Технологическая карта урока химии 9 класс
Тема урока: Аммиак . Физические и химические свойства. Получение и применение.
Дата проведения урока: Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Обучающие: научить учащихся получать аммиак в лабораторных условиях, объяснять его свойства, опираясь на знания о строении атома азота и молекулы аммиака, дать представление о роли аммиака и его производных в жизни человека
Развивающие: развитие умений работать с опорными конспектами, учебно – инструктивными картами, продолжить развитие умений и навыков написания уравнений химических реакций, а также умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические знания для объяснения различных явлений;
Воспитывающие: формирование бережного отношения к окружающей среде, познавательного интереса к предмету
Планируемые результаты урока:
Предметные: знать строение молекулы аммиака, способы его получения, физические и химические свойства, области применения аммиака и его производных
Метапредметные:
Регулятивные: умение планировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самопроверки, умение пользоваться раздаточным материалом;
Коммуникативные: умение работать самостоятельно, готовность получать необходимую информацию;
Познавательные: умение производить поиск необходимой информации, анализировать и оценивать ее
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности
Используемые технологии: технологии проблемного обучения и дифференцированного подхода, использование ИКТ в форме презентации
Методы и методические приемы: частично –поисковый, самостоятельная работа, тестовые задания, само и взаимопроверка, составление опорного конспекта.
Оборудование : Химия 9 класс Рудзитис Г Е: учебник для общеобразовательных учреждений, технологическая карта к уроку, рабочая карта урока, тесты для контроля знаний учащихся.
План урока:
1.Мотивационно – ориентировочный этап: актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке. Постановка целей урока.
2. Операционно – исполнительский этап: способы получения аммиака, изучение физических и химических свойств аммиака, знакомство с солями аммония, области применения аммиака и его производных.
3. Оценочно – рефлексивный этап: контроль и самоконтроль: работа с тестами, с опорным конспектом, домашнее задание, рефлексия.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационно – ориентировочный этап | Актуализация знаний, создание проблемной ситуации
| Приветствие. Вводное слово: на прошлых уроках мы познакомились с основной характеристикой подгруппы азота, а сегодня знакомимся с удивительным веществом с уникальными свойствами. Цель нашего урока: изучить это вещество и исследовать его свойства. Итак, начинаем знакомиться с веществом: эта история произошла во время I мировой войны. Английский крейсер преследовал немецкий эсминец, который был поврежден в бою. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма, появился удушливый запах, раздражающий горло, стало трудно дышать. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из облака. Позже обнаружили, что пострадали люди, пострадали металлические части корабля.
| Приветствие. Записывают тему урока в тетрадь, внимательно слушают учителя, анализируют полученную информацию, Ответы учащихся в рабочей карте: формула аммиака-NH3 ( или H3N), это водородное соединение азота, название по систематической номенклатуре нитрид водорода или гидрид азота). Электронная формула атома азота 1s22s22p3, валентность азота равна 3, может быть 4, типичный неметалл, ОЭО=3. Образует 3 ковалентные связи по обменному механизму и 4-ая связь образуется по донорно-акцепторному механизму. Связи N-H ковалентные полярные, эл. Плотность смещена от водорода к азоту, на азоте возникает частичный отрицательный заряд. Геометрическая форма молекулы –пирамида | Регулятивные УУД: самостоятельная работа по плану. Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализ полученной информации, применение ее для решения тестовых заданий Коммуникативные УУД: умение работать в паре, слушать товарища, обсуждать ответы (обучение в сотрудничестве)
|
Операционно-исполнительский этап | Прогнозирование свойств аммиака, получение аммиака и исследование его свойств | Вопрос: как вы думаете, аммиак растворяется в воде? Подсказка: обычно в воде растворяются вещества, молекулы которых могут притягиваться к молекулам воды. 1.Легче или тяжелее аммиак воздуха? 2.Растворяется ли он в воде? 3. Как вы думаете, почему аммиак имеет такой едкий запах? 4. Где может использоваться это свойство аммиака? Раньше барышни, склонные к обморокам, носили с собой «нюхательную соль». Как вы думаете, что это за вещество? Охарактеризуйте физические свойства аммиака по плану:
Работа с материалом учебника и беседа по вопросам: 1.Как образуется донорно-акцепторная связь, какие частицы предоставляют пустую атомную орбиталь (АО)? 2.Каковы валентные возможности азота? 3. Откуда в растворе аммиака появились ионы OH-? 4. Почему аммиак реагирует с кислотами? Найдите в учебнике реакций окисления аммиака, запишите их в рабочую карту, отметьте, в каком случае аммиак теряет больше электронов и почему? Ребята, как можно распознать аммиак? | | Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: умение работать по предложенному плану, проводить опыты. Познавательные УУД: умение анализировать , делать выводы, преобразовывать информацию |
Оценочно – рефлексивный этап Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
| Закрепление новых знаний | Организует самостоятельную работу учащихся Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания: Для всех: пар 24;тест На «4» -упр 3 стр 86 На «5» -упр4 и индивидуальное задание. Презентация Рассмотрев материал урока, мы можем ответить на вопрос «В чем заключается уникальность аммиака?» Делаем вывод. Составляем синквейн. Урок закончен. . | Выполняют тест, проводят взаимоконтроль
Вариант ответа: Аммиак Бесцветный, легкий, Взаимодействует, раздражает, удушает. Газ с резким характерным запахом. Нитрид водорода. | Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действий. ПознавательныеУУД: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой |
Вводный контроль. Цель: закрепить знания о строении и свойствах азота
Как изменяются неметаллические свойства элементов подгруппы азота с увеличением порядкового номера элемента?
а) увеличиваются; б) уменьшаются; в)остаются без изменения; г)сначала увеличиваются , потом уменьшаются
2.На каких энергетических подуровнях не могут располагаться валентные электроны атома азота?
а) 2S; б) 3D ; в) 2P; г) 3P.
3. Формула вещества, в котором азот проявляет свою высшую степень окисления?
а)NO2; б) Ca3N2; в) HNO3; г) Ca(NO3)2.
4.Укажите формулы веществ, в которых азот проявляет свою минимальную степень окисления?
а)NH3; б) HNO2; в)Na3N; г)N2O.
5. Азот проявляет восстановительные свойства, реагируя с:
а)водородом; б)кислородом; в)магнием; г)фтором.
Вводный контроль, тест 5-7 мин. Цель: закрепить знания о строении и свойствах азота.
Как изменяются неметаллические свойства элементов подгруппы азота с увеличением порядкового номера элемента?
а) увеличиваются; б) уменьшаются; в)остаются без изменения; г)сначала увеличиваются , потом уменьшаются
2.На каких энергетических подуровнях не могут располагаться валентные электроны атома азота?
а) 2S; б) 3D ; в) 2P; г) 3P.
3. Формула вещества, в котором азот проявляет свою высшую степень окисления?
а)NO2; б) Ca3N2; в) HNO3; г) Ca(NO3)2.
4.Укажите формулы веществ, в которых азот проявляет свою минимальную степень окисления?
а)NH3; б) HNO2; в)Na3N; г)N2O.
5. Азот проявляет восстановительные свойства, реагируя с:
а)водородом; б)кислородом; в)магнием; г)фтором.
Вводный контроль, тест 5-7 мин. Цель: закрепить знания о строении и свойствах азота.
1 Как изменяются неметаллические свойства элементов подгруппы азота с увеличением порядкового номера элемента?
а) увеличиваются; б) уменьшаются; в)остаются без изменения; г)сначала увеличиваются , потом уменьшаются
2.На каких энергетических подуровнях не могут располагаться валентные электроны атома азота?
а) 2S; б) 3D ; в) 2P; г) 3P.
3. Формула вещества, в котором азот проявляет свою высшую степень окисления?
а)NO2; б) Ca3N2; в) HNO3; г) Ca(NO3)2.
4.Укажите формулы веществ, в которых азот проявляет свою минимальную степень окисления?
а)NH3; б) HNO2; в)Na3N; г)N2O.
5. Азот проявляет восстановительные свойства, реагируя с:
а)водородом; б)кислородом; в)магнием; г)фтором.
Приложение № 2
Лабораторная работа по теме «Аммиак»
Внимание: соблюдайте правила техники безопасности при работе с нагревательными приборами и летучими веществами!
• Получение аммиака.
1. Пробирку с насыпанной смесью хлорида аммония NH4Cl и гидроксида кальция Са(ОН)2 закрепите в держателе на штативе и вставьте в нее газоотводную трубку. Конец газоотводной трубки поместите в другую сухую пробирку, установленную горлышком вниз.
2. Зажгите спиртовку и начинайте нагревать смесь. Вы почувствуете резкий запах (нюхать осторожно!), заполнение пробирки проверьте с помощью универсального индикатора, заранее смочите его в стакане с водой. Поднесите смоченный индикатор к отверстию пробирки. По изменению окраски индикатора судите о полноте заполнения пробирки аммиаком.
• Изучение свойств аммиака. Растворение аммиака в воде:
Осторожно снимите пробирку с аммиаком. Не переворачивая ее, закройте отверстие большим пальцем. Затем погрузите пробирку в посуду с водой и только потом уберите палец. Держите пробирку, покачивая в воде до тех пор, пока пробирка на 1/4 заполнится водой. После чего опять под водой закройте пальцем отверстие пробирки и выньте ее из воды. В полученный раствор аммиака добавьте несколько капель фенолфталеина.
З а д а н и я. 1. Как изменилась окраска индикаторов? На какую среду нам указывает эта окраска? 2. Опишите физические свойства аммиака (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде). 3. Составьте уравнение реакции получения аммиака из NH4Cl и Са(ОН)2.
Взаимодействие аммиака с кислотами: Смочите одну полоску бумаги в соляной кислоте HCl, а другую – в растворе аммиака NH4OH. Соедините эти две полоски бумаги вместе.
З а д а н и е. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции взаимодействия NH3 с HCl. Назовите продукт реакции.
Качественная реакция на аммиак. Цель: научиться распознавать аммиак химическим путем.
К раствору аммиака в воде прилить несколько капель медного купороса (сульфат меди (II).
Появляется васильковое окрашивание. Сделай вывод о чуткости реакции.
Приложение № 3
Рабочая карта урока по теме «Аммиак»
План | Вопросы и задания | Конспект урока (заполняется учеником по ходу урока) |
1. Состав молекулы |
| Гидрид азота NH3 = H3 +1N-3 нитрид водорода |
2. Строение молекулы |
| NH3 - молекулярная формула ковалентная полярная связь, одинарная, по обменному механизму
Н: N: Н электронная формула Н Н+б- N-б- Н+б структурная формула Н+б |
3. Водородная связь |
1) между какими атомами возникает связь; 2) силу связи по сравнению с другими видами связи; 3) условное обозначению водородной связи; 4) следствие образования водородной связи в соединении. | Водородной называется связь между атомами водорода и атомами очень ЭО элементов, имеющих свободные электронные пары; слабее ковалентной связи в 10 – 20 раз; условно обозначается тремя точками; вещества с водородной связью обладают хорошей растворимостью в воде, повышается их температура кипения и плавления. |
4. Физические свойства |
Рассчитайте его плотность по воздуху Dвозд = 29/МNН3 предложите способ собирания газа в лабораторных условиях | NH3 – газ без цвета, с резким запахом, почти в два раза легче воздуха, при охлаждении до -33,6оС он сжижается, а при температуре -77,8оС превращается в твердое белое вещество, хорошо растворим в воде. |
5. Химические свойства
|
аммиак + вода = гидроксид аммония.
| NH3 + H2O NH3 * H2O NH4+ + OH- Водный раствор аммиака окрашивает раствор фенолфталеина в малиновый цвет, что указывает на его слабощелочные свойства. |
Аммиак + соляная кислота = хлорид аммония,
|
| |
аммиак + кислород = азот + вода
|
| |
аммиак + кислород = оксид азота (II) + вода.
|
| |
6. Получение аммиака |
а) в промышленности (дайте классификацию реакции по всем известным признакам и предложите оптимальные условия проведения реакции); б) в лаборатории (отметьте способы распознавания аммиака). | а) в промышленности 3H2 + N2 2NH3 + Q Р соединения, экзотермическая, гомогенная, обратимая, окислительно-восстановительная, каталитическая. б) в лаборатории NH4+ + OH- = NH3 + H2O Собирание - в перевернутую кверху дном пробирку. Распознавание: а) по запаху; б) по посинению влажной лакмусовой бумажки в) по появлению белого дыма от поднесенной стеклянной палочки, смоченной HCl конц. |
7. Применение аммиака |
| Применение: 1) в холодильных установках; 2) в медицине; 3) для производства азотной кислоты, солей аммония; 4) как удобрение. |
8. Домашнее задание | Запиши домашнее задание в дневник | Задание по выбору |
9. Вывод | В чем заключается уникальность аммиака? Отметь особенности этого газа или напиши синквейн | |
Вариант 1.
1.Азот при обычных условиях – это:
а) тяжелый металл; б) бесцветная маслянистая жидкость; в) одноатомный инертный газ; г)газ без цвета и запаха, молекула двухатомная.
2.реакция между хлоридом аммония и гидроксидом кальция идет потому, что
а) выпадает осадок; б) выделяется газ – аммиак; в)образуется растворимая соль; г) реакция не идет.
3.Аммиак горит в кислороде в присутствии катализатора с образованием?
а) азота; б)оксида азота (II); в)оксида азота (III); г) образуется азотная кислота.
4. степень окисления азота в молекуле аммиака?
а) 0; б) +3; в) -3; г)+5.
5.Нашатырь –это:
А) раствор аммиака в воде; б) раствор аммиака в спирте; в) хлорид аммония; г) поваренная соль
Вариант 2.
1.Азот входит в главную подгруппу:
а) IV группы; б) V группы; в) VI группы; г) VII группы.
2.Раствор аммиака в воде окрашивает фенолфталеин в:
а) желтый цвет; б) синий цвет; в) фиолетовый цвет; г)малиновый цвет.
3.Аммиак горит в кислороде без катализатора с образованием:
а) азота; б) оксида азота (II); в) оксида азота (III); г) азотной кислоты.
4.Валентность азота в молекуле аммиака:
а) V; б) III; в)II; г)IV
5.Нашатырный спирт –это:
а) раствор аммиака в воде; б) раствор аммиака в спирте; в) хлорид аммония; г) медицинский спирт.