Технологическая карта урока "Знакомство с буквой Х,х"

Занимательный урок со множеством интересных заданий.

Содержимое разработки

Литературное чтение.

Тема урока: Знакомство с буквой «Х, х». (с. 135 – 137)

Цели урока: организовать работу поознакомлению буквой Х, х, выполнению звукового анализа слов «хобот», «хвост», использованию схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами;развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речевые способности учащихся.

Планируемые результаты: знают букву Х, х; умеют использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов, называть слова с мягкой парой согласного звука |х|

Метапредметные:

Познавательные: структурирование знаний; формируется умение читать, осмысливать прочитанное; строить речевые высказывания.

Коммуникативные: работать в группе, слушать собеседника и вести диалог;договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать себя, границы своего знания и незнания; адекватно воспринимать предложения учителя.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке,развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.

Сценарий урока.

  1. Оргмомент.  Интервью.

– Сегодня 11 декабря. И мы в прямом эфире на уроке литературного чтения в 1 классе и я попытаюсь взять интервью у учащихся этого класса. – Этот урок чем-то отличается от предыдущих уроков литературного чтения? Чем? – В классе находятся взрослые - кто эти люди? С какой целью они пришли? – Если на уроке присутствуют гости, то работать надо как - то иначе? – Какую Вы поставите для себя цель? – Чем вы хотите удивить гостей? – Чего вы ждете от этого урока? – Вы волнуетесь? А ваша учительница? - Очень ли важен урок литературного чтения? – Всем спасибо. Успехов Вам.


Мы гостей сегодня ждали,

И с волнением встречали.

Хорошо ли мы умеем:

И читать, и отвечать?

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного!

-Сегодня у нас на уроке гости и мы, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь улыбнитесь своему соседу по парте, улыбнитесь своему учителю. Тихо сядьте.

Психологический настрой.

-Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и  порадуются нашим успехам.


  1. Дыхательная гимнастика.

«Спокойное дыхание».Медленный вдох через нос, сделать паузу, затем плавный выдох через нос. Повторить 3-5 раз.



«Подыши одной ноздрёй».Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох, а затем – выдох. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Повторить 3-6 раз.

«Упрямая свеча».Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что её вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на свечу, пламя отклонилось, но не погасло. Еще сильнее дуньте, еще сильнее. Еще! Повторите 2-3 раза.



  1. Фонетическая зарядка

  • Хи – хи – хи – сочиняем мы стихи.

  • Ха – ха – ха – очень вкусная уха.

  • Хо – хо – хо – я услышал эхо.

  • Ух – ух – ух – в поле вдруг запел петух.

Проговаривание скороговорки:Хвост намок у петуха 
Кудахчут куры: «Ха-ха-ха!» 

4. Повторение изученного материала.Игра «Перекличка букв»(у детей на партах лежат карточки с названиями всех изученных букв)-Выйдите гласные буквы. Влево отойдите гласные, смягчающие согласные в слиянии.Вправо отойдите гласные, в слиянии с которыми согласные всегда твердые.По центру станьтегласные, которые могут обозначать 2 звука.

-Выйдите звонкие согласные. Выйдите глухие согласные. Парные согласные, найдите друг друга.

- Шаг вперёд сделайте всегда мягкий согласный. Шаг назад сделайте всегда твёрдые согласные.

5. Актуализация знаний.Постановка учебной задачи.

- А вы мультфильмы любите? Хотите посмотреть? Вы внимательно посмотрите и скажите, как  зовут главного героя этого мультфильма?

-Произнесите первый звук в этом слове.                

- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?

-Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. Я вам помогу, продолжите начало моего предложения:

-Мы познакомимся… со звуками [х], [х’]  и буквой, которая их обозначает.

- Мы научимся отличать…звуки [х] [х’] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв.       

-Мы научимся читать…слоги, слова и предложения с новой буквой.



6. Работа над новым материалом в учебнике на стр. 135

  • Игра «Живые звуки» - слово «хобот»

  • Звуковой анализ слова «хвост» с использованием звуковых квадратов.

- Чей хвост изображён на картинке? А лиса какая? (хитрая) -Где слышится новый звук?Охарактеризуйте этот звук (согласный, глухой, мягкий)

ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть твёрдыми, мягкими.

- Давайте посмотрим, где может жить новый звук?

-Есть ли пара у этого звука?

Х- согласный и глухой.

Звук он шумный, щелевой.

Очень длительно звучит,

Будто кто во сне храпит.

-Назовите свои слова с этим звуком. Определите его место в слове

  • Знакомство с буквой.

- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» -                                    (маленькой),«ха» - большой.

- Зачем нужна заглавная буква?

- Посмотрите, какое место в алфавите занимает буква  Х? После  какой знакомой буквы она стоит? (Ф)


Физминутка «Хомячки»



7.Первичное закрепление.

  • Работа в парах.

Прочитайте слоги. Подчеркни слоги с мягким звуком «х,»зеленым карандашом, а слоги с твердым звуком «х» синим карандашом.

ХО – ХУ – ХИ – ХЕ

ХА – ХЭ – ХЮ – ХЁ

- Чтение  слов с новой буквой.

- Будем читать  слова с новой буквой на стр.135.

Сначала жужжащим чтением.

Потом по цепочке.


Подберите подходящие по смыслу слова.(парная работа)

сладкая                                     уха

вкусная                                  халва

ворчливая                                 хлеб

ароматная                                 хвост

противная                                 муха

лохматый                                  старуха


 Найди слово в слове.

СМЕХ-МЕХ

ЛОПУХ-ПУХ

ХЛОПУШКА-ПУШКА

ХРАБРОСТЬ-РОСТ


Прочитайте парами слова.

- Что заметили в написании интересного?

ВЫВОД. Меняется одна гласная на другую или согласная на другую согласную.


Прочитайте слово-выдох

-Поменяйте цифры на буквы и прочитайте слово-ВЫХОД.



Зарядка для глаз.

Чтобы глазки зорче были,

Чтоб очки мы не носили,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влевопобыстрей

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочкой часов

Поведём глазами дружно

Ну а дальше – будь здоров!



  • Работа в группах. «Составь предложение».

1-я группа

Снегом

Лес

Засыпало

пушистым



2- я группа

Охотиться

Хитрая

Лиса

Вышла





3-я группа

На

Морозе

Холодно

лисоньке


Эксперт (ученик), просмотрев работы каждой группы, подбирает заголовок к тексту и записывает его на доске. По одному ученику от группы выходят к доске и прикрепляют слова – таблички со своими предложениями.

8. Итог урока. Рефлексия.

- Расскажите о букве, которую узнали на уроке.

- Чему научил вас урок?

- Кто из ваших одноклассников работал сегодня лучше других? Почему?

- Оцените свою работу на уроке. Для этого на бумажной ладошке выставите себе оценку за урок. (после этого дети крепят свои «ладошки» к солнышку на доске).


- А сейчас сделайте так:

- Нарисуйте пальчиком  у себя на ладошке букву Х, зажмите кулачок и запомните её.
- Спасибо за урок.

Сохранить у себя:
Технологическая карта урока "Знакомство с буквой Х,х"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки