Класс: 9
Дата:
№ урока: 7
Тема урока: "Алгоритм и его свойства. Язык блок-схем".
Цели
учебные:
углубление, обобщение и систематизация знаний, учащихся по основным понятиям: алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель, блок-схема;
тренировка в составлении блок-схем алгоритмов;
стимулирование интереса учащихся к изучаемой на уроке теме и предмету "Информатика" в целом;
развивающие:
развитие алгоритмического и логического мышления учащихся;
развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
развитие памяти, внимания;
развитие познавательного интереса;
активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;
воспитательные:
воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива.
развивать умение отстаивать свою точку зрения, аргументировано вести диалог с одноклассниками.
Тип урока: изучения нового материала
Оборудование урока:
Компьютеры, объединённые в локальную сеть;
Мультимедийный проектор;
Интерактивная доска.
Использованные программы
MyTestX
MS PowerPoint
ActivInspire
MS WindowsMedia
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Время (мин.) | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) | Деятельность ученика | Методы и приемы обучения | Средства обучения | Формы и методы контроля качества обучения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Организационный момент и проверка дз | 1 | _ | Приветствует учащихся. Настраивает обучающихся на учебную деятельность. Объявляет тему и цели урока. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Выполняют задание и результат отправляют на электронную почту | Словесные, наглядные. воспроизведение на доске цели и плана урока;
| флипчарт
|
|
2 | Объяснение нового материала | 9 | флипчарт
| Из истории алгоритмов. Для активизации мыслительного процесса материал подается в виде флипчарта. Задает вопросы учащимся. | Конспектируют новый материал. Отвечают на вопросы учителя. | Словесные наглядные. Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала.
| флипчарт
| Фронтальный и индивидуальный опрос |
3 | Актуализация умений и навыков | 4 |
| Предоставляет карточки-задания. Формулирует цель задания. Контролирует выполнение задания. | Выполняют предложенное задание на карточках | Словесные, наглядные, практические | Флипчарт, раздаточный материал | Групповая форма работы |
4 | Отработка навыков составления алгоритмов и работы по блок-схемам | 5 | флипчарт | Для активизации мыслительного процесса материал подается в виде флипчарта. Задает вопросы учащимся | Отвечают на вопросы учителя | Словесные, наглядные, практические | флипчарт
| Фронтальный и индивидуальный опрос |
5 | Физкультминутка | 1 | - | Проводит физкультминутку | Выполняют движения за учителем | Наглядные, двигательные | Музыкальный фрагмент | - |
6 | Отработка работы по блок-схемам | 8 | флипчарт | Для активизации мыслительного процесса материал подается в виде флипчарта. Задает вопросы учащимся | Отвечают на вопросы учителя | Словесные, наглядные, практические | флипчарт
| Фронтальный и индивидуальный опрос |
7 | Компьютерное тестирование | 15 | MyTestX | Определяет задание. Контролирует выполнение задания. Анализирует результаты выполнения учащимися заданий, оценивает работу учащихся. | Выполняют тестирование на ПК. | Практические | MyTestX | Тестирование на ПК |
8 | Подведение итогов урока. Рефлексия. | 1 | _ | Возвращает учеников к цели урока и опрашивает детей о её выполнении. Подводит итог обсуждению, формулирует выводы. | Дети отвечают на вопросы | Словесные | флипчарт | Фронтальный и индивидуальный опрос |
9 | Домашнее задание | 1 | _ | Диктует домашнее задание | Записывают в дневник: составить блок-схему для сказки «Репка» | Словесные, наглядные |
|
|
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель сообщает тему и цели урока.
2.Изучение новой темы.
Подготовительные упражнения к изучению новой темы
Составить алгоритмы действий: получения кипятка, переправы, приготовления вермишели и тд. (учащиеся составляют возможные алгоритмы устно).
План решения задачи в информатике называют алгоритмом. С алгоритмами вы встречаетесь на разных предметах. Приведите примеры.
Слово “Алгоритм” происходит от имени средневекового ученого Мухаммеда ибн Мусы аль-Хорезми (787-850 гг), жившего в Средней Азии. В XVIII веке в 783 году., когда труды аль-Хорезми были переведены с арабского языка на латынь, его имя записали так: “Algorithmus”, но люди изобретали алгоритмы задолго до аль-Хорезми.
Объяснение нового материала
Попробуйте дать определение алгоритма…Учащиеся вместе с учителем формулируют определение термина «алгоритм»
Итак, алгоритм – это организованная последовательность действий
3. Актуализация умений и навыков.
Групповая форма работы.
Задания для первой группы:
Задания для второй группы:
После проверки выполнения заданий обобщаются знания по видам алгоритма и фигурам, применяемых в блок-схемах.
4. Отработка навыков составления алгоритмов и работы по блок-схемам:
Задание 1. Составьте алгоритм вычисления выражения у =4х+a
На естественном языке:
| На языке блок-схем: |
1. Ввести х 2. Ввести a 3.у=4х+a 4. Вывести у
|
|
Физкультминутка.
Задание 2: "Пословицы и поговорки в блок-схемах"
На слайдах показаны блок-схемы пословиц и поговорок. Задача ребят - назвать их.
5. Контроль знаний по теме "Алгоритм и его свойства"
Ребята выполняют тест "Алгоритм и его свойства», записанный в электронном виде с помощью программы "Редактор тестов".
Тестовые задания по теме "Алгоритм и его свойства"
6. Итог урока.
7. Домашнее задание. Для сказки "Репка" составить блок-схему.
Список литературы:
Алгоритмика. 5-7 классы / А.К. Звонкин, А.Г. Кулаков, С.К. Ландо, А.Л. Семенов, А.Х. Шень. – М.: Дрофа, 1996. – 304 с.: ил.
Информатика. Базовый курс. 7–9 классы / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, л. В. Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 390 с.: ил.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.– 304 с.: ил.
Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса/ Н. Д. Угринович. – М.: “БИНОМ. Лаборатория знаний”, 2004. –304 с.: ил.
Босова Л.Л. Информатика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций/-М.: Просвещение, 2017 г. – 144 с. – (Работаем по новым стандартам)
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса/ - М.: Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2015 г.
Тренажер «гимнастика для глаз» для школы: https://free4print.ru/dlya-shkoly/trenazher-gimnastika-dlya-glaz/
Приложение 1.
Индивидуальные задания
1. Вариант 1. Составить алгоритм по следующему условию: нам необходимо попасть в Пекин на Летние олимпийские игры. От Иркутска есть два поезда: скорый и проходящий. Необходимо купить билеты в купе или плацкарт. Если же билетов нет, то придётся ехать на самолёте, т.е. приобретать билет в авиакассе Вариант 2. Составить алгоритм по следующему условию: по результатам Летних олимпийских игр спортсменам общественность приготовила хорошие подарки (48 шт.). Необходимо их рассортировать. Если автомобили - мужчинам, всё другие товары - женщинам. | 3.
|
2.
| 4.
|
Приложение 2
Задание для первой группы
Найдите соответствие (соедините стрелками):
| Циклический |
| Разветвляющийся
|
| Линейный
|
Задание для второй группы
Найдите соответствие (соедините стрелками):
Алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна серия действий, либо другая - …
| Циклический |
Алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно - … | Разветвляющийся
|
Алгоритм, в котором серия действий многократно повторяется - … | Линейный |
Приложение 3
Индивидуальные задания
1.
Вариант 1. Составить алгоритм по следующему условию: нам необходимо попасть в Пекин на Летние олимпийские игры. От Иркутска есть два поезда: скорый и проходящий. Необходимо купить билеты в купе или плацкарт. Если же билетов нет, то придётся ехать на самолёте, т.е. приобретать билет в авиакассе. |
|
| Вариант 2. Составить алгоритм по следующему условию: по результатам Летних олимпийских игр спортсменам общественность приготовила хорошие подарки (48 шт.). Необходимо их рассортировать. Если автомобили - мужчинам, всё другие товары – женщинам. |
2.
3.
4
Приложение 4
Алгоритм и его свойства
Задание #1
Вопрос:
Алгоритм - это ...
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) правила выполнения определенных действий
2) ориентированный граф, указывающий порядок исполнения некоторого набора команд
3) понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей
4) набор команд для компьютера
5) протокол вычислительной сети
Задание #2
Вопрос:
Укажите наиболее полный перечень способов записи алгоритмов:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) словесный, графический, псевдокод, программный
2) словесный
3) графический, программный
4) словесный, программный
5) псевдокод
Задание #3
Вопрос:
Суть такого свойства алгоритма как результативность заключается в том, что:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов)
2) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд
3) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа
4) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату
5) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма
Задание #4
Вопрос:
Суть такого свойства алгоритма как массовость заключается в том, что:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов)
2) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату
3) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа
4) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд
5) способ решения задачи определён однозначно в виде последовательности шагов. На любом шаге не допускаются никакие двусмысленности или неопределённости
Задание #5
Вопрос:
Суть такого свойства алгоритма как дискретность заключается в том, что:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов)
2) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд
3) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа
4) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату
5) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма
Задание #6
Вопрос:
Суть такого свойства алгоритма как понятность заключается в том, что:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов)
2) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд
3) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа
4) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату
5) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма
Задание #7
Вопрос:
Суть такого свойства алгоритма как детерминируемость заключается в том, что:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) способ решения задачи определён однозначно в виде последовательности шагов. На любом шаге не допускаются никакие двусмысленности или неопределённости
2) записывая алгоритм для конкретного исполнителя можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд
3) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа
4) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату
5) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма
Задание #8
Вопрос:
Алгоритм называется линейным:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий
2) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий
3) если его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий
4) если он представим в табличной форме
5) если он включает в себя вспомогательный алгоритм
Задание #9
Вопрос:
Алгоритм называется циклическим:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий
2) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных
3) если его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий
4) если он представим в табличной
5) если он включает в себя вспомогательный алгоритм
Задание #10
Вопрос:
Алгоритм включает в себя ветвление, если:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий
2) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных
3) если его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий
4) если он представим в табличной форме
5) если он включает в себя вспомогательный алгоритм
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 3;
2) (1 б.) Верные ответы: 1;
3) (1 б.) Верные ответы: 4;
4) (1 б.) Верные ответы: 3;
5) (1 б.) Верные ответы: 1;
6) (1 б.) Верные ответы: 2;
7) (1 б.) Верные ответы: 1;
8) (1 б.) Верные ответы: 3;
9) (1 б.) Верные ответы: 1;
10) (1 б.) Верные ответы: 2;