Сценарий внеклассного мероприятия

Данное меприятие направлено на

Формирование гражданско-патриотического сознания детей,

приобщение учащихся к изучению истории своей страны;

формирование у учащихся моральных и нравственных ценностей: любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Азевская основная общеобразовательная школа Агрызского муниципального района Республики Татарстан»

(МБОУ «Азевская ООШ АМР РТ»)





Сценарий внеклассного мероприятия

к Дню Победы

«Вехи военных годин.»






















Составитель: учитель истории

МБОУ «Азевская ООШ АМР РТ»

Князева Людмила Ивановна.


Цель: Формирование гражданско-патриотического сознания детей,

приобщение учащихся к изучению истории своей страны;

формирование у учащихся моральных и нравственных ценностей: любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость.

Чтец.

Курганами славы покрыта родная равнина,

И Днепр, и Морава, и Висла, и Волга-река.

Ты лжёшь чужеземец, что медленна кровь славянина,

Что в грозные годы душа славянина кротка.

Чтец.

От нас убегали монгольские орды Мамая.

Солдат Бонапарта мы в наших снегах погребли,

На полчища Гитлера кованый меч поднимая,

Мы грудью прикрыли просторы славянской земли.

Чтец.

От Волги и Дона до Саввы, Моравы и Дравы

Коврами цветов мы над пеплом покроем луга.

Могилы славян вознесутся курганами славы,

И пахаря плуг разровняет могилы врага.


Ведущий:

О Русская земля!

Что это? Вздох древнего летописца при виде княжеской междоусобицы перед полымем вражеского нашествия? Или голос поэта в годину новой беды, когда фашистские танки лавиной подминали под себя просторы Родины? Или это раздумье сегодняшнего молодого человека, предчувствующего какую ответственность возлагают ему на плечи и современность, какие тревоги и победы суждено ещё пережить его отечеству?

Ведущий:

О Русская земля!

Многое видела ты на своем веку за долгие свои столетия. Бесчисленные кони кочевых племён соединялись в необоримый поток -всемирный поток татаро-монгольской конницы. Западные захватчики чёрной оспой ядер пятнами прекрасные башни Пскова, Изборга, Новорода. С севера шли ярлы и конуги, с юга –ханы и паши. Отовсюду! Из века в век! Но не знающая покоя под набатом колоколов, в зареве сигнальных огней и несчитанных пожарищ, ты на удивление врагам подымалась перед ними всё могущественней и величественней.

Ведущий:

Колокола гремели в честь победы Александра Невского на Чудском озере, то в честь победы Дмитрия Донского на Куликовом поле, то в честь победы Петра I под Полтавой, то в честь победы Кутузова в 1812 году, то гремели победные салюты над Красной площадью в честь советского народа одержавшего победу в Великой Отечественной войне. Русский человек воспитывал в себе гордость за соотечественников, совершивших подвиги.

ФОНОГРАММА ИЗ МУЛЬФИЛЬМА «БОГАТЫРИ»

А и сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

Не скакать врагам

По нашей земле!

Не топтать их конями

Землю русскую!

Не затмить им

Солнце красное!

Век стоит Русь –

Не шатается!

И века простоит

Не шелохнется!


Ведущий.

Особая доля выпала на русскую женщину. Она провожала на битву мужей и сыновей, вела хозяйство, растила детей, лечила раненых, оплакивала убитых.

Чтец.

Над широким берегом Дуная,

Над великой Галицкой землёй

Плачет, из Путивля долетая,

Голос Ярославны молодой:

«Обернусь я, бедная, кукушкой.

По Дунаю-речке полечу

И рукав с бобровою опушкой,

Наклоняясь, в Каяле омочу.

Улетят, развеются туманы,

Приоткроет очи Игорь-князь,

И утру кровавые я раны,

Над могучим телом наклоняясь».

Ведущий.

Во всю многовековую историю государства армии и флота свои главные силы черпала в крестьянстве.

В 1704 году Петр I ввел рекрутский набор в армию, служба в которой до 1793 года была пожизненной, лишь с середины XIX века стали служить 25 лет. В рекруты брали молодых парней, отрывая их иногда навсегда от дома, от деревни, лишая крестьянские хозяйства рабочих рук, и была «жива эта разлука пуще мертвой».

Тяжела была солдатская доля, не всем суждено было домой воротиться, а кто и приходил не всякого жала удача. Поэтому объявление о рекрутском наборе поселяла тревогу в каждой семье, где были сыновья «на возрасте»

С тех пор и появился обряд проводов в армию.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ОБРЯДА ПРОВОДОВ В АРМИЮ.

Ведущий.

Время летит очень быстро, один день сменяется другим, годы идут своим чередом, и на смену одному столетию приходит другое, со своими радостями и бедами. Время меняет нравы, взгляды, общественной строй. На смену одному приходит другой, но ни один не может обойтись без армии, без солдата. Год 1918-й. И опять России нужны солдаты, и идут они служить уже в Красную Армию. И только доля женщины остается прежней: провожать, работать за двоих и ждать.

ПЕСНИ : «Дан приказ ему на запад»

«Три танкиста»

ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА ПЕСНИ (подбирается соответственно тематике)

Чтец. (на фоне звучания музыки или песни)

22 июня – алая кромка рассвета,

22 июня- теплое русское лето.

Мир поднимается синий.

Памяти полны глаза.

Снова приходит в Россию

Эти 4 часа.

Чтец. (группа ребят и девчат выбегают и замирают)

Июнь! Клонился к вечеру закат,

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Чтец.

Июнь! Ещё тогда не знали мы,

С школьных вечеров к Неве шагая,

Что завтра будет первый день войны,

И кончится она лишь в 45-м, в мае.

Чтец.

И песня над родной лилась страной

Мы шли навстречу утру и смеялись.

Не знали мы ещё тогда с тобой,

Что с детством мы и с юностью прощались.

ПЕСНЯ: «ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ».

Чтец.

Провожали меня на войну

До дороги большой провожали.

На село я прощально взглянул,

И вдруг губы мои задрожали.

Ничего б не случилось со мной,

Если б я невзначай разрыдался,-

Я прощался с родной стороной,

Сам с собой, быть может, прощался.

А какая стояла пора!

Лето в полном цвету медовело.

Собирались косить клевера,

Рожь от жаркого солнышка млела.

Поспевала высокая рожь,

Наливалась густая пшеница,

и овес, что так быстро подрос,

Прямо в ноги спешил поклониться.

Заиграла, запела гармонь,

Все сказала своими ладами,

И платок с голубою каймой

Мне уже на прощанье подарен.

В отдалении гром громыхнул,

Был закат весь в зловещем пожаре…

Провожали меня на войну,

До дороги большой провожали.

ПЕСНЯ: «ОГОНЁК»

Ведущий . Страшные 1418 дней и ночей…..»

Чтец.

Если ты не хочешь отдать

Немцу с черным его ружьём

Дом, где ты жил, семью и мать,

Всё, что Родиной мы зовём.

Знай, никто твой дом не спасет,

Если ты его не спасешь.

Знай, никто врага не убьет,

Если ты его не убьешь.

Ведущий.

Каждого бойца все долгие четыре года войны ждала мать, жена, дети, сестра, невеста. Фронт т тыл делали всё возможное, чтобы победить врага. Женщины и подростки заменили у станков и на полях мужей, отцов, старших братьев, сестер. Н передовую приходили от них письма, такие желанные для солдат. Солдаты писали им о том, как тосковали по родному краю, дому, семье, любимой, мечтали о победе.

ПЕСНЯ:»КИСЕТ»

СЦЕНА «В землянке» (пеньки, раненые солдаты, медсестра делает перевязки идёт диалог)

1 солдат.

Нас не нужно жалеть, ведь

И мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как

Пред господом богом чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

На могилах у мёртвых

Расцвели голубые цветы.

2 солдат.

Расцвели и опали… Приходит

Четвертая осень.

Наши матери плачут,

И ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали

Счастья ремёсел,

Нам досталась на долю нелёгкая

Участь солдат.

3 солдат.

У погодков моих ни стихов,

Ни любви, ни покоя –

Только сила и зависть. А когда возвратимся с войны,

Все долюбим сполна и напишем, ровесник,

Такое, что отцами-солдатами будут гордиться сыны.


4 солдат.

Ну, а кто не вернётся?

Кому долюбить не придётся?

Ну, а кто в сорок первом

Первую путей сражён?

5 солдат

Зарыдают ровесницы, мать на пороге, забьётся,-

У погодков моих ни стихов,

Ни покоя, ни жён.

6 солдат.

Кто вернётся-долюбит?

Нет, сердца на это не хватит,

И не надо погибшим, чтоб живые любили за них.

Нет мужчины в семье –нет

Детей, нет хозяина в хате.

Разве горю такому помогут рыданья живых?

7 солдат.

Нас не нужно жалеть, ведь

И мы никого б не жалели.

Кто в атаку ходил, кто делился

Последним куском,

Тот поймёт эту правду-она

К нам в окопы и щели

Приходила поспорить ворчливым,

Охрипшим баском

ВСТАЮТ С МЕСТ, ТВЁРДО….ПОЮТ РЕЧЕТАТИВОМ ВСЕ.

Пусть живые запомнят, и пусть

Поколения знают

Эту взятую с боем суровую правду солдат:

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

Подымались в атаку и рвали

Над Бугом мосты.

Нас не нужно жалеть, ведь

И мы никого б не жалели

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

ЗВУЧИТ «РЕКВИЕМ» МОЦАРТА, НА ФОНЕ МУЗЫКИ ПРОИЗНОСЯТСЯ СЛОВА.

Ведущий.

Фашистские варвары разрушали и сожгли 1,710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, разрушили 84 тыс. школ, лишили крова около 25 тыс. челове.

Ведущий.

Зловещими символами звериного облика фашизма стали концентрационные лагеря смерти: В Бухенвальде уничтожено 55 тыс. человек

Ведущий. В Давау – 70 тыс. человек.

Ведущий. В Маутхаузене более 122 тыс. человек.

Ведущий. В Освенциме – свыше 4 млн. человек.

Ведущий. Если память каждого погибшего во Второй мировой войне почтить минутой, потребовалось бы 38 лет.

СЦЕНА «СКОРБЯЩИЕ ЖЕНЩИНЫ» (береза, мемориальная доска или памятник)

ПЕРВАЯ:

Черный камень,

Черный камень,

Что ж молчишь ты, черный камень?

Разве ты хотел такого?

Разве ты мечтал когда-то

Стать надгробьем для могилы

Неизвестного солдата?

Что ж молчишь ты, черный камень?...

ВТОРАЯ:

Мы в горах тебя искали,

Скалы тяжкие дробили.

Мастера в ночах не спали

Чтобы умными руками,

Чтобы собственною кровью,

Превратить обычный камень в молчаливое надгробье…

ТРЕТЬЯ:

Разве камни виноваты

В том, что где-то под землёю

Слишком долго спят солдаты?

Безымянные солдаты?

Неизвестные солдаты.

ЧЕТВЕРТАЯ:

Но когда-то, но когда-то

Кто-то в мире помнил имя

Неизвестного Солдата!

Ведь ещё до самой смерти

Он имел друзей немало,

Ведь ещё живёт на свете

Очень старенькая мама.

А ещё была невеста.

Где она теперь-невеста?

Умирал солдат- известным

Умер – неизвестным.

Ведущий.

Слишком долгим было ожидание. Четыре года ждали матери сыновей, жёны- мужей, и все вместе одного слова – Победа. И вот он, 1945-й.

ПЕСНЯ: «ВЕНСКИЙ ВАЛЬС».

Ведущий.

Отгремели победные залпы, вернулись домой солдаты, наступило мирное время ,казалось, что мир установился навечно. Но в 1979 году началась Афганская война, которая длилась целых 10 лет и закончилась 1989году. 
Ведущий :

11 декабря 1994 началась первая чеченская война́, закончилась 31 августа 1996 года. Военные действия велись за восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике
Ведущий: 

Вторая чеченская война́ началась 30 сентября 1999 года, закончилась 15 апреля 2009 года (активная боевая фаза длилась до 2000 года). Военные действия велись против боевиков под руководством Шамиля Басаева, которые пытались расположиться на территории Чечни и Дагестана

СТИХ. «АФГАНИСТАН»

ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА ПЕСНИ ПРО АФГАНИСТАН

Чтец.

В час испытаний

Поклонись Отчизне

По-русски,

В ночи,

И скажи ей:

-Мать!

Ты жизнь моя!

Ты мне дороже жизни !

С тобой – жить,

С тобой – умирать!


Чтец.

И как бы ни был длинен

И тяжек день военной маяты,-

Коль пахарь ты,

Отдай ей всё, как Минин,

Будь ей Суворовым,

Коль воин ты.

Чтец.

Люби её, клянись, как наши деды,

Горой стоять за жизнь её и честь,

Чтобы сказать в желанный час победы:

- И моего тут капля меда есть.

Ведущий:

В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать берёзу, чтобы его жизнь продолжалась в зелёном цветущем дереве. В любом уголке Росиии можно встретить берёзку, стоят три берёзки и у Вечного огня, потому что каждый четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны:

Затихли военные годы,

Свинцовый не цокает град,

Но горькие раны берёзы

Как память о прошлом хранят.

ПЕСНЯ: «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

Ведущий:

Не все возвратились из военных дорог: черные платки печали еще долго покрывали преждевременно поседевшие головы солдатских вдов. Сколько их, молодых, красивых, убитых горем, осталось жить одинокими. Никто не вел тогда такой печальной статистики.
Ведущий: 

И сколько бы лет не прошло на дорогах истории (шестьдесят, семьдесят пять, восемьдесят или сто), памятником бессмертному подвигу павших и живых будет наша счастливая и мирная жизнь.
Ведущий:

 Никогда не стереть дорогу, которой прошли вы, наши деды и прадеды. И звезды с ваших бессмертных пилоток нам будут сиять всегда.


АКЦИЯ «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»(ВИДЕО)




Ведущий:

Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей истории очень много героев, защитников нашей любимой родины!

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе...

Берегите Россию,

Без неё нам не жить,

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию –

Нет России другой.

ПЕСНЯ «РОССИЯ»

Сохранить у себя:
Сценарий внеклассного мероприятия

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки