Технологическая карта урока информатики для 9 класса по теме "алгоритмы. язык блок-схем"

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН КОНСПЕКТ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ КАРТУ УРОКА ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ 9 КЛАССА ПО ТЕМЕ "АЛГОРИТМЫ. ЯЗЫК БЛОК-СХЕМ"

Содержимое разработки


Класс: 9

Дата:

урока: 7

Тема урока: "Алгоритм и его свойства. Язык блок-схем".

Цели

учебные:

  • углубление, обобщение и систематизация знаний, учащихся по основным понятиям: алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель, блок-схема;

  • тренировка в составлении блок-схем алгоритмов;

  • стимулирование интереса учащихся к изучаемой на уроке теме и предмету "Информатика" в целом;

развивающие:

  • развитие алгоритмического и логического мышления учащихся;

  • развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;

  • развитие памяти, внимания;

  • развитие познавательного интереса;

  • активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;

воспитательные:

  • воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива.

  • развивать умение отстаивать свою точку зрения, аргументировано вести диалог с одноклассниками.

Тип урока: изучения нового материала

Оборудование урока:

  • Компьютеры, объединённые в локальную сеть;

  • Мультимедийный проектор;

  • Интерактивная доска.

Использованные программы

  • MyTestX

  • MS PowerPoint

  • ActivInspire

  • MS WindowsMedia

Технологическая карта урока

Этап урока

Время (мин.)

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

Методы и приемы обучения

Средства обучения

Формы и методы контроля качества обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Организационный момент и проверка дз

1

_

Приветствует учащихся. Настраивает обучающихся на учебную деятельность. Объявляет тему и цели урока.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Выполняют задание и результат отправляют на электронную почту

Словесные, наглядные.

воспроизведение на доске цели и плана урока;


флипчарт



2

Объяснение нового материала

9

флипчарт


Из истории алгоритмов. Для активизации мыслительного процесса материал подается в виде флипчарта. Задает вопросы учащимся.

Конспектируют новый материал. Отвечают на вопросы учителя.

Словесные наглядные.

Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала.


флипчарт


Фронтальный и индивидуальный опрос

3

Актуализация умений и навыков

4


Предоставляет карточки-задания. Формулирует цель задания. Контролирует выполнение задания.

Выполняют предложенное задание на карточках

Словесные, наглядные,

практические

Флипчарт, раздаточный материал

Групповая форма работы

4

Отработка навыков составления алгоритмов и работы по блок-схемам

5

флипчарт

Для активизации мыслительного процесса материал подается в виде флипчарта. Задает вопросы учащимся

Отвечают на вопросы учителя

Словесные, наглядные,

практические

флипчарт


Фронтальный и индивидуальный опрос

5

Физкультминутка

1

-

Проводит физкультминутку

Выполняют движения за учителем

Наглядные, двигательные

Музыкальный фрагмент

-

6

Отработка работы по блок-схемам

8

флипчарт

Для активизации мыслительного процесса материал подается в виде флипчарта. Задает вопросы учащимся

Отвечают на вопросы учителя

Словесные, наглядные,

практические

флипчарт


Фронтальный и индивидуальный опрос

7

Компьютерное тестирование

15

MyTestX

Определяет задание. Контролирует выполнение задания. Анализирует результаты выполнения учащимися заданий, оценивает работу учащихся.

Выполняют тестирование на ПК.

Практические

MyTestX

Тестирование на ПК

8

Подведение итогов урока. Рефлексия.

1

_

Возвращает учеников к цели урока и опрашивает детей о её выполнении. Подводит итог обсуждению, формулирует выводы.

Дети отвечают на вопросы

Словесные

флипчарт

Фронтальный и индивидуальный опрос

9

Домашнее задание

1

_

Диктует домашнее задание

Записывают в дневник: составить блок-схему для сказки «Репка»

Словесные, наглядные




Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель сообщает тему и цели урока.

2.Изучение новой темы.

Подготовительные упражнения к изучению новой темы

Составить алгоритмы действий: получения кипятка, переправы, приготовления вермишели и тд. (учащиеся составляют возможные алгоритмы устно).

План решения задачи в информатике называют алгоритмом. С алгоритмами вы встречаетесь на разных предметах. Приведите примеры.

Слово “Алгоритм” происходит от имени средневекового ученого Мухаммеда ибн Мусы аль-Хорезми (787-850 гг), жившего в Средней Азии. В XVIII веке в 783 году., когда труды аль-Хорезми были переведены с арабского языка на латынь, его имя записали так: “Algorithmus”, но люди изобретали алгоритмы задолго до аль-Хорезми.

Объяснение нового материала

Попробуйте дать определение алгоритма…Учащиеся вместе с учителем формулируют определение термина «алгоритм»

Итак, алгоритм – это организованная последовательность действий

3. Актуализация умений и навыков.

Групповая форма работы.

Задания для первой группы:

Задания для второй группы:

После проверки выполнения заданий обобщаются знания по видам алгоритма и фигурам, применяемых в блок-схемах.

4. Отработка навыков составления алгоритмов и работы по блок-схемам:

Задание 1. Составьте алгоритм вычисления выражения у =4х+a

На естественном языке:


На языке блок-схем:

1. Ввести х

2. Ввести a

3.у=4х+a

4. Вывести у


Физкультминутка.

Задание 2: "Пословицы и поговорки в блок-схемах"

На слайдах показаны блок-схемы пословиц и поговорок. Задача ребят - назвать их.

5. Контроль знаний по теме "Алгоритм и его свойства"

Ребята выполняют тест "Алгоритм и его свойства», записанный в электронном виде с помощью программы "Редактор тестов".

Тестовые задания по теме "Алгоритм и его свойства"

6. Итог урока.

7. Домашнее задание. Для сказки "Репка" составить блок-схему.



Список литературы:

  1. Алгоритмика. 5-7 классы / А.К. Звонкин, А.Г. Кулаков, С.К. Ландо, А.Л. Семенов, А.Х. Шень. – М.: Дрофа, 1996. – 304 с.: ил.

  2. Информатика. Базовый курс. 7–9 классы / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, л. В. Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 390 с.: ил.

  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.– 304 с.: ил.

  4. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса/ Н. Д. Угринович. – М.: “БИНОМ. Лаборатория знаний”, 2004. –304 с.: ил.

  5. Босова Л.Л. Информатика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций/-М.: Просвещение, 2017 г. – 144 с. – (Работаем по новым стандартам)

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса/ - М.: Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2015 г.

  7. Тренажер «гимнастика для глаз» для школы: https://free4print.ru/dlya-shkoly/trenazher-gimnastika-dlya-glaz/

Приложение 1.

Индивидуальные задания

1.

  • Вариант 1. Составить алгоритм по следующему условию: нам необходимо попасть в Пекин на Летние олимпийские игры. От Иркутска есть два поезда: скорый и проходящий. Необходимо купить билеты в купе или плацкарт. Если же билетов нет, то придётся ехать на самолёте, т.е. приобретать билет в авиакассе

  • Вариант 2. Составить алгоритм по следующему условию: по результатам Летних олимпийских игр спортсменам общественность приготовила хорошие подарки (48 шт.). Необходимо их рассортировать. Если автомобили - мужчинам, всё другие товары - женщинам.

3.

2.

4.



Приложение 2

Задание для первой группы


Найдите соответствие (соедините стрелками):



Group 7














Циклический

Group 7















Разветвляющийся


Group 7


















Линейный




Задание для второй группы


Найдите соответствие (соедините стрелками):



Алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна серия действий, либо другая - …



Циклический


Алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно - …


Разветвляющийся



Алгоритм, в котором серия действий многократно повторяется - …


Линейный


Приложение 3

Индивидуальные задания

1.

Вариант 1. Составить алгоритм по следующему условию: нам необходимо попасть в Пекин на Летние олимпийские игры. От Иркутска есть два поезда: скорый и проходящий. Необходимо купить билеты в купе или плацкарт. Если же билетов нет, то придётся ехать на самолёте, т.е. приобретать билет в авиакассе.



Вариант 2. Составить алгоритм по следующему условию: по результатам Летних олимпийских игр спортсменам общественность приготовила хорошие подарки (48 шт.). Необходимо их рассортировать. Если автомобили - мужчинам, всё другие товары – женщинам.








2.




3.

4














Приложение 4

Алгоритм и его свойства



Задание #1

Вопрос:

Алгоритм - это ...


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) правила выполнения определенных действий

2) ориентированный граф, указывающий порядок исполнения некоторого набора команд

3) понятное и точное предписание исполнителю со­вершить последовательность действий, направ­ленных на достижение поставленных целей

4) набор команд для компьютера

5) протокол вычислительной сети


Задание #2

Вопрос:

Укажите наиболее полный перечень способов за­писи алгоритмов:


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) словесный, графический, псевдокод, програм­мный

2) словесный

3) графический, программный

4) словесный, программный

5) псевдокод


Задание #3

Вопрос:

Суть такого свойства алгоритма как результатив­ность заключается в том, что:


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность от­дельных шагов)

2) записывая алгоритм для конкретного исполни­теля, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд

3) алгоритм должен обеспечивать решение не од­ной конкретной задачи, а некоторого класса за­дач данного типа

4) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату

5) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем ал­горитма


Задание #4

Вопрос:

Суть такого свойства алгоритма как массовость заключается в том, что:


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность от­дельных шагов)

2) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное чис­ло шагов, приведя к определенному результа­ту

3) алгоритм должен обеспечивать решение не од­ной конкретной задачи, а некоторого класса за­дач данного типа

4) записывая алгоритм для конкретного исполни­теля, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд

5) способ решения задачи определён однозначно в виде последовательности шагов. На любом шаге не допускаются никакие двусмысленности или неопределённости


Задание #5

Вопрос:

Суть такого свойства алгоритма как дискретность заключается в том, что:


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность от­дельных шагов)

2) записывая алгоритм для конкретного исполни­теля, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд

3) алгоритм должен обеспечивать решение не од­ной конкретной задачи, а некоторого класса за­дач данного типа

4) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату

5) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем ал­горитма


Задание #6

Вопрос:

Суть такого свойства алгоритма как понятность заключается в том, что:


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность от­дельных шагов)

2) записывая алгоритм для конкретного исполни­теля, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд

3) алгоритм должен обеспечивать решение не од­ной конкретной задачи, а некоторого класса за­дач данного типа

4) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату

5) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем ал­горитма


Задание #7

Вопрос:

Суть такого свойства алгоритма как детерминируемость заключается в том, что:


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) способ решения задачи определён однозначно в виде последовательности шагов. На любом шаге не допускаются никакие двусмысленности или неопределённости

2) записывая алгоритм для конкретного исполни­теля можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд

3) алгоритм должен обеспечивать решение не од­ной конкретной задачи, а некоторого класса за­дач данного типа

4) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное чис­ло шагов, приведя к определенному результа­ту

5) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем ал­горитма


Задание #8

Вопрос:

Алгоритм называется линейным:


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) если он составлен так, что его выполнение пред­полагает многократное повторение одних и тех же действий

2) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий

3) если его команды выполняются в порядке их ес­тественного следования друг за другом незави­симо от каких-либо условий

4) если он представим в табличной форме

5) если он включает в себя вспомогательный алго­ритм


Задание #9

Вопрос:

Алгоритм называется циклическим:



Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) если он составлен так, что его выполнение пред­полагает многократное повторение одних и тех же действий

2) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных

3) если его команды выполняются в порядке их ес­тественного следования друг за другом незави­симо от каких-либо условий

4) если он представим в табличной

5) если он включает в себя вспомогательный алго­ритм


Задание #10

Вопрос:

Алгоритм включает в себя ветвление, если:


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) если он составлен так, что его выполнение пред­полагает многократное повторение одних и тех же действий

2) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных

3) если его команды выполняются в порядке их ес­тественного следования друг за другом незави­симо от каких-либо условий

4) если он представим в табличной форме

5) если он включает в себя вспомогательный алго­ритм


Ответы:

1) (1 б.) Верные ответы: 3;

2) (1 б.) Верные ответы: 1;

3) (1 б.) Верные ответы: 4;

4) (1 б.) Верные ответы: 3;

5) (1 б.) Верные ответы: 1;

6) (1 б.) Верные ответы: 2;

7) (1 б.) Верные ответы: 1;

8) (1 б.) Верные ответы: 3;

9) (1 б.) Верные ответы: 1;

10) (1 б.) Верные ответы: 2;





Сохранить у себя:
Технологическая карта урока информатики для 9 класса по теме "алгоритмы. язык блок-схем"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки