|
|
Технологическая карта открытого урока технологии в 5 классе
Тема | Свойства тканей лен и хлопок. Выбор материала для проектного изделия. | |
Цель | Организовать деятельность обучающихся по изучению свойств текстильных материалов из хлопчатобумажных и льняных тканей | |
Задачи | Ознакомить с физическими, эргономическими( гигиеническими), эстетическими и технологическими свойствами текстильных материалов. Ознакомить со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей и их использованием в быту. Научиться распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани. Научить выбирать ткани для проектного изделия. | |
Основное содержание темы, термины и понятия | Физические ,эргономические( гигиенические), эстетические, технологические свойства материалов, хлопчатобумажные и льняные ткани, швейные нитки, тесьма, лента. | |
Оборудование | Учебник технологии (парагр.15) рабочая тетрадь, презентация «Свойства тканей лен и хлопок» проектор образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, лупа, спиртовка и спички для учителя. | |
Планируемый результат
| Предметные | УУД |
В познавательной сфере: - знать характеристики свойств тканей -знать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей -уметь определять волокнистый состав тканей - знать классификацию текстильных волокон - В ценностно-ориентационной сфере: - анализировать и оценивать роль знаний о текстильных волокнах . | Личностные: умение провести самоанализ выполненной работы, ответственность за качество своей деятельности Регулятивные: технологическая последовательность в выполнении задания, прогнозирование и контроль качества своей работы Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Познавательные: Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации Логические: выбор наиболее рациональных способов определения состава волокон и проведение сравнительного анализа свойств тканей Коммуникативные: -Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами - Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
| |
Межпредметные связи | ||
Учебный предмет, курс | Формы работы | Ресурсы |
биология, география история | Индивидуально - групповая, |
учебник, таблицы, дополнительная литература, средства мультимедиа |
Мотивационный этап |
| |||
Цель | Содержание |
| ||
Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации
| 1. Приветствие. Повторение пройденного материала. Что служит сырьем для производства тканей? Из каких растений получают волокна для изготовления тканей? Как в старину из волокон получали нить? Как это делают сейчас? Что называется волокном ? Как называется машина производящая ткань? Назовите этапы получения ткани? Актуализация прежних знаний. 2. Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы. Разные текстильные материалы в различных условиях проявляют определенные свойства. Нужно ли это учитывать при проектировании одежды? Как можно создавать и изготавливать одежду используя различные ткани?( предполагаемый ответ нужно знать какими свойствами обладают ткани? |
| ||
Этап учебно – познавательной деятельности |
| |||
Цель | Содержание |
| ||
Постановка учебной задачи и открытие новых знаний |
Называем тему урока. Проводится обсуждение. Свойства тканей лен и хлопок учащиеся формируют задачи . Задачи: Изучить свойства текстильных материалов Изучить какими свойствами обладают льняные и хлопчатобумажные ткани? Научиться определять льняные и хлопчатобумажные ткани для проектного изделия. На слайдах знакомимся со свойствами ,которыми характеризуются ткани. Затем работа с учебником: изучаем характеристику свойств тканей (параф15 стр90-91) Перечисленные свойства по - разному проявляются в текстильных изделиях. От чего они зависят? ( от волокнистого состава ткани). Физминутка Лабораторная работа №9 с.93-94. Изучение свойств тканей из хлопка и льна Работа в группах : С учащимися проводится Вводный инструктаж ,объявляется тема, цели и задачи лабораторной работы. Обсуждается порядок ее выполнения, используя инструктаж в учебнике. Текущий инструктаж. Учитель контролирует ход работы давая индивидуальный или общий инструктаж. Заключительный инструктаж. По окончании работы учитель совместно с учениками подводит итоги работы. Заключение Что полезного вы узнали на уроке? Как вы думаете, зачем надо знать, из каких волокон изготовлена ткань? Из какой ткани вы бы сшили сорочку, а из какой простыню ,носовой платок? Какое проектное изделие вы бы изготовили из этих тканей? Пригодятся ли вам в будущей жизни эти знания о тканях?. Подведем итог урока Домашнее задание изучить параф15 . изучить, принести лоскутки различных тканей, |
| ||
Этап рефлексии |
| |||
Цель | Содержание |
| ||
Оценка результатов деятельности
| Что полезного вы узнали на уроке? Как вы думаете, зачем надо знать, из каких волокон изготовлена ткань? Из какой ткани вы бы сшили сорочку, а из какой простыню ,носовой платок? Какое проектное изделие вы бы изготовили из этих тканей? Пригодятся ли вам в будущей жизни эти знания о тканях?. Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке. ЯУВЕРЕН в СВОИХ ЗНАНИЯХ____________ МНЕ КОМФОРТНО______________________ Я испытываю проблемы___________________ |
|
Сравнительная характеристика свойств растительных волокон
(Приложение к уроку «Свойства тканей лен и хлопок учащиеся вклеивают в рабочую тетрадь)
Свойства | хлопок | лён |
Длина | 6 мм- 50мм | 250-1200мм |
Толщина | тонкое волокно | тонкое и среднее волокно |
Упругость | малая | большая |
Извитость | слабо извитые | волокно прямое |
Прочность | средняя (теряет прочность под воздействием солнечного света) | Высокая ( стойкость к свету выше) |
Блеск | матовые | резкий |
Мягкость | большая | средняя |
Гладкость | волокно пушистое | волокно гладкое |
Гигроскопичность | высокая (быстро впитывает влагу и быстро высыхает) | очень высокая |
Цвет | белый, кремовый, реже бежевый, зелёный | светло-серый, тёмно-серый |
На ощупь волокна | мягкие, тёплые | жёсткие, прохладные |
Горение | горят ярко-жёлтым пламенем, образуя серый пепел, ощущается запах жжёной бумаги |
Гигроскопичность – способность волокон поглощать влагу из окружающей среды.
Гажала Ольга Александровна, учитель технологии муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области