«Свет личности Д.С. Лихачева"

Познакомить учащихся с биографическими сведениями выдающегося российского ученого, мыслителя, общественного деятеля Д. Лихачева;

пропагандировать его взгляды на науку, культуру, нравственность;

познакомиться с главами из книги Д. Лихачева «Земля родная».

Содержимое разработки



УРОК – ПОРТРЕТ. Литература. 7 класс.

Тема: «Свет личности Д.С. Лихачева».

Цели: познакомить учащихся с биографическими сведениями выдающегося российского ученого, мыслителя, общественного деятеля Д. Лихачева;

пропагандировать его взгляды на науку, культуру, нравственность;

познакомиться с главами из книги Д. Лихачева «Земля родная».


Эпиграф: Поверьте мне: я чист душою.

Н. Рубцов

(Слайд 1)

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Здраствуйте, ребята, 28 ноября 2016 года вся страна будет отмечать 110 лет со дня рождения выдающегося российского ученого и гражданина Д.С. Лихачева, который стал «собирателем» и хранителем культурных традиций своего народа, автором фундаментальных работ, посвященных истории русской литературы и культуры, значительная часть которых переведена на 11 языков мира.

Попытаемся, опираясь на воспоминания, знавших Дмитрия Сергеевича, а главное – его работы, представить себе личность гражданина, который не только трудами, но и всей жизнью утверждал принципы культуры и нравственности. (Слайд 2)

2. Сообщения учащихся. (Слайды 3-6)

Д.С.Лихачев родился в Санкт-Петербурге 28 ноября 1906 года. В возрасте 11 лет он стал свидетелем революции 1917 года. Через несколько лет, уже будучи студентом, Дмитрий Лихачев был арестован за участие в собрании одного из популярных тогда студенческих кружков, приговорен к пяти годам исправительных работ и сослан на Соловки в бывшей Соловецкий монастырь, расположенный на Севере России, который стал одним из первых лагерей изначально известной системы Гулаг. Этот опыт не сломил, а закалил юного Лихачева. Он трудился на строительстве Беломорско -Балтийского канала.

В 1932 году его освободили досрочно.

Ученица.

Карьера Дмитрия Сергеевича выглядела предельно просто: работа корректором в издательстве Академии наук СССР, затем научным сотрудником Института русской литературы.

В 70-е годы он возглавил редколлегию ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия», редколлегию серии «Литературные памятники» в конце 80-х годов участвовал в создании журналов «Новый мир» и «Наше наследие».

Ученица.

Он написал более тысячи научных работ и публицистических статей. В 1941 году Дмитрий Сергеевич защитил кандидатскую диссертацию на тему «Новгородские летописные своды ХП века».

В 1947 году, написав монографию «Очерки по истории литературных форм летописания Х1-ХУ1 веков, стал доктором филологических наук. Всемирную известность приобрели его труды «Поэтика древнерусской литературы», «Развитие русской литературы Х-ХУП веков», цикл работ, связанных с изучением «Слова о полку Игореве».

Он является автором перевода «Повести временных лет», «Поучения» Владимира Мономаха, «Повесть о разорении Рязани Батыем».

3.Чтение отрывка из «Поучения» Владимира Мономаха.

Обсуждение прочитанного:

  • В чем смысл поучений В. Мономаха?

  • Какие из них кажутся вам необходимыми и сегодня?

  • Как вы понимаете советы: не давайте отрокам причинять вред ни своим ни чужим, ни селам, ни посевам?!

  • «Напойте и накормите просящего»,

  • «убогих не забывайте»?

Через призму истории русского языка и литературы исследователь постигал культуру своего народа. Он не просто исследовал особенности древнерусского языка и построения художественного текста, но и проповедовал законы морали и нравственности, соблюдать которые пристало культурному человеку во все времена.


Даниил Гранин сказал о Лихачёве: «Он вводил нас в мир высокой русской культуры» и полузабытых ценностей жизни. Это была душевная среда, пронизанная деликатностью, учтивостью, которые стали неотъемлемым правилом его собственного поведения. За многие годы нашего общения я не помню, чтобы он кого-то поносил, кому-то завидовал, льстил властям, искал компромиссов, даже во имя «интересного дела».


Ученик.

Когда-то его судьбу можно изобразить как цепь репрессий. Одна несправедливость следует за другой. Ожесточенно преследовали ленинградские власти, старались уничтожить и морально, и физически. Ему подожгли квартиру. Его избили. Он не искал примирения. Он об этом не рассказывает ни в воспоминаниях, ни в своих выступлениях. А в рассказах о Соловках, нет описания личных невзгод. Что он описывает? Интересных людей, с которыми сидел, рассказывает, чем занимался. Грубость и грязь жизни не ожесточили его, а, похоже, делали его мягче и отзывчивее.

Несчастья настигали его, но они не определяли его жизнь. Источником его душевной прочности была для него работа. Счастлив тот, у кого ясный стержень свой деятельности. Этот стержень оставался для Дмитрия Сергеевича Лихачева неизменным из года в год, из десятилетия в десятилетие.

Воспоминания о Лихачеве интересны тем, что рисуют его живой облик, передают характер, в котором отразилась его непростая судьба.

Дмитрий Сергеевич внес неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой гуманитарной мысли, в защиту и сохранение культурного наследия россиян. Им двигала боль за нищее состояние нашей культуры. Он хотел остановить разрушение памятников, варварское издевательство над историей. (Слайд 7 –9)

Ученик.

Слово у Лихачева пронзительное, запоминающееся. Он смотрит далеко в будущее, обращался к людям, которые, может быть, и не родились еще, с призывом сохранить культуру, уберечь души свои от черствости и равнодушия. Это призыв не из прошлого в будущее даже – он вне времени, как вечен и стал образ великого радетеля за судьбу нашей Родины.

Он не только говорил, но и делал! Ему удалось отстоять от разрушений лесной район Лесковиц в Чернигове, библиотеку в Мышкине, в заповеднике «Плес на Волге». Остановили разработку песчаных карьеров. Он создал Фонд Культуры, создал журнал «Наше наследие», двадцать лет возглавлял серию книг «Литературные памятники».

Благодаря его деятельности были сохранены и отреставрированы десятки памятников культуры. Академик понимал, что отношение к культурному достоянию государства, интеллигентность закладываются в раннем возрасте, а поэтому огромное внимание уделял воспитанию нового поколения страны.

Ученый воспитывал словом, ибо верил в его удивительную силу.

Наиболее известными публицистическими произведениями для юношества являются книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном» и «Земля родная». (Слайд 10)

«Я назвал свою книгу «Земля родная». Что такое наша Земля? Это с невероятной, непредсказуемой скоростью мчащаяся в космическом пространстве сокровищница необычайно разнообразных и необычайно хрупких созданий человеческих рук и человеческого мозга. Слово «земля» в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ, и весь земной шар.

Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на Земле, умножение ее богатств».

Учитель:

Ребята, книга «Земля родная» написана публицистическим стилем.

А что это за стиль, каково его основное назначение?

Где мы с вами можем встретить с публицистическими произведениями?

Ребята, вы разделились на 3 группы сейчас вы получите задание, обсудите прочитанное и ответьте на вопросы.

4.Выразительное чтение текста.

1 группа

Обсуждение прочитанного.

  • Какова основная мысль этого текста?

  • На что обратил наше внимание автор?

  • Как вы понимаете поговорку: «Берегите честь смолоду?»

  • Почему нельзя совсем уйти от репутации, созданной в школьные годы?

2 группа Чтение главы «Искусство открывает нам большой мир!» из книги «Земля родная».

Обсуждение прочитанного.

  • Каким представляется автор статьи?

  • Чем этот текст отличается от других произведений, с которыми довелось вам познакомиться?

  • Можно ли поучения Д.Лихачева считать ценным в своем роде «документом эпохи»?

  • Чем ценен этот «документ эпохи» для нас?

  • Как вам кажется, что для Д.Лихачева, было самым главным в жизни?

3 группа

Чтение главы «Учиться говорить и писать».

- чему посвящена данная глава?

- какие слова автор называет «слова-плевки», почему?

- составьте памятку с советами (выделите из текста), «если вам предстоит публичное выступление».

7.Заключительное слово учителя.

Д.С.Лихачев призывает любить свой край, свою страну, свою семью и школу, уважать чувства других людей, не быть националистом, бережно относится к культурному наследию прошлого.

Его собственная жизнь никогда не расходилась с тем, что он проповедовал.

Великий сын своей страны, Дмитрий Лихачев – лауреат Государственных премий, Герой Социалистического Труда, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, ордена Святого апостола Андрея Первозванного, ордена искусств «Янтарный крест»- был отмечен и другими наградами.

16 национальных академий и европейских университетов присвоили ему почетное звания. Имя Лихачева присвоено малой планете № 2877.

Он стал символом высокой нравственности, чести и достоинства, а жизнь его- примером бескорыстного служения народу.

8. Подведение итогов урока.

  1. Интересно ли вам было читать этот текст?

  2. Актуален ли он? Интересна ли тема, предложенная автором?

  3. Что нового открыли для себя в тексте?

  4. Какой твой взгляд на проблемы, поставленные в тексте?

  5. Убедительна ли позиция автора?

Д.С.Лихачев внес неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой гуманитарной мысли. Он стал символом высокой нравственности, чести и достоинства, а жизнь его – примером бескорыстного служения народу.

9.Рефлексия. (Слайд 11)

10.Домашнее задание на выбор.

Творческая работа. Напишите сочинение: «Чем ценны советы Лихачёва?»

Используя советы Д. С. Лихачева, высказанные в главе «Учиться говорить и писать», подготовить сообщение на тему «Искусство моего родного края»






4


Сохранить у себя:
«Свет личности Д.С. Лихачева"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки