Технологическая карта урока по теме "Буквенная запись свойств сложения и вычитания "

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога, которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Созадвать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно- познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное соче приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий,, ориентированнных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные.

На этапе рефлексии испульзуется используется приём технологии развития критического мышления "Светофор"- как эффективный способ синтеза и обобщения полученных знаний, отражения личностного отношения обучающихся к изучаемой теме.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Математика, 5 Г класс

УМК, автор программы

«Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных Учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 33 изд., стер. М. : Мнемозина, 2014. – 280с. : иллюстрациями» (ФГОС);

Учитель

Егорова Рая Константиновна

Тема урока,

урока в рабочей программе

Урок № « Буквенная запись свойств сложения и вычитания »

Цель урока

Учить упрощать выражения с опорой на свойства сложения и вычитания.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Закрепить умения работы учащихся с буквенной записью свойств сложения и вычитания;

Сформировать умения применять эти свойства при решении различных задач.

Развивать творческую активность учащихся, а также память, внимание, логическое мышление;

Развивать математическую культуру речи и письма;

Развивать умения обобщать полученные знания на практике.

Воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим;

Воспитывать дисциплинарные навыки.


Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД


Закрепить основные понятий:

Свойства сложения и вычитания.

Сформированность предметных умений:

Умение упрощать выражения используя свойства сложения и вычитания натуральных чисел. Применять знания при решение текстовой задачи.

Умение давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения новых задач; определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения; передают содержание в сжатом или развернутом виде; умеют оформлять мысли в устной и письменной речи согласно речевой ситуации

Методическое обоснование урока

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога (по Е.Л.Мельниковой1), которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, мета предметные и личностные.

На этапе рефлексии используется приём технологии развития критического мышления «Светофор» - как эффективный способ синтеза и обобщения полученных знаний, отражения личностного отношения обучающихся к изучаемой теме.

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)


Необходимое аппаратное и программное обеспечение (мультимедийный компьютер, программные средства)


Учебник – с. 54-58







Организационная структура урока


Название этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Создание проблемной ситуации

Создание для учеников проблемной ситуации – противоречия, порождающей удивление и интерес к изучаемой теме.

В процессе диалога учащихся с учителем происходит обозначение темы урока.

- Ребята, как вы понимаете слова летчика – испытателя Валерия Павловича Чкалова «Если быть, то быть лучшим»?


- Вам нравится, когда вас считают лучшим в каком-то деле?


- Давайте и на уроке проявим себя старательными, внимательными, активными учениками.


- Предлагаю вам выполнить задания



  1. Выполните действия и назовите свойства, которые применялись.


75+87+25;

275-(75+170);

(187+214)-114;

90+0;

187-0

(187+214)-87;

216-(16+87);

56-56;

83+(17+76).



- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Какую цель вы поставите перед собой?






2.При каких значениях m верно равенство:



(137+175) +125=300+m;



(2225+75) +1226=2300+m.





Слушают учителя; участвуют в беседе



Слушают учителя; участвуют в беседе, способствующей постановке учебной проблемы.


Выполняют действия и называют свойства, которые применялись.


Формируют тему, высказывают цели урока.


В тетради записывают тему урока.

«Буквенная запись свойств сложения и вычитания»















Испытывают затруднения при выполнении задания.








2. Формулирование проблемы

Постановка учебной задачи

Постановка учебной цели урока

- Какие у вас возникают вопросы для того, чтобы найти значение m?


- Что означает знак равенства между выражениями?


- Какого вида выражение находится в левой части равенства?


- Какого вида выражение находится в правой части равенства?


-Какие преобразования можно выполнить с этим числовым выражением?





задают свои вопросы






Участвуют в диалоге


3.  Выдвижение версии решения проблемы

Учащиеся предлагают версии решения проблемы, принимаются и абсурдные варианты

- Какие у вас есть версии решения проблемы?


(137+175) +125=300+m;

137+(175+125)=300+m

137+300=300+m

m=137


(2225+75) +1226=2300+m.

2300+1226=2300+m

m=1226


Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие – проговаривают и осознают его: какие необходимо выполнить действия, чтобы найти значение буквы.

Каждая поочередно пара предлагает свои варианты решения проблемы.

Используя сочетательное свойство сложения преобразовывают левую часть равенства и находят значение этой буквы.


4. Актуализация имеющихся знаний. Планирование деятельности.























Физкультминутка

Повторение знания свойств сложения и вычитания.





















- Снять усталость и напряжение;

- внести эмоциональный заряд;

- тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

-Когда мы можем видеть радугу на небе?



-А у нас сейчас она в классе, и каждый правильно решённый пример будет отправлять полоску радуги на небо.



Используя свойства сложения и вычитания, упростите выражение:





  1. 38+ n +27=n+(38+27)=n+65


  1. x +54+27=x+(54+27)=x+81


  1. 35-(18+y)=(35-18)-y=17-y


  1. (248+ m)-49=(248-49)+m=199+m


  1. (47+m)-28=(47-28)+m=19+m


  1. 154-(b +24)=(154-24)-b=130-b


  1. k-59-38=k-(59+38)=k-97












Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь.

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте пошагали.


-Первые четыре выражения выполняют совместно со всем классом (2 ученика у доски);


-два последующих самостоятельно (2 ученика по одному выражению у доски) с взаимопроверкой класса;


-последнее выражение все самостоятельно (проверка учителем после сбора тетрадей).

















Выполняют упражнения вместе с учителем.





.

5. Поиск решения (открытие нового знания)


Создание условий для применения полученных знаний

Решение задачи №348


- Прочитайте задачу.

- О чем говорится в задаче?

- Сколько деталей изготовил токарь в первый день?

- Что сказано о количестве деталей во второй день?

-Что известно про третий день?

- Как обозначить вопрос задачи?


1 день – 23 дет.

2 день -? дет. на b дет. больше

3 день -? дет. на 4 дет. меньше



Участвуют в диалоге.



Все ученики работают в тетрадях, другой работает у доски.


6. Выражение решения.


Обобщают, делают вывод по проблеме.


- Как узнать, сколько деталей изготовил токарь во второй день?


1) 23+b (дет) изготовил во второй день;

- Как узнать, сколько деталей изготовил токарь в третий день?


2) 23-4= 19 (дет) изготовил токарь в третий день;

- Какое выражение обозначает количество деталей, изготовленных в третий день?

3) 23+ (23+b) + (23-4) (дет) изготовил всего.

23+19+(23+b) =42+23+b=65+b

Если b=7, то 65+7=72.



Участвуют в диалоге, предлагают способы нахождения решения задачи.


7. Применение нового знания



Создание условий для применения полученных знаний

- Сейчас поработаем в парах. Выполните задания на карточках.


Перед вами таблица - таблица удивительная,

Закон там сочетательный,

Закон переместительный.

А ещё там встретите

Свойства вычитания.

И, конечно, не оставите

Их вы без внимания.


1.Задание. Соедините стрелками левую часть, представляющую из себя буквенные выражения, с правой частью, где записаны их названия. Имейте в виду, что в правой части их меньше, чем в левой.

1. а - ( b + с) = а – b - с

переместительное свойство сложения

2. а + b = b + а

сочетательное свойство сложения

3. (а + b ) – с = а + ( b - с)

свойство нуля при сложении

4. а + b + с = (а + b ) + с

свойство нуля при вычитании

5. (а + b ) - с = b + (а - с)

правило вычитания суммы из числа

6. а + 0 = а

правило вычитания числа из суммы

7. а - 0 = а

 

8. а - а = 0


2.Задание. Упростите выражение:


21 + 14 + х =


(125 + m) + 75 =


( х + 220) – 186=


194 – (37 + х )=


48 + n – 27=


m - 5 7 – 23=


81 – а + 29.



Выполняют задания самостоятельно в парах.


Фронтальная проверка правильности выполнения заданий.


8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).










Историческая справка (при запасе времени на уроке)

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.


Исторический материал на уроке служит как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу.

- Давайте повторим тему нашего урока.

- Какие задания выполняли на уроке?


Оцените свою деятельность.

Поднимите карточку с соответствующим цветом:

- Красная – «Не понял»

- Желтая- «Понял, но не все»

- Зеленая – «Все понял»






Впервые стал использовать буквы вместо чисел француз Франсуа Виет, живший в 1540-1603 годах. По профессии он был адвокатом и служил при дворе французских королей. Математика была его увлечением. Но каким увлечением! Говорят, будто бы Виет мог просидеть за письменным столом занимавшей его задачи не одни сутки.

В те времена Франция вела войну с Испанией, Испанская сторона, пользуясь шифром(тайнописью), могла свободно переписываться со своими сторонниками даже внутри Франции. После неудачных попыток найти разгадку шифра, король обратился к Виету с просьбой разгадать эту тайну. Виет в течение двух недель работал над разгадкой шифра и нашёл ключ к тайнописи. Испанцы стали терпеть поражение за поражением после расшифровки их секретных донесений.

Это не единственная заслуга Виета. Более подробно с его достижениями в области математики вы познакомитесь в 8 классе.

Оценивают свою работу на уроке, поднимая карточку с соответствующим цветом.







9. Информация о домашнем задании


Домашнее задание: п.9. №367, №365

По желанию разработать свой шифр и составить небольшое письмо (при наличие исторической справки).



Записывают информацию о домашнем задании

1

2


Сохранить у себя:
Технологическая карта урока по теме "Буквенная запись свойств сложения и вычитания "

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки