Конспект урока по теме: « Дыхание и Кровеносная система».
Подготовила учитель начальных классов
Алтынбаева И.Н
Предмет: окружающий мир.
Класс: 3
Учебник: Окружающего мира, Плешаков А.А. 3 класс. Учебник для общеобразовательной организации в 2 частях. Ч.1 («Школа России»)
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Форма проведения: урок с применением ИКТ.
Цель урока:
Познакомиться с дыхательной и кровеносной системами человека.
Планируемый результат:
Предметные:
-учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной системы;
-узнают о роли крови в организме;
-научатся измерять пульс.
Личностные
- выражать положительное отношение к процессу познания;
-проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;
- осознавать необходимость новых знаний (предварительный отбор источников информации, обработка информации) и применения их в знакомых и новых учебных ситуациях.
Метапредметные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
Познавательные:
-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
-проверять информацию; уметь ориентироваться в новой системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- воспринимать текст с учетом поставленной задачи;
- находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
-слушать и понимать речь других;
-высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
-совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Регулятивные:
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые изменения в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- высказывать свое предположение;
- анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности.
Оборудование:
- компьютерная презентация;
- раздаточный материал: иллюстрации человека.
- учебник «Окружающий мир» 3 класс;
Основные понятия: кровь, сердце, сосуды, кровеносная система.
Организация пространства:
- фронтальная работа; работа в парах, группах;
- индивидуальная самостоятельная работа;
- работа с энциклопедиями и новыми данными.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Психологический настрой:
По реке бежит вода, очень красная она.
По ней кораблики плывут, кислород, пищу нам везут,
От микробов защищают, и как могут – помогают. (Кровь).
-Что это такое?
-Для чего она нам нужна?
2. Актуализация знаний.
-Попробуйте на минуту закрыть рот, зажать нос и перестать дышать.
-Что вы чувствуете?
-Это, оставшись без кислорода, взбунтовались клетки. Они кричат: «Пришлите нам кислород. Иначе мы погибнем без кислорода!»
-Может ли человек обойтись без воздуха?
3. Первичное усвоение учебного материала
Дыхание представляет собой сложный процесс, при котором происходит поглощение кислорода из воздуха и выделение углекислого газа. Кислород имеет огромное значение не только для дыхания, но и для очень многих других процессов, происходящих в нашем организме. Чтобы полноценно работали все органы и системы, человек должен беспрерывно поглощать кислород из атмосферы.
Дыхательная система человека состоит из носа, носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Каждый из этих органов выполняет свою функцию.
4.Работа по учебнику.(дети самостоятельно читают про органы дыхания и рассказывают учителю).
5.Опрос.
-Как устроена дыхательная система?
-Как выглядят трахея и бронхи?
-Из чего состоят легкие?
6.Выполнение задания в рабочей тетради
С.64 №1, №2
7.Беседа.
Движение крови по сосудам
Кровь движется по сосудам благодаря сокращениям сердца, создающим разницу давлений крови в разных частях сосудистой системы. Кровь течет от места, где ее давление выше (артерии), туда, где ее давление ниже (капилляры, вены).
Сердце сокращается ритмично, поэтому в сосуды кровь поступает порциями. Однако течет кровь в сосудах непрерывно. Причины этого — в эластичности стенок сосудов.
Для движения крови по венам недостаточно одного давления, создаваемого сердцем. Этому способствуют клапаны вен, обеспечивающие ток крови в одном направлении; сокращение близлежащих скелетных мышц, которые сжимают стенки вен, проталкивая кровь к сердцу; присасывающее действие крупных вен при увеличении объема грудной полости и отрицательное давление в ней.
Кровяное давление и пульс
Кровяное давление — давление, при котором кровь находится в кровеносном сосуде. Наиболее высокое давление в аорте, меньше в крупных артериях, еще меньше в капиллярах и самое низкое в венах.
Кровяное давление у человека измеряют с помощью ртутного или пружинного тонометра в плечевой артерии (артериальное давление). Максимальное (систолическое) давление — давление во время систолы желудочков (110-120 мм рт. ст.). Минимальное (диастолическое) давление — давление во время диастолы желудочков (60-80 мм рт. ст.). Пульсовое давление— разность между систолическим и диастолическим давлением. Повышение кровяного давления называется гипертонией, понижение — гипотонией. С возрастом эластичность стенок артерий уменьшается, поэтому давление в них становится выше.
Движение крови по сосудам возможно благодаря разности давлений в начале и в конце круга кровообращения. Кровяное давление в аорте и крупных артериях составляет 110-120 мм рт. ст. (то есть на 110-120 мм рт. ст. выше атмосферного), в артериях — 60-70, в артериальном и венозном концах капилляра — 30 и 15 соответственно, в венах конечностей 5-8, в крупных венах грудной полости и при впадении их в правое предсердие почти равно атмосферному (при вдохе несколько ниже атмосферного, при выдохе — несколько выше).
Артериальный пульс — ритмичные колебания стенок артерий в результате поступления крови в аорту при систоле левого желудочка. Пульс можно обнаружить на ощупь там, где артерии лежат ближе к поверхности тела: в области лучевой артерии нижней трети предплечья, в поверхностной височной артерии и тыльной артерии стопы.
8.Практическая работа.
-Прощупайте у себя на левой руке пульс. Каждый удар соответствует удару сердца.(выполнение практической работы по описанию в рабочей тетради).
9.Закрепление изученного материала.
Допишите предложение:
-Что такое бронхи?
-Главный орган кровеносной системы?
-Кровь по всем органом приносит?
10.Рефлексия.
-Что было особенно интересным на уроке?
11.Подведение итогов.
-Назовите органы дыхательной системы?
- Назовите органы кровеносной системы?
12.Домашнее задание.