительные навыки_____________________________________________________________________________________________

-совершенствовать умение решать логические задачи, задачи на разрезание_____________________________________________________________

-способствовать развитию творческих способностей_________________________________________________________________________________

Формируемые УУД:

Познавательные:

-совершенствовать вычислительные навыки, приёмы сложения и вычитания с переходом через десяток, умножение и деление на однозначное число;

-совершенствовать умение решать текстовые и геометрические задачи___________________________________________________________________

Коммуникативные:

-формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать и отстаивать своё предложение;____________________

-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;______

Регулятивные:

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве______________________________________________________________________

Личностные:

-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности_____________________________________________

Оборудование урока:

доска, мультимедиа проектор, компьютер, презентация к уроку, карточки-тексты, танграмм, рабочая тетрадь__________________________________

Контроль, самоконтроль на уроке:

фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, работа в парах.


Характеристика этапов урока


Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуника­тивные

Познаватель­ные



1. Адаптационный этап.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Собрались ребята в круг,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.


Я передаю свою улыбку Любе, Люба передает…


Я рада приветствовать вас на занятии нашего кружка, присаживайтесь

Стоят в кругу, держаться за руки






Дарят улыбки приветствия.



Садятся за рабочие места

Формируем умения к самоопределению

Формируем умение целеполагания

Формируем умение планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2. Актуализация знаний

Метут ли метели, звенят ли ветра,

По улицам Тулы идут мастера.

Идет оружейник, идет хлебопек,

Спешит за трамваем школьный звонок.

Сажают деревья в саду малыши,

Здесь город умельцев, потомков Левши!

Ребята, кто знает, кто такой Левша?

А кто из вас знает, как зовут писателя, который в своем произведении рассказал историю мастера, нашего земляка?

Почему мастеров своего дела называют до сих пор Левшой?

Как вы думаете какими качествами должен обладать такой человек?

А что нужно, чтобы обладать такими качествами? А с точки зрения математики?


Действительно, сегодня мы с вами вспомним про этого удивительного человека и решим задачи на логику, смекалку, мышление, которые так помогли Левше… Но начнем все по порядку

Слушают учителя












Смотрят на иллюстрацию

И. Глазунова к сказу Н.С.Лескова «Левша»







Отвечают на вопросы учителя














В тетрадях записывают число, классная работа.






Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

уметь осуществлять

самооценку на основе

критерия успешной

учебной деятельности

Формируем умение определять цель деятельности на уроке;

Формируем умение слушать и понимать других;

уметь

оформлять свои

мысли в устной

форме.

Формируем умение анализировать объект с целью выделения признаков

3. Основной этап

Нашим помощником будет сказ Н. С. Лескова «Левша»

«Российский государь Александр I по окончании Венского совета решает проехаться по Европе, чтобы разных чудес в чужих государствах повидать. При императоре состоит казак Платов, который чужим диковинам не удивляется. Он уверен, что в России можно найти ничуть не хуже.»
























А вот из какой страны Александр I привез блоху, вы узнаете решив устно следующее задание

1 Найти значение выражения (устно):

((60+40):2 – 30): 5* 9 – 36;

  1. 100 А

  2. 50 Н

  3. 20 Г

  4. 4 Л

  5. 36 И

  6. 0 Я

Н

Я

Г

Л

И

А

50

0

20

4

36

100


Ребята, чтобы узнать продолжение следующей главы рассказа, необходимо устно решить задачу на внимание


2. За книгу заплатили 100 рублей, и осталось заплатить ещё столько, сколько осталось бы заплатить, если бы за неё заплатили бы столько, сколько осталось заплатить. Сколько стоит книга?


Итак, продолжение… Найдите на столах еще один отрывок – продолжение истории






























И снова для того, чтобы узнать продолжение истории, вам необходимо выполнить следующее задание


3. Отметьте на сторонах прямоугольника восемь точек так, чтобы на каждой стороне было по три точки.


Теперь мы с вами можем узнать продолжение рассказа







4. Несколько тысяч лет тому назад, китайский учёный ТАНГ, предложил разделить квадрат остроумным способом на 7 частей.

Сложите фигуру и придумайте название к картинке

Молодцы, но давайте вернемся к нашим героям и посмотрим, а что же у них происходит…


Интересно вам, как же Левша сможет объяснить Государю, что с блохой не произошло ни каких изменений?























Чтобы скоротать долгий путь и не дать Левше скучать, давайте решим следующее задание…


5. Замените одинаковые буквы одинаковыми цифрами, а разные – разными и решите пример


ОДИН

+ОДИН

МНОГО






Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием и теперь мы сможем узнать, а чем же закончилась история Левши…



















Вот печально заканчивается история Тульского Левши, но умельцы – последователи Левши удивляют нас и по сей день.

Хотите узнать о новых достижениях современных мастеров?

Тогда я вам предлагаю решить еще несколько заданий

6.

Как сделать так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались, если брать можно только один стакан?


7. Врач сказал, что прививку сделают учащимся, записанным в классном журнале под номерами 24 – 31. Сколько учащихся пошли в медпункт?











Так как вы справились со всеми заданиями, давайте теперь посмотрим, что же сделали современные умельцы – последователи Тульского Левши…





А теперь посмотрите … это на разрезе рисового зернышка умельцы написали отрывок из сказа «Левша»


Слушают рассказ учителя




















Выступают с короткими рассказами по сказу «Левша», которые лежат у них на столах.

«…Но в одной из стран Европы им попадается кунсткамера, в которой со всего света собраны «нимфозории». Там государь приобретает механическую блоху. Она не только очень маленького размера, она еще и «дансе» умеет танцевать. Вскоре от военных дел у императора Александра I случается меланхолия, он возвращается в Россию и умирает.»






Устно, работают фронтально, находят значение выражения по действиям и в таблице ответов выбирают нужную букву.








Ответ: АНГЛИЯ



- ребята устно решают задачу на внимание…


- записали ответ в тетради

- обсуждаем решение и приходим к соглашению

- оценивают себя и на полях ставят «+» или «-»

Ответ 200 рублей.


«Его преемником становится император Николай I. Через несколько лет после восшествия на престол он среди вещей покойного государя находит блоху и не может понять, в чем смысл данной «нимфозории». И только донской казак Платов смог объяснить, что это образец мастерства английских механиков. Николай I всегда был уверен в превосходстве своих соотечественников. Он поручает Платову отправиться с дипломатической миссией на Дон и заехать в Тулу на местные заводы. Государь не сомневался, что там можно найти мастеров, способных достойно ответить на этот вызов»






- ребята в тетрадях изображают прямоугольник и рисуют восемь точек

- разбирают решение задачи и проверяют с решением на доске

- оценивают себя и на полях ставят «+» или «-»



«К установленному сроку Платов отправляется в обратный путь. Всю дорогу он подгоняет сопровождающих его казаков, ему не терпится увидеть работу. Приехав в Тулу, он сразу отправляется к мастерам, но те не отворяют двери, так как работу заканчивают. Только Платову не терпится, он заставляет казаков выбить дверь бревном»


- ребята работают в группе по четыре человека (две парты)

- головоломка ТАНГРАМ раздаётся каждой группе

- складывают фигуру из частей квадрата и придумывают название картинки

- обсуждают и проверяют

- определяют победителя



«Но мастера непреклонны и просят еще немного подождать. Через некоторое время они выходят. Двое из них идут с пустыми руками, а третий несет все ту же «аглицкую» блоху.





Возмущению Платова нет предела, он не понимает, что именно было сделано. А мастера отвечают только одно, что и так все на виду, и советуют везти блоху государю. Ничего не остается Платову, только возвращаться в Петербург, но с собой он берет Левшу, чтобы тот за всех ответил»


«Увидев, что тульские мастера блоху подковали, государь приходит в восхищение и отправляет Левшу отвезти ее в подарок англичанам. В Англии Левша демонстрирует умение русских мастеров. Там ему показывают местные заводы, рассказывают, как организована у них работа, и предлагают остаться. Только Левша тоскует по родине, он отказывается от предложения и отправляется в путь, несмотря на бурю»






- работа в парах

- предлагают варианты решения

- обсуждаем варианты решений приходим к правильному ответу

- оценивают себя и на полях ставят «+» или

«-»

Ответ:

6823

+6823

13646







«Возвращаясь домой, Левша заключает с подшкипером пари о том, кто из них перепьет другого. В Петербурге Левшу забирают в квартал. Там у него отбирают подарки, требуют документы, а затем отправляют на открытых санях в больницу для простонародья, где принимают умирать всех людей неизвестного сословия»

«Перед смертью Левша думает о своем государстве, просит передать императору, что в Англии ружья кирпичом не чистят и чтобы у нас этого не делали, иначе они не годятся стрелять. Но его поручение так и остается не переданным»












- решают задачу устно

- оценивают свою деятельность и на полях ставят «+» или

«-»


- решают задачу устно, записывают ответ в тетради

- обсуждают и проверяют правильное решение

- оценивают себя и на полях ставят «+» или

«-»

Обычно вычитают из 31 число 24. Однако на прививку не идут 23 ученика. Значит 31 – 23 = 8, столько человек не идут в медпункт.







Смотрят на экран. Слушают рассказ учителя.

Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией






























































уметь осуществлять

самооценку на основе

критерия успешной

учебной деятельности









Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.




























































уметь выполнять

работу по

предложенному

плану










































программировать

последовательность

действий на уроке.


















































Формируем умение управлять поведением партнёра - контролировать, производить коррекцию, осуществлять оценку действий партнёра.









уметь

оформлять свои

мысли в устной

форме.












































уметь аргументировать

свое мнение и позицию в

коммуникации, выражать

мысли с достаточной

точностью.






































































































































































































































Уметь выполнять арифметические

действия, знать

последовательность

их выполнения,

уметь составлять

числовые

выражения







Уметь составлять

математическую

модель задачи;

уметь анализировать

задачу, объяснять

выбор действия.


































Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках

4. Подведение итогов

Ребята, кто скажет, что нового вы узнали на нашем занятии?

Каким человеком был мастер Левша?

Что нужно делать, чтобы обладать такими качествами, как Левша?

А теперь, подведем итоги вашей работы? Посчитайте количество плюсов и минусов и оцените себя.

- ребята говорят о решении логической задачи, о решении задач на перестановки…

- считают количество «+» оценивают свою деятельность на занятии

уметь

осуществлять самооценку

на основе критерия

успешности учебной

деятельности.

умение

самостоятельно

адекватно

анализировать

правильность

выполнения действий

и вносить

необходимые

коррективы.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме


5. Домашнее задание

Ребята вам понравилось наше занятие?

Давайте теперь и дальше заниматься математикой, узнавая о интересных людях, местах нашей малой родины. Поэтому я вам предлагаю дома составить по несколько задач о Л.Н. Толстом и Ясной Поляне

- отвечают на вопросы учителя

- записывают домашнее задание

уметь

осуществлять самооценку

на основе критерия

успешности учебной

деятельности.

определить

последовательность

промежуточных целей с

учетом конечного

результата.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме


6. Рефлексия

Оцените сегодняшнее занятие


- ребята оценивают занятие и ставят напротив соответствующего рисунка «галочку»

формирование

позитивной

самооценки, учатся

принимать причины

успеха (неуспеха).

умение

самостоятельно

адекватно

анализировать

правильность

выполнения действий

и вносить

необходимые

коррективы.

планируют

сотрудничество,

используют критерии

для обоснования

своих суждений.



Сохранить у себя:
Технологическая карта занятия кружка внеурочной деятельности "В мире математики"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки