Литературное чтение.
Тема урока: Знакомство с буквой «Х, х». (с. 135 – 137)
Цели урока: организовать работу поознакомлению буквой Х, х, выполнению звукового анализа слов «хобот», «хвост», использованию схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами;развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речевые способности учащихся.
Планируемые результаты: знают букву Х, х; умеют использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов, называть слова с мягкой парой согласного звука |х|
Метапредметные:
Познавательные: структурирование знаний; формируется умение читать, осмысливать прочитанное; строить речевые высказывания.
Коммуникативные: работать в группе, слушать собеседника и вести диалог;договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать себя, границы своего знания и незнания; адекватно воспринимать предложения учителя.
Личностные: проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке,развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.
Сценарий урока.
Оргмомент. Интервью.
– Сегодня 11 декабря. И мы в прямом эфире на уроке литературного чтения в 1 классе и я попытаюсь взять интервью у учащихся этого класса. – Этот урок чем-то отличается от предыдущих уроков литературного чтения? Чем? – В классе находятся взрослые - кто эти люди? С какой целью они пришли? – Если на уроке присутствуют гости, то работать надо как - то иначе? – Какую Вы поставите для себя цель? – Чем вы хотите удивить гостей? – Чего вы ждете от этого урока? – Вы волнуетесь? А ваша учительница? - Очень ли важен урок литературного чтения? – Всем спасибо. Успехов Вам.
Мы гостей сегодня ждали,
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем:
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного!
-Сегодня у нас на уроке гости и мы, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь улыбнитесь своему соседу по парте, улыбнитесь своему учителю. Тихо сядьте.
Психологический настрой.
-Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются нашим успехам.
Дыхательная гимнастика.
«Спокойное дыхание».Медленный вдох через нос, сделать паузу, затем плавный выдох через нос. Повторить 3-5 раз.
«Подыши одной ноздрёй».Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох, а затем – выдох. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Повторить 3-6 раз.
«Упрямая свеча».Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что её вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на свечу, пламя отклонилось, но не погасло. Еще сильнее дуньте, еще сильнее. Еще! Повторите 2-3 раза.
Фонетическая зарядка
Хи – хи – хи – сочиняем мы стихи.
Ха – ха – ха – очень вкусная уха.
Хо – хо – хо – я услышал эхо.
Ух – ух – ух – в поле вдруг запел петух.
Проговаривание скороговорки:Хвост намок у петуха
Кудахчут куры: «Ха-ха-ха!»
4. Повторение изученного материала.Игра «Перекличка букв»(у детей на партах лежат карточки с названиями всех изученных букв)-Выйдите гласные буквы. Влево отойдите гласные, смягчающие согласные в слиянии.Вправо отойдите гласные, в слиянии с которыми согласные всегда твердые.По центру станьтегласные, которые могут обозначать 2 звука.
-Выйдите звонкие согласные. Выйдите глухие согласные. Парные согласные, найдите друг друга.
- Шаг вперёд сделайте всегда мягкий согласный. Шаг назад сделайте всегда твёрдые согласные.
5. Актуализация знаний.Постановка учебной задачи.
- А вы мультфильмы любите? Хотите посмотреть? Вы внимательно посмотрите и скажите, как зовут главного героя этого мультфильма?
-Произнесите первый звук в этом слове.
- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?
-Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. Я вам помогу, продолжите начало моего предложения:
-Мы познакомимся… со звуками [х], [х’] и буквой, которая их обозначает.
- Мы научимся отличать…звуки [х] [х’] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв.
-Мы научимся читать…слоги, слова и предложения с новой буквой.
6. Работа над новым материалом в учебнике на стр. 135
Игра «Живые звуки» - слово «хобот»
Звуковой анализ слова «хвост» с использованием звуковых квадратов.
- Чей хвост изображён на картинке? А лиса какая? (хитрая) -Где слышится новый звук?Охарактеризуйте этот звук (согласный, глухой, мягкий)
ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть твёрдыми, мягкими.
- Давайте посмотрим, где может жить новый звук?
-Есть ли пара у этого звука?
Х- согласный и глухой.
Звук он шумный, щелевой.
Очень длительно звучит,
Будто кто во сне храпит.
-Назовите свои слова с этим звуком. Определите его место в слове
Знакомство с буквой.
- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - (маленькой),«ха» - большой.
- Зачем нужна заглавная буква?
- Посмотрите, какое место в алфавите занимает буква Х? После какой знакомой буквы она стоит? (Ф)
Физминутка «Хомячки»
7.Первичное закрепление.
Работа в парах.
Прочитайте слоги. Подчеркни слоги с мягким звуком «х,»зеленым карандашом, а слоги с твердым звуком «х» синим карандашом.
ХО – ХУ – ХИ – ХЕ
ХА – ХЭ – ХЮ – ХЁ
- Чтение слов с новой буквой.
- Будем читать слова с новой буквой на стр.135.
Сначала жужжащим чтением.
Потом по цепочке.
Подберите подходящие по смыслу слова.(парная работа)
сладкая уха
вкусная халва
ворчливая хлеб
ароматная хвост
противная муха
лохматый старуха
Найди слово в слове.
СМЕХ-МЕХ
ЛОПУХ-ПУХ
ХЛОПУШКА-ПУШКА
ХРАБРОСТЬ-РОСТ
Прочитайте парами слова.
- Что заметили в написании интересного?
ВЫВОД. Меняется одна гласная на другую или согласная на другую согласную.
Прочитайте слово-выдох
-Поменяйте цифры на буквы и прочитайте слово-ВЫХОД.
Зарядка для глаз.
Чтобы глазки зорче были,
Чтоб очки мы не носили,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влевопобыстрей
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочкой часов
Поведём глазами дружно
Ну а дальше – будь здоров!
Работа в группах. «Составь предложение».
1-я группа
Снегом
Лес
Засыпало
пушистым
2- я группа
Охотиться Хитрая Лиса Вышла
|
|
3-я группа
На Морозе Холодно лисоньке |
Эксперт (ученик), просмотрев работы каждой группы, подбирает заголовок к тексту и записывает его на доске. По одному ученику от группы выходят к доске и прикрепляют слова – таблички со своими предложениями.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Расскажите о букве, которую узнали на уроке.
- Чему научил вас урок?
- Кто из ваших одноклассников работал сегодня лучше других? Почему?
- Оцените свою работу на уроке. Для этого на бумажной ладошке выставите себе оценку за урок. (после этого дети крепят свои «ладошки» к солнышку на доске).
- А сейчас сделайте так:
- Нарисуйте пальчиком у себя на ладошке букву Х, зажмите кулачок и запомните её.
- Спасибо за урок.