«Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога» Анализ. Восприятие»

Знакомство со стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Определение средств изобразительности, использованных поэтом в этом стихотворении. Демонстрация через описание природы личных переживаний человека.

Содержимое разработки












УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

в 6 классе

«Стихотворение А. С. Пушкина

«Зимняя дорога»

Анализ. Восприятие»



























Подготовила и провела:

Мусаэлян И.Н.

учитель

русского языка и литературы

МБОУ СОШ №6

г.Георгиевска






Ход урока

I.Организационный момент.

- Доброе утро, ребята! Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке и надеюсь, что пройдёт он плодотворно и в атмосфере доброжелательности.

II . Подготовительная работа.

Ребята! Вы любите путешествовать?

Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки. Если же вы отправляетесь в путь зимой, и дорога ваша лежит через лес, то появляется прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.

Представьте себе, что вы зимой отправляетесь в дальнее путешествие. Какие картины природы вы увидите?

Поможет представить вам эту зимнюю поездку музыка в исполнении Большого симфонического оркестра, дирижером которого является Георгий Свиридов. Называется она «Метель. Зимняя дорога» (звучит отрывок фонограммы)


Какие картины вы рисовали в своем воображении, слушая эту музыку?

Опишите своё настроение во время этого небольшого путешествия. Что вы чувствовали?

Давайте сравним ваши фантазии с картинами русских художников. Посмотрите на слайды. Вы видите картины:

  1. Алексей Саврасов «Зимняя дорога».

  2. И. Левитан «Зимой в лесу».

  3. А. Саврасов «Зимний пейзаж».

  4. А. Дезарно «карета, застрявшая в снегу».

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Каким настроением проникнуты эти картины?

(Действительно, в стихотворении звучат грусть, тоска, скука).


- Ребята, а знаете ли вы лирические произведения, в которых изображается зимний пейзаж, зимняя дорога?


Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Нам предстоит определить, какие средства изобразительности использовал поэт в этом стихотворении. Также попытаемся разобраться, как через описание природы поэт показывает личные переживания человека.

Пушкину приходилось много путешествовать. Вспомните о жизни поэта. Почему ему пришлось долгое время проводить в с. Михайловском? (был отправлен в ссылку). В то время ездили на лошадях, переезды эти были долги и утомительны. Во время такого переезда Пушкин написал «Зимнее утро». Если быть точнее, то написано стихотворение в декабре 1826 года, когда друзья А.С. Пушкина — участники восстания декабристов были казнены, а сам он находился в ссылке в Михайловском.


III. 1. Знакомство со стихотворением. Первичное восприятие.



Давайте познакомимся со стихотворением, посмотрите на экран (прослушивается фонограмма)

Понравилось вам стихотворение?

Какое настроение преобладает в стихотворении?

- Как вы догадались, что настроение грустное?

- Попытайтесь подробно описать, что бы вы увидели, если находились бы в то время в лесу?

Высоко в тёмном небе жёлтая мутная луна, впереди раскинулась бескрайняя степь, занесённая снегом, сквозь сугробы ведёт дорога, по краям которой стоят полосатые верстовые столбы. По дороге бежит тройка, далеко раздаётся звон колокольчика под дугой. Слышна однообразная, заунывная песня ямщика. Тройка приближается, всё громче звенит колокольчик, всё ближе песня ямщика. Ямщик, сидящий на облучке, одет в тяжёлый тулуп, воротник тулупа поднят, на голове меховая шапка. Обут он в валенки. В кибитке сидит путешественник. Он зябко кутается в тёплую шубу, ноги его укрывает медвежья шуба. Случайно удается увидеть лицо седока. Он погружён в невесёлые думы. На лице его печаль. Кибитка движется дальше, удаляется, тише звон колокольчика, глуше песня ямщика.

2. Словарная работа (на карточках). Работа в группах (найти в «Толковом словаре Ожегова» значения слов:

Ребята, все ли слова понятны в этом стихотворении? Давайте попытаемся выяснить значение этих слов? (2 ученика выбирают по 2 карточки и с помощью толкового словаря находят и читают значения слов)


Борзая (тройка) — быстрая, резвая упряжка из трех лошадей.

Верста – старинная мера длины, равная 106 км.

Ямщик — возница, кучер.

Докучный — наводящий скуку, надоедливый


Пока ученики выполняют словарную работу:


- Ребята, без словарей мы можем объяснить значения слов:

Черная хата — крестьянский бедный дом, изба.

Одне — устаревшая форма слова одни.

Лик — лицо.

  • Как называют такие слова? (архаизмы)

  • Что такое архаизмы? (устаревшие и вышедшие из употребления слова).

- Ребята, вспомните, цель урока? (нам необходимо выяснить, какие средства изобразительности использовал поэт в этом стихотворении)

- Какие средства изобразительности вы знаете? (олицетворение, эпитет, метафора)

- Что такое олицетворение?

- Найдите примеры олицетворения в стихотворении (пробирается луна, луна “льёт печально свет”)

- Какие ещё яркие художественные средства использует автор, чтобы воссоздать изображаемую картину и состояние героя?

- Вспомните, что такое эпитет? (Образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения)

- Найдите эпитеты в стихотворении (волнистые туманы, печальные поляны).

- Ребята, вы заметили, что некоторые слова повторяются? Найдите их. (печальные-печально, скучной-скучно, грустно-грустно) А какая фраза повторяется во 2 и 7 строфе? (колокольчик однозвучный). Как называется такое средство выразительности? (такой прием называется лексический повтор).


-

Для чего на сбруе висит колокольчик?

Колокольчик однозвучный – к конной дуге привязывали колокольчик, который служил сигналом. Тройка лошадей мчится очень быстро, есть вероятность столкновения с людьми. А колокольчик позволял предупредить окружающих о том, что кто-то мчится в тройке.

На столе учителя колокольчики. Возьмите колокольчики, позвоните. Какие звуки вы слышите? Как бы звучал этот колокольчик на зимней пустынной дороге? Передайте с помощью колокольчика медленный бег лошадей, а теперь быстрый. Молодцы.

Ч вижу, вы немного устали. Давайте отдохнем и проведем физминутку.


Как вы понимаете значение слова «долгая»? ( Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная.)

Правильно. А какое действие она оказывает на того, кто сидит рядом? (Седоку грустно, тоскливо). А на вас какое действие оказывает? (И читателю невесело.)

Однако в песнях ямщика герой слышит что-то родное. Подберите синоним к слову «родное».

А что для героя родное?

Да, безусловно, в песне ямщика показано основное состояние русской души: «разгулье удалое», «сердечная тоска». Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихотворения Пушкина – к изображению внутреннего состояния, переживаний человека.

- Какие слова создают переживание скуки, одиночества, тоски? (ни огня, глушь, снег, полосаты вёрсты одне)

- Ребята, а как вы понимаете слова «версты полосаты»?

  • На иллюстрации видны столбики с полосками, которыми отмечается расстояние. Вот почему версты полосаты.

  • - А о чем мечтает герой?(возвратиться домой, к милой, забыться у камина)

- Как вы понимаете строки:

«Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит»

(всё в нашей жизни преходящее, время остановить нельзя)


- Что переживает лирический герой в последней строфе? (временное утешение ему облегчения не принесло)

- Что осознает лирический герой в завершении стихотворения? Почему смолк ямщик? (состояние смиренности, нет ясности цели и смысле своей жизни и будущее его неизвестно, это выражено в последней строке: «Отуманен лунный лик»)


IX. Закрепление. Итак, ребята, мы проанализировали полностью стихотворение.


- Каков идейный замысел стихотворения? К чему призывает нас автор? (Понимать душу человека, видеть боль, сострадать ему)

Давайте ещё раз вернёмся к названию стихотворения.

- О чем мы прочитали в нем?

- Какие картины описал автор?

- Какие художественные средства помогали нам анализировать произведение А. С. Пушкина? (Мы сегодня работали с эпитетами, олицетворением, метафорами.)

- Значит, возвращаясь к теме урока, мы можем сделать вывод: что эпитет, метафора и олицетворение – это средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина и вообще в поэзии. - Как вы думает, почему стихотворение названо «Зимнее утро», ведь


мы выяснили, что большая его часть посвящена изображению вовсе не картин природы, а раздумьям человека, его внутреннему состоянию? (В стихотворении изображена зимняя дорога, занесённая снегом. Стихотворение названо так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.) В центре любого лирического произведения всегда стоит человек, даже если поэт рассказывает о природе.

Пейзаж вторит настроению лирического героя, его чувству тоски по дому, нежелание покидать родных и близких, одиночеству.

Тема гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Наша жизнь делится на чёрные и белые полоски, как в стихотворении Пушкина. Пушкин учит нас, читателей, преодолевать невзгоды судьбы, смотреть на жизнь с оптимизмом: за чёрной полосой всегда будет белая, как на верстовом столбе.

Итог урока.

Сейчас вам предстоит выполнить небольшую творческую работу - коллаж. С помощью картинок (их вы выберете сами), вам необходимо воссоздать картину, описываемую в стихотворении Пушкина «Зимняя дорога». Работать вы будете в группах по … человек. Расположите картинки так, как вам нравится, можете что-то дорисовать на свое усмотрение. А пока вы будет выполнять эту работу, прослушайте композицию на стихи Пушкина, поет Валентин Дубовский.

Рефлексия. В завершении сегодняшнего урока мне хотелось бы узнать, что вам понравилось, что вы поняли и чему научились.

Метод незаконченного предложения:

Мне понравилось …

Я понял, что …

Я научился …

Домашнее задание: выучите стихотворение наизусть.









Сохранить у себя:
«Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога» Анализ. Восприятие»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки