Театрализованные игры, как разновидность творческих игр
Чирчикский Государственный Педагогический Институт
Кафедра общей педагогики
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка.
Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная.
Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.
Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).
Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия
Театрализованную игру делят на две группы:
- игры-драматизации
Основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.
- режиссёрские игры
Ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Виды драматизации:
- – игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- - ролевые диалоги на основе текста;
- - инсценировки произведений;
- - постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- - игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров
- настольный
- плоскостной
- бибабо
- пальчиковый
- театр марионеток
- теневой театр
- театр на фланелеграфе
Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:
- Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
- Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
- Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.
- Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.
- Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Л.В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.
- Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
- Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
- Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова предлагают следующую классификацию театрализованных игр:
- игры-спектакли:
- драматический спектакль
- музыкально-драматический спектакль
- детская опера
- спектакль на хореографической основе
- спектакль ритмопластики
- пантомима
- Мюзикл
- театрализованное действие:
- праздники
- развлечения
- театрализованные шоу
- игры в кукольный театр:
- настольный театр
- театр на руке
- напольные куклы
- стендовый театр
- верховые куклы
- театр живой куклы
- игры-драматизации:
- инсценирование потешек
- инсценирование небольших песен, сказок
- инсценирование небольших литературных текстов
- творчество детей
Театр кукол на столе.
Самый простой и доступный театр - это театр кукол на столе.
Игрушки для него можно сшить из кусочков:
ткани, меха, кожи, поролона, они не должны быть большими.
При изготовлении необходимо учитывать соотношение игрушек по размеру и фактура.
- При изготовлении необходимо учитывать соотношение игрушек по размеру и фактура.
Настольно-плоскостной театр.
Настольно-плоскостной театр подходит детям начиная с 4-х лет.
Он представляет собой картонные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скользя по столу .
Этот театр привлекает детей не только сюжетными возможностями, но и декорациями. Играя, ребенок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей.
Теневой театр.
Теневой театр вернее было бы сказать, театр теней – очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства.
Силуэтные картинки или предметы могут быть сделаны из обыкновенной бумаги, кальки или картона.
Широко известны теневые представления, в которых с помощью ладоней изображаются различные животные и люди. Этот прием можно смело использовать в театре теней.
Театр на фланелеграфе.
Фланелеграф - это большая доска куда можно прикрепить различные картинки. Животные, цифры, фигурки, овощи, фрукты. Сделать фланелеграф очень просто. Нужно взять тонкую деревянную квадратную доску или плотный картон и обтянуть его фланелью. Фланелеграф можно прислонять к стене, а играть с ребёнком на полу. Картинки можно либо купить (дидактические картинки), либо нарисовать и вырезать, либо распечатать на принтере и вырезать. Чтобы картинки крепились к фланелеграфу достаточно с обратной стороны картинок приклеить липучки от памперсов или швейную липучку
Театр Бибабо
Перчаточные куклы, которые сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
В средней группе – переходим- к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами. Но прежде , чем дети начнут работать за ширмой надо дать поиграть с игрушкой. Помочь, детям освоить приемы кукловождения
Пальчиковый театр.
Начинать знакомить детей можно с 1 мл. группы
Пальчиковые игры представляют замечательную возможность поиграть вместе с ребенком.
Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениям и собственных пальцев.
Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, разыгрывает различные ситуации с куклами которые ведут себя как люди, развивая воображение ребенка
Театр Марионеток.
В старшей группе следует знакомить детей с марионетками
Марионетками называют кукол , которыми управляют чаще всего с помощью нитей
Такие куклы приводятся в движении с помощью ваги
( т.е деревянной крестовиной)
Воспитывать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности
Подводить детей к созданию выразительного игрового
образа в этюдах
Театр картинок
Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены.
Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего.
Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий.
- осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики
- предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве
- систематическая работа с родителями.
- сознательно выбирать художественные произведения для работы. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).
- опираться на принципы гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми); интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности); творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).
Всестороннее развитие дошкольников средствами театрализованной игры будет эффективно при условии:
- - систематического использования театрализованных игр в образовательном процессе;
- - учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;
- - создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.
Методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:
- метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
- метод творческой беседы ( предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
- метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).
- Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
Основные требования к организации театрализованных игр
- Содержательность и разнообразие тематики.
- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
- Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
- Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
вывод
- Можно сделать что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей
Благодарю за внимание.
Желаю успеха!