Технологическая карта урока "Основания. Классификация, получение и свойства"

Технологическая карта разработана для проведения урока химии в 8 классе по теме "Основания. Классификация, получение и свойства" в рамках реализации ФГОС

Содержимое разработки

Разработка урока в соответствии с ФГОС по теме "Основания. Классификация, получение, свойства". 8-й класс

Технологическая карта урока

Класс 8 класс Тема урока: «Основания, классификация, получение, свойства»

Учитель: Павлова Светлана Сергеевна

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока: формирование понятия об основаниях как об одном из классов химических соединений; рассмотрение состава, строения, химических свойств; актуализация знаний об оксидах, кислотах, солях.

Задачи:

  • Образовательные: изучить понятие основания, их строение и  свойства; продолжить формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием

Предметные УУД. Уметь: распознавать щёлочь с помощью индикатора; характеризовать свойства оснований; определять принадлежность веществ к классу оснований; называть основания; выделять признаки, на основании которых производится классификация оснований


  • Развивающие: развивать познавательную активность, умение наблюдать   окружающий мир, задумываться над причинами его  изменения; совершенствовать навыки само – и взаимопроверки; активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.

Коммуникативные и регулятивные УУД. Уметь: самостоятельного приобретать новые знания, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной деятельности


  • Воспитательные: Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.

Личностные УУД. Уметь: использовать химическую посуду и химические реактивы; оказывать первую помощь


Методы  проведения:  исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.


Форма проведения урока: групповая работа


Оборудование: учебники, таблица растворимости, дидактические карточки для дифференцированного задания на дом, пробирки, реактивы и оборудование для проведения опытов  ( BaO, HCl,  H2O, H2SO4 ), Демонстрационные образцы: NaOH,  CuSO4,  Ca(OH)2, прибор для получения углекислого газа, фильтр, воронка, мелкие пробирки, спиртовка, держатель.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1. Оргмомент

(Цель: создать мотивацию к учебной деятельности)

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового  материала.

Презентация «Загадки» (Приложение 2).

– Какой из этих классов соединений мы уже изучили?

 

 

Учащиеся отгадывают предложенные загадки

Учащиеся называют: – оксиды

 

2. Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации

(Цель:  актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме)

– Сейчас я предлагаю вам  вспомнить, всё, что вы знаете об оксидах и основаниях. На ваших столах находятся карточки: «Что я знаю об оксидах  и основаниях». Ваша задача: в правой колонке таблицы указать своё отношение к утверждению: «Да», «нет, «не знаю». Время на обдумывание не более 5 мин.

Верно ли утверждение?

Да, нет, не знаю

Оксиды, которым соответствуют основания, называются основные

 

Оксиды, которым соответствуют кислоты, называются кислотные

 

Оксиды, которым соответствуют кислоты, называются кислотные

 

Оксиды активных металлов взаимодействуют с водой с образованием щелочей

 

Основные и кислотные оксиды взаимодействуют между собой

 

Все основные оксиды взаимодействуют с водой

 

При взаимодействии лития с водой образуется щелочь и водород

 

Гашеная известь Ca(OH)2 получают из негашеной извести СаО

 

Все кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями

 

Щелочи разъедают многие органические вещества

 

Известковая вода – это раствор гидроксида кальция

 

Щелочь можно нейтрализовать кислотой

 

Гидроксиды металлов – это основания

 


Учащиеся выполняют задание в течение 5 минут

 

3. Этап целеполагания на урок (Цель:формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок)

– Ответы на все ли вопросы вы знали?
– В чём заключалась  трудность при их выполнении?
– С каким классом соединений тесно связаны оксиды?
– Взгляните ещё раз на таблицу, выпишите те вопросы, ответы  на которые вызвали у вас затруднение и самостоятельно определите цели на урок.
Назовите тему сегодняшнего урока?

Учащиеся отмечают задания, вызвавшие затруднения

 

Основания

 

4. Этап «Открытие нового знания»

 

4.1. Создание проблемной ситуации

(Цель: формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели)

Рассмотреть эту тему интереснее всего экспериментально, т.е. получить в лабораторных условиях основание и изучить его свойства. В нашей лаборатории нашелся оксид двухвалентного металла. Ваша задача: определить его состав, свойства и провести опыты по определению химических свойств оснований.
Какое общее свойство у основных и кислотных оксидов?

Учащиеся записывают в тетради задание и, пользуясь учебником, предлагают план исследовательского эксперимента на основании химических свойств основных оксидов.

Учащиеся, пользуясь таблицей «Химические свойства оксидов», находят ответ
– взаимодействие с водой 
На доске один ученик составляет уравнение реакции

МеО + Н2О = Ме(ОН)2

 

4.2. Проверка правил техники безопасности(формирование умений безопасного обращения с веществами)

– В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ.

Учащиеся называют правила работы с щелочами, кислотами, стеклянной посудой

 

5. Этап «Открытие нового знания»

Мы получили щелочь. Но какой мы получили раствор?  На дне пробирки осадок. Осторожно сольем раствор в другую пробирку и исследуем его свойства. Осадок мы оставим для исследования на последующих уроках. Я рассчитываю, что вы подготовите дома план его исследования.

Из учебника по таблице «Свойства оснований» называют – взаимодействие оснований с кислотами 
На доске один ученик пишет уравнение реакции BaO + H2O =  Ba(OH)2

 

5.1. Лабораторный опыт

(освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей)

Ребята, мы с вами получили щелочь, а состав ее нам пока неизвестен. Обратимся к таблице растворимости кислот, оснований, солей в воде. Назовите щелочи, образованные двухвалентными металлами.

Ba(OH)2       Ca(OН)2

 

 

Обращаю ваше внимание, что Ca(OH)2 – малорастворимое вещество, а Ba(OH)2 – растворимое ( демонстрирует раствор Ca(OH)2 ). Должна вам признаться, что оксида кальция в наличии не оказалос, и я взяла для опытов оксид бария. Барий – активный металл и его оксид должен был полностью раствориться в воде, а у нас остался осадок. Как вы думаете почему?

На основании химических свойств оксидов определяют, что основные оксиды взаимодействуют с кислотными, и может образоваться нерастворимая в воде соль. В данном случае – это карбонат бария (по таблице растворимости находят)

 

 

Продолжим исследование щелочи. С чем они взаимодействуют ?

С кислотами.
Проводят опыт с серной кислотой. Выпадает белый осадок.

 

 

Ребята, мы с вами провели качественную реакцию на ионы бария. Образование осадка говорит о наличии металла бария.

Опыт 2

Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2H2O

 

 

Подведем итоги нашего исследовательского эксперимента.

– Какой оксид вам был выдан?
– Какое основание получили?
– Какими свойствами оно обладает?

Ответы учащихся

– оксид бария
– гидроксид бария
– реагирует с кислотами

 

 

– Как можно получить щелочь в лаборатории?

– Какими свойствами обладают основания?

– Назовите признаки реакции

– Взаимодействием оксида активного металла с водой
– Реагируют с кислотами.
– Изменение цвета индикатора, выделение теплоты.

 

 

– А теперь вновь обратимся к таблице растворимости.
– Назовите примеры нерастворимых оснований

Приводят пример:
– Гидроксид меди (II)

 

Физкультминутка

«Потягивание кошечки»
Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.

Учащиеся выполняют комплекс упражнений физкультминутки

 

5.1. Первичная проверка усвоения нового материала

А сейчас мы выполняем работу по карточкам в группах.
(Приложение 3)
Обсудите задания в группах и подготовьте устные ответы. Письменно вы выполните ее дома.

Учащиеся приходят к выводу, что  задание № 1 – классификация оснований, задание 2 содержит схемы опытов, проведенных на уроке.

 

5.2.Вторичная проверка усвоения нового материала

Демонстрация модулей «Химические формулы оснований», «Тренажер. Химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей», который использовался на предыдущих уроках.

Учащиеся выполняют устно задания модуля  «Тренажер. Химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей»,

 

6. Подведение итогов Рефлексия. (Цель:формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия)

– Что нового вы узнали сегодня о основаниях?
– Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
– Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

Я понял, что …
Я научился …
Мне необходимо …

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

7. Домашнее задание

– Ребята, назовите по учебнику параграф, таблицы и упражнения, которые вы выполните дома самостоятельно.

Учащиеся называют: параграф 31, таблица 9,11, схема14, упр.1-5 стр.99, задания из карточек, желающим – творческие задания ( план дальнейшего исследования примесей в оксиде бария)




Сохранить у себя:
Технологическая карта урока "Основания. Классификация, получение и свойства"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки