Разработка урока в соответствии с ФГОС по теме "Основания. Классификация, получение, свойства". 8-й класс
Технологическая карта урока
Класс 8 класс Тема урока: «Основания, классификация, получение, свойства»
Учитель: Павлова Светлана Сергеевна
Тип урока: урок изучения нового материала Цели урока: формирование понятия об основаниях как об одном из классов химических соединений; рассмотрение состава, строения, химических свойств; актуализация знаний об оксидах, кислотах, солях. Задачи:
Предметные УУД. Уметь: распознавать щёлочь с помощью индикатора; характеризовать свойства оснований; определять принадлежность веществ к классу оснований; называть основания; выделять признаки, на основании которых производится классификация оснований
Коммуникативные и регулятивные УУД. Уметь: самостоятельного приобретать новые знания, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной деятельности
Личностные УУД. Уметь: использовать химическую посуду и химические реактивы; оказывать первую помощь
Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.
Форма проведения урока: групповая работа
Оборудование: учебники, таблица растворимости, дидактические карточки для дифференцированного задания на дом, пробирки, реактивы и оборудование для проведения опытов ( BaO, HCl, H2O, H2SO4 ), Демонстрационные образцы: NaOH, CuSO4, Ca(OH)2, прибор для получения углекислого газа, фильтр, воронка, мелкие пробирки, спиртовка, держатель. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание | ||||||||||||||||||||||||||||
1. Оргмомент (Цель: создать мотивацию к учебной деятельности) | Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Презентация «Загадки» (Приложение 2). – Какой из этих классов соединений мы уже изучили? |
Учащиеся отгадывают предложенные загадки Учащиеся называют: – оксиды |
| ||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации (Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме) | – Сейчас я предлагаю вам вспомнить, всё, что вы знаете об оксидах и основаниях. На ваших столах находятся карточки: «Что я знаю об оксидах и основаниях». Ваша задача: в правой колонке таблицы указать своё отношение к утверждению: «Да», «нет, «не знаю». Время на обдумывание не более 5 мин.
| Учащиеся выполняют задание в течение 5 минут |
| ||||||||||||||||||||||||||||
3. Этап целеполагания на урок (Цель:формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок) | – Ответы на все ли вопросы вы знали? | Учащиеся отмечают задания, вызвавшие затруднения
Основания |
| ||||||||||||||||||||||||||||
4. Этап «Открытие нового знания»
4.1. Создание проблемной ситуации (Цель: формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели) | Рассмотреть эту тему интереснее всего экспериментально, т.е. получить в лабораторных условиях основание и изучить его свойства. В нашей лаборатории нашелся оксид двухвалентного металла. Ваша задача: определить его состав, свойства и провести опыты по определению химических свойств оснований. | Учащиеся записывают в тетради задание и, пользуясь учебником, предлагают план исследовательского эксперимента на основании химических свойств основных оксидов. Учащиеся, пользуясь таблицей «Химические свойства оксидов», находят ответ МеО + Н2О = Ме(ОН)2 |
| ||||||||||||||||||||||||||||
4.2. Проверка правил техники безопасности(формирование умений безопасного обращения с веществами) | – В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ. | Учащиеся называют правила работы с щелочами, кислотами, стеклянной посудой |
| ||||||||||||||||||||||||||||
5. Этап «Открытие нового знания» | Мы получили щелочь. Но какой мы получили раствор? На дне пробирки осадок. Осторожно сольем раствор в другую пробирку и исследуем его свойства. Осадок мы оставим для исследования на последующих уроках. Я рассчитываю, что вы подготовите дома план его исследования. | Из учебника по таблице «Свойства оснований» называют – взаимодействие оснований с кислотами |
| ||||||||||||||||||||||||||||
5.1. Лабораторный опыт (освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей) | Ребята, мы с вами получили щелочь, а состав ее нам пока неизвестен. Обратимся к таблице растворимости кислот, оснований, солей в воде. Назовите щелочи, образованные двухвалентными металлами. | Ba(OH)2 Ca(OН)2 |
| ||||||||||||||||||||||||||||
| Обращаю ваше внимание, что Ca(OH)2 – малорастворимое вещество, а Ba(OH)2 – растворимое ( демонстрирует раствор Ca(OH)2 ). Должна вам признаться, что оксида кальция в наличии не оказалос, и я взяла для опытов оксид бария. Барий – активный металл и его оксид должен был полностью раствориться в воде, а у нас остался осадок. Как вы думаете почему? | На основании химических свойств оксидов определяют, что основные оксиды взаимодействуют с кислотными, и может образоваться нерастворимая в воде соль. В данном случае – это карбонат бария (по таблице растворимости находят) |
| ||||||||||||||||||||||||||||
| Продолжим исследование щелочи. С чем они взаимодействуют ? | С кислотами. |
| ||||||||||||||||||||||||||||
| Ребята, мы с вами провели качественную реакцию на ионы бария. Образование осадка говорит о наличии металла бария. | Опыт 2 Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2H2O |
| ||||||||||||||||||||||||||||
| Подведем итоги нашего исследовательского эксперимента. – Какой оксид вам был выдан? | Ответы учащихся – оксид бария |
| ||||||||||||||||||||||||||||
| – Как можно получить щелочь в лаборатории? | – Взаимодействием оксида активного металла с водой |
| ||||||||||||||||||||||||||||
| – А теперь вновь обратимся к таблице растворимости. | Приводят пример: |
| ||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | «Потягивание кошечки» | Учащиеся выполняют комплекс упражнений физкультминутки |
| ||||||||||||||||||||||||||||
5.1. Первичная проверка усвоения нового материала | А сейчас мы выполняем работу по карточкам в группах. | Учащиеся приходят к выводу, что задание № 1 – классификация оснований, задание 2 содержит схемы опытов, проведенных на уроке. |
| ||||||||||||||||||||||||||||
5.2.Вторичная проверка усвоения нового материала | Демонстрация модулей «Химические формулы оснований», «Тренажер. Химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей», который использовался на предыдущих уроках. | Учащиеся выполняют устно задания модуля «Тренажер. Химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей», |
| ||||||||||||||||||||||||||||
6. Подведение итогов Рефлексия. (Цель:формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия) | – Что нового вы узнали сегодня о основаниях? Я понял, что … | Учащиеся отвечают на вопросы. |
| ||||||||||||||||||||||||||||
7. Домашнее задание | – Ребята, назовите по учебнику параграф, таблицы и упражнения, которые вы выполните дома самостоятельно. | Учащиеся называют: параграф 31, таблица 9,11, схема14, упр.1-5 стр.99, задания из карточек, желающим – творческие задания ( план дальнейшего исследования примесей в оксиде бария) |
|