4
Предмет: химия Класс: 9 УМК: Рудзитис Г.Е., Ф.Г.Фельдман. Тип урока: комбинированный.
Технологическая карта урока при изучении темы «Щелочноземельные металлы»
Тема | «Щелочноземельные металлы. Положение щёлочноземельных металлов в ПС и строение атомов Нахождение в природе. Кальций и его соединения.» |
Цели
| Образовательные: формирование представления о существовании щелочноземельных металлов. Воспитательные: воспитание культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Развивающие: формирование УУД: - Личностные УУД: Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе. - Регулятивные УУД: планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием; выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи; осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей работы в процессе достижения результата в соответствии с образцами. - Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы; строить понятные для собеседника высказывания, уметь слушать собеседника, осознанно использовать устную и письменную речь. - Познавательные УУД: давать определения понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы; анализировать разные щелочноземельные металлы по физическим и химическим свойствам; понимать и интерпретировать информацию, представленную в схемах, таблицах, рисунках. |
Основное содержание темы | Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Получение щелочноземельных металлов. |
Планируемый результат | Предметные: Знать Положение щелочноземельных металлов в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; Общие физические и химические свойства щелочноземельных металлов и основные способы их получения; Области применения щелочноземельных металлов. Качественные реакции на распознавание катионов щелочноземельных металлов. Уметь Характеризовать свойства групп химических элементов щелочноземельных металлов, в свете изученных теорий; Распознавать важнейшие катионы. Личностные: понимать полученную информацию, представленную в схемах, таблицах, рисунках. |
Основные понятия | Оксид, щелочь, химическая реакция, |
Межпредметные связи | Физика: разделы: «Атомно-молекулярное учение», «Строение атома». Биология- значение для организма человека. Математика: разделы «Нахождение наименьшего общего кратного», «Математические расчеты» |
Ресурсы:
| - основные Рудзитис Г.Е. химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Рудзитис Г.Е., Ф.Г.Фельдман.- М.: Просвещение, 2018. |
Демонстрации | коллекция природных минераллов. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Задания для учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
I. Актуализация знаний и умений; формулирование темы урока, постановка цели | ||||
1.Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы, контролируют правильность ответов учащихся.
| 1.Организует деятельность по проверке домашнего задания, проводит фронтальный опрос; подводит итог опроса.
| § 43(вопросы 1-3 с.155)
| Знать: строение щелочных металлов и их свойства.
| (Познавательные УУД). давать определения понятиям; осуществлять сравнение и обобщение. (Коммуникативные УУД). Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания (Регулятивные УУД). Слушать в соответствии с установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников; формулировать тему и цель урока. |
2.Отгадывают загадки, пытаясь сформулировать тему урока. Отвечают на вопросы: Металлы расположены во II группе, главной подгруппе. К металлам II группы главной подгруппы относят | 2.Задает загадки, подводя к теме урока «Щелочноземельные металлы». 1. Где расположены данные металлы в Периодической системе химических элементов? 2. Какие металлы расположены в данной подгруппе II группы? Уточняет тематические рамки. | Отгадайте загадки и вы узнаете тему нашего урока. «Меня в составе мрамора найди, Я твердость придаю кости, В составе извести еще меня найдешь, Теперь ты верно назовешь». (Кальций) «Я блестящий светло-серый, образую хлорофилл. И меня фотограф первый Очень поджигать любил». (Магний). | Знать: положение щелочноземельных металлов в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
|
|
II. Изучение нового материала | ||||
1.Работают в парах: составляют электронные и графические формулы в тетради, а затем на доске. Учащиеся отвечают: внешний уровень завершается s -электронами внешний уровень имеет формулу nS2 Делают выводы о строении атомов щелочноземельных металлов Вывод: щелочноземельные металлы в соединениях проявляют степень окисления +2.
| Учитель проверяет, просит других учащихся исправить ошибки. Учитель задает вопросы 1.Объясните, что общего в электронных формулах данных элементов? | Задание составить электронные формулы элементов (бериллия, кальция, магния). Работа 1 ученика у доски
| Знать: строение атомов щелочноземельных металлов Уметь: объяснять свойства простых веществ металлов на основании их строения. | (Коммуникативные УУД). Умение договариваться, прислушиваться к мнению одноклассника
(Познавательные УУД) Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (Регулятивные УУД). Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием. Осуществлять самоконтроль процесса и результата выполнения задания. (Личностные УУД). Самостоятельно работать с текстом я. выполнять конспект |
2.Индивидуальная работа с текстом учебника с.156-158 | Предлагает оформить результаты в виде таблицы. | Используя текст учебника на примере кальция составить характеристику вещества по плану: нахождение в природе получение физические свойства химические свойства применение | Уметь: Распознавать важнейшие катионы щелочноземельных металлов Ca2+, Ba2+, Mg2.
| |
Демонстрация коллеции природных минералов | Предлагает просмотреть природные соединения щелочноземельных металлов | Виртуальный опыт: изменение окраски пламени солей щелочноземельных металлов. | ||
III.Закрепление нового | ||||
1.Составляют уравнения реакций Ba(OH)2+2HCl=BaCl2+2H2O-реакция обмена, нейтрализации
| Запишите содержание сказки с помощью формул и уравнений химических реакций, назовите тип реакции:
| «Дружили Соляная Кислота и Щелочь - Гидроксид Бария. Однажды Соляная Кислота пригласила в гости свою подругу Щелочь. Щелочь надела свое фенолфталеиновое платье и стала вся малиновая. День был солнечный. Кислота решила показать своей подружке сад. Но, что это, все деревья, кусты, цветы засохли, хотят пить и просят о помощи. -Давай поможем им, - сказала Кислота и задумалась. А как? -Я знаю, как им помочь! - воскликнула Щелочь. - объединим мою ОН- группу и твой водород. - С удовольствием, - согласилась Кислота. Вода эликсир жизни на земле. Именно вода доставляет питательные вещества растениям. Щелочь обняла подругу. Исчезли и Кислота и Щелочь. Потекла вода по корням растений. Всё ожило вокруг, зазеленело, зацвело. Все благодарили двух подружек». Физкультминутка | Знать: химические свойства щелочноземельных металлов
| (Познавательные УУД). Описывать самостоятельно уравнения реакций, используя язык химии. (Коммуникативные УУД). Адекватно использовать письменную речь (Личностные УУД). Понимать значимость химических знаний в практической жизни. |
2.Групповая работа. Контролирующее задание по составлению схем превращений соединений щелочноземельных металлов
ВЗАИМОПРОВЕРКА
| Организует контроль усвоения знаний; предлагает в парах организовать контроль знаний с помощью схем превращений
| Cхемы Ca→CaO→Ca(OH)2→Ca(NO3)2 Ba→BaO→Ba(OH)2→BaSO4
| Знать: химические свойства щелочноземельных металлов
| (Регулятивные УУД). Принимать и сохранять учебную задачу. Обнаруживать отличия от эталона. (Познавательные УУД) Строить логические рассуждения, создавать обобщения, делать выводы. (Коммуникативные УУД). Организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
IYРефлексия. Что узнали нового на уроке? Что было полезным и интересным? V. Домашнее задание | ||||
слушают учителя.
Записывают домашнее задание | Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Организует объяснение выполнения домашнего задания §44-45. | Выполнить упражнения 1-2 с.125
Творческое задание по желанию. Значение содержания ионов кальция и магния в организме человека. |
| (Регулятивные УУД). Адекватно воспринимать оценку учителя (Личностные УУД). Умение договариваться между собой. |
Ca→CaO→Ca(OH)2→Ca(NO3)2
Ba→BaO→Ba(OH)2→BaSO4
Mg→MgO→Mg(OH)2→MgCl2
Ионы кальция играют роль в работе сердца, процессах свертываемости крови, для работы НС.
Суточная потребность кальция- 1,5 г. Кальций входит в состав сыра, петрушки, творога, салата.
Магний – стимулятор обмена веществ, содержится в печени, крови, костях, нервной ткани, мозге. Входит в состав хлорофилла, т.е. участвует в процессе фотосинте
Маршрутный лист ученика______________________
1.Заполните таблицу «Характеристика элементов главной подгруппы 2 группы ПСХЭ Д.И. Менделеева».
Название и символ элемента | Строение электронной оболочки | Характерные степени окисления | Формула и характер оксида | Формула и характер гидроксида |
Бериллий |
|
|
|
|
Магний |
|
|
|
|
Кальций |
|
|
|
|
2.Работа с учебником стр 120-122 Заполнить табл.
Нахождение в природе |
|
получение |
|
Физические свойства |
|
Химические свойства
|
|
Получение |
|
Применение
|
|
Важнейшие соединения кальция |
|
3. Запишите содержание сказки с помощью формул и уравнений химических реакций, назовите тип реакции:
4.Осуществите цепь превращений Ca→CaO→Ca(OH)2→Ca(NO3)2
ОГЭстр 43 вариант 7 № 19,20
5.Рефлексия. Что узнали нового на уроке? Что было полезным и интересным? 6. Домашнее задание.