ФИО: Гришенкова Татьяна Геннадьевна
Место работы: ГБОУ СОШ с. Каменный Брод
Должность: учитель математики
Предмет: математика
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: "Правильные и неправильные дроби".
Тип урока: открытие нового знания
Класс: 5
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с понятиями "правильная" и "неправильная дробь";
- учить записывать правильные и неправильные дроби ;
- учить сравнивать дроби с единицей, изображать их на координатном луче;
- продолжить работу над текстовыми задачами;
Развивающие:
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- развитие умения анализировать;
- развитие логического мышления, памяти;
- развитие математического кругозора;
Воспитательные:
-формирование положительной мотивации;
-воспитание потребности в приобретении новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
-научить определять понятия "правильная дробь" и "неправильная дробь";
- повторить правила сравнения обыкновенных дробей;
- научить решать задачи на дроби;
Воспитательные:
-создать атмосферу для развития познавательного интереса учащихся к предмету;
-формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.
Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.
Методы организации работы:
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-проблемно-поисковый;
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
-групповая,
-парная,
-коллективная (фронтальная).
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
-уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Метапредметные:
-уметь анализировать и осмысливать текст задачи;
- извлекать из текста необходимую информацию, строить логическую цепочку;
- оценивать полученный результат;
- осуществлять самоконтроль;
Предметные:
- уметь работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации);
- уметь точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
- уметь применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Литература:
Математика: 5 класс/ А. Г. Мерзляк.- М.: Вентана - Граф, 2014
Этап урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность учеников | Универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности
| Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу. (Слайд №1):
Выясняет как ученики понимают данное высказывание. | Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.
Высказывают свои мысли по данному вопросу, рассуждают.
| Регулятивные: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.
|
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
| Устный счет: (Слайд №2): 1.У Коли было 11 яблок. 7 яблок он отдал Мише. Какую часть яблок он отдал Мише? 2. Площадь поля 20га. Тракторист вспахал четверть поля. Сколько гектаров вспахал тракторист? 3. Турист прошел 6км, что составляет треть всего пути. Какое расстояние должен пройти турист? 4. Сравните дроби (Слайд №3):
|
Решают задания , результаты записывают в Лист самоконтроля ( Приложение 1).
| Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения |
Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности | Распределите дроби на группы (Слайд № 4):
- Следовательно, тема нашего урока .... (Слайд №5):
Историческая справка (Слайд № 6):
- Давайте сформулируем цели урока (Слайд №7):
| -Отвечают на вопрос. Записывают тему урока.
Формулируют цели урока с помощью учителя. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
Построение проекта выхода из затруднения
| Предлагает рассмотреть п.25 учебника. -Какие дроби называются правильными, а какие неправильными? (Слайды №8; 9):
- Дополните дробь(Слайд № 10):
- Найдите правильные и неправильные дроби (Слайд № 11):
-Выполите тест - устно(Слайд №12): 1) Если числитель больше знаменателя, то дробь: а)правильная б) неправильная в) обыкновенная; 2) Если числитель меньше знаменателя, то дробь: а)правильная б) неправильная в) обыкновенная; 3) Дробь 4/с будет правильной, если : а) с = 6 б) с = 3 в) с = 5; 4) Найдите два значения а , при которых дробь а/9 будет неправильной и меньше 11/9: а = 10 , а = 11. Проверка (Слайд № 13):
|
Отвечают на вопросы.
Записывают определения.
Решают и ответы записывают в Лист самоконтроля.
Решают и ответы записывают в Лист самоконтроля.
Выполняют тест устно. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты
|
Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению. (Слайды № 14; 15) | Выполняют упражнения | Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ |
Реализация построенного проекта (закрепление формируемых знаний и умений)
| -Решим задание № 974, 975, 977. -Найдите правильные и неправильные дроби (Слайд № 16):
- Выполните задание и ответьте на вопросы(Слайд № 17):
- Решим задачу № 978. - Ребята, вы выполнили очень важную интеллектуальную работу. - Продолжим нашу работу. Выполним № 980. | Выполняют задание, результат записывают в Лист самоконтроля.
Выполняют, результат записывают в Лист самоконтроля.
Выполняют задание, отвечают на вопросы.
Выполняют, результат записывают в Лист самоконтроля.
Один ученик решает у доски с пояснениями. | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение . |
Первичное закрепление во внешней речи
| Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником). -Давайте повторим(Слайды № 18; 19):
- Подведем итоги (Слайд № 20):
| Проговаривают понятия (фронтально, в парах).
Отвечают фронтально.
Отвечают фронтально.
| Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные: контроль, коррекция |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| Предлагает выполнить самостоятельную работу с последующей проверкой ( Слайд №21):
| Выполняют самостоятельную работу ( Приложение 2) по вариантам ,записывают ответы в Лист самоконтроля.
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные:самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил
|
Включение в систему знаний и повторение | Предлагает решить задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой: 1) № 984- устно по цепочке , 2) № 986, 3) №992.
| Выполняют задания . Выполняют задание ,записывают ответ в Лист самоконтроля.
| Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: осознание ответственности за общее дело
|
11. Рефлексия учебной деятельности
| Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №22): -Сегодня на уроке я узнал ... -Я повторил … -Я закрепил… -Я научился… -Было трудно ... - Было интересно ... - Я смогу ...
Предлагает оценить свою работу и результаты. (Слайд №23).
| Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.
Ученики показывают смайлики.
| Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
Домашнее задание | Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению. (Слайд №24) | Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы: № 999, 1000, 1003(а), 1004(а). | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке
|
Приложение 1:
Лист самоконтроля
Вид задания | Ответ, способ решения | Шкала баллов | Суммарный балл за задание |
Устный счет |
| 3 |
|
Дополните дробь... |
| 1 |
|
Найдите правильные и неправильные дроби |
| 1 |
|
Решите задание № 974 |
| 2 |
|
Решим задание № 975 |
| 1 |
|
Решим задание № 977 |
| 1 |
|
Найдите правильные и неправильные дроби |
| 2 |
|
Решим задание № 978 |
| 2 |
|
Самостоятельная работа |
| 3 |
|
Решим задание № 986 |
| 2 |
|
Решим задание № 992 |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Суммарный балл за работу | 20 |
|
Критерии отметок: 20-18б-"5"; 17-15б- "4"; 14-10б – "3"; меньше 10б- "2".
Приложение 2: