Технологическая карта урока химии на тему "Азотная кислота. Строение молекулы. Свойства " 9 класс

Цель урока: создать условия для выявления общих и специфических свойств азотной кислоты

Задачи.

Образовательные.

  1. Изучить общие и специфические свойства азотной кислоты;
  2. Раскрыть особенности азотной кислоты;
  3. Продолжить формирование навыков составления уравнений реакций;

Воспитательные.

Создать условия для:

  1. Повышения познавательной активности учащихся;
  2. Развития умения работать в коллективе;
  3. Воспитания общей культуры;
  4. Воспитания ответственности и аккуратности, коммуникативных навыков, уважения к товарищам;
  5. Воспитания позитивного отношения к химии;

Развивающие.

Создать условия для развития УУД:

1) Познавательных:

  • Общеучебные универсальные действия:
  1. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
  2. Смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации;
  3. Выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  4. Рефлексивные УУД;
  5. Структурирование знаний;
  • Знаково-символические действия:
  1. Написание уравнений реакций (знаково-символическое);
  • Логические универсальные действия:
  1. Анализ объектов с целью выделения признаков;
  2. Установление причинно-следственных связей;
  3. Умение анализировать, строить план исследования, наблюдать и делать выводы на основе эксперимента, делать дедуктивные и индуктивные умозаключения;

Постановка и решение проблемы:

2) Личностных: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

3) Коммуникативных:

  1. Постановка вопросов;
  2. Умение точно выразить свои мысли;
  3. Владение диалогической речью;
  4. Сотрудничество в группе;

4) Регулятивных:

  1. Целеполагание;
  2. Планирование;
  3. Контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  4. Оценка;
  5. Саморегуляция;

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: активные методы обучения: эвристическая беседа, работа в группах

Оборудование и реактивы: ПСХЭ Д.И.Менделеева; электрохимический ряд напряжений металлов; тест.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

I.Организация мотивации,, постановки учебной задачи

1.Организационный момент

Добрый день! Приветствует обучающихся. Определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Проверяют свои рабочие места.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, проверка рабочего места

2.Повторение пройденного материала

Организация работы учащихся по актуализации знаний о кислотах при выполнении индивидуальных заданий самооценки и взаимооценки

Повторяют знания о кислотах в ходе выполнения индивидуальных заданий

Содержимое разработки

Технологическая карта урока «Азотная кислота. Строение молекулы. Свойства разбавленной и концентрированной кислоты»

Класс: 9

Учебник: Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. -М.: Просвещение,2018. -208с.: ил.-

Цель урока: создать условия для выявления общих и специфических свойств азотной кислоты

Задачи.

Образовательные.

  1. Изучить общие и специфические свойства азотной кислоты;

  2. Раскрыть особенности азотной кислоты;

  3. Продолжить формирование навыков составления уравнений реакций;

Воспитательные.

Создать условия для:

  1. Повышения познавательной активности учащихся;

  2. Развития умения работать в коллективе;

  3. Воспитания общей культуры;

  4. Воспитания ответственности и аккуратности, коммуникативных навыков, уважения к товарищам;

  5. Воспитания позитивного отношения к химии;

Развивающие.

Создать условия для развития УУД:

1) Познавательных:

  • Общеучебные универсальные действия:

  1. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

  2. Смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации;

  3. Выбор наиболее эффективных способов решения задач;

  4. Рефлексивные УУД;

  5. Структурирование знаний;

  • Знаково-символические действия:

  1. Написание уравнений реакций (знаково-символическое);

  • Логические универсальные действия:

  1. Анализ объектов с целью выделения признаков;

  2. Установление причинно-следственных связей;

  3. Умение анализировать, строить план исследования, наблюдать и делать выводы на основе эксперимента, делать дедуктивные и индуктивные умозаключения;

Постановка и решение проблемы:

2) Личностных: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

3) Коммуникативных:

  1. Постановка вопросов;

  2. Умение точно выразить свои мысли;

  3. Владение диалогической речью;

  4. Сотрудничество в группе;

4) Регулятивных:

  1. Целеполагание;

  2. Планирование;

  3. Контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  4. Оценка;

  5. Саморегуляция;

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: активные методы обучения: эвристическая беседа, работа в группах

Оборудование и реактивы: ПСХЭ Д.И.Менделеева; электрохимический ряд напряжений металлов; тест.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

I.Организация мотивации, , постановки учебной задачи

1.Организационный момент

Добрый день! Приветствует обучающихся. Определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Проверяют свои рабочие места.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, проверка рабочего места

2.Повторение пройденного материала


Организация работы учащихся по актуализации знаний о кислотах при выполнении индивидуальных заданий самооценки и взаимооценки

Повторяют знания о кислотах в ходе выполнения индивидуальных заданий


Самостоятельная тестовая работа

Предлагает тестовую работу




Выполняют тестовую работу с выбором одного ответа (базовый уровень сложности; репродуктивный вид деятельности):

Регулятивные УУД: самостоятельно сравнивать способы и результаты действий с заданным эталоном, обнаруживать отклонения, оценивать результат собственной деятельности, определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки.

4.Актуализация и целеполагание

Организует деятельность по формулированию темы урока.

ответить на поставленный вопрос: «Какое вещество объединяет эти тезисы?»

  • Благодаря этому веществу русский учёный В.Ф. Петрушевский в 1866 году впервые получил динамит.

  • Это вещество является компонентом ракетного топлива, его использовали для двигателя первого в мире советского реактивного самолёта   БИ – 1

  • Это вещество – прародитель большинства взрывчатых веществ (например, тротила, или тола)

  • Это вещество в смеси с соляной кислотой растворяет платину и золото, признанное «царём» металлов. Сама смесь, состоящая из 1-ого объёма этого вещества и 3-ёх объёмов соляной кислоты, называется «царской водкой».

«Так что мы сегодня будем изучать на уроке?»



анализируют и делают вывод, что искомое вещество - азотная кислота.




















Называют тему урока – «Азотная кислота» и записывают её в тетрадь.

Познавательные УУД: определять понятия, создавать обобщение, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать вывод.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, находить общее решение, формулировать собственное мнение и аргументировать его.



Организует создание проблемной ситуации.


Показывает демонстрационный опыт «Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью»

Просит проанализировать произошедшую реакцию, используя знания, полученные в 8 классе.


«Вы смогли объяснить данный опыт? В чём затруднение?»


Наблюдают демонстрационный опыт.


Проявляя познавательную инициативу,

анализируют с точки зрения имеющихся знаний (металлы, стоящие в ряду напряжения после водорода, с кислотами не взаимодействуют).



Приходят к выводу о необходимости получения новой информации о свойствах азотной кислоты

Познавательные УУД: определять понятия, классифицировать.

Регулятивные УУД: соотносить действия и полученный результат с планируемым результатом, обнаруживать отклонения, определять причину затруднения.

Личностные УУД: Понимать границы собственного знания и «незнания»

III. Планирование деятельности по достижению цели

1.Давайте выясним, что мы знаем об азотной кислоте?

А что бы вы еще хотели узнать?

Давайте заполним таблицу, которую видите на доске.

Я знаю

Я хочу узнать




Учитель записывает ответы учащихся на доске в таблицу



Делает обобщение предложенных целей урока и средств их достижения.


Организует вывод результата урока с помощью вопроса: «Что будет являться результатом нашего сегодняшнего урока?» Результатом нашего урока будет портрет азотной кислоты

Предположительные

ответы учащихся:

Я знаю:

-формулу азотной кислоты;

-правила по технике безопасности при работе с кислотами;

-физические свойства азотной кислоты;

-химические свойства азотной кислоты…

Я хочу уточнить:

-физические свойства;

-особенности химических свойств;

-как можно получить кислоту в лаборатории, а как кислоту получают в промышленности?

-где применяют азотную кислоту?...…

Слушают заключение учителя.



Формируют результат урока в соответствии с поставленными целями

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели учебной деятельности и результат, определять последовательность действий, способы и средства достижения согласно поставленным целям.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, владение устной речью, участие в коллективном обсуждении

проблемы, выражение своей позиции.

Личностные УУД: смыслообразование




Организация учащихся для выполнения оздоровительной гимнастики для глаз

Выполняют оздоровительную гимнастику для глаз


III.Реализация намеченного плана, поиск способа решения учебной задачи


1.А теперь, ребята, когда мы определили основные направления поиска новых знаний, давайте приступим к изучению нового материала.

Работа с учебником СТР 92-95







Выполняют задания , записывают результаты работы

Регулятивные: планирование учебной деятельности с учетом конечного результата


Развитие элементов волевой саморегуляции

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество в поиске информации,взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми


2.Создаёт проблемную ситуацию с помощью вопроса: «Характерны ли азотной кислоте общие свойства кислот?».


Организует проведение лабораторного опыта «Определение реакции среды азотной кислоты».

Инструктирует учащихся по правилам ТБ




3.Организует деятельность в группах


Слушают инструктаж учителя. Проводят опыт, записывают в тетрадях уравнение диссоциации: HNO3 H+ + NO3- (слайд №9)Выдвигают гипотезу: азотной кислоте должны быть характерны общие свойства кислот

Слушают инструктаж учителя


Работают по карточке , делают запись а: CuO + 2 HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O

реакция ионного обмена, необратимая

CuO + 2H+ + 2 NO3- = Cu2+ + 2 NO3- + H2O

CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O

Работают по карточке, делают запись HNO3 + NaOH = NaNO3 + H2O

реакция ионного обмена, необратимая

H+ + NO3- + Na+ + OH- = Na+ + NO3- + H2O

H+ + OH- = H2O

Реакция нейтрализации; в результате раствор щелочи, подкрашенный индикатором, обесцветился.

Работают по карточке , делают запись :

CuCl2 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + 2 NaCl

Cu(OH)2 + 2 HNO3 = Cu(NO3)2 + 2 H2O

реакция ионного обмена, необратимая

Cu(OH)2 + 2H+ + 2 NO3- = Cu2+ + 2 NO3- + 2 H2O

Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2 H2O

Признак реакции – растворение голубого осадка Cu(OH)2.

Работают по карточке , делают запись ом:

2 HNO3 + Na2CO3 = 2 NaNO3 + H2O + CO2

реакция ионного обмена, необратимая 2 H+ + 2NO3- + 2 Na+ + CO3 2- = 2 Na+ +NO3- + H2O + CO2

2 H+ + CO3 2- = H2O + CO2

Признак реакции – характерное «вскипание»

Проводят коллективную проверку

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, использовать их для объяснения явления, применять и преобразовывать знаки и символы.

Регулятивные УУД: определять последовательность действий, оценивать действия в соответствии с поставленной задачей, соотносить полученные результаты и способы действий с планируемыми, самостоятельно осуществлять контроль в процессе своей деятельности.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной работе, находить общее решение, владеть устной речью, участвовать в коллективном обсуждении, формулировать собственное мнение, аргументировать его.

Личностные УУД: Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту



Ребята, мы выяснили, что азотная кислота имеет особенные свойства при взаимодействии с металлами.

Организует работу в парах по сказке «Как металлы с азотной кислотой воевали». )

Предлагает прочитать сказку и ответить на поставленные вопросы (технологическая карта):

- выделяется ли водород в данных реакциях;

-сравните продукты реакций;

- от чего зависят продукты реакции;

- все ли металлы взаимодействуют с азотной кислотой.

Организует обсуждение ответов.

Читают сказку «Как металлы с азотной кислотой воевали», переводят её на «химический» язык, отвечают на поставленные вопросы (слайд №14)









Слушают и обсуждают ответы одноклассников



Познавательные УУД: определять понятия, строить логические рассуждения, сравнивать, анализировать и делать выводы, преобразовывать знаки и символы, осмысливать цели чтения, выделять необходимое, понимать обороты речи.

Регулятивные УУД: определять последовательность действий, способы и средства решения поставленной задачи.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, владение устной речью, участие в коллективном обсуждении, выражение своей позиции.



Организует поиск ответа на вопрос: «Так в чём же причина необычного поведения азотной кислоты?»


Организует запись уравнений взаимодействия серной и азотной кислоты с цинком с позиции ОВР.


Проводит беседу по вопросам:

«Что является окислителем в двух реакциях?»

«Почему они так по-разному реагируют?» Показывает рукой в сторону ПСХЭ Д. И. Менделеева


Пишут уравнения реакций в тетради, по окончании работы один ученик фиксирует результаты на доске, на листе ватмана, уравнения коллективно проверяются.

Учащиеся замечают, что в случае с раствором серной кислоты окислителем является протон водорода, а в случаях с азотной кислотой окислитель - атом азота нитрат-аниона.

Смотрят на ПСХЭ Д. И. Менделеева, отмечают различное расположение элементов и разницу в электроотрицательности

Познавательные УУД: овладение логическими действиями: сравнения, анализа, дедукции, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, использовать их для объяснения явления, применять и преобразовывать знаки и символы.

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть устной речью, участвовать в коллективном обсуждении, формулировать собственное мнение, аргументировать его.

Личностные УУД:

Оценивание продвижения к цели рефлексивный анализ деятельности

1. Организует беседу по вопросам:

Какая тема сегодняшнего урока?

Какие цели ставили перед собой?

Какие цели были реализованы, что этому способствовало?


















Возвращаясь к началу урока, мы можем теперь объяснить, почему азотная кислота взаимодействовала с медью, хотя в ряду напряжения металлов, он стоит после водорода?

Какие цели остались не реализованы?

Что помешало их реализации?

Какое открытие сделали для себя на уроке?

Где можно применить новые знания?

Как вы чувствовали себя на уроке?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Слушают вопросы учителя, отвечают на них.

При работе с материалами урока они достигли поставленной перед собой задачи: самостоятельно узнали новую информацию о химических свойствах азотной кислоты.

Просматривают записи в тетради и делают выводы:

1. Азотной кислоте характерны общие свойства кислот: реакция на индикатор, взаимодействие с оксидами металлов, гидроксидами, солями более слабых кислот, обусловленные наличием в молекулах иона Н+;

2. При ее взаимодействии с металлами никогда не образуется водород, а образуются нитраты, оксиды азота или другие его соединения (азот, нитрат аммония) и вода в зависимости от концентрации кислоты и активности металла;

3.Сильные окислительные способности HNO3 широко применяются для получения различных важных продуктов народного хозяйства (удобрения, лекарства, пластики и т.д.)

Делают вывод: азотная кислота взаимодействовала с медью, т.к. она особенная, за счёт атома азота нитрат иона(записывают в квадрат на лист ватмана)


Осуществляют процедуру самооценки собственной учебной деятельности на уроке по алгоритму

Познавательные УУД: обобщать понятия, делать выводы.

Регулятивные УУД: самостоятельно сравнивать способы и результаты действий с заданным эталоном, обнаруживать отклонения, оценивать результат собственной деятельности, определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть устной речью, участвовать в коллективном обсуждении, формулировать собственное мнение, аргументировать его.

Личностные УУД: формирование активной позиции в учебной деятельности на основе оценки результатов своего труда по предложенным критериям

Домашнее задание:

Формулирует и комментирует домашнее задание: Д/З: § 27 стр 92-95, выучить записи в тетради

Базовый уровень сложности:

Повышенный и высокий уровень сложности:

С 96 № 5






Записывают домашнее задание в дневник


Приложение

1.Прочитайте внимательно небольшую сказку , предположите какими физическими свойствами обладает азотная кислота.

«Это была бесцветная слегка буреющая жидкость . От старости она дымилась и уже не помнила, сколько ей лет. Над кроватью ее висела старая пожелтевшая фотография. Судя по снимку, в молодости она была очень красивой и имела здоровый желтоватый цвет лица. Каждый , кто навещал старушку , поражался резкому , раздражающему запаху в комнате, а также бурому оттенку потолка(хотя недавно соседи выбелили его ).Печку бабушка никогда не топила , и электричество не зажигала, т.к. не переносила жару и яркий свет». Свои предположения проверьте по страницам учебника93. И свои результаты внесите в таблицу


«Как металлы с Азотной кислотой воевали».

В одной сказочной стране был Город Мастеров. Жили в нем очень трудолюбивые и талантливые жители – металлы. Славился этот город красивыми домами с блестящими на солнце крышами, искусными резными чугунными решетками и оградами. Над городом разносился мелодичный перезвон тысяч колоколов и колокольчиков!

А по соседству с Городом Мастеров было царство герцогини Азотной. Герцогиня считала себя сильной и могущественной. Давно хотелось ей покорить металлы. И решила Азотная пойти войной.

Узнав о надвигающейся беде, металлы решили защищаться! Ведь среди них было немало храбрых рыцарей. А еще у них был проворный разведчик – индикатор. Он узнавал о количестве войск герцогини Азотной и предупреждал металлы.

И вот, настал первый день сражения. Индикатор сообщил, что войска противника немногочисленны, концентрация их слабая. Тогда рыцарь Цинк в цинковых доспехах решил дать отпор кислотному войску. Но, он пал на поле боя. В воздух наполнился странным газом со сладковатым запахом, без цвета. И, хотя товарищам жаль было героя, всех охватил судорожный смех! Металлы, почувствовав опасность, решили отступать. Азотная была несказанно рада. Как легко дается ей победа! Но, на всякий случай она усилила свои отряды, о чем незамедлительно металлам сообщил индикатор.

Настал второй день. На защиту Города Мастеров вышел рыцарь Купрум в сияющих медных доспехах. Но, и он не устоял. А в воздухе появился токсичный газ без цвета и запаха. Опять металлам стало нехорошо, и они отступили!

Герцогиня Азотная подумала, что она непобедима, уже видны были крепостные стены Города Мастеров. Кислотные войска были максимально усилены, и началась осада крепости металлов. Разведчик индикатор доложил, что концентрация войск Азотной очень велика. И тогда рыцарь Аргентум в ослепительных серебряных доспехах решил вступить в бой. Он был храбр и долго сопротивлялся, но герцогиня Азотная задушила его «лисьим хвостом» своей шубы.

У металлов оставалось совсем немного шансов спасти свой город. Тогда рыцарь Аурум в доспехах из чистого золота, сверкающих в лучах осеннего солнца, вышел на бой. Он доблестно сражался, ему даже удалось потеснить кислотные войска. У герцогини Азотной впервые появилось сомнение в победе. Послала она за помощью к своей сестре графине Соляной, просила у нее самые отборные войска. Помощь от Соляной пришла быстро, рыцарь Аурум не смог устоять и погиб! Металлы совсем поуныли, но сдаваться не собирались!

Пришла зима с лютыми морозами. Осада продолжалась. И тут на военный совет металлов пришли рыцари Феррум, Алюминий и Хром. Они сказали, что с наступлением холодов смогут побороться с войсками Азотной кислоты.

И вот в морозный ясный день три доблестных рыцаря вышли на бой. Они разбили войска Азотной на три части и одержали победу!!! Герцогиня была повержена, Город мастеров спасен! Металлы вновь стали жить счастливы!

А герцогиня Азотная, вернувшись, домой ни с чем, сильно обиделась.











Сохранить у себя:
Технологическая карта урока химии на тему "Азотная кислота. Строение молекулы. Свойства " 9 класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки