Татарский национальный костюм

знакомство с татарской национальной одеждой

Содержимое разработки









Научно-исследовательский проект

«Татарский национальный костюм»
































2018г.

Оглавление:
I.Введение_________________________________________ 3-4 стр.
II.Основная часть:
Глава 1.Татары - одна из народностей Татарстана.___________ 5 стр.
Глава 2.Татарский национальный костюм._________________ 5 стр..
Глава 3.Мужская одежда.
- Особенности мужской одежды._________________ 6 стр.
- Головные уборы мужчин.______________________ 6 стр.
Глава 4.Женская одежда

- Особенности женской одежды__________________7 стр.
- Женские головные уборы_______________________ 8 стр.
Глава 5. Обувь______________________________________ 9 стр.
Глава 6. Украшения_________________________________ 10 стр.
Глава 7. Остатки традиционного костюма в наше время____11-12 стр.
Глава 5.
III.Заключение__________________________________________13 стр.
Список используемой литературы и интернет-ресурсы ______ 14 стр.



























I.Введение.

Проблема исследования и актуальность

На эту работу меня вдохновили удивительные старые фотографии из бабушкиного сундука. Эти фотографии на которых были изображены мой дедушка, его родители и сестры и много других незнакомых мне родственников были сделаны около 70 лет назад. У моего тогда еще маленького дедушки на голове была маленькая тюбетейка, которая сейчас принадлежит мне и хранится как семейная реликвия. Также меня очень заинтересовала одежда моей прабабушки и других родственников.

Я подумал, почему же облик современных татар очень отличается от старого костюма татарского народа, ведь он намного больше отражает веселую, сплоченную и гостеприимную натуру татар. Я решил исследовать эту очень интересную тему, как татарский национальный костюм, ведь через него можно много узнать об образе жизни ,культуре, быте, мастерстве, представлениях о красоте очень близкого мне народа.

Цель моей работы: Исследовать различные элементы национального татарского костюма.

Задачи: Рассмотреть одежду, обувь костюм татарского народа.

-Найти в современной одежде татар остатки национального костюма

Актуальность: По моему мнению, эта тема очень актуальна, так как каждый человек должен знать и помнить как традиции, обычаи и историю своего народа и семьи. Они являются огромными сокровищами, переданными нам нашими предками.

Методы исследования:

-Наблюдение

-Беседа с людьми

-Анализ научной информации

Объектом моего исследования стал традиционный комплекс мужской и женской одежды татар, национального костюма татар конца XIX – начала XX века.

Предметом же исследования мы выбрали остатки элементов татарского национального костюма в наши дни.




































II.Основная часть

Глава 1.

Татары - тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии.

Численность в России составляет 5554,6 тыс. чел. Являются второй по численности народностью в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этно – территориальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские. Татары составляют около половины населения. Татарский язык относится к кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишярский), средний (казанско - татарский) и восточный (сибирско-татарский). Верующие татары (за исключением небольшой группы - кряшен, исповедующие православие) – мусульмане.


Глава 2.

Татарский костюм – очень общее понятие, которое объединяет национальную одежду разных подгрупп татар, в том числе и крымских. Большое внимание на внешний вид костюма оказали восточные традиции и религия,кочевой образ жизни татар. Одежда продумывалась таким образом, чтобы в ней было удобно ездить верхом, в ней было нехолодно зимой и не жарко летом. Она должна была быть достаточно легкой и красивой. Для пошива использовался мех, натуральная кожа, верблюжий или бараний войлок и сукно. Любимыми цветами были голубой, желтый,розовый, малиновый..Костюм включает одежду как повседневную, так и праздничную, для работы дома и в поле, совершения обрядов, посещения гостей, мечети. Составляющие элементы народной одежды находятся в зависимости от природной среды: летнего зноя или зимнего холода, а также жизненного уклада, связанного с определенной хозяйственной деятельностью.

Общим признаком  татарского национального костюма  была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).



Глава 3.

Мужская одежда

Мужчины носили длинные, широкие рубахи (кулмек) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Рубаха сшилась длинной и широкой, длиной до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывалась. Белые домотканые рубахи украшались вышивкой или домо тканой тесьмой. Штаны (ыштан) сшились из полосатой ткани. Праздничные и свадебные штаны шились из домотканой ткани с мелкими узорами.Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.

Пояс ( билбау, әзәр ) – обязательное дополнение национальной одежды татарина с древних времён. Чаще всего пояса были простые матерчатые. Богатые же – и мужчины, и женщины – любили пояса ковровые, бархатные и даже из серебряных пластинок. Пояса кәмер имели массивные и богато украшенные пряжки.

Мужские головные уборы были домашними ( нижними ) и выходными (верхними).
Нижний – это тюбетейка ( түбәтәй ): небольшая полукруглой формы шапочка на макушке, сшитая из разныхтканей и украшенная орнаментами. Яркие вышитые тюбетейки предназначалисьмолодёжи, а более скромные – старикам. 
Позже стали носить тюбетейки с плоским верхом и твердым околышем 
( боками ). Они называются кәләпуш и заимствованы у турок .Сто лет назад кәләпуш из чёрного бархата носили татарская молодёжь и интеллигенция – учителя, врачи, писатели, учёные, адвокаты. Сейчас такой головной убор снова носят многие татары.
Верхние головные уборы татар – круглые конусообразные шапки камалыбүрек – цилиндрические шапки с плоским верхом и твёрдым околышем из меха овец – чёрного каракуля или серой мерлушки.



Глава 4

Женская одежда

Женский национальный костюм включает в себя рубаху, нижний нагрудник и брюки. Этот наряд подойдет для любогослучая и является основой. Женские рубахи шилисьдлинными, почти до щиколоток. Позже рубахи шились из дорогих тканей (шелка, шерсти, хлопчатобумажной материи и тонкой порчи). Украшалась рубаха воланами, лентами и кружевами, кистями и тесьмой. Рубахи отдельно неносились. Татарская одежда дополнялась камзолами, сшитым и из тяжелых шелковых или бархатных тканей . На отделку камзолов пришивались монетки. К Популярным являлся нарядный нагрудник «изю», прикрывающий сверху вырез платья. Вдоль закругленной стороны «изю» пришивалась декоративная тесьма, на которой крепились различные монеты, бляхи, броши. Завершенность национальному костюму придавали расшитые золотой нитью или бисером калфаки и мягкие ичиги.Для некоторых татар еще одной повседневной деталью считался передник. Кто-то его носил исключительно с рабочей одеждой, а кто-то надевал только по праздникам.
Основным украшением сельского костюма, состоящего в основном из рубахи и передника, является вышивка. Еще с детства, освоив мастерство вышивки татарки, готовили себе приданное и свадебные подарки. Материалом для вышивки служили самодельные и покупные ткани, шерстяные, шелковые нити, мулине, бисер. Татарские рукодельницы владели разнообразными способами вышивки – разнообразная гладь, ковровый шов, шитье бисером, тамбурный шов.


Женские головные уборы делятся на: уборы девичьи и замужних женщин.

Девичьи традиционные головные уборы в основном представлены в виде шапок. При их ношении волосы, заплетенные в две косы, располагались на спине и оставались открытыми или слегка прикрывались накосным украшением (тезмэ) или, позже, легким фабричным платком.Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте соспециальной повязкой-украшением (укачачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (аккалфак). Чаще всего он встречается у сельских, а негородских девушек. В городах получили большое распространение «городские» калфачки, вязаные из разноцветных шелковых ниток, с поперечными полосами.

Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшен киже укладывали свои косы также, как и русские женщины, вокруг головы и подчепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Платье невесты должно быть акрытым и непременно длинным. Девушка может быть в белоснежном наряде или отдать предпочтение традиционным ярким оттенкам. Среди них можно выделить васильковый, бордовый и зеленый. Очень часто изделие дополняет камзол вышеперечисленных расцветок. На ноги барышня может надеть туфли или легкие сапожки, которые именуют ситеком. На голове обычно красуется покрывало из кружева или калфак. Приветствуется большое количество браслетов, крупных сережек и кольц. Все эти украшения укажут на высокий статус невесты.












Глава 5.

Обувь

Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тулаоек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.

Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек), ичиги.

Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.

Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и безотворотов.

 Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожануюобувь. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.

Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.

Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле. Зимой носили валенки, короткие и высокие.














Глава 6.

Украшения

По различным украшениям можно было легко судить о благосостоянии семьи. Всегда оценивалась не только женщина, но и пара в целом. Мужчины обычно носили перстни с большими камнями и оригинальные пряжки. У девушек главных украшением считался накосник. Они могли быть разных цветов, материалов и даже формы .Стоит сказать, что среди татар вряд ли можно встретить барышню без сережек.Серьги – это элемент в костюме. Впервые их надевали девочки в трех – четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости. Миндалевидные серьги с подвесками (татарсыргасы) представляют собой элемент костюма татар, бытовали они повсеместно. Татарки носили и носят кольцевые, трехбусинные серьги для украшения лица. Кроме своих традиционных, женщины – татарки носили и серьги, как у других народов. Не забывали дамы и про украшения для шеи. Однако чаще всего они служили в достаточно практичных целях. Барышни закрывали изделиями глубокий вырез на рубахе. Кроме того татарки носили бусы. Они украшались монетами, вышивкой, различными пластинами, бляхами и т.д. Украшения рук – браслеты, перстни, кольца. Браслеты татарки носили постоянно: по одному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой. Еще одним оригинальным аксессуаром можно считать перевязь. Она представляла собой ленту, которая носилась через плечо. У мусульманок там часто были карманы, в которых они хранили тексты из Корана.






Глава 7.

Остатки традиционного костюма в наше время

В качестве примера для исследования остатков национального костюма в современном мире я взял гардероб моей бабушки и коллекцию сценических костюмов нашего клуба. У бабушки я нашел основную часть традиционного татарского костюма. Это кулмэк с длинными рукавами и длиной до щиколотки, украшенный воланами снизу. Поверх него одевается безрукавка или камзол.

А вот и платья, обычно служащие для молитвы, похода в мечеть или в гости. Они как и раньше украшены вышивкой, бисером.


Камзол уже много лет служит моей бабушке верой и правдой. Он достался ей от мамы.

Головные уборы занимают особое почетное место в гардеробе моей бабушки. Она очень тщательно подбирает их к наряду, ее любимые цвета голубой, розовый и белый


Также у нее много украшений, в основном бус из различных камней.

А вот моя прекрасная бабушка, которая так бережно хранит в своем гардеробе наследие нашего народа.







III.Заключение

В ходе изучения литературы, мы выяснили, что костюмы татар имеют свои особенности.

Сегодня в повседневном быту встречаются лишь отдельные элементы традиционного костюма. К сожалению, в татарских семьях, а особенно в татарских городах теряется опыт передаваемый из поколения в поколение. Происходит постепенное « обрусение» татарского народа. Многие традиции не подхватываются подрастающим поколением, со временем может произойти так, что многое может быть забыто. Наша работа, это небольшой вклад в сохранение национальных традиций, так как это наша история и наше богатство.


































Список используемой литературы:

1.Ф.Т. Валеев

Сибирские татары: культура и быт. – Казань: Татарское кн.

Изд-во, 1993. – С.11

2. М. Завьялова

Татарский костюм / Татар милли киеме. Издательство: Заман, 1996 г.

3. Д. Латышина

«По берегам Идели. Татарский народ» Быт, культура,обычаи с древних времен. Москва 1995г.-стр.72


Интернет ресурсы:

http://www.vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/tatarskie/

http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=71










































15


Сохранить у себя:
Татарский национальный костюм

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки