Технологическая карта урока математики в 5 классе. Тема урока "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями." Никольский С. М.

Класс

5

УМК

Никольский С. М.

Продолжительность урока

45 минут

Тема урока

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

Номер урока в данной теме

первый урок

Тип урока

освоения нового знания

Цель урока

учить складывать дроби с одинаковыми знаменателями, применяя правило. Развивать мышление, умение формулировать задание по теме.

Задачи урока

предметные: знать правила сложения дробей с одинаковыми знаменателями, уметь применять их при решении примеров и задач.

метапредметные: уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности;

личностные: уметь давать самооценку деятельности; осуществлять самоконтроль; развивать ценностное отношение к совместной деятельности, планировать рациональные способы достижения целей в условиях учебного сотрудничества.

Формируемые универсальные учебные действия

Познавательные: умение работать с реальными объектами как источниками информации.

Личностные: формировать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждении.

Регулятивные: оценивать результаты собственной деятельности, прогнозировать, проводить коррекцию ошибок, целеполагание.

Коммуникативные: договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Используемые приемы, методы, технологии обучения

проблемно-поисковый метод, творческое задание, взаимопроверка, работа в группах.

Оборудование

проектор, экран, ноутбук, учебник математики НикольскийС.М.(2019), карточки с творческой работой и д/з, оценочный лист.

Результат урока

учащиеся научатся складывать дроби с одинаковыми знаменателями и применять правило сложения при решении задач.

Содержимое разработки



Учитель математики: Магометова Х.Н., МБОУ СОШ №1 с. Кизляр, РСО – Алания


Класс

5

УМК

Никольский С. М.

Продолжительность урока

45 минут

Тема урока

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

Номер урока в данной теме

первый урок

Тип урока

освоения нового знания

Цель урока

учить складывать дроби с одинаковыми знаменателями, применяя правило. Развивать мышление, умение формулировать задание по теме.

Задачи урока

предметные: знать правила сложения дробей с одинаковыми знаменателями, уметь применять их при решении примеров и задач.

метапредметные: уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности;

личностные: уметь давать самооценку деятельности; осуществлять самоконтроль; развивать ценностное отношение к совместной деятельности, планировать рациональные способы достижения целей в условиях учебного сотрудничества.

Формируемые универсальные учебные действия

Познавательные: умение работать с реальными объектами как источниками информации.

Личностные: формировать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждении.

Регулятивные: оценивать результаты собственной деятельности, прогнозировать, проводить коррекцию ошибок, целеполагание.

Коммуникативные: договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Используемые приемы, методы, технологии обучения

проблемно-поисковый метод, творческое задание, взаимопроверка, работа в группах.

Оборудование

проектор, экран, ноутбук, учебник математики НикольскийС.М.(2019), карточки с творческой работой и д/з, оценочный лист.

Результат урока

учащиеся научатся складывать дроби с одинаковыми знаменателями и применять правило сложения при решении задач.


Технологическая карта урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организационный момент


1 мин.

Создание благоприятной рабочей обстановки.

- Здравствуйте ребята, садитесь.

Сегодня жизнь подарила нам эту встречу. Так пусть она будет доброй и запоминающейся! Все пришли сюда с разным настроением, но здесь мы – одна команда, и от работы каждого зависит общий успех! Не бойтесь говорить, высказывайте вслух всё, что думаете. Любая мысль, даже если она окажется ошибочной, ведёт нас к достижению результата!


«Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель - то, что он думает о себе. Чем большего человеко себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь».

Л.Н. Толстой

НайтиПеревести



Включение учащихся в деятельность.

Р: волевая саморегуляция

Л: действие смыслообразования

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Мотивация к учебной деятельности

3 мин.








Доска












У доски

Быстро мобилизовать учащихся на работу, включить их в деловой ритм.

2 и 3 равенство объясняют.

- 4 равенство: «Все согласны?» (да-нет)

- Каких знаний нам не хватает, чтобы это проверить? Или

-Чего мы еще не умеем? (не умеем складывать дроби). А хотите научиться? (да)

Если нашли значение суммы дробных чисел, задаю вопрос: «Уверены ли вы, что правильно посчитали значение данной суммы?» Как это тогда проверить?

- Посмотрите на дробные числа при сложении? Что их объединяет? (одинак.знамен.)

Отвечают на вопросы.

Проявляют интерес к теме урока.





Исправьте.




Мнения могут разойтись.


П: общеучебные умения структурировать знания

Л: анализ, сравнение, синтез


3. Актуализация и пробное учебное действие

6 мин.

Определение темы и задач урока.

- Сформулируйте тему урока так, что бы она была связана с этим заданием.

- Запишите число, классная работа и тему урока.

- Чему мы должны научиться на уроке?

- Где могут пригодиться эти знания?

- Какие знания, полученные вами на прошлых уроках, нам сегодня пригодятся? (понятие дроби, равенство дробей, решение задач на дроби).

- Хорошо, будем их проверять!

Организует актуализацию знаний учащихся. Задание 2. Вопросы по рисунку.

- На сколько равных частей разделено целое? (16)

- Назовите количество частей каждого цвета.

- Какая часть квадрата закрашена синим (серым, зеленым, желтым, красным) цветом?

- Какие действия с данными дробями вы уже умеете выполнять? (сокращать, сравнивать)

- 1. Выпишите те дроби, которые можно сократить.

- 2. Назовите наибольшую дробь? Наименьшую?

- Поможет ли нам этот рисунок решить нашу проблему? (да).

- Давайте еще раз посмотрим на запись (на доске) и соотнесем ее с рисунком.

- Что записано в левой части равенства? (сумма) Можем по рисунку найти результат? (да) Как?

- Можем теперь снять знак вопроса?

Значит, какое это было равенство? (верное)

- Зависит ли результат от того, какую наглядность мы представим? Почему?

Прогнозируют тему урока, ставят учебные задачи. Записывают дату и тему урока в тетради.

Отвечают на вопросы.







Фронтальная работа


Самопроверка по эталону.

Фиксирование самооценки выполненной работы.

Отвечают на вопросы.








Предлагают решение поставленной задачи.






Переключение внимания с экрана на доску


П: умение структурировать знания;

Р: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Р: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия)

4. Проблемное обучение и фиксирование нового знания. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

15 мин.





Доска

- Посмотрите, как цветом выделены числа.

- Что мы с вами получили? (правило…)

- Попробуйте его сформулировать.

Откройте учебник на стр.184. Прочитайте текст, выделенный зеленым цветом.

- Верны были наши предположения?

- Давайте запишем в тетрадь буквенную запись этого правила.

- Расскажите по шагам, как вы будете выполнять сложение дробей с одинаковым показателем. - Предлагаю вам применить полученные знания на практике.

Задание. Решить задачи.

Двоеу доски, остальные в тетради.

- Какие результаты мы получили?

- Какой вывод можете сделать? (при сложении дробей с одинаковым знаменателем может получиться как правильная дробь, так и неправильная, а также натуральное число).

- Приведите пример?

Задание 4.

- Какому цвету будут соответствовать наши записи? (зеленому)

- Что можно с этой дробью сделать? (сократить)

- Что получаем? (3/4)

- Запишите в тетрадь подробное решение.

- Сделайте вывод. (если в результате сложения получается сократимая дробь, то необходимо выполнить сокращение).

- Чему мы сейчас научились?

Переход к следующему этапу.

Физкультурная минутка!



Записывают в тетрадь.




Фиксируют изученное содержание во внешней речи.


Работа с учебником.



Записывают в тетрадь.

1. Посмотреть, одинаковый ли знаменатель.

2. Сложить числители дробей, результат записать в числитель.

3. Знаменатель оставить прежним.


Записывают в тетрадь.

1) поля.

2) животные

3) костюм




Формулируют ответ.





Записывают в тетрадь.









2 учеников у доски.




Р: целеполагание как постановка учебной задачи

П: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение


П: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

К: планирование учебного сотрудничества

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

4 мин. +1 мин на проверку

Организует усвоение учащимися нового способа действий.

- А сейчас я предлагаю вам выполнить номер 826 по вариантам.

1вариант – а ,в, д, ж, 2 вариант – б, г, е, з.

Задание выполняем в тетрадях. Затем выполним самопроверку. Время выполнения – 4 мин.

Контроль и оказание индивидуальной помощи. Организует взаимопроверку.

За каждый верный ответ ставим + (неверный -). Просит поднять руки ребят, у которых все правильно.

Выполняют взаимопроверку, фиксируют правильность выполненной работы.

Р: контроль и коррекция в форме взаимопроверки.

П: умение структурировать знания, логически рассуждать

7. Включение нового знания в систему знаний и повторения

5 мин.+3мин ответы



Подбор задания повышенной сложности, помощь в применении знаний.

Работа в группах по 4 человека.

Задание. Придумать и решить задачу по предложенной схеме.


После выполнения команды озвучивают задачи и приводят решение.

Ребята определяют границы применимости нового знания. Применение новых знаний в ходе решения творческого задания.

Выберите выражения, в результате вычисления которых получается единица(придумать такие дроби 1 группа)

Задача про яблоки как пример(задача по сбору сельскохозяйственной продукции

2 группа)

Задача по наглядной геометрии(отрезок и окружность 3 группа)

Задача про цены и остаток в кошельке(было денег, стоимость и остаток 4 группа)






На листах А4 заполняют пустые клетки, составляют задачу.

Защита своей работы у доски.

Р: прогнозирование

П: умение осознанно и произвольно строить высказывания

К: умение сотрудничать, договариваться

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

2 мин.

Организация подведения итога урока.

- Как называлась тема нашего урока?

- Чему мы должны были научиться на уроке?- Как сложить дроби с один.знамен.? Научились?

- Поднимите руки те:

- кто считает, что на уроке у него все получилось?

- у кого еще есть затруднения?

- Надеюсь, что при выполнении д/р ваши затруднения уйдут! Пояснение домашнего задания. - Запишите д/з.- №829,826

Всем большое спасибо за урок. Приятно было с вами работать!

Анализируют свою деятельность на уроке. Определяют, достигли ли поставленных задач урока. Учащиеся оценивают свою работу на уроке.


Устанавливают связь с последующим уроком.

Отвечают на вопросы.

Выражают свое отношение к уроку.

К: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Домашняя работа

«Самые крупные домашние кошки»

1-е место: Саванна - не только самая большая, но и самая дорогая из пород кошек.

Вес саванн может превышать кг, а высота - см. Отличительные черты саванны - длинные ноги, продолговатое стройное тело, большие чашевидные уши, доставшиеся от диких предков, а также густая шерсть пятнистого окраса. Саванны известны своим высоким уровнем интеллекта, спокойным характером, любознательностью и активностью.

2-е место: Мейн-кун – крупная порода домашних кошек. Внешне он напоминает енота - отсюда и вторая часть названия «coon», то есть «енот».
Коты данной породы могут весить от
кг до кг, а кошки
от до кг. Высота мейн-куна может достигать см.

Домашняя работа

«Самые крупные домашние кошки»

1-е место: Саванна - не только самая большая, но и самая дорогая из пород кошек.

Вес саванн может превышать кг, а высота - см. Отличительные черты саванны - длинные ноги, продолговатое стройное тело, большие чашевидные уши, доставшиеся от диких предков, а также густая шерсть пятнистого окраса. Саванны известны своим высоким уровнем интеллекта, спокойным характером, любознательностью и активностью.

2-е место: Мейн-кун – крупная порода домашних кошек. Внешне он напоминает енота - отсюда и вторая часть названия «coon», то есть «енот».

Коты данной породы могут весить от
кг до кг, а кошки
от до кг. Высота мейн-куна может достигать см.

Творческая работа


1).

Задача.______________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________



Творческая работа

2).

Задача.______________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________



Творческая работа

3).

Задача.______________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________



Творческая работа

4).

Задача.______________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________



Сохранить у себя:
Технологическая карта урока математики в 5 классе. Тема урока "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями." Никольский С. М.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки