Технологическая карта урока по теме "Открытия русских путешественников"

Тема урока «Открытия русских путешественников»

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с открытиями русских путешественников и землепроходцев, научить работать с текстом учебника, продолжить обучать работе с картами атласа и контурной картой.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Дата ____28.10.2016г___ Класс____5_______

Учитель ___Быстрицкая

Предмет ___география___________________

Тип урока: комбинированный

Тема урока «Открытия русских путешественников»

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с открытиями русских путешественников и землепроходцев, научить работать с текстом учебника, продолжить обучать работе с картами атласа и контурной картой.

Оборудование: физическая карта России, презентация к уроку, маршрутные листы, атласы.

Учебник: И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г. Параграф № 7, стр.35.

УУД, формирующиеся на уроке:

  1. Личностные: развитие интереса к новому материалу, умения оценивать свою работу на уроке (осуществлять рефлексию) и оценивать работу других обучающихся.

  2. Регулятивные: развитие умения самостоятельно на уроке ставить цель и задачи урока, планировать работу на уроке.

  3. Познавательные: умение выделять из текста учебника основные понятия, составлять характеристику путешествия, анализ текста, географических карт; наносить географические объекты на карту.

  4. Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, внимательно слушать собеседника, уважать интересы других обучающихся, корректировать свою ошибки.

Оборудование: учебник , тетрадь, (приложение1: листы самооценки, маршрутные листы), контурные карты, карты атласа.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности

Организационный момент


Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. Проверка готовности учащихся к уроку. Слайд.1

.

Подготовка класса

к работе.


Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности


Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Подготовка мышления детей к проектировочной деятельности:

1) актуализация знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2) тренировка соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.


Подписывают маршрутные листы и листы самооценки , на них они будут отмечать

баллы , полученные в ходе урока.


Личностные: самоопределение; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


3. Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке.

Выполнение интерактивного заданияучащимся предлагается ответить на вопросы по теме прошлого урока. Слайд.2 Проверка домашнего задания:

1) работа со слайдами презентации №2-7

2) самопроверка по образцу (на слайде 8)

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Личностные: самоопределение; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4. Постановка учебной задачи.


Постановка учебной задачи.

Наша страна Россия – самая большая в мире, она занимает значительные территории в двух частях света - Европе и Азии. Азиатская часть называется Сибирь Слайд9.

  • Название «Сибирь» появилось на карте в XIV в.

  • Сибирь осваивали как по суше, так и по воде

Учащимся предлагается ответить на вопрос:

  1. Как вы думаете, с помощью кого формировалась карта нашей страны, чья эта заслуга?

Подводящий диалог и определение учащимися темы урока – «Открытия русских путешественников в Сибири».

Таким образом , скажите мне чему мы научимся и узнаем. Слайд.11

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока


Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Личностные:

Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России. Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

5. Построение проекта выхода из затруднения


Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)

На данном этапе учащимся предлагается определить содержание темы урока (работа с текстом учебника и выделение смысловых частей темы)

Учитель организует коллективную деятельность учащихся по группам, в форме организации путешествия по маршрутным листам в соответствии с содержанием темы урока. Освоение Сибири можно разделить на два этапа:

И мы будем работать по группам , определенным по 2маршрутам: Слайд.12

  • Маршрут № 1. Путешествия русских землепроходцев в 17 веке

  • Маршрут № 2. Первая исследовательская экспедиция в Сибирь.

Слайд.13Учитель создает игровую ситуацию – каждая экспедиция работает с документами, материалы которых были испорчены в архивах. Задача группы - восстановить тексты исторических документов и фрагменты карт путешественников (приложение 1. Маршрутные листы ,листы самооценки). Слайд.14

По ходу работы групп учитель направляет учащихся. Слайд.17,18,19


Здоровьесберегающая организация учебной деятельности (20 минута урока):

Проведение физкультурной паузы Слайд.15

  • Повороты головой в разные стороны – «Путешественники определяют стороны горизонта». ПОКАЖИТЕ КАК ПЕРВОПРОХОДЦЫ ПРОБИРАЛИСЬ СКВОЗЬ ДЕБРИ ТАЙГИ

Слайд.16 выход учащихся из затруднения

Учитель рассказывает о путешествии каждой группы С. Дежнёва и камчатской экспедиции. Слайд.20, 21, 22

Составляют план достижения цели и определяют средства


Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательые – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные УУД.

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

6. Первичное закрепление


Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение Слайд.16

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

По ходу работы групп и их выступлений, учитель направляет учащихся, обращает внимание на карту атласа и правильность показа географических объектов.


Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия – работе в группе решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи при представлении результатов своей работы.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения зада, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их взаимопроверку, пошагово сравнивая с образцом (эталоном), и сами оценивают ее. В результате организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

  • Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность (проводится небольшая письменная работа, небольшого объема – географический диктант на определение имени путешественника по его описанию). Самостоятельная работа в группах с картами , маршрутными листами. Восстановите фрагменты карт путешественников

  • На контурных картах отметьте все географические объекты, указанные в тексте учебника курсивом.

  • Занесите баллы в листы самооценки

Слайд.21-23

самооценка по критериям ( Слайд.24)

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнивая

с эталоном.

Восстанавливают фрагменты карт путешественников

На контурных картах отмечают географические объекты.






Учащийся, работая над заданием, проводит самооценку своего труда. В маршрутных листах после каждого задания есть отметка о выполнении, куда учащийся заносит свой результат.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение



Оранизация итога урока Слайд.25



8. Рефлексия деятельности (итог урока)


Организует рефлексию Слайд.26

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке.

В маршрутном листе учащимся предлагается сделать отметку - выбрать значок урока «понял», «возникли затруднения», «совсем не понял».

Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества. Слайд.27

  • Повторить § § 5-7,на контурные карты нанести, те географические объекты, которые встречаются в тексте учебника (выделены курсивом) на стр.36-37.

  • по желанию – составить презентацию про одного первопроходца Сибири


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные:


Приложение 1.

Маршрут № 1. Путешествия русских землепроходцев в 17 веке

Ф.И. _____________________________

Задание 1. Восстановите текст исторического документа.

Много сведений сохранилось о походе казака…………………………………………………………………, который погиб на берегу реки………………….. при столкновении с татарским ханом ……………………………, но он отрыл русский путь в ………………………….До середины ………………века русские землепроходцы пересекли всю ………………от реки…………………….до……………………………….океана.

Занесите баллы в листы самооценки (по 1 баллу за слово)


Задание 2. Нанесите маршрут С. Дежнёва на контурную карту

Занесите баллы в листы самооценки


Задание 3 Нанесите географические названия: мыс Дежнёва и полуостров Камчатка на контурную карту

Занесите баллы в листы самооценки

Индивидуальное задание по карте учебника (рис. 31, с 37)

По карте атласа составьте мини-рассказ:

I вариант. О Путешествии Ерофея Хабарова

II вариант. О Путешествии Владимира Атласова

Задание (Дополнительное). Внимательно изучите карту (рис.30, стр.36 учебника) и выполните следующие задания:

  1. Кто первым побывал на Камчатке…………………………

  2. Кто исследовал берега реки Амур…………………………

  3. Кто первым дошел до берега Охотского моря…………..

  4. Открыл пролив между Европой и Азией…………………






Маршрут № 2. Первая исследовательская экспедиция в Сибирь.

Ф.И. ____________________

Задание 1. Восстановите текст исторического документа.

Возглавил экспедицию в Сибирь организованную Петром I датский офицер, состоящий на службе в …………………………….. Его звали………………... Задачами экспедиции были: составление ……………......., поиск новых торговых путей в …………………. и ………….. В ходе первой Камчатской экспедиции в ……………..году экспедиция прошла от …………..до………………………..и описала пролив, который сейчас называется…………………….

Занесите баллы в листы самооценки (по 1 баллу за слово)


Задание 2. Нанесите маршрут Первой Камчатской экспедиции на контурную карту

Занесите баллы в листы самооценки


Задание 3 Нанесите географические названия: Алеутские и Командорские острова на контурную карту

Занесите баллы в листы самооценки

Индивидуальное задание по карте учебника (рис. 31, с 37)

По карте составьте рассказы:

I вариант. О Первой Камчатской экспедиции.

II вариант. О Второй Камчатской экспедиции.



Задание (Дополнительное). Внимательно изучите карту (рис.31, стр.37 учебника) и выполните следующие задания:

  1. В какую экспедицию В. Беринг и А. Чириков побывали на Камчатке…………………………

  2. В каком году исследовали берега Северной Америки…………………………

  3. Из гавани какого порта вышли два корабля под командованием двух командоров…………..

  4. Описал пролив между Европой и Азией………………………………………











IV. Комбинированный урок

1. Организационный этап 
2. Этап проверки домашнего задания 
3 . Этап всесторонней проверки знаний 
4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала 
5. Этап усвоения новых знаний 
6. Этап закрепления знаний 
7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению



Сохранить у себя:
Технологическая карта урока по теме "Открытия русских путешественников"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки