Технологическая карта урока "Музыкальный инструмент Фортепиано"

Разработка технологической карты урока для 2 класса общеобразовательной школы "Музыкальный инструмент Фортепиано". Цель урока: познакомить учащихся с музыкальным инструментом – фортепьяно, его историей возникновения и устройства, показать красочность звучания фортепьяно.

Содержимое разработки

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по теме _____Музыкальный инструмент Фортепиано_____________

ФИО (полностью) Патутина Юлия Николаевна

Место работы НЧОУ «ЦИОиР» г.о. Котельники

Должность учитель музыки

Предмет Музыка

Класс 2

Тема и номер урока в теме День, полный событий, занятие №2

Базовый учебник

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 2 класс.

  1. Цель урока: Музыкальный инструмент – «Фортепиано»

Цель урока: познакомить учащихся с музыкальным инструментом – фортепьяно, его историей возникновения и устройства, показать красочность звучания фортепьяно.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Проявление эмоционально-ценностного отношение к музыке.

  • Расширение своей ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

  • Самооценка на основе критерия успешности.

  • Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. 

  • Оценивание усваиваемого содержания с нравственно-этической точки зрения.

  • Осознание ответственности за общее дело.

  • Желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету, понимание его важности.

  • Проявление самостоятельности в разных видах деятельности.

Метапредметные:

  • Умение строить речевые высказывания о музыке.

  • Умение сформулировать познавательную цель.

  • Осуществление поиска информации об истории и устройстве фортепиано.

  • Преобразование практической задачу в познавательную.

  • Постановка новой учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

  • Осваивание начальной формы познавательной и личностной рефлексии, позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

  • Умение задать вопросы и сформулировать собственное мнение и позицию, координируемую и принимающую различные позиции во взаимодействии.

Предметные:

  • Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мелодия, нотные размеры, средства музыкальной выразительности.

  • Умение определять характер и настроение музыки с учетом базовых знаний по предмету.

  • Осуществление контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

  • Умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, высказывать свою точку зрения на события. 

  • Умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

  • Выполнение различных ролей в группе, умение сотрудничать в совместном решении проблемы.

  • Знание понятий «форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, интонации, названия произведений и их композиторов, названия динамических оттенков (форте и пиано), названия старинных инструментов.

  • Умение слышать и слушать настроение звучащей музыки, узнавать изученные произведения, называть их авторов.

  • Умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, выражать свое впечатление и личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений, самостоятельно находить эпитеты к мелодиям, давать оценки соотношения настроения в музыке с настроением человека.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • Дать учащимся представление о музыкальном инструменте «фортепиано», вспомнить, из каких итальянских обозначений силы звучания (динамики) складывается это слово – форте (громко) и пиано (тихо), что фортепиано имеет две разновидности – пианино и рояль.

  • Сформировать представление о возможностях фортепиано в звуковой изобразительности природы.

Регулятивные:

  • Научить определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.

  • В процессе слушания и анализа музыкальных произведений развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

  • Развивать музыкально – творческие навыки учащихся через различные виды музыкальной деятельности – хоровое пение, исполнение песен с использованием музыкальных инструментов, с движениями, при музицировании и в играх.

  • Учить размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

  • Формировать целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

  • Научить ориентироваться в учебнике, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки, осознавать правило самоконтроля и успешного использования его в решении учебной задачи.

Коммуникативные:

  • Воспитание любви к музыке, потребность в общении с искусством.

  • Научить осознанию ответственности за собственное мнение.

  • Воспитывать музыкально-познавательные потребности и интересы, приобретать основы музыкально-исторических знаний;

  • Воспитывать культуру слушания учащимися на основе эмоционального восприятия музыки композиторов

  • Планирование своей деятельности совместно с учителем и со сверстниками.

  • Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

  • Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, воспринимать мнение других.

  • Умение задавать вопросы для уточнения последовательности работы, владение навыками конструктивного взаимодействия, умение высказывать свою точку зрения, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Познавательные:

  • Умение слушать и эмоционально откликаться на музыку.

  • Умение ставить и формулировать проблемы.

  • Умение смотреть и подмечать важные детали.

  • Умение ориентироваться в информационном материале, выделять специальную информацию.

  • Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

  • Осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, логически выстраивать свои суждения и уметь доказать свою точку зрения.

Тип урока Открытие «новых» знаний.

Формы работы обучающихся:

  • проектная деятельность

  • использование компьютерных и Интернет-технологий

  • слушание музыки с ее обязательным анализом младшими школьниками

  • фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение

  • игра в группах.

Методы организации учебной деятельности

  • метод идентификации - вживание в образы искусства;

  • метод организации художественно-эстетической среды;

  • поиск выразительных средств исполнения;

  • метод игры в малых группах;

  • вокально-хоровая работа;

  • поисково-проблемный – поиск решения задач урока.


Необходимое техническое оборудование

ИКТ –технологии, учебник, листы для рисования, карандаши, аудио записи, мультимедиа проектор, ноутбук, фортепиано, пазл инструментов: рояля, клавикорда, клавесина и пианино, цветные карточки со знаками f – p, заготовки клавиатур фортепиано.


Структура и ход занятия

1 Этап урока: Организационный момент и мотивация.

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

Исполнение «приветственной попевки» детьми «Здравствуйте, учитель».

2 Этап урока: Активизация внимания. Постановка проблемы и актуализация знаний.

На экране фрагмент мультфильма «Фиксики «Пианино»».

Учитель задает вопросы, проводит анализ увиденного и подводит учащихся к постановке проблемы урока: о чем мы будем сегодня говорить, что хотим узнать об инструменте «фортепиано».

Учащиеся просматривают мультфильм. Рассуждают, анализируют, приходят к проблеме, поставленной учителем.

Просмотр видео – материала «Сказки старого пианино. П. Чайковский»

Разговор о произведениях, услышанных в мультфильме.

3 Этап урока: Введение в тему урока.

Мы с вами познакомились с большим количеством различных музыкальных инструментов. А как вы думаете, какой из этих музыкальных инструментов наиболее часто встречается в нашей жизни и используется музыкантами? Этот музыкальный инструмент пользуется самой большой популярностью во всем мире, и где только не встретишь этот замечательный инструмент: он есть и в школах, и в д/с, и дворцах культуры, а у многих из нас он есть и дома. Музыкальные пьесы, которые мы с вами услышали, тоже были исполнены на этом инструменте!

Да, это фортепиано! Кто из вас знает, как появился этот инструмент?

Когда и кем он был изобретён? - Чтобы узнать всё это, мы отправимся с вами в далёкое прошлое.

4 Этап урока: Совместное открытие новых знаний. Учитель совместно с учениками формулирует проблему.

Презентация «Рождение фортепиано» на фоне рассказа педагога.

Я вам расскажу где, когда и кем был изобретен этот инструмент, какие инструменты помогли в создании фортепиано. Ведь оно возникло не сразу, у него была длинная и интересная история рождения.

А началось это очень давно, еще 600 лет назад. Именно тогда, музыкальные мастера изобрели такой инструмент клавикорд. Он еще не был похож на современное фортепиано. Он напоминал прямоугольный ящик с черными и белыми клавишами. Звук его был мягкий и нежный, и легкого прикосновения к клавише было достаточно, что бы извлечь звук. Всем был хорош клавикорд, но вот беда – его звучание было таким тихим, что его почти не было слышно.

Поэтому вскоре на смену клавикорду пришел клавесин. Чем же он отличался от клавикорда?

Ответы детей.

Да, вы на правильном пути. Изменилась форма, а вместо одной клавиатуры стали делать 2-3, чтобы усилить звук. Но и это не помогало. С какой бы силой исполнитель не нажимал на клавишу, звук все равно оставался тихим и однообразным.

Просмотр видео – материала: Л. Дакен «Кукушка», Рамо «Перекликание птиц».

А почему же звук на клавесине не был громким? Да потому, что звук извлекался щипком. Струну, которая прикреплялась к клавише, цепляло перо (воронье), но оно было слабым и непрочным, часто ломалось, и поэтому невозможно было играть громко и ярко.

И только в 1709г. итальянский мастер Кристофори заменил перья на деревянные палочки-молоточки. И звук стал извлекаться не щипком, а при помощи удара молотка о струну. Ударишь по клавише сильно – звук получался громкий – форте (показ на фортепиано), а если слабо ударишь – тихий – пиано. А если соединишь эти два слова: форте и пиано, то получится название инструмента – фортепиано.

Фортепиано стало «королем» всех музыкальных инструментов, его назвали королевским, это слово на итальянском языке звучит как рояль.

Но рояль был слишком громоздким. Он больше походил для концертных залов, а дома его некуда было ставить. Поэтому очень скоро придумали (изобрели) маленькое фортепиано, которое назвали пианино, что означает «маленькое».

Вот такой длинный путь прошло фортепиано, пока дошло до нас таким, каким мы видим его сейчас.

5 Этап урока: Турнир «Музыкальный клондайк».

Ребята делятся на группы. Работа в группах.

  1. Игра «динамические оттенки»

Сейчас я расскажу вам сказку про кота, по ходу чтения одна группа будет показывать цветные карточки с динамическими оттенками, соответствующие этому цвету. Красная карточка будет означать слово «форте», то есть громко, а зеленая- «пиано», то есть тихо. А другая- называть динамические термины- слова в русском переводе.

Жил-был кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот. Очень (р) всегда он ходил, (f) настойчиво кушать просил.

Да (р) тихо на печке храпел. Вот вам и все, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон, вот такой. Будто затеял с мышами он бой. (f ) крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши (р) взмолились: —Ох, пожалей, пощади, сделай милость! Тут (f) воскликнул кот: «Брысь!» И в рассыпную они понеслись. А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что: мыши (р) вышли из норки, (р) хрустя, съели хлебные корки, потом (р) смеясь над котом, они ему хвост завязали бантом. Василий проснулся, (f) чихнул, к стене повернулся, и снова заснул. А мыши лентяю на спину забрались, до вечера над ним потешались.



  1. Пазл «Собери осколки картины»

Группам дается разрезной пазл с изображением пианино, рояля, клавесина и клавикорда.



  1. Нарисуй настроение в красках.

Ребятам предлагается лист с карандашами. После повторного звучания произведений

Л. Дакен «Кукушка» и П.И. Чайковский «Баркаролла» дети раскрашивают лист теми красками, соответствующими настроению, какое они испытывали при прослушивании.

Молодцы, справились на отлично. Ну а сейчас загадка.

6 Этап урока: Вокально-хоровая работа

Песню запоем все вместе,
Зазвучит по школе песня.
Складно, слаженно и дружно.
Вместе петь, ребята, нужно.
Песней полон коридор —
Так старается наш...ХОР

Исполнение песни «Ласковым солнышком мама моя» Коллективно-исполнительская деятельность

Ну-ка, все ответьте вместе,

Петь ведь хором интересней,

Чем один пыхтит за всех,

Где-же будет здесь успех….


Ответьте:

Каков характер музыки?

Какие средства музыкальной выразительности помогли вам понять характер музыки?

Какому празднику можем посвятить эту песню?

7 Этап урока: Включение в систему знаний и повторение.

Учитель в процессе опроса проверяет и оценивает знания учащихся.


Блиц – опрос:

  • Как переводится с итальянского слово «фортепиано»?

  • Сколько музыкальных инструментов предшествовали «фортепиано»? Какие?

  • Какой инструмент больше: пианино или рояль?

  • Как переводится с итальянского слово «рояль»?

Молодцы!

8 Этап урока: Рефлексия. Подведение итогов игры. Выставление оценок за урок.

Так как у нас сегодня был необычный урок, то и оценивание будет необычным. Возьмите картинку, которая лежит перед вами на столе, пришло и её время, и отдайте самому активному игроку чужой команды.
Этот ученик получает сегодня оценку «5».

Спасибо за урок. Вы все сегодня активно работали.
Чем вам запомнилось больше всего наше занятие? Какое у вас настроение после нашего урока?

9 этап. Домашнее задание. Завершение урока.

Я предлагаю вам дома вклеить в свою тетрадь клавиатуру и разукрасить клавиши разными цветами.

Сохранить у себя:
Технологическая карта урока "Музыкальный инструмент Фортепиано"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки