Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Технологическая карта по русскому языку для 5 класса

Содержимое разработки

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

«Имя прилагательное как часть речи»

Учитель: Щурова Н.А.

Класс: 5Акласс

УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: комбинированный урок

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи»

Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прилагательных.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: испытывает желание осваиватьновые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.


Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок- у нас присутствуют гости. Откройте тетради, запишите число, классная работа, словарь. Сегодняшний урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей

Кто за приключения?
Все без исключения!
Давай, поднимаем парус.

И прямо в океан!
Ведь и для нас осталось.

Еще немало стран,
Пока что не открытых,
Или давно забытых!
Дорог в морях немало -
Смелее у штурвала!

Мне очень интересно узнать, с каким настроением вы отправляетесь в наше приключение. Поднимите смайлики, которые лежат у вас на парте и опишите, пожалуйста, свое настроение 2-3 словами, отвечающими на вопрос какое?

Настроение (какое?)………….. (отвечают 3-4 ученика)

С помощью слов какой части речи вы смогли описать свое настроение? (с помощью имен прилагательных)

Вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Даю подсказку: обратите внимание на словарь. Запишите тему: «Имя прилагательное как часть речи».

-Вы готовы? Начало пути – порт «Части речи»

-Внимательно прочитайте записанные на слайде слова и разделите их на две группы: (запись в тетрадь в две колонки)


ладья, морской, якорь, удивительный,

чудесный, весло, незнакомый, корабль,

Проверка вслух. -По какому признаку вы определили слова в первый столбик?(имена существительные)

- Назовите орфограммы в словах.

-Назовите признаки имен существительных.

-Молодцы, ребята, справились с первым заданием.

- Можно следовать дальше. И мои вам пожелания: Большому кораблю - большое плавание. Счастливого пути!

-Назовите часть речи слов, помещенных во второй столбик? (имена прилагательные)

-Как вы это определили? Докажите.

Ребята, с какой целью мы отправляемся в путешествие?


Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.















Фронтальная работа.

Учащиеся читают слова на слайде и работают индивидуально, распределяя слова на 2 группы. Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.

Повторяют орфограммы в словах (В слове лисички, бантик)



Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

-Следующая остановка - столица страны Прилагательных, город Цветоград. На ваших столах бортовой журнал (заранее отпечатан)

Судовой журнал

Известная информация

Новая информация










- Скажите: знаете ли вы, что такое прилагательное?

(Ответ учащихся.)

-А вы знаете, к каким словам, к какой части речи «прилагаются», присоединяются прилагательные?

(Ответ учащихся.)

- Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок. (Текст распечатан, лежит на партах)


-Скворцы, как известно, тоже путешественники. Что они нам поведают?

О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.


«Весна идёт! Весна идёт! Мы _______________весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи ____________ стали. Чиста __________ лазурь. Солнышко с неба луч _____________ разливает. Воздух __________ и _________. __________ теплом подувает ветер с полей.

Утро ещё __________. А всё-таки на душе _________ и __________, потому что «весна _____ повеяла крылом».

Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладное, грозны и горды.

Проверка.

- Подберите к слову «небесная» синоним, к слову «короткие» - антоним.

- Выпишите три словосочетания «прил.+ сущ.». Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят?

(Контроль, коррекция знаний учащихся)


-Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что имена прилагательные делают нашу речь яркой, образной, точной.

-Ребята, приведите примеры, где в нашей жизни встречаются имена прилагательные?(название морей и рек, семь цветов радуги, в загадках и т.д.)

-Когда же чаще всего мы используем прилагательные? (при описании картин природы, характера человека, его чувств, настроений, душевных переживаний, при названии морей и рек, цветов, в загадках).


Коллективная письменная работа – обзорное повторение сведений по теме «Имя прилагательное».
















Парная работа (учащиеся вставляют в текст, заранее распечатанный, имена прилагательные, находят синонимы, антонимы к именам прилагательным, разбирают словосочетания)

Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)


Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

- Вы хорошо работали. На таком корабле, да и с таким экипажем, можно плыть даже к самому горизонту. И вот мы в столице страны Прилагательных.

- Ребята, скажите, какая форма является начальной для имени прилагательного? (м.р., им.п.)

-Подведем еще раз итог морфологическим признакам имен прилагательных, обобщим полученные знания. Обратимся к учебнику. На странице 85 прочитаем общие сведения о прилагательном.

-А сейчас из стихотворения вы должны будете выписать любое прилагательное и охарактеризовать его по всем пунктам нашего правила:

Имя прилагательное, мы с тобой дружны,

Признаки предметов называешь ты.

Солнечное лето, праздничная ель,

Вкусные конфеты, Машенькин портфель.

Один пятиклассник работает у доски:

  1. Солнечное (лето)- имя прилагательное, отвечает на вопрос какое?

Н.ф. – солнечный

2. Морфологические признаки: с.р., ед.ч., И.п.

3. Лето (какое?) солнечное.

- Путешественники, внимание! Экстренное сообщение! К нам на борт попала старинная бутылка с посланием, а в ней задание. Разгадаем и выполним (на доске текст с предложениями).

-Выпишите имена существительные и зависимые от них прилагательные.

Вода у берега голубая, чистая, прозрачная, а дальше от берега- синяя.

(вода голубая, чистая, прозрачная, синяя). -Какие отличительные признаки предмета обозначают данные прилагательные? Назовите другие признаки, которые могут быть у этого предмета?


1 учащийся читает стихотворение, 1 учащийся проводит морфологический разбор имени прилагательного, после чего все учащиеся его проверяют.



Работа в группах. Учащиеся из предложений выписывают существительные и зависимые от них прилагательные. Работают со словом (именем прилагательным)



Работа в парах по толковому словарю

( учащиеся находят в словаре и выписывают лексическое значение слова «борзая»

Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)


Физкультминутка (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Физкультминутка


Учащиеся выполняют элементарные физические упражнения)

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;



  • координировать деятельность учащихся;



  • контролировать

выполнения заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания

-Записать упражнение 574 .В предложениях подчеркнуть грамматическую основу, объяснить орфограммы и пунктуацию.

- Каким членом предложения могут быть прилагательные? Как правильно определить, каким членом предложения является прилагательное?

(Нужно обратить внимание на место прилагательного в предложении по отношению к существительному, с которым оно связано по смыслу и грамматически:

1) прилагательное-определение обычно стоит перед существительным, к которому оно относится;

2) прилагательное –сказуемое стоит после существительного.

Прилагательное-сказуемое может иметь форму только именительного падежа. Прилагательное-определение в роли зависимого слова может быть в форме любого падежа.)

Выполняя упражнение, вы дополняли текст именами прилагательными. Как вы считаете, текст стал более выразительным, ярким или нет? Почему?

-Для чего нужны прилагательные в художественной речи?

( Имена прилагательные придают речи точность, меткость, выразительность, образность, яркость, настроение. Они используются при создании портретных характеристик, при описании чувств, душевных переживаний, прилагательные делают речь более точной, помогают описать предмет, позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира. Без прилагательных наша речь была бы похожа на картину, написанную серыми красками.)


Проверочная работа.

-Вдали виден мыс Ошибок.
Странный листок выпал из судового журнала.

На нем записаны задания, но соленая океанская вода размыла чернила.
SOS! Помогите мне – найдите слова с верными ответами и объясните свой выбор


1) Какое слово называет признак предмета?

Среди тишины послышался тихий говор.

А)первое Б) третье В)четвертое

2) Какая часть речи называет различные признаки предметов?

А) Имя прилагательное Б) Имя существительное В) Глагол

3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) смышленый (ребенок). Б) о книжном (шкафе.) В) отцовского (участка.)

4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме?

А) сказуемое Б) дополнение В) определение

5) Имя прилагательное не изменяется

А) по родам Б) по числам В) по спряжению

6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?

А) весенний лес Б) дружелюбный от природы.

7) Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

А) Имя существительное Б) Имя прилагательное В) Глагол

- Продолжите заполнение бортового журнала

Вывод об имени прилагательном

Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке

оценивают себя.







Учащиеся выполняют тестовую работу, после чего обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа





























Индивидуальная работа учащихся по уровню сложности:

  1. Выписать 1 словосочетание прил.+сущ

  2. Сделать анализ данного словосочетания

Сильный ученик проверяет у слабых, а сам отчитывается учителю.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)


7.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

  • повторить способ нового знания



Рефлексия

-Давайте вспомним все об имени прилагательном, заполним до конца наш бортовой журнал.

-Что нового вы узнали об имени прилагательном?

-Дополните, пожалуйста, текст на слайде именами прилагательными.

-Поднимите, пожалуйста, ваши смайлики, чтобы определить все ли вам понятно было на уроке: желтый –«все понятно»; синий- «остались вопросы»; зеленый- «ничего непонятно»).

-Вот и подошло к концу наше опасное, но интересное путешествие в страну Прилагательных. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям знаний дружно. Удачи всем.


Штормы и ветры нам не страшны.
Ждут берега нас родной стороны.
Пусть бури и ветры с тобой, верный друг,
И в помощь протянут тебе сотни рук.

Будь смел и отважен -
Прочти много книг,
В большом море знаний
Плыви, ученик.
К заветной мечте и чудесной земле.
В нагруженном знаниями корабле !

Выставление оценок.

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок?





Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)



Домашнее задание: Параграф 101, упр 577

Для сильных учащихся дополнительно:

написать лингвистическую сказку об имени прилагательном.

Спасибо за работу!















Сохранить у себя:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки