Учитель математики: Магометова Х.Н., МБОУ СОШ №1 с. Кизляр, РСО – Алания
Класс | 5 |
УМК | Никольский С. М. |
Продолжительность урока | 45 минут |
Тема урока | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями |
Номер урока в данной теме | первый урок |
Тип урока | освоения нового знания |
Цель урока | учить складывать дроби с одинаковыми знаменателями, применяя правило. Развивать мышление, умение формулировать задание по теме. |
Задачи урока | предметные: знать правила сложения дробей с одинаковыми знаменателями, уметь применять их при решении примеров и задач. метапредметные: уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности; личностные: уметь давать самооценку деятельности; осуществлять самоконтроль; развивать ценностное отношение к совместной деятельности, планировать рациональные способы достижения целей в условиях учебного сотрудничества. |
Формируемые универсальные учебные действия | Познавательные: умение работать с реальными объектами как источниками информации. Личностные: формировать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждении. Регулятивные: оценивать результаты собственной деятельности, прогнозировать, проводить коррекцию ошибок, целеполагание. Коммуникативные: договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Используемые приемы, методы, технологии обучения | проблемно-поисковый метод, творческое задание, взаимопроверка, работа в группах. |
Оборудование | проектор, экран, ноутбук, учебник математики НикольскийС.М.(2019), карточки с творческой работой и д/з, оценочный лист. |
Результат урока | учащиеся научатся складывать дроби с одинаковыми знаменателями и применять правило сложения при решении задач. |
Технологическая карта урока
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Организационный момент
1 мин. | Создание благоприятной рабочей обстановки. - Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня жизнь подарила нам эту встречу. Так пусть она будет доброй и запоминающейся! Все пришли сюда с разным настроением, но здесь мы – одна команда, и от работы каждого зависит общий успех! Не бойтесь говорить, высказывайте вслух всё, что думаете. Любая мысль, даже если она окажется ошибочной, ведёт нас к достижению результата! «Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель - то, что он думает о себе. Чем большего человеко себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь». Л.Н. Толстой НайтиПеревести
| Включение учащихся в деятельность. | Р: волевая саморегуляция Л: действие смыслообразования К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2. Мотивация к учебной деятельности 3 мин.
Доска
У доски | Быстро мобилизовать учащихся на работу, включить их в деловой ритм.
2 и 3 равенство объясняют. - 4 равенство: «Все согласны?» (да-нет) - Каких знаний нам не хватает, чтобы это проверить? Или -Чего мы еще не умеем? (не умеем складывать дроби). А хотите научиться? (да) Если нашли значение суммы дробных чисел, задаю вопрос: «Уверены ли вы, что правильно посчитали значение данной суммы?» Как это тогда проверить? - Посмотрите на дробные числа при сложении? Что их объединяет? (одинак.знамен.) | Отвечают на вопросы. Проявляют интерес к теме урока.
Исправьте.
Мнения могут разойтись.
| П: общеучебные умения структурировать знания Л: анализ, сравнение, синтез
|
3. Актуализация и пробное учебное действие 6 мин. | Определение темы и задач урока. - Сформулируйте тему урока так, что бы она была связана с этим заданием. - Запишите число, классная работа и тему урока. - Чему мы должны научиться на уроке? - Где могут пригодиться эти знания? - Какие знания, полученные вами на прошлых уроках, нам сегодня пригодятся? (понятие дроби, равенство дробей, решение задач на дроби). - Хорошо, будем их проверять! Организует актуализацию знаний учащихся. Задание 2. Вопросы по рисунку. - На сколько равных частей разделено целое? (16) - Назовите количество частей каждого цвета. - Какая часть квадрата закрашена синим (серым, зеленым, желтым, красным) цветом? - Какие действия с данными дробями вы уже умеете выполнять? (сокращать, сравнивать) - 1. Выпишите те дроби, которые можно сократить. - 2. Назовите наибольшую дробь? Наименьшую? - Поможет ли нам этот рисунок решить нашу проблему? (да). - Давайте еще раз посмотрим на запись (на доске) и соотнесем ее с рисунком.
- Что записано в левой части равенства? (сумма) Можем по рисунку найти результат? (да) Как? - Можем теперь снять знак вопроса? Значит, какое это было равенство? (верное) - Зависит ли результат от того, какую наглядность мы представим? Почему? | Прогнозируют тему урока, ставят учебные задачи. Записывают дату и тему урока в тетради. Отвечают на вопросы.
Фронтальная работа
Самопроверка по эталону. Фиксирование самооценки выполненной работы. Отвечают на вопросы.
Предлагают решение поставленной задачи.
Переключение внимания с экрана на доску
| П: умение структурировать знания; Р: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Р: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия) |
4. Проблемное обучение и фиксирование нового знания. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 15 мин.
Доска |
- Посмотрите, как цветом выделены числа. - Что мы с вами получили? (правило…) - Попробуйте его сформулировать. Откройте учебник на стр.184. Прочитайте текст, выделенный зеленым цветом. - Верны были наши предположения? - Давайте запишем в тетрадь буквенную запись этого правила. - Расскажите по шагам, как вы будете выполнять сложение дробей с одинаковым показателем. - Предлагаю вам применить полученные знания на практике. Задание. Решить задачи.
Двоеу доски, остальные в тетради. - Какие результаты мы получили? - Какой вывод можете сделать? (при сложении дробей с одинаковым знаменателем может получиться как правильная дробь, так и неправильная, а также натуральное число). - Приведите пример? Задание 4.
- Какому цвету будут соответствовать наши записи? (зеленому) - Что можно с этой дробью сделать? (сократить) - Что получаем? (3/4) - Запишите в тетрадь подробное решение. - Сделайте вывод. (если в результате сложения получается сократимая дробь, то необходимо выполнить сокращение). - Чему мы сейчас научились? Переход к следующему этапу. Физкультурная минутка! |
Записывают в тетрадь.
Фиксируют изученное содержание во внешней речи.
Работа с учебником.
Записывают в тетрадь. 1. Посмотреть, одинаковый ли знаменатель. 2. Сложить числители дробей, результат записать в числитель. 3. Знаменатель оставить прежним.
Записывают в тетрадь. 1) поля. 2) животные 3) костюм
Формулируют ответ.
Записывают в тетрадь.
2 учеников у доски.
| Р: целеполагание как постановка учебной задачи П: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение |
| |||
П: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания К: планирование учебного сотрудничества | |||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой 4 мин. +1 мин на проверку | Организует усвоение учащимися нового способа действий. - А сейчас я предлагаю вам выполнить номер 826 по вариантам. 1вариант – а ,в, д, ж, 2 вариант – б, г, е, з. Задание выполняем в тетрадях. Затем выполним самопроверку. Время выполнения – 4 мин. Контроль и оказание индивидуальной помощи. Организует взаимопроверку. За каждый верный ответ ставим + (неверный -). Просит поднять руки ребят, у которых все правильно. |
Выполняют взаимопроверку, фиксируют правильность выполненной работы. | Р: контроль и коррекция в форме взаимопроверки. П: умение структурировать знания, логически рассуждать |
7. Включение нового знания в систему знаний и повторения 5 мин.+3мин ответы
| Подбор задания повышенной сложности, помощь в применении знаний. Работа в группах по 4 человека. Задание. Придумать и решить задачу по предложенной схеме.
После выполнения команды озвучивают задачи и приводят решение. | Ребята определяют границы применимости нового знания. Применение новых знаний в ходе решения творческого задания. Выберите выражения, в результате вычисления которых получается единица(придумать такие дроби 1 группа) Задача про яблоки как пример(задача по сбору сельскохозяйственной продукции 2 группа) Задача по наглядной геометрии(отрезок и окружность 3 группа) Задача про цены и остаток в кошельке(было денег, стоимость и остаток 4 группа)
На листах А4 заполняют пустые клетки, составляют задачу. Защита своей работы у доски. | Р: прогнозирование П: умение осознанно и произвольно строить высказывания К: умение сотрудничать, договариваться |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке 2 мин. | Организация подведения итога урока. - Как называлась тема нашего урока? - Чему мы должны были научиться на уроке?- Как сложить дроби с один.знамен.? Научились? - Поднимите руки те: - кто считает, что на уроке у него все получилось? - у кого еще есть затруднения? - Надеюсь, что при выполнении д/р ваши затруднения уйдут! Пояснение домашнего задания. - Запишите д/з.- №829,826 Всем большое спасибо за урок. Приятно было с вами работать! | Анализируют свою деятельность на уроке. Определяют, достигли ли поставленных задач урока. Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
Устанавливают связь с последующим уроком. Отвечают на вопросы. Выражают свое отношение к уроку. | К: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
Домашняя работа
«Самые крупные домашние кошки»
1-е место: Саванна - не только самая большая, но и самая дорогая из пород кошек. Вес саванн может превышать кг, а высота - см. Отличительные черты саванны - длинные ноги, продолговатое стройное тело, большие чашевидные уши, доставшиеся от диких предков, а также густая шерсть пятнистого окраса. Саванны известны своим высоким уровнем интеллекта, спокойным характером, любознательностью и активностью. |
|
2-е место: Мейн-кун – крупная порода домашних кошек. Внешне он напоминает енота - отсюда и вторая часть названия «coon», то есть «енот». |
|
Домашняя работа
«Самые крупные домашние кошки»
1-е место: Саванна - не только самая большая, но и самая дорогая из пород кошек. Вес саванн может превышать кг, а высота - см. Отличительные черты саванны - длинные ноги, продолговатое стройное тело, большие чашевидные уши, доставшиеся от диких предков, а также густая шерсть пятнистого окраса. Саванны известны своим высоким уровнем интеллекта, спокойным характером, любознательностью и активностью. |
|
2-е место: Мейн-кун – крупная порода домашних кошек. Внешне он напоминает енота - отсюда и вторая часть названия «coon», то есть «енот». Коты данной породы могут весить от |
|
Творческая работа
1).
Задача.______________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Творческая работа
2).
Задача.______________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Творческая работа
3).
Задача.______________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Творческая работа
4).
Задача.______________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________