МАОУ «Порецкая средняя общеобразовательная школа»
Порецкого района Чувашской Республики
«Степень окисления. Составление химических формул бинарных соединений»
Урок химии в 8 классе
Автор: Бердникова Ольга Федоровна,
учитель химии МАОУ «Порецкая СОШ»
с. Порецкое, 2019 г.
Девиз урока: «Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность" Б.Шоу
Цель урока: Закрепление знаний о степени окисления. Продолжение формирования навыков в определении степени окисления в бинарных соединениях, умения называть бинарные соединения.
Планируемые образовательные результаты (на уровне Формирования УУД)
Личностные УУД: ответственное отношение к обучению;
понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы;
самостоятельно приобретать знания, способность к самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе; умение слушать другого.
Познавательные УУД: структурировать знания; составлять формулы бинарных соединений; представлять информацию в виде схем.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: штативы для пробирок, пробирки, питьевая сода, уксусная кислота, поваренная соль, нашатырный спирт, красный железняк, соляная кислота, огнетушитель, вода, опорные таблицы, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Выдающийся ирландский драматург Бернард Шоу говорил: "Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность". (Слайд №2) Желаю, чтобы сегодня на уроке, ребята, вы не только добыли новые знания, но и лучше раскрыли свои способности.
II. Актуализация опорных знаний.
Мы знаем, что химия изучает вещества, их свойства и превращения. Но изучение свойств невозможно без умения записывать формулы веществ. Ваша задача на сегодняшнем уроке научиться составлять формулы веществ. (Слайд №3)
Перед вами несколько химических формул. Что в них общего и чем они отличаются друг от друга? (общее - два элемента, разница - индексы). Как называют соединения, состоящие из двух элементов? А как вы думаете, можно ли самим научиться составлять такие формулы?
На прошлом уроке мы учились определять степень окисления элементов. Что же такое - степень окисления? (Учащиеся формулируют правило, затем оно высвечивается на экране.) Вспомним некоторые характеристики степени окисления. (Слайд№4.)
Какая бывает степень окисления? (Ответ: постоянная и переменная.)
А какая по заряду бывает степень окисления? (Ответ: положительная и отрицательная, а у простых веществ она равна нулю.)
На прошлом уроке вы учились определять степень окисления по формуле. Проверим, как вы усвоили этот материал. Вспомним правила. (Слайд № 5)
Задание: Определите степень окисления элементов. (Слайд 6)
А теперь вспомним, как правильно называть бинарные соединения. (Слайд №7).
(Учащиеся получают задание назвать бинарные соединения с последующей проверкой).
III. Изучение нового материала.
Ребята, вы научились называть бинарные соединения, научились определять степени окисления по формуле. Сегодня вы должны научиться, наоборот, по известной степени окисления составлять формулу вещества. Итак, какую тему урока мы запишем в тетради?
Запишем тему урока: «Степень окисления. Составление химических формул бинарных соединений». (Слайд № 8).
Вспомним, что такое химическая формула? (Ответ: «Химическая формула – это условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов.)
Наша задача состоит в том, чтобы записать химические знаки и найти к ним индексы. Допустим, нам нужно составить формулу сульфида алюминия. Запишем алгоритм составления формулы. (Слайд 9)
По ходу вспоминаем правило определения с.о. у электроотрицательного элемента в бинарном соединении: «Чтобы определить с.о. у электроотрицательного элемента, нужно найти разность (N-8), где N – номер группы электроотрицательного элемента».
IV. Первичное закрепление под руководством учителя. (Слайд 10) Составление формул веществ.
V. Физкультминутка. (Слайд 11)
VI. Применение некоторых бинарных соединений.
Теория всегда мертва, если у нее нет практического применения. Рассмотрим значение некоторых бинарных соединений. (Слайд 12).
Обсуждаем применение каждого бинарного соединения, представленного на слайде. (Сообщения учащихся) Что общего между всеми этими веществами? (Ответ: все они относятся к бинарным соединениям.)
VII. Лабораторный опыт. (Сайд 13)
А сейчас вам предстоит выполнить небольшое практическое задание - получить бинарное соединение - углекислый газ. Кто из вас помнит его формулу? Давайте вспомним правила ТБ при работе с кислотами. (На столах имеется пробирка с питьевой содой и пробирка с уксусной кислотой. Учащиеся приливают кислоту в пробирку с содой, наблюдают выделение газа). Для чего хозяйки используют эту реакцию на кухне?
VIII. Контроль результатов первичного запоминания.
А сейчас, чтобы узнать, как вы поняли новую тему, проведем небольшой тест. (Слайд №14-15).
ТЕСТ
1.Степень окисления - это величина:
а) постоянная
б) переменная
в) постоянная и переменная
2. Высшая степень окисления фосфора равна:
а) номеру группы, т.е. 5,
б) нулю,
в) трем.
3. Степень окисления хлора равна -1 в соединении:
а) Cl2O3,
б) PCl5,
в) Cl2.
4.Вещество, формула которого Р2О5, называется:
а) оксид фосфора
б) оксид фосфора (V)
в) оксид фосфора (III)
5. Состав оксида серы (IV) выражается формулой:
а) SO2
б) SO
в) SO3
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Послушайте притчу:
«Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: « А ты что делал целый день?» И тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил: «А я принимал участие в строительстве Храма».
Ребята! Кто работал так, как первый человек? (поднимаем желтые карточки)
Кто работал добросовестно? (зелёные карточки)
А кто принимал участие в строительстве Храма знаний? (красные карточки)
X. Домашнее задание. (Сайд 16)
На «3» - §17,упр.2
На «4» - §17,упр.2 и 5
На «5» - §17,упр.2,3 и 5
Используемые материалы:
1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2007.
2. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа,2008.
3. Денисова В.Г.Мастер класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ.8-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.:Планета,2010.
4. Поурочные планы к учебнику О.С.Габриеляна Химия 8 класс. Денисова В.Г. Волгоград: Учитель .2009.
7