Суффиксы существительных

Данная разработка посвящена изучению суффиксов -чик, -щик.

Содержимое разработки

Конспект урока на тему «Правописание суффиксов – чик и - щик»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: изучение правописания существительных с суффиксом – чик- // - щик -

Задачи:

образовательные:

  • научить грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;

  • формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;

  • обогащать словарный запас учащихся;

развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму;

  • содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;

  • создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • устойчивый познавательный интерес к русскому языку;

  • стремление к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение;

  • осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • смысловое чтение;

  • извлечение необходимой информации из текста;

  • преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать.

Регулятивные:

  • планирование самостоятельного выполнения заданий;

  • выбор темпа работы;

  • умение действовать самостоятельно.

I. Оргмомент.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель: На прошлых уроках мы изучали с вами корни с чередованием. Напомните мне, пожалуйста, что это были за корни?

Ученики отвечают(лаг//лож, кас//кос, бер//бир, пер//пир и др.)

Учитель : А все ли слова мы можем объяснить при помощи правила про чередования корне? (нет, надо помнить про такие слова, как пировать – проверочное слово пир; измерять мера и т.д.)

Учитель: Теперь вы готовы проверить знания друг друга. Запишем небольшой словарный диктант:

Изложение, полагать, косить, касаться, запирать, расстилать, постелить, коснусь, забирать, замерять, вытирать, растереть.

Этап взаимопроверки. Ребята меняются тетрадями и проверяют работу соседа.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Взгляните на экран.

Строители

На соседней улице строят новый дом.
Быстро вырастает этаж за этажом.
Трудятся строители весело и дружно.
К сроку им построить дом высокий нужно.
Сколько здесь профессий! Каменщик, маляр,
Крановщик, водитель, грузчик и столяр,
Штукатур и плотник…
Всех не сосчитать!
Смогут новоселы скоро в дом въезжать.

Учитель: Скажите, какие слова выделены шрифтом? (названия профессий). Попробуем разобрать несколько таких слов по составу…

2 ученика работают на доске, разбирают слова крановщик, грузчик.

Учитель: Какую общую особенность вы видите в этих словах? (суффиксы) Только вот в одном слове мы видим суффикс чик, а в другом щик. Давайте попробуем разобраться, в каких случаях нужно писать тот или иной суффикс.

Обратимся к учебнику и прочитаем правило (ученики читают). Давайте проверим верность этого правила на практике. Перед вами 2 группы слов, выделим суффиксы и гласные, которые предшествуют им:

1.

  • заказчик

  • советчик

  • ответчик

  • грузчик

  • учётчик

  • душеприказчик

  • ракетчик

  • обходчик

  • перебежчик

2.

  • Зимовщик

  • Банщик

  • Компьютерщик

  • Заправщик

Учитель: Какую видите закономерность здесь? (Суффикс –чик появился у слов после букв д, т, з, с, ж), во второй группе этих согласных нет, поэтому там пишется суффикс щик).Попробуем сами образовать названия профессий, выбирая нужный суффикс:

  • Баня -…..(банщик)

  • Проект - ……(проектировщик)

  • Пулемет - …. (пулеметчик)

  • Объезд -…… (объездчик)

  • Разносить - …..(разносчик)

Учитель : А что обозначают суффиксы чик и щик? (лицо, занимающееся определенным видом деятельности). Как вы думаете, это единственное значение у этих суффиксов? (нет, суффикс чик иногда имеет значение уменьшительно-ласкательное. Например, в слове диванчик). Взглянем опять на стихотворение «Строители». Все ли выделенные слова имеют суффиксы? (нет, слова маляр и столяр состоят только из одного корня). С чем это может быть связано? (слова пришли к нам из другого языка)

Столя́р. Казалось бы, чисто русское слово, произведенное от «стол», а ведь не так-то это просто. Оно взято из польского языка, да и польское «stolarz» является калькой немецкого «Tischler» от «Tisch» — «стол».

маляр
Маля́р. Заимствовано из польского, где malarz — «живописец» восходит к немецкому

VII. Подведение итогов урока

Рефлексия по этапам урока. Выяснение достигнутых целей.

Учитель : Спасибо всем за урок!

Сохранить у себя:
Суффиксы существительных

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки