Аннотация к технологической карте урока:
Автор | Картавкина Людмила Леонидовна |
Предмет | Биология |
Класс | 9 |
Программа | Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 классы. 6-е издание, стереотип.-М.:Дрофа,2011 |
УМК | Сонин Н.И.,М.Р.Сапин. Биология. Человек. 9 класс |
Тема урока | «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза» |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Цель урока | сформировать представление об анализаторах на примере зрительного анализатора человека |
Задачи урока | раскрыть содержание понятия «анализатор» и показать особенности его строения на примере зрительного анализатора; расширить знания учащихся о строении и функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира, о гигиене зрения; показать взаимосвязь между строением и функциями зрительного анализатора и органа зрения человека; продолжить развивать умения выделять главное, сравнивать, объяснять результаты наблюдений. |
Технология | Проблемное обучение, Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) |
Методы и приемы | Самостоятельная работа, практическая работа , приемы; «Толстый и тонкий вопрос», «Лови ошибку» |
Формы работы на уроке | Индивидуальная, групповая |
Знания, умения навыки, на которые опирается задача | Смысловое чтение, умение находить нужную информацию Умение формулировать выводы Умение работать в группах |
Планируемый результат | Усвоение обучающимися предметного материала Способность применять свои знания в жизни |
Способ оценивания результатов | Самопроверка, взаимопроверка |
|
|
|
|
Технологическая карта урока
Предмет | Биология |
| Класс | 9 | ||
Тема урока | «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза» | |||||
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний | |||||
Цель урока | сформировать представление об анализаторах на примере зрительного анализатора человека. | |||||
Задачи урока | раскрыть содержание понятия «анализатор» и показать особенности его строения на примере зрительного анализатора; расширить знания учащихся о строении и функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира, о гигиене зрения; 3. показать взаимосвязь между строением и функциями зрительного анализатора и органа зрения человека; 4. продолжить развивать умения выделять главное, сравнивать, объяснять результаты наблюдений. | |||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Учащиеся должны знать: — определение понятия «анализатор»; составные части анализатора на примере зрительного анализатора; — строение и функции глаза, его частей и зрительного анализатора; — особенности восприятия и анализа раздражений окружающей среды зрительным анализатором, его взаимосвязь с нервной системой и высшей нервной деятельностью человека. Учащиеся должны уметь: — распознавать на таблицах, рисунках, моделях основные части органа зрения и его анализатора и описывать их; — объяснять свойства рецепторов воспринимать определенные раздражения, способность частей зрительного анализатора различать раздражения и передавать их в высшие отделы нервной системы; — характеризовать роль органа зрения и зрительного анализатора в жизни человека; — обосновывать правила гигиены органа зрения; — использовать приобретенные знания для соблюдения мер безопасности и профилактики заболеваний органов зрения. | Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР; — анализировать и оценивать полученную информацию; — использовать некоторые методические приемы развития мышления, организации своей познавательной деятельности; — владеть навыками самоконтроля и самооценки, способностью организации коммуникативных отношений со сверстниками и учителем при выполнении заданий и их обсуждении, при организации учебно-познавательного процесса — проводить наблюдения, опыты, объяснять и оформлять их результаты;
| — познавательный интерес к изучаемому материалу с целью его практического применения; — ответственное отношение к учению, умение самостоятельно изучать материал на основе мотивации к его познанию и навыков организации этой работы; — доброжелательное и уважительное отношение к своим товарищам в ходе учебного процесса и других видов деятельности | ||||
Условия реализации урока | ||||||
Информационные ресурсы (ЦОР и Интернет) | Учебная и методическая литература | Оборудование | ||||
компьютер; презентация, СD-диск | учебник; рабочая тетрадь; методическое пособие | таблица строение зрительного анализатора разборная модель глаза; | ||||
Основные понятия урока | Анализатор, палочки, колбочки, склера, хрусталик, дальнозоркость, близорукость |
Организационная структура урока | ||||||||||||
УУД | Деятельность | Время | ||||||||||
учителя | ученика | |||||||||||
Этап урока: I. Организационный момент | ||||||||||||
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками | Проверка готовности к уроку. Мультимедийный проектор | Учебники, рабочие тетради | 1мин. | |||||||||
Этап урока: II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности | ||||||||||||
Регулятивные: целеполагание, планирование. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания; постановка проблемы; осмысленное чтение Коммуникативные: умение точно выразить свои мысли | Мы сегодня продолжаем изучение нервной системы человека. Слайд 1. Тема урока
Проблема. Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит? Слайд 2. | Выдвижение предположений | 2мин | |||||||||
Этап урока: III. Актуализация знаний | ||||||||||||
Познавательные: осознанное построение речевого высказывания; Коммуникативные: владение диалогической формой речи | Слайд 3. Прием «Лови ошибку» 1) В основе работы нервной системы лежит принцип гуморальной регуляции. 2) Рефлекс – это свойство организма не реагировать на раздражение окружающей среды 3) Рефлексы делятся на условные и безответные 4) Рецепторы- это окончания отростков мышечных клеток 5) По чувствительным нейронам нервный импульс поступает на рабочий орган, по двигательным нейронам возбуждение от рецепторов поступает в ЦНС. | Находят ошибки и исправляют их. 1) В основе работы нервной системы лежит принцип гуморальной регуляции.(рефлекторной деятельности) 2) Рефлекс – это свойство организма не реагировать на раздражение окружающей среды 3) Рефлексы делятся на условные и безответные (безусловные) 4) Рецепторы - это окончания отростков мышечных клеток (нервных) 5) По чувствительным нейронам нервный импульс поступает на рабочий орган, по двигательным нейронам возбуждение от рецепторов поступает в ЦНС.(наоборот)
| 5мин | |||||||||
Этап урока: IV. Изучение нового материала | ||||||||||||
| Слайд 6-7. 1.Поисковая самостоятельная работа учащихся с материалом учебника на с. 76—77 и материалами ЦОР. | Выполнение заданий 62, 63 рабочей тетради. |
| |||||||||
| Слайд 8. 2.Орган зрения, его строение и функции; взаимосвязь строения и функций. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника на с. 77—79, материалами ЦОР, моделью глаза. Заполнение таблицы «Строение и функции органа зрения». Выполнение заданий 64, 65,66 рабочей тетради. Беседа по итогам работы. Формулирование вывода о защищенности глазного яблока, рецепторов сетчатки. Слайд 9.
|
Анализируют, делают выводы. |
| |||||||||
| 3.Слайд 12. Практическая работа «Изучение изменения размера зрачка». Формулирование выводов. 4. Механизм восприятия зрительных раздражений. Слайз13 Рассказ учителя с демонстрацией модели глаза, наглядного пособия, рисунков в учебнике на с. 79—80. Беседа по вопросам: «Как проходит свет до сетчатки? Что происходит со светом в глазном яблоке? Какое строение имеет сетчатка?» | Беседа по итогам выполнения и оформления результатов практической работы. Выполнение задания 71 рабочей тетради Работа учащихся с материалом учебника.
Выполнение заданий 67, 68 рабочей тетради, их проверка. |
| |||||||||
| 5.Нарушения зрения, их профилактика. Рассказ учителя Слайд 14.
| Работа учащихся с материалом учебника на с. 80 и дополнительным материалом на с. 81—82. Беседа по вопросам: «Каковы причины нарушения зрения? Как возникают близорукость, дальнозоркость? Что нового вы узнали из дополнительного материала?» |
| |||||||||
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| |||||||||
Этап урока: V. Обобщение и закрепление знаний | ||||||||||||
| 1. Работа с материалами ЦОР по теме «Зрительный анализатор. Орган зрения». Подведение итогов работы. 2. Обсуждение вопросов и заданий рубрики «Проверьте свои знания» на с. 83 учебника. 3. Выполнение тренировочных заданий (см. с. 56—59 рабочей тетради: уровень А — задания 1—3, 5, 12; уровень В —задания 1, 4—7). 4. Тематическое тестирование по вариантам (задания на слайде, взаимоконтроль по копиям работ, оригинал сдается учителю). Обобщение и закрепление знаний в форме групповой работы. Ниже приведены примеры заданий для групп
| 1) Изучите дополнительный материал на с. 81—82 учебника (по два абзаца группе) и расскажите об этом в классе. 2) Ответьте на вопросы и выполните задания 1—13 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 83 учебника и обсудите их в классе. 3) Выполните тренировочные задания на с. 56—59 рабочей тетради. 4) Тематическое тестирование (по вариантам). Зрительный анализатор
Задание 1 Структура, отмеченная на рисунке, относится к ... аппарату глаза. Изображение:
Запишите ответ: __________________________________________ Задание 2 Количество оболочек глазного яблока равно: Запишите число: ___________________________ Задание 3 Люди, у которых отсутствует пигмент в радужке глаза называются ...
Составьте слово из букв: ЬИЫБАОНСЛ - __________________________________________ Задание 4 Оптическая система глаза обеспечивает: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) преломление световых лучей и чёткое изображение предметов на сетчатке 2) определение направления движения предметов 3) определение цвета предметов 4) определение формы предметов, их величины и расстояния до них Задание 5 Соотнесите: Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа: 1) место наибольшего скопления колбочек 2) содержат родопсин 3) отвечают за цветное зрение 4) не содержит светочувствительных клеток
__ слепое пятно __ колбочки __ палочки __ желтое пятно
Задание 6 Наиболее сильное преломление световых лучей происходит в: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) радужке 2) роговице 3) склере 4) хрусталике Задание 7 Проследите прохождение световых лучей в глазном яблоке: Укажите порядок следования всех 6 вариантов ответа: __ сетчатка __ стекловидное тело __ роговица __ передняя камера глаза __ хрусталик __ зрачок Задание 8 К структурам фиброзной оболочки относятся: Выберите несколько из 4 вариантов ответа: 1) склера 2) радужка 3) хрусталик 4) роговица Задание 9 Колбочки способны воспринимать следующие цвета: Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1) зелёный 2) синий 3) белый 4) красный 5) желтый Задание 10 Способность глаза приспосабливаться к рассматриванию предметов, находящихся от него на различных расстояниях, называется: Запишите ответ: __________________________________________
Ответы: 1) (2 б.) Верный ответ: "вспомогательному". 2) (1 б.): Верный ответ: 3.; 3) (2 б.) Верные ответы: "АЛЬБИНОСЫ". 4) (1 б.) Верные ответы: 1; 5) (3 б.) Верные ответы: 4; 3; 2; 1; 6) (1 б.) Верные ответы: 4; 7) (3 б.) Верные ответы: 6; 5; 1; 2; 4; 3; 8) (2 б.) Верные ответы: 1; 4; 9) (2 б.) Верные ответы: 1; 2; 4; 10) (2 б.) Верный ответ: "аккомодация".
5) Формулирование выводов: «Что нового вы сегодня узнали на уроке?» |
| |||||||||
Этап урока: VI. Рефлексия. Домашнее задание | ||||||||||||
| Изучить материал на с. 76—83 учебника. Ответить на вопросы и выполнить задания на с. 83 учебника. Выполнить задания 66—70 рабочей тетради. | Ответить на вопросы: «Почему нельзя пользоваться чужими очками? Что нужно делать при попадании в глаза кислоты или щелочи?» |
| |||||||||
| Слайд 15. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: | сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни…
|
| |||||||||
Подведение итогов: |
|
|
|
Приложение 1.
Задание 1
Структура, отмеченная на рисунке, относится к ... аппарату глаза.
Изображение:
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание 2
Количество оболочек глазного яблока равно:
Запишите число:
___________________________
Задание 3
Люди, у которых отсутствует пигмент в радужке глаза называются ...
Составьте слово из букв:
ЬИЫБАОНСЛ - __________________________________________
Задание 4
Оптическая система глаза обеспечивает:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) преломление световых лучей и чёткое изображение предметов на сетчатке
2) определение направления движения предметов
3) определение цвета предметов
4) определение формы предметов, их величины и расстояния до них
Задание 5
Соотнесите:
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) место наибольшего скопления колбочек
2) содержат родопсин
3) отвечают за цветное зрение
4) не содержит светочувствительных клеток
__ слепое пятно
__ колбочки
__ палочки
__ желтое пятно
Задание 6
Наиболее сильное преломление световых лучей происходит в:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) радужке
2) роговице
3) склере
4) хрусталике
Задание 7
Проследите прохождение световых лучей в глазном яблоке:
Укажите порядок следования всех 6 вариантов ответа:
__ сетчатка
__ стекловидное тело
__ роговица
__ передняя камера глаза
__ хрусталик
__ зрачок
Задание 8
К структурам фиброзной оболочки относятся:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) склера
2) радужка
3) хрусталик
4) роговица
Задание 9
Колбочки способны воспринимать следующие цвета:
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) зелёный
2) синий
3) белый
4) красный
5) желтый
Задание 10
Способность глаза приспосабливаться к рассматриванию предметов, находящихся от него на различных расстояниях, называется:
Запишите ответ:
__________________________________________