Технологическая карта урока химии по теме «Углерод» (9 класс)
Проблема: Углерод – один из самых распространенных элементов на Земле. Алмаз и графит – наиболее известные разновидности этого элемента.Несмотря на одинаковый качественный состав, эти вещества обладают различными физическими свойствами. Докажите, что определяет свойства этих веществ.
Пути доказательства проблемы:
Строение атома углерода
Аллотропия
Кристаллические решетки алмаза и графита
Виды химических связей в кристаллических решетках алмаза и графита
Химические свойства углерода с точки зрения процессов окисления – восстановления
Понятие процесса «адсорбция»
Цель: Установить взаимосвязь между физическими свойствами и применением аллотропных модификаций углерода и их строением.
Образовательная задача
Знать: строение атома углерода. Аллотропные модификации углерода. Явление адсорбции и его практическое значение. Окислительно – восстановительные способности элемента углерода по его положению в ПСХЭ.
Предметные УУД
Уметь: объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера группы и периода, закономерности изменения строения атомов,свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов, определять степени окисления в соединениях и составлять уравнения химических реакций.
Воспитательная задача
Знать: явление адсорбции и его роль для человека
Личностные УУД
Уметь: уметь использовать химическую посуду и химические реактивы для проведения опытов по адсорбции и реакции восстановления оксида меди(II) углем.
Развивающая задача
Знать: технику безопасности при работе с химическими веществами, приемы обобщения и систематизации знаний при заполнении таблицы сравнительных свойств алмаза, графита и фуллерена.
Коммуникативные и регулятивные УУД
Уметь: работать в группе в духе сотрудничества, совместно находить правильное решение по проблемным вопросам, обосновывать решение, основываясь на строении аллотропных модификаций углерода.
Уметь делать выводы, применяя для доказательства дополнительную литературу( справочники, энциклопедии и т.п.)
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат | |
1. Актуализация знаний. | Подготовка учащихся к работе, ввести в деловой ритм | 1.Постановк. проблемы, цели и задач урока. 2.Организац. работы в группах. Задание. Дать характерист-ику элемента углерода по положению в ПСХЭ. | 1. Оформление темы и даты в тетрадях. 2. Составление опорного конспекта на доске и в тетрадях. | Работа по ПСХЭ, составление характеристики элемента углерода. Знать строение атома углерода | |
2. Изучение нового материала | Получение новой информации | 1. Учитель просит дать определение явлению аллотропии и аллотропных модификаций. 2. Учитель демонстрирует модели кристаллических решеток алмаза, графита и фуллерена. Предположите исходя из строения кристаллических решеток разницу в прочности химических связей в простых веществах алмазе и графите. 3. Учитель просит сделать сообщение о графите /строение, физические свойства, применение/. 4. Учитель просит сделать сообщение об алмазе /строение, физические свойства, применение/. 5. Учитель просит показать на географической карте Кемеровской области и назвать месторождения угля | Ученики отвечают и вспоминают известные аллотропные модификации кислорода, серы и фосфора. Работа в группах, выдвигают гипотезы и доказывают их, относительно прочности связи в алмазе и графите. Защищают мини-проекты, заполняют таблицу сравнительных свойств аллотропных модификаций углерода. угля | Знать определение аллотропии и аллотропных модификаций. Знать аллотропные модификации углерода. Закрепить и применить знания о кристаллических решетках. Находить информацию из дополнительной литературы, справочников, для защиты проектов. Развить грамотную речь, с использованием химических терминов. Уметь пользоваться географической картой, знать месторождения угля в Кемеровской области. | |
|
| 5. Учитель объясняет явление адсорбции аморфного углерода. Предлагает провести опыты по адсорбции. Какие растворы активированный уголь адсорбирует лучше? 6. Демонстрационный опыт восстановления меди из оксида меди (II) углем | Проводят опыты по адсорбции.Наблюдают, делают выводы относительно адсорбирующей способности активированного угля
Рисунок прибора, составляют уравнение реакции | Знать адсорбцию как явление, уметь применять адсорбцию в домашних условиях
Знать пирометаллургический способ получения металлов из их оксидов | |
3. Закрепление УУД | Применение ранее полученных знаний и закрепление нового материала | Закончить уравнения реакции C + O2 → C + H2 → C + Ca → C + Al → Составить электронный баланс, определить окислитель и восстановитель. | Выполняют задание для всего класса, проверяют в парах, обсуждают результаты, работают по индивидуальным карточкам-заданиям. | Составление уравнений химических реакций, определение степени окисления. Определение окислителя и восстановителя. |
Итог урока. Оценка деятельности обучающихся.
Домашнее задание. Параграф 28. Упражнение 1,2
Рефлексия: Закончите фразу:
Я узнал…….
Я научился……
Меня удивило…
Мне понравилось…..
У меня получилось……