Предмет, класс | Математика, 5 Г класс | |||
УМК, автор программы | «Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных Учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 33 изд., стер. М. : Мнемозина, 2014. – 280с. : иллюстрациями» (ФГОС); | |||
Учитель | Егорова Рая Константиновна | |||
Тема урока, № урока в рабочей программе | Урок № « Буквенная запись свойств сложения и вычитания » | |||
Цель урока | Учить упрощать выражения с опорой на свойства сложения и вычитания. | |||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные | |
Закрепить умения работы учащихся с буквенной записью свойств сложения и вычитания; Сформировать умения применять эти свойства при решении различных задач. | Развивать творческую активность учащихся, а также память, внимание, логическое мышление; Развивать математическую культуру речи и письма; Развивать умения обобщать полученные знания на практике. | Воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим; Воспитывать дисциплинарные навыки. | ||
Планируемые результаты урока | Предметные знания и умения | Личностные качества, метапредметные УУД | ||
Закрепить основные понятий: Свойства сложения и вычитания. Сформированность предметных умений: Умение упрощать выражения используя свойства сложения и вычитания натуральных чисел. Применять знания при решение текстовой задачи. | Умение давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения новых задач; определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения; передают содержание в сжатом или развернутом виде; умеют оформлять мысли в устной и письменной речи согласно речевой ситуации | |||
Методическое обоснование урока | Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога (по Е.Л.Мельниковой1), которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, мета предметные и личностные. На этапе рефлексии используется приём технологии развития критического мышления «Светофор» - как эффективный способ синтеза и обобщения полученных знаний, отражения личностного отношения обучающихся к изучаемой теме. | |||
ИОС урока | Учебно-методическое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | Необходимое аппаратное и программное обеспечение (мультимедийный компьютер, программные средства) | |
Учебник – с. 54-58 |
Организационная структура урока
Название этапа | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Создание проблемной ситуации | Создание для учеников проблемной ситуации – противоречия, порождающей удивление и интерес к изучаемой теме. В процессе диалога учащихся с учителем происходит обозначение темы урока. | - Ребята, как вы понимаете слова летчика – испытателя Валерия Павловича Чкалова «Если быть, то быть лучшим»? - Вам нравится, когда вас считают лучшим в каком-то деле? - Давайте и на уроке проявим себя старательными, внимательными, активными учениками. - Предлагаю вам выполнить задания
75+87+25; 275-(75+170); (187+214)-114; 90+0; 187-0 (187+214)-87; 216-(16+87); 56-56; 83+(17+76).
- Попробуйте сформулировать тему урока. - Какую цель вы поставите перед собой? 2.При каких значениях m верно равенство:
(137+175) +125=300+m;
(2225+75) +1226=2300+m. | Слушают учителя; участвуют в беседе Слушают учителя; участвуют в беседе, способствующей постановке учебной проблемы. Выполняют действия и называют свойства, которые применялись. Формируют тему, высказывают цели урока. В тетради записывают тему урока. «Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Испытывают затруднения при выполнении задания. | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. Формулирование проблемы | Постановка учебной задачи Постановка учебной цели урока | - Какие у вас возникают вопросы для того, чтобы найти значение m? - Что означает знак равенства между выражениями? - Какого вида выражение находится в левой части равенства? - Какого вида выражение находится в правой части равенства? -Какие преобразования можно выполнить с этим числовым выражением? | задают свои вопросы Участвуют в диалоге | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. Выдвижение версии решения проблемы | Учащиеся предлагают версии решения проблемы, принимаются и абсурдные варианты | - Какие у вас есть версии решения проблемы? (137+175) +125=300+m; 137+(175+125)=300+m 137+300=300+m m=137 (2225+75) +1226=2300+m. 2300+1226=2300+m m=1226 | Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие – проговаривают и осознают его: какие необходимо выполнить действия, чтобы найти значение буквы. Каждая поочередно пара предлагает свои варианты решения проблемы. Используя сочетательное свойство сложения преобразовывают левую часть равенства и находят значение этой буквы. | ||||||||||||||||||||||||||||||
4. Актуализация имеющихся знаний. Планирование деятельности. Физкультминутка | Повторение знания свойств сложения и вычитания. - Снять усталость и напряжение; - внести эмоциональный заряд; - тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций. | -Когда мы можем видеть радугу на небе?
-А у нас сейчас она в классе, и каждый правильно решённый пример будет отправлять полоску радуги на небо.
Используя свойства сложения и вычитания, упростите выражение:
Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше потянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь. Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на месте пошагали. | -Первые четыре выражения выполняют совместно со всем классом (2 ученика у доски); -два последующихсамостоятельно (2 ученика по одному выражению у доски) с взаимопроверкой класса; -последнее выражение все самостоятельно (проверка учителем после сбора тетрадей). Выполняют упражнения вместе с учителем. . | ||||||||||||||||||||||||||||||
5. Поиск решения (открытие нового знания) | Создание условий для применения полученных знаний | Решение задачи №348 - Прочитайте задачу. - О чем говорится в задаче? - Сколько деталей изготовил токарь в первый день? - Что сказано о количестве деталей во второй день? -Что известно про третий день? - Как обозначить вопрос задачи? 1 день – 23 дет. 2 день -? дет. на b дет. больше 3 день -? дет. на 4 дет. меньше | Участвуют в диалоге. Все ученики работают в тетрадях, другой работает у доски. | ||||||||||||||||||||||||||||||
6. Выражение решения. | Обобщают, делают вывод по проблеме. | - Как узнать, сколько деталей изготовил токарь во второй день? 1) 23+b (дет) изготовил во второй день; - Как узнать, сколько деталей изготовил токарь в третий день? 2) 23-4= 19 (дет) изготовил токарь в третий день; - Какое выражение обозначает количество деталей, изготовленных в третий день? 3) 23+ (23+b) + (23-4) (дет) изготовил всего. 23+19+(23+b) =42+23+b=65+b Если b=7, то 65+7=72. | Участвуют в диалоге, предлагают способы нахождения решения задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||||
7. Применение нового знания | Создание условий для применения полученных знаний | - Сейчас поработаем в парах. Выполните задания на карточках. Перед вами таблица - таблица удивительная, Закон там сочетательный, Закон переместительный. А ещё там встретите Свойства вычитания. И, конечно, не оставите Их вы без внимания. 1.Задание. Соедините стрелками левую часть, представляющую из себя буквенные выражения, с правой частью, где записаны их названия. Имейте в виду, что в правой части их меньше, чем в левой.
2.Задание. Упростите выражение:
| Выполняют задания самостоятельно в парах. Фронтальная проверка правильности выполнения заданий. | ||||||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Историческая справка (при запасе времени на уроке) | На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Исторический материал на уроке служит как средство активизации познавательной деятельности учащихся. | - Итак, ребята, наш урок подходит к концу. - Давайте повторим тему нашего урока. - Какие задания выполняли на уроке? Оцените свою деятельность. Поднимите карточку с соответствующим цветом: - Красная – «Не понял» - Желтая- «Понял, но не все» - Зеленая – «Все понял»
Впервые стал использовать буквы вместо чисел француз Франсуа Виет, живший в 1540-1603 годах. По профессии он был адвокатом и служил при дворе французских королей. Математика была его увлечением. Но каким увлечением! Говорят, будто бы Виет мог просидеть за письменным столом занимавшей его задачи не одни сутки. В те времена Франция вела войну с Испанией, Испанская сторона, пользуясь шифром(тайнописью), могла свободно переписываться со своими сторонниками даже внутри Франции. После неудачных попыток найти разгадку шифра, король обратился к Виету с просьбой разгадать эту тайну. Виет в течение двух недель работал над разгадкой шифра и нашёл ключ к тайнописи. Испанцы стали терпеть поражение за поражением после расшифровки их секретных донесений. Это не единственная заслуга Виета. Более подробно с его достижениями в области математики вы познакомитесь в 8 классе. | Оценивают свою работу на уроке, поднимая карточку с соответствующим цветом.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
9. Информация о домашнем задании | Домашнее задание: п.9. №367, №365 По желанию разработать свой шифр и составить небольшое письмо (при наличие исторической справки).
| Записывают информацию о домашнем задании |
1
2