Открытый урок «Природная зональность», 2 класс

Мероприятие прошло на высоком методическом уровне. Все этапы вечера последовательны и логически связаны. Обеспечивалась целостность и завершенность мероприятия. Соблюдался принцип систематичности и последовательности применения знаний, умений, навыков. Учащиеся использовали много наглядного материала, что способствовало еще большему развитию обучения, сознательности и активности учащихся, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой.

В течение мероприятия были использованы следующие методы обучения: диалог учитель-ученик, актуализация ранее изученного материала, исследование. Все это в совокупности обеспечивало поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся.

Содержимое разработки

Сценарий литературно-музыкального вечера

В актовом зале - портрет Расула Гамзатова, рядом плакат со словами из его стихотворения «У Максобского моста»:

Думал я, как мы пламенно любим,

Презирая и фальшь и вранье,

До биенья последнего людям Посвящается сердце мое.

Это эпиграф к вечеру. Чуть поодаль - текст:

Читайте произведения Р.Гамзатова:

Высокие звезды. М., 1972.

Клинок и роза. М., 1972.

Четки лет. М., 1972.

Мой Дагестан. Повесть, кн. 1 и 2. М., 1972

Собрание сочинений: в 3-х . М., 1968-69.

Собрание сочинений: в 5-ти т. М., 1980 и др.

Здесь же книжная выставка, которая открывается цитатой: «...он сумел раздвинуть в своей поэзии национальные и территориальные границы и стать поэтом, известным за пределами родного края» (С.Маршак).

Вечер начинает учитель:

Расул Гамзатов - поэт всего Дагестана и всей страны. Только Советская власть могла неразрывно сблизить все сорок национальностей Дагестана и надежно спаять их с великим русским народом. Расул Гамзатов - поэт всего этого единства.

Родился я в горах, где по ущелью Летит река в стремительном броске,

Где песни над моею колыбелью Мать пела на аварском языке.

...другой язык.

С ним шел я через горы,

Чтоб родины величие постичь.

То был язык могучий, на котором Писал и разговаривал Ильич.

(Родной язык).

«Детьми дома одного» называет Гамзатов народы своей страны, счастливого дома. Песня о счастье слышна в его стихах:

И вот сейчас, как на земле родной,

Звучит она, пришедшая в столицу,

Взлетает гордо ввысь и над Москвой —- - Плывет ширококрылою орлицей.

(Песнь с счастье)

Г ражданский пафос и лиризм сочетаются в творчестве Расула Г амзатова с традициями аварской поэзии.




В 1959 году ему было присвоено звание народного поэта Дагестана. Он лауреат Государственной премии СССР и Ленинской премии, Герой Социалистического Труда.

Очень много делает Расул Гамзатов, чтобы познакомить своих земляков с русской литературой. Он перевел на аварский язык сочинения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, В.В.Маяковского, Н.С.Тихонова...

Поэт ведет большую государственную и общественно-политическую работу. Он член Президиума Верховного Совета СССР, комитета по Ленинским премиям, Советского комитета солидарности стран Азии и Африки, Европейского сообщества писателей, возглавляет писательскую организацию Дагестана, является членом правлений Союзов писателей РСФСР и СССР. За заслуги в области литературы он награжден орденом Ленина, другими орденами и медалями.

Расул Г амзатович Г амзатов родился 8 сентября 1923 года. Его родина - горный аул Цада Хунзахского района Дагестанской АССР. Его отец - народный поэт Дагестана Еамзат Цадаса, и дар поэтического слова передался сыну.

«Быть впереди, на главном направлении, всегда учила партия меня», - так определил Расул Еамзатов свою основную цель жизни. И он всегда находится «на главном направлении» советского искусства, обращенного в будущее, отражающего самые прогрессивные явления советского общества. Недаром два сборника стихов поэта «Еод моего рождения» и «Высокие звезды» удостоены Еосударственной и Ленинской премий.

Слово предоставляется рассказчикам. Каждый из них, выходя на сцену, выносит плакат с эпиграфом к той теме, с которой выступает.

Тема первая.

Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали На вершины свои приколю,

Посвящу тебе громкие гимны И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне И папаху вершин снеговых!

(Дагестан, все, что люди мне дали...)

Рассказчик. В широком потоке тем и мотивов поэзии Р.Еамзатова самая глубокая - тема Дагестана. Из неё рождается, с ней сливается тема народа и поэзии, личной судьбы и гражданского долга, гуманизма и человека. Тема Родины начинается у поэта с простого признания в сыновней любви, прозвучавшего в первом сборнике стихов «Пламенная любовь и жгучая ненависть», и поднимается до глубоких философских раздумий над историей и над будущим.

Чтец:

Слышишь песнь соловья?


?



В ней звучит торжество.

Но о чем он поет?

Неизвестно, увы, никому.

Я уверен: о родине песня его,

Ведь другая давно надоела б ему!

(Песня соловья)

Рассказчик. Всю жизнь воспевает поэт любовь к своему краю, к народу. И с годами краски, которыми он пишет, приобретают все большую выразительность и подлинную яркость.

Расул Гамзатов объездил весь мир, побывав «за морями, за океанами, за материком». В 1972 году в прозаической книге «Мой Дагестан» он признается:

Чтец. Я объездил его, этот мир, и увидел много диковинного. Мои глаза, разбегались от обилия красоты, не зная, на чем остановиться. Они перескакивали с одного прекрасного храма на другой, с одного прекрасного человеческого лица на другое, но я знал, что, как бы ни было прекрасно то, что я вижу сейчас, завтра я увижу нечто более прекрасное... Миру, видишь ли, нет конца.

Пусть простят меня пагоды Индии, пирамиды Египта, базилики Италии, пусть простят меня автострады Америки, горы Швейцарии, пусть простят меня женщины Польши, Японии, Рима - я любовался вами, но сердце мое билось спокойно, а если и учащалось его биение, то не настолько, что пересыхало во рту и кружилась голова.

Отчего же сейчас, когда я снова увидел эти семьдесят саклей, приютившихся у подножия скал, сердце мое раскачалось в груди так, что больно ребрам, в глазах затуманилось и голова закружилась, будто я болен или пьян?

Неужели маленький дагестанский аул прекраснее Венеции, Каира или Калькутты? Неужели аварка, бредущая по тропинке с вязанкой дров, прекраснее высокорослой белокурой скандинавки?

Ты, Цада, мой родник. Становлюсь на колени, припадаю губами и жадно пью.

(Мой Дагестан. М., Молодая гвардия. 1972, с. 15-16)

Рассказчик. Эта книга о Родине, об отношении к ней любящего сына, о смысле и назначении поэзии, о природе и призвании таланта, о долге гражданина. Поэт пишет: «Велика любовь моя или очень мала, мелка моя правда или глубока, стары или современны мои чувства, но я пишу о тебе, Дагестан».

Народ и родина - к ним обращены постоянные лирические размышления Р.Гамзатова. В стихах «Старые горцы», «В Ахвахе», «В горах мое сердце», «Разговор с отцом», «Весточка из аула», «Чох», «Женская ноша», «Люблю тебя, мой маленький народ» поэт показал красоту и мудрость своего народна, его обычаев. Он горячо влюблен в свой край, и это питает его любовь ко всей стране.

Чтец:


3



Где б я ни был,

Чтоб ни плыло мимо - Горы ль, воды, льды ли, острова, - Мы с тобой всегда неразлучимы,

Мы всегда с тобой, моя Москва.

(Прощанье)

Тема вторая.

Как он нам дорог!

Иду ль по долинам Или в ауле проснусь на восходе,

Слышу -

Зовет его родина сыном,

Слышу -

Отцом называют в народе.

(День рождения Ильича)

Рассказчик. Живым источником вдохновения Р.Гамзатова стала ленинская тема. К замечательным произведениям о вожде мирового пролетариата относятся «Горцы у Ленина», «День рождения Ильича», «Надпись на камне».

Стихотворение «Горцы у Ленина» создано на историческом материале революции в Дагестане, гражданской войны. Смелые, честные герои произведения, немножко наивные, чуточку растерянные, полны решимости строить новую жизнь. Они идут через горы, поля, города, на ветру обжигая широкие лица, горцы, много видавшие, но никогда не бывавшие в светлой советской столице.

Образ Ленина рисуется горцам-крестьянам в соответствии с духом их национальной поэзии.

Чтец:

Только возьмет он шашку, враги Разбегаются в страхе.

Им казалось, что острый как лезвие Взор,

И блестит и горит из-под черной Папахи.

Рассказчик. Но вместо предполагаемого великана перед ними - «простой человек невысокого роста», который расспрашивает о жизни, о семьях, о погибших друзьях. В этой простоте проявился гуманизм вождя.

В стихотворении «День рождения Ильича» Р.Гамзатов повествует о приходе в мир великого человека, который «на подвиг октябрьский повел свою родину... чтоб судьбой, а не призраком стал коммунизм на земле», выражает любовь и уважение вождю пролетариата, утверждает, что день его рождения - самый прекрасный праздник для всего прогрессивного человечества.

Чтец:


4



Был он мудр и прост, прозорлив
И всегда человечен.

Жил заботой и болью еще не
Окрепшей страны.

Как он дорог нам всем!

Неподкупной любовью отмечен День рожденья его -

Самый светлый под небом весны.

Тема третья

Шар земной, для одних ты - арбуз,

На куски

Разрезают тебя и кромсают зубами.

Для других ты - лишь мяч и,

Толпясь, игроки

То хватают тебя, то пинают ногами.

Шар земной для меня не арбуз и не мяч.

Шар земной, для меня ты - лицо
Дорогое,

Я слезинки твои утираю - Не плачь, -

Кровь смываю твою и пою над тобою.

(Шар земной, для одних ты арбуз)

Рассказчик. Братство людей, говорящих на разных языках, но объединенных стремлением утвердить на земле мир, счастье, торжество труда и справедливости для своих детей и внуков, воспевает Расул Гамзатов в стихах и поэмах «О моей родине», «Прощай, Стамбул», «Хиросима», «Колокол Хиросимы» и других.

К людям всей земли обращены его пламенные слова о необходимости борьбы против поджигателей войны.

Чтец:

Бей в колокол, труби,

Людская совесть,

Вставай на смертный,

Справедливый бой!

Всех наций, возрастов и всех фамилий Буди людей, чтоб озарился мрак.

Жаль, я не Дант,

Мой маленький Вергилий,

Тревогу он ударил бы не так.

И розы под названьем «ямабуки»

Вокруг желтеют каждый год подряд.

И ты к живым протягиваешь руки,

И рядом я тревожно бью в набат.

(Колокол Хиросимы)


5



Рассказчик. Много философских размышлений в лирике Р.Гамзатова. «Стихи о времени», «Мой день рождения», «Утекает детство, как вода», «Эй, юноша, видишь, как старец седой» и другие - вних поэт жалеет, что годы быстротечны, что человек не вечен на земле. Но не все уходит вместе с его жизнью: созданное руками людей остается потомкам. Поэт зовет нас оставить след на земле: «дом иль тропинку, дерево иль слово». Поэт утверждает необходимость идти в ногу со своим временем, даже порой опережая его.

В одном восьмистишии он говорит:

Чтец:

Ты перед нами, время, не гордись,

Считая всех людей своею тенью,

Немало средь людей таких, чья жизнь Сама источник твоего свеченья.

Будь благодарно озарявшим нас Мыслителям, героям и поэтам.

Светилось ты и светишься сейчас Не собственным, а их великим

светом.

(Ты перед нами, время, не гордись).

Во главе всего сущего стоит Человек. Расул Гамзатов наделяет его самыми лучшими чертами:

Чтец:

По-другому написано в книгах,

А по мне, состоит человек Из смещения солнечных бликов,

Шума птиц и шептания рек,

Смены рос и туманных спиралей,

Пенья трав и молчания далей.

(По-другому написано в книгах).

Тема четвертая Верность вашим обличиям,

Верность вашим обычаям,

Мы храним.

Верность вашему воинству И мужскому достоинству Мы храним!

Сами ставшие взрослыми,

Вам клянемся мы веснами,

Светом собственных глаз И огнем над метелями,

Хлебом и колыбелями - Быть достойными вас!


6



(Клятва сыновей)

Рассказчик. Ощущение содружества всего человечества, дружбы народов всего мира связано у Расула Гамзатова с прошедшей войной, с теми ужасами и страданиями, которые пришлось пережить людям земли. Эта мысль лежит в основе стихотворения «Цадинское кладбище». Война расширила границы маленького сельского погоста. Напрасно ищет здесь поэт последнее пристанище своих братьев и сверстников — его нет. Война разбросала их могилы по другим землям. Но память о павших героях одинаково священная для всех народов мира, и люди приносят цветы на их могилы.

Чтец (читает стихотворение «Цадинское кладбище»).

Рассказчик. В книге «Мой Дагестан» Р.Гамзатов пишет:

Чтец: Журчат в горах родники, носящие имена погибших. Старики сидят около родников, потому что они понимают язык воды. В каждом доме на почетном месте висят портреты тех, кто навсегда остался молодым и красивым.

Когда я возвращаюсь из какой-нибудь поездки, некоторые матери спрашивают меня с затаенной надеждой: «Не встретился ли тебе мой сын?» С надеждой и болью глядят они на журавлей, пролетающих длинными стаями.

Я тоже, когда они пролетают, не могу оторвать от них глаз.

(Включается грамзапись песни Я.Френкеля «Журавли»).

Рассказчик. Война была испытанием всех моральных и нравственных сил советского народа, потому вполне оправданное развитие в поэзии Р.Гамзатова приобретает тема преемственности боевых и трудовых традиций.

Стихи последних лет примечательны своей обращенностью к нам, молодежи:

Чтец:

Нужно вам, как нагорью, далеко

Смотреть,

Волноваться, как морю, как звездам,

Г ореть.

Будьте долгу верны, добрым думам

Верны.

Вы о нас, сыновья, забывать не

Должны.

(Песня).

И молодежь присягает поэту, народу «днем завтрашним быть для страны».

Свою веру в молодое поколение поэт выражает в стихах «Песня», «Клятва сыновей», «Песня молодых», «Откуда ты, молодость?», «Куда ты, молодость?».

Чтец: (читает 1-2 стихотворения этого цикла).

Рассказчик. Поэт верит в нас, молодежь и желает нам лучшей доли.


7



Чтец:

Всего желанней нам на свете В преддверье собственной зимы,

Чтоб нас вольготней жили дети,

Которых породили мы.

(Лучше нас)

Тема пятая Хочу любовь провозгласить Страною,

Чтоб все там жили в

Мире и тепле,

Чтоб начинался гимн её Строкою:

«Любовь всего превыше на земле».

(«Хочу любовь провозгласить страною»).

Рассказчик. Достойное место в поэзии Расула Гамзатова занимает жанр интимной лирики, раскрывающей сокровенный, глубоко личный мир души: любовь двух сердец, счастье материнства, тепло человеческой дружбы. Светлые и грустные, полные чувств и энергии, шутливые и трогательные стихи о любви передают все оттенки этого великого чувства, которое поэт поднимает на огромную нравственную высоту.

Свое понимание любви как чувства активного, оптимистического поэт раскрывает в стихотворении «Любовь».

Чтец:

.. .нет, не люблю стихов я о любви,

Когда о ней кричат, как о несчастье,

Нет, не люблю я песен о любви,

Когда, как о беде, поют о страсти.

Пусть сердце от любви сгорит -

Повсюду

О ней твердить я, как о счастье, буду!

Любовь - на подвиг нас ведет она,

Любовь рождает силы в человеке,

Любовь - с ней жизнь становится

полна, -

лишь полноводные люблю я реки!..

Рассказчик. Восьмистишие Р.Гамзатова «Не верю в чудеса и привидения», посвященное любимой женщине, родственно пушкинской лирике глубиной чувств и переживаний, красотой и изяществом их выражения:

Чтец:

Не верю в чудеса и привидения,

Но пусть вступает смерть в свои права,

Пускай возьмет меня в свои владения


8



И, взяв, отпустит года через два.

Чтоб, возвратившись из предела дальнего,

Я смог оставленное оглядеть,

К тебе вернуться, если ты печальная,

А если нет, так снова умереть.

Рассказчик. Любовная лирика Р.Гамзатова близка нам гуманностью, благородством, кристальной чистотой помыслов. Его лирический герой наделен сильными и нежными чувствами, необычайной скромностью. Он счастлив только тогда, когда счастлива любимая женщина.

(Тут можно прочитать 1-2 стихотворения из цикла: «...Я влюблен в сто девушек», «Мне в дорогу пора», «Мы ссорились дождливым днем», «Я ехал к тебе, а мой конь ревновал», «Красивая девушка», «Ты спишь, а я предутренней порой», «Любимых женщин имена», «Пленительных женщин и храбрых мужчин», «Три женщины», «Две женщины», «Завещание любви» и др.)

Проникновенно звучит в творчестве Гамзатова и тема любви сына к матери. Для него мать - самая близкая, самая родная душа. Она одна способна понять и простить. В поэме «Целую женские руки» проявилось глубокое сочувствие поэта к материнской любви.

Чтец:

Во мне, как в очаге, огонь зажгли Те руки, перепачканные тестом.

И нет горшего проступка, чем забвение матери, ведь это преступление, нарушающее нравственные и человеческие законы.

Мне кажется, тот, чья душа очерствела,

Кто детство забыл и родимую мать,

Предаст незадорого друга и дело,

Тот с легкостью родину может предать.

(Письмо одному хунзахцу).

Рассказчик. На гимн похожа поэма «Берегите матерей», в которой звучит глубокая сыновняя любовь и печаль.

Культ матери, возлюбленной, жены принадлежит к лучшим особенностям гамзатовской лирики. «Как много хорошего в мире, как много прекрасного в ней!» - восклицает поэт. Несомненно, в это хорошее и прекрасное он включает любовь к женщине:

  • скажи мне, перебрав свои года,

Какое время самым лучшим было?

  • счастливейшими были дни,

Когда

Моя любимая меня любила...

  • а не было ль, скажи,

Такого дня,

Когда ты плакал, горя не скрывая?

  • любимая забыла про меня.

Тот день я самым черным называю


9



  • но можно было вовсе не любить!

Жить без любви -

И проще и спокойней!...

  • наверно, это проще.

Может быть...

Но в жизни я такого дня не помню.

(Разговор)

(Включается магнитофонная запись песни «Целую женские руки»)

Рассказчик. С темой любви к женщине тесно связана тема дружбы, верности. Высоко ценя дружбу, убежденный в её святости, поэт обращается к нам.

Чтец:

Ты счастлив тем, что многие года Живешь спокойно, с бурями не споря,

Друзей не знаешь, то есть никогда Ни с кем не делишь радости и горя.

Но если даже прожил ты сто лет И голова, как мудрость, поседела,

Тебе при людях говорю я смело,

Что не родился ты еще на свет.

(О дружбе)

(Можно также прочитать стихи «Поверьте, первая ошибка не страшна», «Не пришел друг» и др.).

Тема шестая.

К дальним звездам, в небесную роздымь Улетали ракеты не раз.

Люди, люди - высокие звезды,

Долететь мне только до вас.

(к дальним звездам, в небесную роздымь)

Рассказчик. «Пока живы на вершинах ручьи, водопад не умолкнет». Эти слова принадлежат башкирскому поэту Мустаю Кариму. Сказаны они по поводу выхода в свет стихов Р.Гамзатова «Высокие звезды».

Для Гамзатова звезды - это сердца людей, в которые поэт мечтает проникнуть, рассказать о том, чем они живут и что их волнует. Книгу открывает стихотворение «Покуда вертится земля».

Чтец (читает стихотворение).

Рассказчик. Это стихотворение о жажде жить, любя каждый свой день, благодарно принимая то, чем он одарит: будь то дружеская беседа или запах расцветшего по весне шиповника, смех, счастье или горе, беда, - принимая и познавая «жизни суть».

И куда бы ни привела поэта судьба, всюду он чувствует себя коммунистом, борцом:

До биенья последнего людям Посвящается сердце мое.


10



Книги со стихами Р.Гамзатова побывали в космосе: Виталий Севастьянов, летчик-космонавт, брал их с собой в орбитальный полет.

Посетив Звездный Городок, Р.Гамзатов написал:

Мы живем в такой век, когда осуществляется мечта многих поколений, и мы сами мечтаем открыть еще неведомое во всем - в большом и малом.

Не скрою, я рад, что среди других в космической библиотеке есть томик и моих стихов. Мы первыми прокладываем дорогу в космос. Мы мечтаем и мечтаем о высоких звездах. Но для меня самые высокие звезды - это люди.

(Прослушивается в грамзаписи стихотворение Р.Гамзатова «Памятный день»).

Заключение учителя:

Большой любовью проникнуто сердце большого поэта Расула Гамзатова. Эта любовь родила строки:

Двадцатый век сурово хмурит брови,

Мы дети века, стыд нам и позор,

Ведь никогда так много лжи и крови Не проливалось в мире до сих пор.

Двадцатый век, честь нам и хвала:

Быть может, никогда, как в нашем веке,

Мир не боролся против лжи и зла.

(Двадцатый век сурово хмурит брови).

В этой борьбе против зла, войны Расулу Гамзатову принадлежит особое место. Он достойный сын своего народа, - на той стороне баррикад, которую занимали в свое время Максим Горький и Ромен Роллан, Александр Фадеев и Александр Корнейчук, Бернард Шоу и Томас Манн, Эрнест Хемингуэй и Анатоль Франс - вся прогрессивная литература.

Поэт молод душой и сердцем, и вечно молода его поэзия, не устающая от борьбы за лучшее в человеке, за будущее человечества.

Идут года.

Ясна моя дорога.

И нет её вернее и прямей.

Я коммунист!

И бесконечно много
В любой державе у меня друзей.

Они равненье на тебя, отчизна,

Берут в борьбе,

Со всех земных широт.

А ты в пути, -

К вершинам коммунизма Тебя родная партия ведет!

(Родина горца).


11



Сохранить у себя:
Открытый урок «Природная зональность», 2 класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки