Научно-исследовательский проект
«Татарский национальный костюм»
2018г.
Оглавление:
I.Введение_________________________________________ 3-4 стр.
II.Основная часть:
Глава 1.Татары - одна из народностей Татарстана.___________ 5 стр.
Глава 2.Татарский национальный костюм._________________ 5 стр..
Глава 3.Мужская одежда.
- Особенности мужской одежды._________________ 6 стр.
- Головные уборы мужчин.______________________ 6 стр.
Глава 4.Женская одежда
- Особенности женской одежды__________________7 стр.
- Женские головные уборы_______________________ 8 стр.
Глава 5. Обувь______________________________________ 9 стр.
Глава 6. Украшения_________________________________ 10 стр.
Глава 7. Остатки традиционного костюма в наше время____11-12 стр.
Глава 5.
III.Заключение__________________________________________13 стр.
Список используемой литературы и интернет-ресурсы ______ 14 стр.
I.Введение.
Проблема исследования и актуальность
На эту работу меня вдохновили удивительные старые фотографии из бабушкиного сундука. Эти фотографии на которых были изображены мой дедушка, его родители и сестры и много других незнакомых мне родственников были сделаны около 70 лет назад. У моего тогда еще маленького дедушки на голове была маленькая тюбетейка, которая сейчас принадлежит мне и хранится как семейная реликвия. Также меня очень заинтересовала одежда моей прабабушки и других родственников.
Я подумал, почему же облик современных татар очень отличается от старого костюма татарского народа, ведь он намного больше отражает веселую, сплоченную и гостеприимную натуру татар. Я решил исследовать эту очень интересную тему, как татарский национальный костюм, ведь через него можно много узнать обобразежизни ,культуре, быте, мастерстве, представлениях о красоте очень близкого мне народа.
Цель моей работы: Исследовать различные элементы национального татарского костюма.
Задачи: Рассмотреть одежду, обувь костюм татарского народа.
-Найти в современнойодеждетатаростаткинациональногокостюма
Актуальность: По моему мнению, эта тема очень актуальна, так как каждый человек должен знать и помнить как традиции, обычаи и историю своего народа и семьи. Они являются огромными сокровищами, переданными нам нашими предками.
Методы исследования:
-Наблюдение
-Беседа с людьми
-Анализ научной информации
Объектом моего исследования стал традиционный комплекс мужской и женской одежды татар, национального костюма татар конца XIX – начала XX века.
Предметомжеисследованиямывыбрали остатки элементов татарского национального костюма в наши дни.
II.Основная часть
Глава 1.
Татары - тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии.
Численность в Россиисоставляет 5554,6 тыс. чел. Являютсявторойпочисленностинародностью в РоссийскойФедерациипослерусских. Делятсянатриосновныеэтно – территориальныегруппы: татарыволго-уральские, сибирские и астраханские. Татарысоставляютоколополовинынаселения. Татарскийязыкотносится к кипчакскойподгруппетюркскойгруппыалтайскойсемьиязыков и делитсянатридиалекта: западный (мишярский), средний (казанско - татарский) и восточный (сибирско-татарский). Верующиетатары (заисключениемнебольшойгруппы - кряшен, исповедующиеправославие) – мусульмане.
Глава 2.
Татарскийкостюм – оченьобщеепонятие, котороеобъединяетнациональнуюодеждуразныхподгрупптатар, в томчисле и крымских. Большоевниманиенавнешнийвидкостюмаоказаливосточныетрадиции и религия,кочевойобразжизнитатар. Одеждапродумываласьтакимобразом, чтобы в нейбылоудобноездитьверхом, в нейбылонехолоднозимой и нежарколетом. Онадолжнабылабытьдостаточнолегкой и красивой. Дляпошиваиспользовалсямех, натуральнаякожа, верблюжийилибаранийвойлок и сукно. Любимыми цветами были голубой, желтый,розовый, малиновый..Костюм включаетодеждукакповседневную, так и праздничную, дляработыдома и в поле, совершенияобрядов, посещениягостей, мечети. Составляющиеэлементынароднойодеждынаходятся в зависимостиотприроднойсреды: летнегознояилизимнегохолода, а такжежизненногоуклада, связанного с определеннойхозяйственнойдеятельностью.
Общимпризнаком татарскогонациональногокостюма былаеготрапециевиднаяформа. Татарыносилидлинныеширокиетуникообразныерубахи и распашнуюверхнююодеждусосплошнойприталеннойспинкой.
Основукостюма у мужчин и женщинсоставлялирубаха (кулмек) и штаны (ыштан).
Глава 3.
Мужская одежда
Мужчиныносилидлинные, широкиерубахи (кулмек) и штаны (ыштан), сшитыеизсравнительнолегкихтканей. Рубахасшиласьдлинной и широкой, длинойдоколен, с широкими и длиннымирукавами и никогданеподпоясывалась. Белыедомотканыерубахиукрашалисьвышивкойилидомотканойтесьмой. Штаны (ыштан) сшилисьизполосатойткани. Праздничные и свадебныештанышилисьиздомотканойткани с мелкимиузорами.Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.
Пояс ( билбау, әзәр ) – обязательное дополнение национальной одежды татарина с древних времён. Чаще всего пояса были простые матерчатые. Богатые же – и мужчины, и женщины – любили пояса ковровые, бархатные и даже из серебряных пластинок. Пояса кәмер имели массивные и богато украшенные пряжки.
Мужскиеголовныеуборыбылидомашними ( нижними ) и выходными (верхними).
Нижний – этотюбетейка ( түбәтәй ): небольшаяполукруглойформышапочканамакушке, сшитаяизразныхтканей и украшеннаяорнаментами. Яркиевышитыетюбетейкипредназначалисьмолодёжи, а болеескромные – старикам.
Позжесталиноситьтюбетейки с плоскимверхом и твердымоколышем
( боками ). Ониназываются кәләпуш и заимствованы у турок .Столетназадкәләпушизчёрногобархатаносилитатарскаямолодёжь и интеллигенция – учителя, врачи, писатели, учёные, адвокаты. Сейчастакойголовнойуборснованосятмногиетатары.
Верхниеголовныеуборытатар – круглыеконусообразныешапки камалыбүрек – цилиндрическиешапки с плоскимверхом и твёрдымоколышемизмехаовец – чёрногокаракуляилисероймерлушки.
Глава 4
Женская одежда
Женскийнациональныйкостюмвключает в себярубаху, нижнийнагрудник и брюки. Этотнарядподойдетдлялюбогослучая и являетсяосновой. Женскиерубахишилисьдлинными, почтидощиколоток. Позжерубахишилисьиздорогихтканей (шелка, шерсти, хлопчатобумажнойматерии и тонкойпорчи). Украшаласьрубахаволанами, лентами и кружевами, кистями и тесьмой. Рубахиотдельноненосились. Татарскаяодеждадополняласькамзолами, сшитымиизтяжелыхшелковыхилибархатныхтканей . Наотделкукамзоловпришивалисьмонетки. К Популярнымявлялсянарядныйнагрудник «изю», прикрывающийсверхувырезплатья. Вдользакругленнойстороны «изю» пришиваласьдекоративнаятесьма, накоторойкрепилисьразличныемонеты, бляхи, броши. Завершенностьнациональномукостюмупридавалирасшитыезолотойнитьюилибисеромкалфаки и мягкиеичиги.Длянекоторыхтатарещеоднойповседневнойдетальюсчиталсяпередник. Кто-тоегоносилисключительно с рабочейодеждой, а кто-тонадевалтолькопопраздникам.
Основнымукрашениемсельскогокостюма, состоящего в основномизрубахи и передника, являетсявышивка. Еще с детства, освоивмастерствовышивкитатарки, готовилисебеприданное и свадебныеподарки. Материаломдлявышивкислужилисамодельные и покупныеткани, шерстяные, шелковыенити, мулине, бисер. Татарскиерукодельницывладелиразнообразнымиспособамивышивки – разнообразнаягладь, ковровыйшов, шитьебисером, тамбурныйшов.
Женскиеголовныеуборыделятсяна: уборыдевичьи и замужнихженщин.
Девичьитрадиционныеголовныеуборы в основномпредставлены в видешапок. Приихношенииволосы, заплетенные в двекосы, располагалисьнаспине и оставалисьоткрытымиилислегкаприкрывалисьнакоснымукрашением (тезмэ) или, позже, легкимфабричнымплатком.Самымпопулярнымдевичьимуборомбылкалфак. Оннадевалсянаголову в комплектесоспециальнойповязкой-украшением (укачачак), а конусообразныйконец с кисточкойоткидывалсяназадилинабок. Особенноширокобылраспространенвязаныйизхлопчатобумажныхбелыхнитей (аккалфак). Чащевсегоонвстречается у сельских, а негородскихдевушек. В городахполучилибольшоераспространение «городские» калфачки, вязаныеизразноцветныхшелковыхниток, с поперечнымиполосами.
Головныеуборызамужнихженщин закрывалинетолькоголову и волосыженщины, но и еешею, плечи и спину. Головнойубортатаркисостоялизтрехобязательныхчастей. Нижниеосновныеуборы (волосники) использовались, чтобысобрать и закрытьволосы. Мусульманкизаплеталиволосы в двекосы, которыеспускалисьнаспину, кряшенкижеукладывалисвоикосытакже, как и русскиеженщины, вокругголовы и подчепец. Основные (средние) уборы – покрывала – большехарактерныдляпожилыхженщин. Онибылиразличнымипоформе: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхниеголовныеуборыодевалисьповерхпокрывал, прочноудерживаяихнаголове. Этобылиразныеповязки, платки и шапки.
Платьеневестыдолжнобытьакрытым и непременнодлинным. Девушкаможетбыть в белоснежномнарядеилиотдатьпредпочтениетрадиционнымяркимоттенкам. Срединихможновыделитьвасильковый, бордовый и зеленый. Оченьчастоизделиедополняеткамзолвышеперечисленныхрасцветок. Наногибарышняможетнадетьтуфлиилилегкиесапожки, которыеименуютситеком. Наголовеобычнокрасуетсяпокрывалоизкружеваиликалфак. Приветствуетсябольшоеколичествобраслетов, крупныхсережек и кольц. Всеэтиукрашенияукажутнавысокийстатусневесты.
Глава 5.
Обувь
Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тулаоек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.
Верхнейнациональнойтатарскойобувьюбылисапожки (читек), ичиги.
Высокиесапожкиизмягкойкожи и намягкойжеподошвешилиизсафьяна, юфти и хрома. Кожануюобувьносилизажиточныегорожане и духовенство.
Черныеичигиносиливсе, только у женщинонибылипокороче и безотворотов.
Праздничнойтатарскойобувью дляженщинбылиузорныеекаюлычитек, выполненные в традиционнойтехникекожаноймозаики. Обувьвыполненная в мозаичнойтехникеявляетсяспецификойименнотатарскогонарода.
Привыходеиздоманаичигинадеваликороткуюкожануюобувь. Носилитакжекожаныесапогинатвердойподошве.
Повседневнойтатарскойобувьюбыликалоши. Выходнойобувьюсчиталисьтуфли. Женскиетуфлибылиузорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционнымисчиталисьтуфли с острымчутьприподнятымноском.
Рабочейобувьюбылилапти (чабата), таккаконибылиболеелегкими и удобнымиприработе в поле.Зимойносиливаленки, короткие и высокие.
Глава 6.
Украшения
По различным украшениям можно было легко судить о благосостоянии семьи. Всегда оценивалась не только женщина, но и пара в целом. Мужчины обычно носили перстни с большими камнями и оригинальные пряжки. У девушек главных украшением считался накосник. Они могли быть разных цветов, материалов и даже формы .Стоитсказать, чтосредитатарврядлиможновстретитьбарышнюбезсережек.Серьги – этоэлемент в костюме. Впервыеихнадевалидевочки в трех – четырехлетнемвозрасте и носилидоглубокойстарости. Миндалевидныесерьги с подвесками (татарсыргасы) представляютсобойэлементкостюмататар, бытовалиониповсеместно. Татаркиносили и носяткольцевые, трехбусинныесерьгидляукрашениялица. Кромесвоихтрадиционных, женщины – татаркиносили и серьги, как у другихнародов. Не забывали дамы и про украшения для шеи. Однако чаще всего они служили в достаточно практичных целях. Барышни закрывали изделиями глубокий вырез на рубахе. Кроме того татарки носили бусы. Они украшались монетами, вышивкой, различными пластинами, бляхами и т.д. Украшения рук – браслеты, перстни, кольца. Браслеты татарки носили постоянно: по одному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой. Еще одним оригинальным аксессуаром можно считать перевязь. Она представляла собой ленту, которая носилась через плечо. У мусульманок там часто были карманы, в которых они хранили тексты из Корана.
Глава 7.
Остатки традиционного костюма в наше время
В качестве примера для исследования остатков национального костюма в современном мире я взял гардероб моей бабушки и коллекцию сценических костюмов нашего клуба. У бабушки я нашел основную часть традиционного татарского костюма. Это кулмэк с длинными рукавами и длиной до щиколотки, украшенный воланами снизу. Поверх него одевается безрукавка или камзол.
А вот и платья, обычно служащие для молитвы, похода в мечеть или в гости. Они как и раньше украшены вышивкой, бисером.
Камзол уже много лет служит моей бабушке верой и правдой. Он достался ей от мамы.
Головные уборы занимают особое почетное место в гардеробе моей бабушки. Она очень тщательно подбирает их к наряду, ее любимые цвета голубой, розовый и белый
Также у нее много украшений, в основном бус из различных камней.
А вот моя прекрасная бабушка, которая так бережно хранит в своем гардеробе наследие нашего народа.
III.Заключение
В ходе изучения литературы, мы выяснили, что костюмы татар имеют свои особенности.
Сегодня в повседневном быту встречаются лишь отдельные элементы традиционного костюма. К сожалению, в татарских семьях, а особенно в татарских городах теряется опыт передаваемый из поколения в поколение. Происходит постепенное « обрусение» татарского народа. Многие традиции не подхватываются подрастающим поколением, со временем может произойти так, что многое может быть забыто. Наша работа, это небольшой вклад в сохранение национальных традиций, так как это наша история и наше богатство.
Список используемой литературы:
1.Ф.Т. Валеев
Сибирские татары: культура и быт. – Казань: Татарское кн.
Изд-во, 1993. – С.11
2. М. Завьялова
Татарский костюм / Татар милли киеме. Издательство: Заман, 1996 г.
3. Д. Латышина
«По берегам Идели. Татарский народ» Быт, культура,обычаи с древних времен. Москва 1995г.-стр.72
Интернет ресурсы:
http://www.vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/tatarskie/
http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=71
15