Технологическая карта урока технологии
ФИО педагога: Волкова Наталья Николаевна, учитель технологии МБОУ Школа №48 г.о. Самара
Класс: 5 класс
Учебник: Н. В. Синица. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /
Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2015
Тема урока: Пасхальный сувенир в лоскутной технике.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией изготовления изделия в лоскутной технике.
Задачи:
обучения - обучить выполнять задание по переносу знаний и умений в новую ситуацию; научить приёмам декорирования изделий тканями;
развития – развитие эстетического вкуса на примере подбора цветовой гаммы для изделий; способствовать развитию моторных навыков (точности движений, их силы, координации);
воспитания – воспитывать мотивы труда (добиваться высоких результатов в работе); воспитывать творческое начало личности.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов ручных работ, практическая работа.
Планируемые результаты:
личностные – готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные – освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные – сформированность представлений о технологической последовательности изготовления изделия; понимание и определение понятий «Декоративно-прикладное творчество» и «Лоскутная техника», умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности; соблюдение правил безопасной работы.
Необходимое оборудование:
Ноутбук, проектор, экран, презентация, ЦОР;
Ножницы, лоскуты ткани, портновские булавки, клей «Момент», атласные ленты (ширина 5мм) – 50см., карандаш;
Учебник технологии для 5 класса, рабочая тетрадь;
Карточки самоконтроля;
Шаблоны из плотного картона;
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
ЭТАП 1: актуализация знаний, постановка темы и цели уроков
| ||
Создает эмоциональный настрой на урок. Организационный момент. Приветствие. Проверка явки учащихся, заполнение эл.журнала, проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1.Какие виды ДПТ вы знаете? 2.Знаком ли вам такой вид рукоделия, как «лоскутная техника»? (Сл. 2 – 4) 3. Какие виды изделий, выполненные в лоскутной технике вы знаете? (Сл. 5 – 7) 4. Какие ткани используют в лоскутной технике? Предлагает посмотреть видеосюжет https://www.youtube.com/watch?v=w7iJxA4ycVw 5. Какой православный праздник скоро мы будем отмечать? 6.Что является главным символом этого праздника? 7. Какие сувениры принято дарить? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока. |
Включаются в диалог. Отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников.
Согласовывают тему и формулируют цель урока.
Составляют план своих действий по достижению цели урока. | Познавательные – строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные – слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников; Коммуникативные – слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологические высказывания. Личностные – мобилизовать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Предметные - закрепление знаний по предыдущим темам;
|
ЭТАП 2: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
| ||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность обучающихся. 1.Какие знания нам необходимы для изготовления сувенира? Предлагает провести исследование: Какое значение имеют цветовые сочетания в лоскутных изделиях; Ознакомьтесь, используя рисунки 109, 110, 111, 112 с основными цветами. Проводит обобщение полученной информации. Практическая работа «Изготовление сувенира в лоскутной технике» Организует показ приемов разметки заготовки (Сл. 10), изготовления выкройки деталей (Сл. 11), подбор лоскутов по цветовой гамме (Сл. 12,13) раскроя деталей из ткани (Сл. 14); наклеивания лоскутных деталей на заготовку (Сл. 15), декорирования стыков атласной лентой (Сл. 16). Инструктаж по технике безопасности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь.
Подводит итоги выполнения работы. |
Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из учебника). Представляют сведения о полученной информации.
Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили.
Выполняют практическую работу, используя презентацию.
Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов (приложение 1). | Познавательные – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рисунках 109 -112 из учебника (аспект смыслового чтения). Регулятивные – выделять и осознавать то, что уже усвоено, и то, что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений; коррекция в случае расхождения эталона Коммуникативные – осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные – ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью. Предметные - характеризовать особенности выбора ткани по волокнистому составу, цвету и рисунку, правила изготовления шаблонов для лоскутного изделия; |
ЭТАП 3: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | ||
Организует выставку работ. Анализирует выполнение самостоятельной работы. Организует разбор типичных ошибок учащихся. Направляет учащихся на формулирование способов устранения ошибок. Организует рефлексию. Продолжите фразу: Сегодня я узнала… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Я научилась… У меня получилось … Меня удивило… Мне захотелось…
Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке.
Предлагает варианты домашнего задания: 1.Найди в Интернете историю лоскутного шитья. 2. Попробуй разработать эскиз узора для лоскутного изделия. |
Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке.
Осуществляют рефлексию своей деятельности.
Записывают домашнее задание | Познавательные – структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Регулятивные – адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Коммуникативные – интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог. Личностные – осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий.
|
Лист самооценки Приложение 1
Ф.И._______________________________________
Тема урока: Пасхальный сувенир в лоскутной технике
Деятельность | Максимальный балл | Самооценка |
Работа с текстом | 4 |
|
Практическая работа | 6 |
|
- дизайн |
|
|
- качество выполнения изделия |
|
|
- аккуратность |
|
|
Бонусный балл (за активную работу) | 1 |
|
Оценка | 10 (11) |
|
Приложение 2
Таблица перевода баллов в оценку (для учителя)
Баллы | Процент выполнения работы | Уровень | Оценка |
5 | 50 | низкий | 3 |
6 – 7 | 60 – 70 | базовый | 4 |
8 – 11 | 80 – 100 | повышенный | 5 |