Свойства тканей лен и хлопок. Выбор материала для проектного изделия.

Цель урока -

Ознакомить с физическими, эргономическими( гигиеническими), эстетическими и технологическими свойствами текстильных материалов.

Ознакомить со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей и их использованием в быту.

Научиться распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани.

Научить выбирать ткани для проектного изделия.

Содержимое разработки



Технологическая карта открытого урока технологии в 5 классе


Тема

Свойства тканей лен и хлопок. Выбор материала для проектного изделия.

Цель

Организовать деятельность обучающихся по изучению свойств текстильных материалов из хлопчатобумажных и льняных тканей

Задачи

Ознакомить с физическими, эргономическими( гигиеническими), эстетическими и технологическими свойствами текстильных материалов.

Ознакомить со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей и их использованием в быту.

Научиться распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани.

Научить выбирать ткани для проектного изделия.

Основное содержание темы, термины и понятия

Физические ,эргономические( гигиенические), эстетические, технологические свойства материалов, хлопчатобумажные и льняные ткани, швейные нитки, тесьма, лента.

Оборудование

Учебник технологии (парагр.15) рабочая тетрадь, презентация «Свойства тканей лен и хлопок» проектор образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, лупа, спиртовка и спички для учителя.

Планируемый результат







Предметные

УУД

В познавательной сфере:

- знать характеристики свойств тканей

-знать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

-уметь определять волокнистый состав тканей

- знать классификацию текстильных волокон

-

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль знаний о текстильных волокнах .

Личностные: умение провести самоанализ выполненной работы, ответственность за качество своей деятельности

Регулятивные: технологическая последовательность в выполнении задания, прогнозирование и контроль качества своей работы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Познавательные:

Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации

Логические: выбор наиболее рациональных способов определения состава волокон и проведение сравнительного анализа свойств тканей

Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию


Межпредметные связи

Учебный предмет, курс

Формы работы

Ресурсы

биология, география история

Индивидуально - групповая,


учебник, таблицы, дополнительная литература, средства мультимедиа


Мотивационный этап


Цель

Содержание


Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации










1. Приветствие.

Повторение пройденного материала.

Что служит сырьем для производства тканей?

Из каких растений получают волокна для изготовления тканей?

Как в старину из волокон получали нить? Как это делают сейчас?

Что называется волокном ?

Как называется машина производящая ткань?

Назовите этапы получения ткани?

Актуализация прежних знаний.

2. Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы.

Разные текстильные материалы в различных условиях проявляют определенные свойства. Нужно ли это

учитывать при проектировании одежды?

Как можно создавать и изготавливать одежду используя различные ткани?( предполагаемый ответ нужно знать какими свойствами обладают ткани?


Этап учебно – познавательной деятельности


Цель

Содержание


Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

  1. Обсуждение и выдвижение гипотез.

Называем тему урока. Проводится обсуждение.

Свойства тканей лен и хлопок учащиеся формируют задачи .

Задачи:

Изучить свойства текстильных материалов

Изучить какими свойствами обладают льняные и хлопчатобумажные ткани?

Научиться определять льняные и хлопчатобумажные ткани для проектного изделия.

На слайдах знакомимся со свойствами ,которыми характеризуются ткани.

Затем работа с учебником: изучаем характеристику свойств тканей (параф15 стр90-91)

Перечисленные свойства по - разному проявляются в текстильных изделиях. От чего они зависят? ( от волокнистого состава ткани).

Физминутка

Лабораторная работа №9 с.93-94. Изучение свойств тканей из хлопка и льна

Работа в группах : С учащимися проводится

Вводный инструктаж ,объявляется тема, цели и

задачи лабораторной работы. Обсуждается порядок ее выполнения, используя инструктаж в учебнике.

Текущий инструктаж. Учитель контролирует ход работы давая индивидуальный или общий инструктаж.

Заключительный инструктаж. По окончании работы учитель совместно с учениками подводит итоги работы.

Заключение

Что полезного вы узнали на уроке?

Как вы думаете, зачем надо знать, из каких волокон изготовлена ткань?

Из какой ткани вы бы сшили сорочку, а из какой простыню ,носовой платок? Какое проектное изделие вы бы изготовили из этих тканей?

Пригодятся ли вам в будущей жизни эти знания о тканях?.

Подведем итог урока

Домашнее задание изучить параф15 . изучить, принести лоскутки различных тканей,


Этап рефлексии


Цель

Содержание


Оценка результатов деятельности


Что полезного вы узнали на уроке?

Как вы думаете, зачем надо знать, из каких волокон изготовлена ткань?

Из какой ткани вы бы сшили сорочку, а из какой простыню ,носовой платок? Какое проектное изделие вы бы изготовили из этих тканей?

Пригодятся ли вам в будущей жизни эти знания о тканях?.

Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.

ЯУВЕРЕН в СВОИХ ЗНАНИЯХ____________

МНЕ КОМФОРТНО______________________

Я испытываю проблемы___________________









Сравнительная характеристика свойств растительных волокон

(Приложение к уроку «Свойства тканей лен и хлопок учащиеся вклеивают в рабочую тетрадь)


Свойства

хлопок

лён

Длина

6 мм- 50мм

250-1200мм

Толщина

тонкое волокно

тонкое и среднее волокно

Упругость

малая

большая

Извитость

слабо  извитые

волокно прямое

Прочность

средняя (теряет прочность под воздействием солнечного света)

Высокая ( стойкость к свету выше)

Блеск

матовые

резкий

Мягкость

большая

средняя

Гладкость

волокно пушистое

волокно гладкое

Гигроскопичность

высокая (быстро впитывает влагу и быстро высыхает)

очень высокая

Цвет

белый, кремовый, реже бежевый, зелёный

светло-серый, тёмно-серый

На ощупь волокна

мягкие, тёплые

жёсткие, прохладные

Горение

горят ярко-жёлтым пламенем, образуя серый пепел, ощущается запах жжёной бумаги


Гигроскопичность – способность волокон поглощать влагу из окружающей среды.


Гажала Ольга Александровна, учитель технологии муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области



Сохранить у себя:
Свойства тканей лен и хлопок. Выбор материала для проектного изделия.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки