Технологическая карта урока технологии по теме: «Технология в контексте производства. Общая характеристика производства»

Технологическая карта урока технологии по теме "Технология в контексте производства. Общая характеристика производства» 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ В.М. Казакевич и др. – М.: Просвещение, 2019.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока технологии

Тема урока: «Технология в контексте производства. Общая характеристика производства»

Класс: 5


Цель деятельности учителя

Создать условия для расширения знаний, «открытия» нового знания, для формирования нравственных качеств личности.

Тип урока

Урок-исследование

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Познакомить учащихся с общей характеристикой производства; ознакомить учащихся с производством потребительских благ

Метапредметные (УУД):   совершенствовать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Способствовать формированию умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Личностные: формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Методы и формы обучения

Эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная работа, исследование

Оборудование

для учителя: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация , план-конспект урока, технологическая карта

Наглядно-демонстрационный материал

презентации по теме урока

Основные понятия

Производство, материальное производство, нематериальное производство, отрасль производства.

Организационная структура урока



Этапы

урока

Содержание урока

Деятельность

учащихся

Промежуточный

контроль

1.Организационный момент

Приветствие детей. Получение сведений об отсутствующих. Подготовка к занятию ( учебник, тетрадь, ручка, дневник).



2.Формулирова

ние темы урока


Беседа по вопросам:

  1. Что такое потребности?

  2. Какие виды потребностей вам известны?

  3. Где мы можем приобрести необходимые нам блага?

  4. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Запишите тему урока: Технология в контексте производства. Общая характеристика производства

Цель нашего урока:

- Познакомиться с общей характеристикой производства;

- Ознакомиться с производством потребительских благ

Слушают учителя, участвуют в диалоге

Устные ответы

3.Изучение нового материала

(20мин)

Человек преобразует окружающий мир, испытывая различные потребности. Для удовлетворения этих потребностей человек приобретает потребительские блага, которые бывают материальные и нематериальные.

Материальные блага – это вещи, предметы, необходимые и желаемые человеком. Их можно потрогать руками.

Нематериальные блага – это услуги, которые оказывают людям. Ни одну услугу нельзя потрогать. Можно лишь осознать или ощутить результат.

Для того, чтобы получить желаемое благо, необходимо его сделать или произвести, то есть наладить производство.

Производство – это процесс воздействия человека на то, что он взял у природы, для получения необходимых ему материальных благ и услуг. Иными словами, производство – процесс создания различных видов товаров и услуг.

Слово "производство" имеет несколько значений. Производством называют изготовление, создание вполне определённой продукции, а также производством называют само предприятие, на котором изготавливают те или иные товары, или услуги.

Рассмотрим процесс производства на простом примере. Изготовление хлеба.

Этот процесс относят к материальному производству. Чтобы испечь хлеб, сначала нужно обеспечить производство необходимыми ресурсами и оборудованием, а также специалистами и рабочей силой.

Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ.

Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведённые человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

К ресурсам хлебного производства относятся мука, вода, молоко, дрожжи, масло, сахар и другие компоненты, из которых получают тесто.

Оборудование – это аппараты для замешивания и выстаивания теста, печи.

Специалисты и рабочая сила – это технологи, пекари и другие рабочие. Производство хлеба происходит по определённым правилам – технологиям, в строгой последовательности: отмеряют компоненты, замешивают тесто, выпекают в формах.

Как мы видим, даже такое простое на первый взгляд производство, как изготовление хлеба, требует тщательной организации процесса, чтобы мы получили качественный продукт, чтобы удовлетворили свою потребность.

Также существуют экономические и свободные блага. Как вы думаете, что это за блага?

 Физкультминутка.

Я  буду называть блага, а вы будьте внимательны. Если я назову экономические блага, вы топаете ногами, а если я называю свободные блага, вы хлопаете в ладоши. (пальто, солнечный свет, компьютер, ягоды в лесу, доска, энергия ветра, автобус, творог, снег на улице, яблоки, жареная рыба, листья дуба, водопроводная вода, солнечный свет, берёзовые почки, воздух, земляника, кроссовки, ананасы, песок на пляже, сахарный песок, компьютер, диван, стол,, солнечный свет, вода из крана, рыба в море).

Современное производство предназначено для создания множества видов потребительских благ. Производством материальных благ является выращивание зерна, разведение домашних животных и птиц, ловля рыбы, изготовление продуктов питания, добыча полезных ископаемых, строительство зданий и сооружений, создание станков и автомобилей.

Производство нематериальных благ – это работа специалиста по оказанию человеку необходимых услуг. Таким производством можно считать работу стилиста, продавца, риелтора, механика.

Создание каждого блага требует определённого времени, и если бы человек создавал все блага для себя самостоятельно, то многие свои потребности он смог бы удовлетворить лишь на склоне лет. Организация современного производства даёт возможность людям получать блага и удовлетворять свои потребности регулярно.

Для совершенствования процесса изготовления, сокращения сроков выпуска, и улучшения качества готового продукта, производства однотипных товаров и услуг стали формировать в отдельные группы.

Производство в одной конкретной области деятельности называют отраслью производства.

Каждая конкретная отрасль – это совокупность предприятий и производств, которые используют общую технологию для производства схожей продукции. Существуют такие отрасли, как станкостроение и автомобилестроение, животноводство, растениеводство. Материальным производством занимаются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, строительные организации.

Нематериальное производство происходит на предприятиях, создающих блага для удовлетворения нематериальных потребностей. К таким благам относятся кинофильмы, спектакли, услуги организаций здравоохранения и многое другое. Отрасли, которые создают нематериальные блага, являются кинопроизводство, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, торговля.

Мы уже знаем, что созданием материальных и нематериальных благ занимаются люди разных профессий.

Человек, выполняющий свою работу качественно, грамотно, учитывающий все тонкости своего дела, называется профессионалом. Профессионалом может быть специалист любой сферы деятельности, например, строитель и врач, педагог и официант, технолог и художник, журналист и программист.

Сегодня в числе наиболее востребованных в России рабочие профессии. Помимо рабочих профессий сегодня наиболее востребованы специалисты в отраслях, которые стремительно развиваются.

Это специалисты в области информационных и нано технологий, медицины и биотехнологий, экологии и природоохранных технологий, а также в отраслях сельского хозяйства, производства продуктов питания, транспорта и логистики.


Запись в тетрадях, беседа,

объяснение непонятого материала вместе с учителем.

Отвечают на вопросы учителя, выявляют причинно-следственные связи в учебном материале

Устные ответы

4. Практическая работа

(Исследовательская

деятельность)

(12мин)

Выделите зелёным виды материального производства, синим цветом – виды нематериального производства.

Варианты ответа:

Строительство дорог

Производство кинофильма

Выращивание овощей

Консультация в банке

Выпуск медицинского оборудования

Производство кондитерских изделий

Концертная программа

Выпуск печатной продукции

Пошив одежды

Стрижка волос

Ответ:

– виды материального производства: строительство дорог, выращивание овощей, выпуск медицинского оборудования, производство кондитерских изделий, выпуск печатной продукции;

– виды нематериального производства: производство кинофильма, консультация в банке, концертная программа, пошив одежды, стрижка волос.

Подсказка: Материальное производство происходит на предприятиях, которые создают материальные блага. Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.

Нематериальное производство происходит на предприятиях, создающих блага для удовлетворения нематериальных потребностей.

Нематериальные блага – услуги, которые человеку оказывают.

РЭШ урок 4

Работа с технологическими картами.

Проведение исследования.

Запись результатов в таблицу.




Оценка практической работы

5.Рефлексия учебной деятельности

(3мин)

Самооценка и оценка  результатов работы

  • Что нового узнали на уроке?

  • Какие моменты урока были самые трудные? Почему?

  • Какие моменты урока оказались самыми интересными?

  • Какой посильный вклад в решение проблем энергетики вы можете предложить?


Высказываю

Выявляют, осмысливают допущенные ошибки, устанавливают их причины

сами и выслушивают оценочные суждения учителя (товарищей) о своей работе.

Отвечают на вопросы

6.Домашнее

задание(2мин)

Проанализируйте работу продавца ближайшего магазина:

  1. Запишите последовательность действий и операций, которые выполняет продавец, торгуя товаром;

  2. Объясните, чем вызван такой порядок действий;

  3. Оформите отчет по итогам наблюдения, иллюстрируя его рисунками.





Сохранить у себя:
Технологическая карта урока технологии по теме: «Технология в контексте производства. Общая характеристика производства»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки