Предмет: биология
Класс: 5
Тип урока: Изучение нового материала
Используемая технология: информационный проект.
Технологическая карта изучения темы
Тема | Мхи. Лабораторная работа №8 «Изучение особенностей строения мха»
|
Цели
| Образовательные: сформировать представления о существенных признаках мхов как группе растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания; познакомить с их ролью в природе и жизни человек; создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения - Регулятивные УУД: оценка своих учебных достижений - Коммуникативные УУД: использовать для решения задачи различные источники информации - Познавательные УУД: узнать о реальной ситуации связывающей биологические знания с историческими событиями . |
Планируемый результат | Предметные: выделения существенных признаков строения и жизнедеятельности мхов как просто устроенных растений; сравнение мхов с другими представителями царства растений; объяснение роли мхов в природе и жизни человека Знать: как устроены мхи, их образ жизни и значение в природе и жизни человека Уметь: сравнивать мхи с другими представителями царства растений Личностные: использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний Метапредметные: умение работать с источниками информации, выделять главное и делать краткие записи |
Основные понятия | Ризоиды, споры, болото, кукушкин лен, сфагнум, торф |
Межпредметные связи | Экология, литература, медицина, география |
Ресурсы: - основные | Учебники, электронное приложение, гербарии мхов, компьютер, рисунки мхов
|
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Актуализация знаний
| Готовы к началу урока. Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя по теме «Водоросли» | На прошлом уроке мы изучали тему «Водоросли». | Экспресс-опрос 1)Какие нам уже известны царства живой природы? 2) Где обитают водоросли? 3) Какое строение имеют водоросли? 4)Почему водоросли относятся к низшим споровым растениям? 5) Какое значение имеют водоросли для обитателей водоема? 6) На какие группы мы можем разделить водоросли? 7) Как человек использует водоросли?
| - назовут изученные царства живой природы; - вспомнят строение водорослей; - способ питания и дыхания; - многообразие водорослей; -значение водорослей в природе и жизни человека; | Регулятивные (самоорганизация к уроку) Коммуникативные( умение слушать и слышать учеников) | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. Мотивация к учебной деятельности
| Предлагают варианты ответов на вопрос учителя.
| Загадывает загадку о болоте: Но вдруг на пути возникает…ни море, ни земля, корабли не плывут и ходить нельзя. Что это? Что там интересного? Какая группа растений изображена на картинке? Задаёт вопрос: а что мы с вами знаем о мхах?
| Загадка о болоте. Формулируют тему урока: Мхи. Мхи-это растения. Мхи произрастают на болотах. Мхи используют для удержания влаги. Мхи играют важную роль в природе. Мхи имеют практическое применение в жизни человека.
|
| (Познавательные УУД). Умение отвечать на вопросы (Коммуникативные УУД). умение слушать и слышать учеников (Регулятивные УУД). Умение слушать других | ||||||||||||||||||||||||||||||
3.Изучение нового
| Формулируют цель и задачи урока урока. | Дополняет и обобщает: Цель: познакомиться с растениями класса мхов. Задачи: Изучить строение мхов; Сравненить сфагнума и кукушкин лён Рассмотреть практическое применение мхов. | Проговаривают, чтобы хотели узнать на уроке.
- прочитаем текст в учебнике - посмотрим на рисунки в учебнике - запишем и сравним особенности строения мхов | Поиск и выделение необходимой информации, развитие умений работы с видео, текстом и иллюстрациями учебника, таблицами, | (Познавательные УУД). Интерес к изучаемой теме (Коммуникативные УУД). Умение слушать (Регулятивные УУД). Умение ставить задачи на урок | ||||||||||||||||||||||||||||||
| Самостоятельно работают с текстом учебника, Заполняют таблицу.
| Почему мхи относятся к высшим споровым растениям? Мхи однолетние или многолетние растения? Все ли мхи имеют одинаковое строение? | Мох – это высшее растение. Перечислите основные черты строения мхов_____ ( стебель, лист, ризоиды, споры(для размножения) Используя, учебник §20 составить сравнительную характеристику мха сфагнум и кукушкина льна. Рассказывают друг другу об изученном объекте. В итоге должна быть таблица заполнена следующим образом.
| | (Коммуникативные УУД).работа в паре, умение слушать друг друга. (Познавательные УУД) Слушают информацию, делают краткие записи в тетради Метапредметные: умение сравнивать два объекта, выделять существенные признаки, анализировать информацию Личностные: формирование представления о мхах как примитивных высших растениях, понимания значения мхов для природных сообществ и образования торфа, представления о постепенном усложнении строения растений. | ||||||||||||||||||||||||||||||
4.Закрепление нового | Отвечают на вопросы учителя. | Почему мхи относятся к высшим споровым растениям? Какое строение имеют мхи? Как они размножаются? Чем кукушкин лен отличается от сфагнума? Почему мхи способствуют заболачиванию территории ? Чем объяснить разную интенсивность зеленой окраски сфагнума и кукушкина льна | | Поиск и выделение необходимой информации, развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами, сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения; | (Коммуникативные УУД). Воспринимать информацию на слух и визуально, отвечать на вопросы и высказывать свою точку (Регулятивные УУД) организовывать выполнение заданий учителя | ||||||||||||||||||||||||||||||
| Выполняют тест.. | | Или Тест. Кукушкин лен – это: А) многолетнее растение В ) двулетнее растение С ) однолетнее растение По какому из указанных признаков мхи относятся к высшим споровым растениям: А) есть ризоиды В) есть хлорофилл С) есть стебель, листья Сфагнум отличается от кукушкина льна : А) отсутствием листьев В)отсутствием стебля С) отсутствием ризоидов Благодаря мертвым клеткам сфагнум: А) фотосинтезирует В) проводит питательные вещества С) впитывает воду В чем заключается сходство кукушкина льна и сфагнума? А) есть ризоиды В) есть листья и стебли С) есть корни Отмершие части сфагнума образует полезное ископаемое: А) бурый уголь В) каменный уголь С) торф В военное время сфагнум часто использовали: А) вместо гипса В) как перевязочный материал С) как продукт питания | |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Оценивают свою работу на уроке. | Помогает провести самооценку, проговаривая по шагам алгоритм по технологии оценивания: Какие перед нами стояли сегодня задачи? Как мы справились с поставленными задачами? Все ли вопросы рассмотрели? Что нам помогло сегодня решить поставленные задачи? Оцените свою работу на уроке. Кого из одноклассников вы отметили за активную работу на уроке. | - Образовательное поле: (учебники, гербарии мхов, компьютер, рисунки мхов и совместная деятельность. | | (Регулятивные УУД). Организовывать выполнение заданий учителя, осуществлять рефлексию деятельности; (Познавательные УУД). Контроль и оценка процесса и результата деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока. Д\З | § 20, в тетради задание № 68, 70 Подготовиться к тесту | Спасибо за урок! Вы все очень хорошо работали. И мне бы хотелось, чтобы все Знания, которые мы с вами приобретаем нашли применение в вашей жизни. | | | (Регулятивные УУД). выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з. |
Черты сравнения | Кукушкин лен | Сфагнум |
Стебли | не ветвистые ветвистые
| Не ветвистые ветвистые |
Листья | Узкие Более широкие | Узкие Более широкие
|
Наличие ризоидов | Есть Нет | Есть Нет |
Коробочка | Удлиненная Круглая | Удлиненная Круглая |
Наличие воздушных клеток | Нет Есть | Нет Есть |
Окраска растения | Ярко- зеленая Светло-зеленая | Ярко-зеленая Светло-зеленая |
Количество накапливаемой влаги | Небольшое Очень большое | Небольшое Очень большое |
Где растет | В лесу На болоте | В лесу На болоте |
Образует ли торф | Нет Да | Нет Да |
Черты сравнения | Кукушкин лен | Сфагнум |
Стебли | не ветвистые ветвистые
| Не ветвистые ветвистые |
Листья | Узкие Более широкие | Узкие Более широкие
|
Наличие ризоидов | Есть Нет | Есть Нет |
Коробочка | Удлиненная Круглая | Удлиненная Круглая |
Наличие воздушных клеток | Нет Есть | Нет Есть |
Окраска растения | Ярко- зеленая Светло-зеленая | Ярко-зеленая Светло-зеленая |
Количество накапливаемой влаги | Небольшое Очень большое | Небольшое Очень большое |
Где растет | В лесу На болоте | В лесу На болоте |
Образует ли торф | Нет Да | Нет Да |
6