Технологическая карта урока по биологии 5 класс на тему: Наука о живой природе

Технологическая карта урока для учащихся 5 класса. Разработанна к учебнику Биология 5 класс под редакцией Н.И. Сонин, А.А. Плешаков.

Содержимое разработки

Шаблон технологической карты урока

Предмет Биология класс________5________________


Тема урока

НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Тип урока

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков; урок-практикум

Формы, приемы, методы:

Формы: индивидуальная.

Методы: наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, работа с оборудованием, оформление лабораторной работы)

Педагогические технологии


Цель урока

Сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы, о роли биологических знаний в жизни человека.

Развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу.

Пробудить интерес к изучению нового предмета.

Воспитывать ответственное отношение к окружающей среде.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметный

Метапредметный

Личностный

должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторной работе , учащиеся знакомятся с пониманем, что биология – наука о живых организмах; интерес к изучению биологических наук и объектов.

Познавательные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать в живой природе; учатся фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов; работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности живых организмов в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернете и интерпретировать ее; коммуникативные: владеть коммуникативными умениями; обмениваться мнениями в паре, находить ответы на вопросы; регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществление учебных действий – выполнять лабораторную работу; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников

самоопределение: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности живых организмов; у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к живым организмам и их охрана.


ХОД УРОКА

Прием

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

I. Актуализация опорных знаний урока. 5мин

Фронтальная беседа

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Проводит терминологический диктант по теме «Среды обитания живых организмов»

Отвечают на вопросы учителя. Слушают

мнения одноклассников

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.


Терминологический диктант.
Индивидуальный
опрос.
Вопросы учителя

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Вводная
беседа

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

– Сегодня нам предстоит большое и интересное виртуальное путешествие по материкам нашей Земли. Мы познакомимся с животными и растениями, населяющими разные материки нашей планеты. Но прежде вспомним, какие материки нам известны.

– Сколько материков на Земле? Назовите их. (Шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.)

– Назовите самый большой материк. (Евразия.)

– Какой из материков самый маленький? (Австралия.)

– Назовите самый жаркий материк. (Африка.)

– Какой материк является самым холодным? (Антарктида.)

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:

– Сегодня мы узнаем, какие живые организмы населяют различные материки, в чем отличия животного и растительного мира материков, какие растения характерны для тех или иных территорий, какие животные обитают на изученных нами материках

Отвечают на вопросы учителя. Слушают

мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Метапредметные УУД: целеполагание – формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно

Вопросы учителя
и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Рассказ учителя

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе):

– Первый материк – это наша Родина. На этом материке находится наше государство, здесь мы родились и живем. Конечно же, вы уже догадались, что это за материк.

– Евразиясамый большой материк, где обитает множество животных и растений. Среди растений встречаются рис, бамбук, хвойные и широколиственные деревья. Среди животных – панда, зубр, уссурийский тигр, олень, бобр, фламинго, белый медведь, индийский слон и т. д.

Вторым по величине материком является Африка. Наиболее распространенные растения этого материка: пальма, акация, баобаб, бутылочное дерево, какао, кактус. В Африке, как вам известно из сказок, рассказов и познавательных передач, обитают такие животные, как жираф, африканский слон, лев, гиена, шакал, аллигатор, зебра, антилопа гну, анаконда, обезьяна, гриф и др.

Самым маленьким материком является Австралия, поэтому здесь произрастают такие растения, как эвкалипт и акация. Среди животных встречаются сумчатые: кенгуру, коала, сумчатая белка-летяга, сумчатый волк, а также ехидна, утконос, черный лебедь, страус эму.

В одном из полушарий находятся два материка, тесно связанные друг с другом. Это Северная и Южная Америка. Несмотря на близость расположения, их растительный и животный мир отличаются друг от друга. Для Южной Америки характерны такие растения, как пальма, лиана, орхидея, акация, кактус.

Из животных мы можем встретить броненосца, леопарда, муравьеда, ленивца, маленькую птичку колибри, которая питается нектаром цветов. Здесь также большое разнообразие попугаев, интересных животных: пума, пираньи, страус нанду. В Северной Америке распространены секвойи и хвойные деревья.
Материк заселили такие животные, как песец, северный олень, волк, скунс.

Знаете ли вы материк, который полностью покрыт льдом? Это Антарктида. Среди растений вы можете здесь встретить только мхи и лишайники. Животный мир также представлен редкими видами: например, пингвин Адели, императорский пингвин, буревестник

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалами ЭОР, учебником. Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями.

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Личностные умения: самоопределение – владеют коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности, владеют адекватной позитивной самооценкой


Метапредметные УУД: целеполагание - осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий

Фронтальный опрос совместно с рассказом учителя

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Выполнение письменного задания

Устанавливает осознанность восприятия, формирует навык первичного обобщения, побуждает к высказыванию своего мнения. Вызывает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся. Организует самостоятельную работу с учебником:

– Рассмотрите карту на с. 112–113. Какие еще животные и растения обитают на материках? Запишите названия материков и представителей живых организмов, заселяющих эти материки.

Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль, выборочный контроль выполнения задания. Организует взаимопроверку, коллективную проверку выполнения упражнения

Выполняют задание по карте в учебнике. Находят и записывают названия животных и растений, обитающих на различных материках.

Находят информацию, выделяют
главное

Личностные умения: самоопределение – владеют коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности, владеют адекватной позитивной самооценкой

Метапредметные УУД: целеполагание - осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.

Работа
по карте

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

Осуществляют самоанализ деятельности Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Регулятивные УУД

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки


Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Беседа по вопросам

Домашнее

задание

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке


Дает комментарий к домашнему заданию; учебник,

с. 109–114; дополнительно: изучить дополнительный материал и выполнить задания из электронного приложения

Слушают учителя. Формулируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию



Записывают задание.

Читают задание.

Задают уточняющие вопросы

Предметные:

используют приобретенные знания и умения для выращивания комнатных растений, ухода за ними

Личностные:

проявление

любознательности, интереса к изучению природы

Устные ответы






Наблю-

дение



Самоанализ урока биологии в 5 классе
МБОУ «Чехломеевская ОШ» Байбековой Альфии Ханмуратовны
Тема урока: «Биология – наука о живой природе».
Краткая характеристика класса, в котором был проведён урок: в классе 4 человека. Успеваемость за все годы обучения 100%. В классе 2 отличницы, 2 учатся на 4 и 5. В классе с начальной школы сформирован интерес к учебе.
Данный урок, второй по теме «Биология – наука о живой природе».  в 5 классе Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и рабочей программы: Биология. Предметная линия учебников "Сферы". 5-9 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников.  относится к типу урока – открытие новых знаний, с использованием ИКТ (использование ИКТ позволило «уплотнить» урок, применить различные формы работы, кроме этого, с помощью компьютерных технологий была организована деятельность детей, позволяющая активизировать мыслительную деятельность учащихся).
Были поставлены следующие цели и задачи:
Цель:
. Сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы, о роли биологических знаний в жизни человека. Развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу.Пробудить интерес к изучению нового предмета.Воспитывать ответственное отношение к окружающей среде.
Задачи:
Планируемые образовательные результаты. Личностные УУД: - овладение на уровне общего образования законченной системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях - осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира 
Регулятивные УУД: - высказывать свое предположение на основе учебного материала - проговаривать последовательность действий на уроке - работать по плану, инструкции, осуществлять само- контроль 
Познавательные УУД: - формирование и развитие по средствам биологи- ческих знаний познавательных интересов, интеллекту- альных и творческих результатов - умение вести самостоятельный поиск. Анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств 
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других - формирование и аргументация своего мнения и позиции - уметь устно и письменно выражать свою мысль
На уроке использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования (использование интерактивной доски, компьютера, проектора происходит с соблюдением требований СанПиН). Чтобы максимально активизировать обучение, систематически и последовательно раскрыть содержимое ведущих понятий (для визуального восприятия материала, осуществления взаимопроверки, выполнения заданий на развитие внимания, наблюдательности и т.д.),  но при этом большое внимание уделялось живому слову учителя.
На уроке соблюдались все этапы, характерные для данного типа урока, рационально использовалось время каждого этапа. Каждый этап имел свою задачу.
Задача организационного этапа – быстро включить класс в деловой ритм, психологически настроить на урок, привлечь внимание учащихся. Данный момент был кратковременным, так как с первых минут урока установилось взаимопонимание,  доброжелательное отношение между детьми и мною.
Постановка темы и задач второго этапа – актуализация ранее изученного материала, задавались задания для групповой работы. 
Этап изучения новой темы начался с задач. Учащиеся активно подключились к формулированию темы урока, задач. Получилось своеобразная проблемная ситуация, повышающая мотивацию к изучению темы.
В течение всего урока, в том числе и при изучении новой темы, старалась как можно больше привлечь ребят к деятельности, то есть использовала активные формы обучения, например. Ребята в классе увлечённые,  поэтому и состоялось выступление девочки (было дано опережающее задание). Заинтересованность учащихся доказывается и вопросами, поступившими после её выступления.
Таким образом, в течение всего урока происходила работа над формированием аналитических навыков учащихся, что предполагается технологией критического мышления, развивающего обучения. Каждый обучающийся работал в зоне своего ближайшего развития.
На этапе рефлексии, кроме вопросов, попросила высказать свои ощущения.
В соответствии с требованиями к современному уроку осуществлялась координация учебного материала с целью формирования у учащихся целостного восприятия. 
Содержание урока соответствовало принципам дидактики: доступность, системность, последовательность, связь с жизнью, наглядность. Стремилась выдержать системную структуру урока. Каждый этап имел логическую завершённость.
Реализация целей урока осуществлялась и посредством заданий индивидуального характера и деятельностью всего класса.
На уроке царила атмосфера сотрудничества.
Считаю работу обучающихся в течение урока в целом успешной.
Учащиеся получили дифференцированное домашнее задание (по содержанию, характеру, объёму) для разных групп учащихся с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими.

Сохранить у себя:
Технологическая карта урока по биологии 5 класс на тему: Наука о живой природе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки