Технологическая карта урока по биологии "Мхи", 5 класс

Цели

Образовательные: сформировать представления о существенных признаках мхов как группе растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания; познакомить с их ролью в природе и жизни человек; создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения

- Регулятивные УУД: оценка своих учебных достижений

- Коммуникативные УУД: использовать для решения задачи различные источники информации

- Познавательные УУД: узнать о реальной ситуации связывающей биологические знания с историческими событиями.

Планируемый результат

Предметные: выделения существенных признаков строения и жизнедеятельности мхов как просто устроенных растений; сравнение мхов с другими представителями царства растений; объяснение роли мхов в природе и жизни человека

Знать: как устроены мхи, их образ жизни и значение в природе и жизни человека

Уметь: сравнивать мхи с другими представителями царства растений

Личностные: использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний

Метапредметные: умение работать с источниками информации, выделять главное и делать краткие записи

Основные понятия

Ризоиды, споры, болото, кукушкин лен, сфагнум, торф

Межпредметные связи

Экология, литература, медицина, география

Ресурсы:

- основные

Учебники, электронное приложение, гербарии мхов, компьютер, рисунки мхов

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Содержимое разработки

Предмет: биология

Класс: 5

Тип урока: Изучение нового материала

Используемая технология: информационный проект.

Технологическая карта изучения темы


Тема

Мхи. Лабораторная работа №8 «Изучение особенностей строения мха»


Цели


Образовательные: сформировать представления о существенных признаках мхов как группе растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания; познакомить с их ролью в природе и жизни человек; создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения

- Регулятивные УУД: оценка своих учебных достижений

- Коммуникативные УУД: использовать для решения задачи различные источники информации

- Познавательные УУД: узнать о реальной ситуации связывающей биологические знания с историческими событиями .

Планируемый результат

Предметные: выделения существенных признаков строения и жизнедеятельности мхов как просто устроенных растений; сравнение мхов с другими представителями царства растений; объяснение роли мхов в природе и жизни человека

Знать: как устроены мхи, их образ жизни и значение в природе и жизни человека

Уметь: сравнивать мхи с другими представителями царства растений

Личностные: использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний

Метапредметные: умение работать с источниками информации, выделять главное и делать краткие записи

Основные понятия

Ризоиды, споры, болото, кукушкин лен, сфагнум, торф

Межпредметные связи

Экология, литература, медицина, география

Ресурсы:

- основные

Учебники, электронное приложение, гербарии мхов, компьютер, рисунки мхов


Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа








Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Актуализация знаний



Готовы к началу урока. Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя по теме «Водоросли»

На прошлом уроке мы изучали тему «Водоросли».

Экспресс-опрос

1)Какие нам уже известны царства живой природы?

2) Где обитают водоросли?

3) Какое строение имеют водоросли?

4)Почему водоросли относятся к низшим споровым растениям?

5) Какое значение имеют водоросли для обитателей водоема?

6) На какие группы мы можем разделить водоросли?

7) Как человек использует водоросли?


- назовут изученные царства живой природы;

- вспомнят строение водорослей;

- способ питания и дыхания;

- многообразие водорослей; -значение водорослей в природе и жизни человека;

Регулятивные

(самоорганизация к уроку)

Коммуникативные( умение слушать и слышать учеников)

2. Мотивация к учебной деятельности





































Предлагают варианты ответов на вопрос учителя.
















Загадывает загадку о болоте:


Но вдруг на пути возникает…ни море, ни земля, корабли не плывут и ходить нельзя. Что это?


Что там интересного?

Какая группа растений изображена на картинке?



Задаёт вопрос: а что мы с вами знаем о мхах?













Загадка о болоте.






Формулируют тему урока: Мхи.



Мхи-это растения.

Мхи произрастают на болотах.

Мхи используют для удержания влаги.

Мхи играют важную роль в природе.

Мхи имеют практическое применение в жизни человека.





(Познавательные УУД).

Умение отвечать на вопросы

(Коммуникативные УУД).

умение слушать и слышать учеников

(Регулятивные УУД).

Умение слушать других

3.Изучение нового


Формулируют цель и задачи урока урока.

Дополняет и обобщает:

Цель: познакомиться с растениями класса мхов.

Задачи:

  1. Изучить строение мхов;

  2. Сравненить сфагнума и кукушкин лён

  3. Рассмотреть практическое применение мхов.

Проговаривают, чтобы хотели узнать на уроке.




- прочитаем текст в учебнике

- посмотрим на рисунки в учебнике

- запишем и сравним особенности строения мхов

Поиск и выделение необходимой информации, развитие умений работы с видео, текстом и иллюстрациями учебника, таблицами,

(Познавательные УУД).

Интерес к изучаемой теме

(Коммуникативные УУД).

Умение слушать

(Регулятивные УУД).

Умение ставить задачи на урок



Самостоятельно работают с текстом учебника,














Заполняют таблицу.





Почему мхи относятся к высшим споровым растениям?

Мхи однолетние или многолетние растения?

Все ли мхи имеют одинаковое строение?

Мох – это высшее растение.


Перечислите основные черты строения мхов_____ ( стебель, лист, ризоиды, споры(для размножения)


  1. Используя, учебник §20 составить сравнительную характеристику мха сфагнум и кукушкина льна.


  1. Рассказывают друг другу об изученном объекте. В итоге должна быть таблица заполнена следующим образом.


Черты сравнения

Кукушкин лен

Сфагнум

Стебли

не ветвистые

ветвистые

Листья

Узкие

Более широкие

Наличие ризоидов

Есть

Нет

Коробочка

Удлиненная

Круглая

Наличие воздушных клеток

Нет

Есть

Окраска растения

Ярко- зеленая

Светло-зеленая

Количество накапливаемой влаги

Небольшое

Очень большое

Где растет

В лесу

На болоте

Образует ли торф

Нет

Да





(Коммуникативные УУД).работа в паре, умение слушать друг друга.

(Познавательные УУД)

Слушают информацию, делают краткие записи в тетради

Метапредметные: умение сравнивать два объекта, выделять существенные признаки, анализировать информацию

Личностные:

формирование представления о мхах как примитивных высших растениях, понимания значения мхов для природных сообществ и образования торфа, представления о постепенном усложнении строения растений.

4.Закрепление нового



Отвечают на вопросы учителя.



  1. Почему мхи относятся к высшим споровым растениям?

  2. Какое строение имеют мхи?

  3. Как они размножаются?

  4. Чем кукушкин лен отличается от сфагнума?

  5. Почему мхи способствуют заболачиванию территории ?

  6. Чем объяснить разную интенсивность зеленой окраски сфагнума и кукушкина льна







Поиск и выделение необходимой информации, развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами, сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения;




(Коммуникативные УУД). Воспринимать информацию на слух и визуально, отвечать на вопросы и высказывать свою точку

(Регулятивные УУД) организовывать выполнение заданий учителя




Выполняют тест..















Или Тест.

  1. Кукушкин лен – это:

А) многолетнее растение

В ) двулетнее растение

С ) однолетнее растение

  1. По какому из указанных признаков мхи относятся к высшим споровым растениям:

А) есть ризоиды

В) есть хлорофилл

С) есть стебель, листья

  1. Сфагнум отличается от кукушкина льна :

А) отсутствием листьев

В)отсутствием стебля

С) отсутствием ризоидов

  1. Благодаря мертвым клеткам сфагнум:

А) фотосинтезирует

В) проводит питательные вещества

С) впитывает воду

  1. В чем заключается сходство

кукушкина льна и сфагнума?

А) есть ризоиды

В) есть листья и стебли

С) есть корни

  1. Отмершие части сфагнума образует полезное ископаемое:

А) бурый уголь

В) каменный уголь

С) торф

  1. В военное время сфагнум часто использовали:

А) вместо гипса

В) как перевязочный материал

С) как продукт питания



6. Рефлексия учебной деятельности на уроке


Оценивают свою работу на уроке.


Помогает провести самооценку, проговаривая по шагам алгоритм по технологии оценивания:

  1. Какие перед нами стояли сегодня задачи?

  2. Как мы справились с поставленными задачами? Все ли вопросы рассмотрели?

  3. Что нам помогло сегодня решить поставленные задачи?


Оцените свою работу на уроке.

Кого из одноклассников вы отметили за активную работу на уроке.


- Образовательное поле:

(учебники, гербарии мхов, компьютер, рисунки мхов и совместная деятельность.


















(Регулятивные УУД).

Организовывать выполнение заданий учителя, осуществлять рефлексию деятельности;

(Познавательные УУД).

Контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Итог урока.

Д\З

§ 20, в тетради задание № 68, 70

Подготовиться к тесту

Спасибо за урок! Вы все очень хорошо работали. И мне бы хотелось, чтобы все

Знания, которые мы с вами приобретаем нашли применение в вашей жизни.




(Регулятивные УУД).

выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.














Черты сравнения

Кукушкин лен

Сфагнум

Стебли

не ветвистые

ветвистые


Не ветвистые

ветвистые

Листья

Узкие

Более широкие

Узкие

Более широкие


Наличие ризоидов

Есть

Нет

Есть

Нет

Коробочка

Удлиненная

Круглая

Удлиненная

Круглая

Наличие воздушных клеток

Нет

Есть

Нет

Есть

Окраска растения

Ярко- зеленая

Светло-зеленая

Ярко-зеленая

Светло-зеленая

Количество накапливаемой влаги

Небольшое

Очень большое

Небольшое

Очень большое

Где растет

В лесу

На болоте

В лесу

На болоте

Образует ли торф

Нет

Да

Нет

Да





























Черты сравнения

Кукушкин лен

Сфагнум

Стебли

не ветвистые

ветвистые


Не ветвистые

ветвистые

Листья

Узкие

Более широкие

Узкие

Более широкие


Наличие ризоидов

Есть

Нет

Есть

Нет

Коробочка

Удлиненная

Круглая

Удлиненная

Круглая

Наличие воздушных клеток

Нет

Есть

Нет

Есть

Окраска растения

Ярко- зеленая

Светло-зеленая

Ярко-зеленая

Светло-зеленая

Количество накапливаемой влаги

Небольшое

Очень большое

Небольшое

Очень большое

Где растет

В лесу

На болоте

В лесу

На болоте

Образует ли торф

Нет

Да

Нет

Да


6


Сохранить у себя:
Технологическая карта урока по биологии "Мхи", 5 класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки