Технологическая карта урока химии 9 класс" Щёлочноземельные металлы "

«Щелочноземельные металлы. Положение щёлочноземельных металлов в ПС и строение атомов Нахождение в природе. Кальций и его соединения.»

Образовательные: формирование представления о существовании щелочноземельных металлов.

Воспитательные: воспитание культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Развивающие: формирование УУД:

- Личностные УУД: Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.

- Регулятивные УУД:

  • планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием;
  • выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи;
  • осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей работы в процессе достижения результата в соответствии с образцами.

- Коммуникативные УУД:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;
  • устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы;
  • строить понятные для собеседника высказывания, уметь слушать собеседника, осознанно использовать устную и письменную речь.

- Познавательные УУД:

  • давать определения понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы;
  • анализировать разные щелочноземельные металлы по физическим и химическим свойствам;
  • понимать и интерпретировать информацию, представленную в схемах, таблицах, рисунках.

Содержимое разработки

4


Предмет: химия Класс: 9 УМК: Рудзитис Г.Е., Ф.Г.Фельдман. Тип урока: комбинированный.

Технологическая карта урока при изучении темы «Щелочноземельные металлы»

Тема

«Щелочноземельные металлы. Положение щёлочноземельных металлов в ПС и строение атомов Нахождение в природе. Кальций и его соединения.»

Цели


Образовательные: формирование представления о существовании щелочноземельных металлов.

Воспитательные: воспитание культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Развивающие: формирование УУД:

- Личностные УУД: Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.

- Регулятивные УУД:

  • планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием;

  • выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи;

  • осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей работы в процессе достижения результата в соответствии с образцами.

- Коммуникативные УУД:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;

  • устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы;

  • строить понятные для собеседника высказывания, уметь слушать собеседника, осознанно использовать устную и письменную речь.

- Познавательные УУД:

  • давать определения понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы;

  • анализировать разные щелочноземельные металлы по физическим и химическим свойствам;

  • понимать и интерпретировать информацию, представленную в схемах, таблицах, рисунках.

Основное содержание темы

Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Получение щелочноземельных металлов.

Планируемый результат

Предметные:

Знать

  • Положение щелочноземельных металлов в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

  • Общие физические и химические свойства щелочноземельных металлов и основные способы их получения;

  • Области применения щелочноземельных металлов.

  • Качественные реакции на распознавание катионов щелочноземельных металлов.

Уметь

  • Характеризовать свойства групп химических элементов щелочноземельных металлов, в свете изученных теорий;

  • Распознавать важнейшие катионы.

Личностные:

  • понимать полученную информацию, представленную в схемах, таблицах, рисунках.

Основные понятия

Оксид, щелочь, химическая реакция,

Межпредметные связи

Физика: разделы: «Атомно-молекулярное учение», «Строение атома». Биология- значение для организма человека.

Математика: разделы «Нахождение наименьшего общего кратного», «Математические расчеты»

Ресурсы:



- основные Рудзитис Г.Е. химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Рудзитис Г.Е., Ф.Г.Фельдман.- М.: Просвещение, 2018.

Демонстрации

коллекция природных минераллов.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.


Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Актуализация знаний и умений; формулирование темы урока, постановка цели

1.Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы, контролируют правильность ответов учащихся.


1.Организует деятельность по проверке домашнего задания, проводит фронтальный опрос; подводит итог опроса.


§ 43(вопросы 1-3 с.155)



Знать: строение щелочных металлов и их свойства.


(Познавательные УУД).

давать определения понятиям; осуществлять сравнение и обобщение.

(Коммуникативные УУД). Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания

(Регулятивные УУД).

Слушать в соответствии с установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников; формулировать тему и цель урока.

2.Отгадывают загадки, пытаясь сформулировать тему урока.

Отвечают на вопросы:

  1. Металлы расположены во II группе, главной подгруппе.

  2. К металлам II группы главной подгруппы относят

2.Задает загадки, подводя к теме урока «Щелочноземельные металлы».

1. Где расположены данные металлы в Периодической системе химических элементов?

2. Какие металлы расположены в данной подгруппе II группы?

Уточняет тематические рамки.

Отгадайте загадки и вы узнаете тему нашего урока.

«Меня в составе мрамора найди,

Я твердость придаю кости,

В составе извести еще меня найдешь,

Теперь ты верно назовешь». (Кальций)

«Я блестящий светло-серый,

образую хлорофилл.

И меня фотограф первый

Очень поджигать любил».

(Магний).

Знать:

положение щелочноземельных металлов в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;



II. Изучение нового материала

1.Работают в парах: составляют электронные и графические формулы в тетради, а затем на доске.

Учащиеся отвечают:

  1. внешний уровень завершается s -электронами

  2. внешний уровень имеет формулу nS2

Делают выводы о строении атомов щелочноземельных металлов

Вывод: щелочноземельные металлы в соединениях проявляют степень окисления +2.


Учитель проверяет, просит других учащихся исправить ошибки.

Учитель задает вопросы

1.Объясните, что общего в электронных формулах данных элементов?

Задание составить электронные формулы элементов (бериллия, кальция, магния). Работа 1 ученика у доски


Знать:

строение атомов щелочноземельных металлов

Уметь:

объяснять свойства простых веществ металлов на основании их строения.

(Коммуникативные УУД). Умение договариваться, прислушиваться к мнению одноклассника


(Познавательные УУД) Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

(Регулятивные УУД). Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием. Осуществлять самоконтроль процесса и результата выполнения задания. (Личностные УУД). Самостоятельно работать с текстом я. выполнять конспект

2.Индивидуальная работа с текстом учебника с.156-158

Предлагает оформить результаты в виде таблицы.

Используя текст учебника на примере кальция составить характеристику вещества по плану:

  • нахождение в природе

  • получение

  • физические свойства

  • химические свойства

  • применение

Уметь:

Распознавать важнейшие катионы щелочноземельных металлов Ca2+, Ba2+, Mg2.


Демонстрация коллеции природных минералов

Предлагает просмотреть природные соединения щелочноземельных металлов

Виртуальный опыт: изменение окраски пламени солей щелочноземельных металлов.

III.Закрепление нового

1.Составляют уравнения реакций Ba(OH)2+2HCl=BaCl2+2H2O-реакция обмена, нейтрализации




Запишите содержание сказки с помощью формул и уравнений химических реакций, назовите тип реакции:




«Дружили Соляная Кислота и Щелочь - Гидроксид Бария. Однажды Соляная Кислота пригласила в гости свою подругу Щелочь. Щелочь надела свое фенолфталеиновое платье и стала вся малиновая. День был солнечный. Кислота решила показать своей подружке сад. Но, что это, все деревья, кусты, цветы засохли, хотят пить и просят о помощи.

-Давай поможем им, - сказала Кислота и задумалась. А как?

-Я знаю, как им помочь! - воскликнула Щелочь. - объединим мою ОН- группу и твой водород.

- С удовольствием, - согласилась Кислота.

Вода эликсир жизни на земле. Именно вода доставляет питательные вещества растениям. Щелочь обняла подругу. Исчезли и Кислота и Щелочь. Потекла вода по корням растений. Всё ожило вокруг, зазеленело, зацвело. Все благодарили двух подружек».

Физкультминутка

Знать:

химические свойства щелочноземельных металлов





(Познавательные УУД). Описывать самостоятельно уравнения реакций, используя язык химии.

(Коммуникативные УУД). Адекватно использовать письменную речь

(Личностные УУД).

Понимать значимость химических знаний в практической жизни.

2.Групповая работа. Контролирующее задание по составлению схем превращений соединений щелочноземельных металлов







ВЗАИМОПРОВЕРКА


Организует контроль усвоения знаний; предлагает в парах организовать контроль знаний с помощью схем превращений








Cхемы

Ca→CaO→Ca(OH)2→Ca(NO3)2

Ba→BaO→Ba(OH)2→BaSO4




Знать:

химические свойства щелочноземельных металлов


(Регулятивные УУД). Принимать и сохранять учебную задачу. Обнаруживать отличия от эталона.

(Познавательные УУД) Строить логические рассуждения, создавать обобщения, делать выводы.

(Коммуникативные УУД). Организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками


IYРефлексия. Что узнали нового на уроке? Что было полезным и интересным?

V. Домашнее задание

слушают учителя.




Записывают домашнее задание

Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Организует объяснение выполнения домашнего задания §44-45.

Выполнить упражнения 1-2 с.125


Творческое задание по желанию. Значение содержания ионов кальция и магния в организме человека.


(Регулятивные УУД). Адекватно воспринимать оценку учителя

(Личностные УУД).

Умение договариваться между собой.
























Ca→CaO→Ca(OH)2→Ca(NO3)2

Ba→BaO→Ba(OH)2→BaSO4

Mg→MgO→Mg(OH)2→MgCl2




Ионы кальция играют роль в работе сердца, процессах свертываемости крови, для работы НС.

Суточная потребность кальция- 1,5 г. Кальций входит в состав сыра, петрушки, творога, салата.

Магний – стимулятор обмена веществ, содержится в печени, крови, костях, нервной ткани, мозге. Входит в состав хлорофилла, т.е. участвует в процессе фотосинте

Маршрутный лист ученика______________________

1.Заполните таблицу «Характеристика элементов главной подгруппы 2 группы ПСХЭ Д.И. Менделеева».

Название и символ элемента

Строение электронной оболочки

Характерные степени окисления

Формула и характер оксида

Формула и характер гидроксида

Бериллий





Магний





Кальций





2.Работа с учебником стр 120-122 Заполнить табл.

Нахождение в природе


получение


Физические свойства


Химические свойства





Получение


Применение



Важнейшие соединения кальция



3. Запишите содержание сказки с помощью формул и уравнений химических реакций, назовите тип реакции:


4.Осуществите цепь превращений CaCaOCa(OH)2Ca(NO3)2


ОГЭстр 43 вариант 7 № 19,20


5.Рефлексия. Что узнали нового на уроке? Что было полезным и интересным? 6. Домашнее задание.

Сохранить у себя:
Технологическая карта урока химии 9 класс" Щёлочноземельные металлы "

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки