Технологическая карта урока по литературе

Технологическая карта урока по литературе для 5 класса на тему :М.Зощенко.Рассказ"Ёлка".

Технологическая карта содержит приложения, которые можно использовать при анализе текста.

Содержимое разработки





Суворова Инна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа с.Сотниково

399685 Липецкая область, Краснинский район, с.Сотниково, ул.Лесная, 20

Технологическая карта урока по литературе на тему "М.М.Зощенко. Рассказ «Ёлка".































Тема урока: М.М.Зощенко. Рассказ «Ёлка».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко;

обогащать словарный состав;

учить анализировать поступки героев;

развивать речь, мышление, память.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с новым произведением;

  • отрабатывать навык выразительного чтения.

  • Развивающие:

  • корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;

  • пополнять активный и пассивный словарь учащихся;

  • развивать связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение  к другим, ответственное отношение к своим поступкам.

Планируемые результаты:

 Предметные – умение работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст).

Метапредметные:

Регулятивные – формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в собственной деятельности. Планирование вместе с учителем деятельностипо изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные – умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги;

Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе ( распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные – осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь» ( что значит ложь во спасение), формирование системы нравственно – этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Оборудование – презентация, карточки, елка, конфеты.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Я рада видеть каждого из вас

И пусть в окно зима прохладой дышит,

Нам будет здесь уютно и тепло

Ведь весь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

-Ваши мышцы все проснулись? Да.

-Ваши губы улыбнулись? Да.

-Тогда приступаем к работе.


Речевая разминка

Предлагаю задание на внимание: найдите среди буквенного текста слова, назовите их и подчеркните.

кёлкайтснегывц

щэморозйфяпургаж

Задание: Найти лишнее слово? 


-Я сегодня на урок тоже принесла ёлку.  А под ёлкой шкатулка идей.

- На какие 2 группы ты можем разделить идеи? 

- Я сейчас представлю свои идеи, а вы должны определить какая это идея?

Если хорошая поднимаете кружок синего цвета, и мы повесим конфетку на ёлку, если  считаете плохой, то поднимаете кружок красного цвета  и конфетку не вешаем.

Идеи:

1.Если ты пришёл на ёлку,

свой подарок требуй сразу.

2. Праздники лучше всего встречать с родными и близкими людьми.

3.Дарить подарки это всегда хорошо.

4. Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.

5. Нельзя брать и портить чужие вещи.

Вывод : прежде чем совершить какой – то поступок, подумай не навредит ли он тебе и окружающим.


Находят слова из буквенного текста и называют их.

(елка, снег)

(мороз, пурга)





хорошие и плохие











Сообщение темы и постановка целей урока

-Как вы думаете, почему я принесла ёлку?

-Кто является  автором  этого произведения.



Сформулируйте цель и задачи  урока. 







Что вы знаете о Михаиле Зощенко?

Какие произведения данного автора вы читали?


  • Мы будем анализировать произведение о ёлке

  • Михаил Михайлович Зощенко



Познакомиться с произведением, сделать анализ и определить главную мысль.

  • Познакомиться с  биографией и  творчеством Зощенко.

  • Проанализировать произведение и понять его основную мысль.

Отвечают на вопросы.

Усвоение нового материала. Биография автора

-А сейчас, ребята, я предлагаю вашему вниманию прослушать биографию Михаила Михайловича Зощенко?

Смотрят видеоролик


Работа с текстом

-Ребята, мы украсили с вами ёлку красивыми идеями, а теперь давайте прочитаем, как вели себя герои рассказа М.Зощенко возле такой же новогодней ёлки.

-В вашем классе есть мои помощники, которые прочитают отрывок по ролям.

(Приложение 1)

За автора прочитает__________________

За Лёльку будет читать____________________

А за Миньку прочитает_____________________




Читают по ролям отрывок из рассказа со слов «Вот мы с сестрёнкой Лёлей вошли в комнату….» до слов «…мы с Лёлей убежали в другую комнату».

Проверка первичного восприятия


– Кто главные герои рассказа?

– Чем наряжали елку в то время? 


– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?

- Почему вы так думаете?
- Как вы думаете, каким автор задумал рассказ: весёлым или грустным?
- Какое же настроение у вас создаёт этот рассказ?
- Почему?


Отвечают на вопросы

Лёлька и Минька

Бусами, флажками, фонариками, орехами, пастилой и яблоками

Нет

Дети не получили подарков

Весёлым

Грустное

Потому что дети не умели себя вести и этим Огорчали своих родных

Физминутка


-Ребята, а теперь давайте чуть-чуть отдохнём и сделаем небольшую разминку.

Встаём и все движения разминки повторяем без запинки за мной!
Попрыгали на месте.

Руками машем вместе.
Прогнули спинки, 
Посмотрели на ботинки.
Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Продолжаем наш урок.

-Присаживаемся на свои места.

- Молодцы, присаживайтесь на свои места.

Повторяют движения под музыку



-Давайте теперь поработаем в группах(у нас 5 групп).

Каждая имеет свою шляпу, под которой лежат задания, у вас есть 5 мин на их выполнение.

1)Белая шляпа: с помощью картинок и надписей к ним составьте план к рассказу, расположите картинки в правильной последовательности событий, происходящих в рассказе.

(Приложение 2)

2)Красная шляпа: составьте характеристику двух главных героев Лёльки и Миньки.

(Приложение 3)


 

Леля

Минька

Возраст



Рост



Что достали на ёлке?



Что чувствовали дети, когда их наказали?



3)Чёрная шляпа: выберете из предложенных фраз и картинок те, которые испортили праздник.

(Приложение 4)


4)Жёлтая шляпа: из предложенных фраз выбрать ту, в которой заключается главная мысль рассказа Михаила Михайловича Зощенко «Ёлка».

-В каком из них заключается главная мысль произведения?

А) «В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!»

 Б) «И мама каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку. И все дети были очень рады»

В) «И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку. И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.»

(Приложение 5)

5)Зеленая шляпа: предложите оригинальную идею, как спасти этот праздник.

(Приложение 6)

-После того как вы выполните задания, каждая группа представит свой проект у доски.

- Приглашаем представителя белой шляпы.

-Участникам красной шляпы, надо рассказать о Лёльке и Митьке от первого лица.

-Теперь выслушаем представителя чёрной команды, что же испортило праздник.

-И наконец жёлтая шляпа. Зачитайте ту фразу, которая является главной.

-А завершим мы представление проекта оригинальной идеей, которую нам предложит зелёная шляпа.

- Мне кажется, что в этой ситуации не плохо было бы угостить всех конфетами.














 

Девочки

Мальчики

 

Леля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Что достали на ёлке?

Пастилу, конфеты

Только яблоко

Что чувствовали дети, когда их наказали?

Разочарование, обида














В) «И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку. И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.»






Представляют свой проект у доски

Итог урока

- Какая цель у нас была на уроке?





- Что хотел сказать Зощенко нам своим рассказом? 







– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко:

"Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился".

 Михаил Зощенко

Познакомиться с произведением, автором и выделить главную мысль


Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем не знакомых людей, наших домашних животных и даже самой природы. Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства.




Рефлексия

А сейчас оцените свою работу на уроке.

Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет.

Пожалуйста, покажите свой выбор.

Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные и внимательные.

Молодцы, очень приятно было с вами поработать.

Спасибо за урок.

Оценивают свою работу

Домашнее задание

Составить словарик вежливых слов по рассказу М.Зощенко «Ёлка»

Записывают домашнее задание





















Приложение1

М.Зощенко

Ёлка

В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!

Ну, первые три года жизни я, наверно, не понимал, что такое ёлка. Наверно, мама выносила меня на ручках. И, наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.

А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка. И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.

А моей сестрёнке Леле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка. Она мне однажды сказала:

— Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.

Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.
Моя сестрёнка Леля говорит: 

Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке. И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке. Я говорю:

Леля, если ты съела пастилочку, то я тоже сейчас что-нибудь съем. И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока. Леля говорит:

Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.

А Леля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать. Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку. А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко. Я говорю:

Если ты, Лелища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко. И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю. Леля говорит:

Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех. Тогда я чуть не заревел. Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет. Я ей говорю:

А я, Лелища, как поставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.

И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки. Леля говорит:

Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.

Тут раздались мамины шаги, и мы с Лелей убежали в другую комнату. Леля говорит:
— Вот теперь, Минька, я не ручаюсь, что мама тебя не выдерет. 

Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями. И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:
— Все входите. 

И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка. Наша мама говорит:

— Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.

И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку. И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:

— Леля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко? Леля сказала:
— Это Минькина работа. 

Я дёрнул Лелю за косичку и сказал:
— Это меня Лелька научила. Мама говорит: 

— Лелю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик я подарю тому мальчику, которому я хотела дать откусанное яблоко.

И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть. И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:

— С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком. И я сказал:

— Можете уходить, и тогда паровозик мне останется. И та мама удивилась моим словам и сказала:

— Наверное, ваш мальчик будет разбойник. И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:

— Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите. И та мама сказала:

— Я так и сделаю. С вами водиться — что в крапиву садиться. И тогда ещё одна, третья мама, сказала:

— И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой. И моя сестрёнка Леля закричала:

— Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной ручкой мне останется. И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:

— Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся. И тогда все гости стали уходить. И наша мама удивилась, что мы остались одни. Но вдруг в комнату вошёл наш папа. Он сказал:

— Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве. И папа подошёл к ёлке и потушил все свечи. Потом сказал:

— Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям. И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку. И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.























Приложение 2

Белая шляпа

Задание. С помощью картинок и надписей к ним составить план рассказа, расположив картинки в правильной последовательности событий, происходящих в рассказе.


























































Поедание сладостей с ёлки


Испорченные подарки



Минька с Лёлей возле красивой ёлки

Уход расстроенных гостей



Ссора Миньки с Лёлькой



























Приложение 3

Красная шляпа

Задание.

Составьте характеристику двух главных героев Лёльки и Миньки, расскажите об этих героях от первого лица.


 

Леля

Минька


Возраст





Рост




Что достали на ёлке?





Что чувствовали дети, когда их наказали?










Чёрная шляпа

Задание. Выберете из предложенных фраз и картинок те, которые испортили праздник.

Приложение 4




«Можете все уходить, и игрушки нам останутся»


«На праздник пришли гости.

Много детей и их родители»


«В комнате стояла очень красивая ёлка.

А под ёлкой лежали подарки»

«Мама дарила игрушку каждому. Все дети были очень рады»


«С вами водиться – что в крапиву садиться»


«Такое воспитание губит детей. Моментально ложитесь спать. Завтра все игрушки я отдам гостям»




























Приложение 4







Приложение 4





















Приложение 5

Жёлтая шляпа


Задание.

Из предложенных фраз выбрать ту, в которой заключается главная мысль рассказа Михаила Михайловича Зощенко «Ёлка».


А) «В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!»

 Б) «И мама каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку. И все дети были очень рады»

В) «И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку. И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.»













Приложение 6

Зеленая шляпа

Задание. Предложите оригинальную идею, как спасти этот праздник.





















Сохранить у себя:
Технологическая карта урока по литературе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки