Технологическая карта урока
Предмет биология
Класс 6
Автор УМК
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2013.
Тема урока: Лабораторная работа «Строение вегетативных и генеративных почек».
Тип урока : комбинированный
Цель урока:
- объяснить, что почка – это зачаточный побег;
-научить различать вегетативную и генеративную почки.
Задачи:
- познавательные : учащиеся узнают о значении и строении почек, учатся распознавать вегетативные и генеративные почки ;
- коммуникативные: формируют умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- регулятивные: формируют умение организовать выполнение заданий учителя; работать в группах; выполнять лабораторную работу;
- личностные: умение работать с источниками биологической информации, овладение методами биологической науки.
Образовательные ресурсы: ноутбук, мультимедийный проектор, таблицы «Строение побега», «Строение почки», учебник, тетрадь, лупы, препаровальные иглы, лезвия.
Основные понятия и термины: почка, почечные чешуи, вегетативная почка, генеративная почка, спящие почки.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы и приемы | Формирование УДД | Результат взаимодействия и сотрудничества |
1.Этап проверки домашнего задания | Фронтально организует беседу по вопросам и по тесту о строении и функциях побега, закрепляет и повторяет знания учащихся о видах побегов вегетативного и генеративного; проверяет индивидуальные проекты учащихся по теме « Видоизменения побегов» | Участвуют во фронтальной беседе. Закрепляют имеющиеся знания по теме; отвечают на вопросы учителя. Индивидуально выступают с подготовленными презентациями и сообщениями | репродуктивный; частично-поисковый | - участвовать в беседе; -анализировать информацию; -делать выводы | Дают определение «побег»; знают видоизменения побегов; умеют устанавливать соответствие между видоизменениями побега и его функциями; овладевают навыками работы с дополнительной литературой и другими информационными ресурсами |
2.Этап актуализации знаний учащихся | Предлагает учащимся на основе полученных знаний составить схему «Виды побегов» | Отвечают на вопросы учителя; заполняют схему «Виды побегов»
| беседа | Анализируют полученные знания о побеге | воспроизводят и анализируют информацию, полученную ранее, формируют навыки заполнения схемы. |
3.Этап усвоения новых знаний | 1 .Демонстрирует слайды с загадками о почках; 2. Задаёт вопрос: «Что такое почка?» «Какие бывают почки?» Проблемный вопрос: « Можно ли почку назвать зачаточным побегом?» 3.Организует лабораторную работу в группах«Строение вегетативных и генеративных почек». 1 группа – «Строение вегетативной почки», 2 – «Строение генеративной почки»
| анализируют раздаточный материал, делают выводы, отвечают на вопрос учителя, выполняют лабораторную работу «Строение вегетативных и генеративных почек», работают с инструктивной карточкой (приложение) | объяснительно – иллюстративный; частично-поисковый; исследовательский. | - умение самостоятельно находить информацию; - развивают умение сравнивать и анализировать - работать в группах с лабораторным оборудованием | описывают строение почки; отличают генеративную и вегетативную почки; сравнивают анализируют различные объекты; могут объяснить как формируются побеги |
4. Физкультминутка | Включает видео физминутки | Дети активно двигаются под музыку |
|
|
|
5.Закрепление полученных знаний на уроке. | Организует работу с терминами в игровой форме «Верно-Неверно» 1. Почка – это зачаточный побег. 2. Из вегетативной почки появляются цветки. 3. Почки покрыты почечными чешуями. 4. Почечные чешуи защищают почку от неблагоприятных условий. 5. Из генеративной почки развиваются листья. 6. Вегетативная почка состоит из почечных чешуй, зачаточных стебелька, листьев и почек. 7. С наступлением тепла почки набухают, лопаются, и появляются молодые листья или бутоны цветов. | Закрепляют знания, полученные на уроке
| игровой | активизируют свою деятельность развивают способности запоминать и обобщать полученные знания самостоятельно составлятьсинквейны | усвоение новых биологических терминов и понятий. |
6. Рефлексия |
|
|
|
|
|
7. Этап подведения итогов урока. | Задает домашнее задание; оценивает работу по результатам проверки домашнего задания и работы учащихся на уроке. | Задает домашнее задание; оценивает работу по результатам проверки домашнего задания и работы учащихся на уроке. | Записывают в дневники домашнее задание 8. |
|
|
Приложения.
Инструктивная карточка
1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите и зарисуйте расположение почек на них.
2. Отделите почку от побега, рассмотрите ее внешнее строение. Какие приспособления имеются у почек к перенесению неблагоприятных условий?
3. Рассмотрите разрезанную вдоль вегетативную почку. С помощью рисунка на с. 39 найдите почечные чешуи, зачаточный стебель, зачаточные листья, зачаточные почки и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия ее частей.
4. Изучите генеративную почку, найдите ее части. В чем сходство и различия вегетативных и генеративных почек. Используйте для сравнения рисунок учебника на с. 39.
5. Сделайте вывод о сходстве и различиях в строении вегетативной и генеративной почек. Составьте схему.
Информационнные ресурсы:
Гекалюк М.С. Биология . 6 класс. Тесты. – Саратов:Лицей, 2012
Пономарева И.Н. , Кучменко ЮВ., Л.В. Симонова. Биология Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники. Методическое пособие под ред. Проф. И.Н. Пономарёвой . Москва .изд.»Вентана-граф» 2004
tehnologicheskaya_karta_uroka_sootvetstvuyushchaya_trebovaniyam_fgos.pptx;
temporary_downloads\interaktivnyy_plakat.pptx