Степь в произведениях русских и калмыцких писателей.

Калмыцкая степь – моя малая родина. Благоухающая разнотравьем весной, выгоревшая и поблёкшая от зноя летом, бурая осенью, занесённая снегом зимой – это всё она, родная степь.

Содержимое разработки

Степь в произведениях русских и калмыцких писателей Выполнила ученица Статова Дарья

Степь в произведениях русских и калмыцких писателей

Выполнила ученица Статова Дарья

Введение  Калмыцкая степь – моя малая родина. Благоухающая разнотравьем весной, выгоревшая и поблёкшая от зноя летом, бурая осенью, занесённая снегом зимой – это всё она, родная степь. Огромны степные просторы, где так вольно ветру, где есть место всему живому: птицам и насекомым, травам и цветам, животным маленьким и большим, человеку. А сколько скрытых, сразу невидимых глазу красок и оттенков! А сколько звуков: трели птиц, треск кузнечиков, шелест сухой травы, клики водоплавающей птицы! А как дурманит воздух, настоянный на степных травах! Степь кормит и поддерживает степняка, завораживает и очаровывает, становится источником вдохновения творческих людей: поэтов, художников, композиторов.

Введение

Калмыцкая степь – моя малая родина. Благоухающая разнотравьем весной, выгоревшая и поблёкшая от зноя летом, бурая осенью, занесённая снегом зимой – это всё она, родная степь. Огромны степные просторы, где так вольно ветру, где есть место всему живому: птицам и насекомым, травам и цветам, животным маленьким и большим, человеку. А сколько скрытых, сразу невидимых глазу красок и оттенков! А сколько звуков: трели птиц, треск кузнечиков, шелест сухой травы, клики водоплавающей птицы! А как дурманит воздух, настоянный на степных травах! Степь кормит и поддерживает степняка, завораживает и очаровывает, становится источником вдохновения творческих людей: поэтов, художников, композиторов.

Степь в произведениях калмыцких писателей

Степь в произведениях калмыцких писателей

  • Калмыцкая степь в произведениях писателей и поэтов предстает как живая, потому что они изобразили её с замечательным мастерством, роскошными многоцветными красками, словно художник на полотне.. По их произведениям можно изучать растительный и животный мир степей.
Д. Н. Кугультинов Нельзя не отметить особенное восторженное отношение Д. Кугультинова к его родной калмыцкой  степи. Кто хоть раз побывал в калмыцкой степи, очаровывался её широтой, просторами, выносливостью тех, кто обитает в степи, для кого степь является родным домом. Таким домом является степь для великого поэта Калмыкии- Д.Н. Кугультинова. На свете только- степь и небо.  На свете- птицы, степь и я. О счастье духа, счастье тела- Простор, не знающий предела.

Д. Н. Кугультинов

Нельзя не отметить особенное

восторженное отношение

Д. Кугультинова к его родной калмыцкой

степи. Кто хоть раз побывал в

калмыцкой степи, очаровывался её

широтой, просторами, выносливостью

тех, кто обитает в степи, для кого

степь является родным домом. Таким домом является степь

для великого поэта Калмыкии- Д.Н. Кугультинова.

На свете только- степь и небо.

На свете- птицы, степь и я.

О счастье духа, счастье тела-

Простор, не знающий предела.

Как ты прекрасна, степь моя, в апреле! Хрустально-звонкий воздух, и простор, И колокольчик – жаворонка трели!. Ты – музыка, чьи звуки в давних пор Какой-то гений, в неизвестность канув, Переложил на живопись тюльпанов. Как счастлив я, что голос твой пойму, Что человек я, что душе все чаще Доступна радость красоты щемящей… Иль человек я только потому, Что внемлет скрытой музыке душа?. О жизнь, как ты щедра!. Как хороша!.

Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!

Хрустально-звонкий воздух, и простор,

И колокольчик – жаворонка трели!.

Ты – музыка, чьи звуки в давних пор

Какой-то гений, в неизвестность канув,

Переложил на живопись тюльпанов.

Как счастлив я, что голос твой пойму,

Что человек я, что душе все чаще

Доступна радость красоты щемящей…

Иль человек я только потому,

Что внемлет скрытой музыке душа?.

О жизнь, как ты щедра!. Как хороша!.

Григорий Кукарека

В сборнике «Тюльпаны на солончаке»

Григорий Кукарека – поэтический эколог. Особое

внимание он уделяет степи:

Травостоем вы славились, степи,

Шапку бросишь – не гнулась трава.

Но земля до поры только терпит,

Ведь ранима она и жива.

И нуждается в нашей охране.

Мы о том забывать не должны…

Эти раздумья поэта не случайны. Поэт видит «как зловеще

дымятся барханы», сильнее дуют суховеи, надвигается пустыня.

Его сердце переполняется болью, тревогой, он видит в теперешнем облике степи знак

беды. По словам поэта, оскудение степи приведёт к оскудению души человека,

бездуховности, нравственной глухоте. В сборник включена поэма «Тюльпаны на

солончаке». Два главных героя в этом произведении, два тюльпана – степной и тепличный.

В разных условиях растут они, различно и отношение к ним людей. Поэт противопоставляет

тепличному тюльпану наш родной степной тюльпан, которого «вскормила целина», «где

ветер свищет, как аркан». Поэт призывает хранить первозданную красоту наших степей: «В

моей бы силе приказать: тюльпаны никогда не рвать!».  

Степь в произведениях русских писателей  Степи без конца и края, ровные, скучные, раздольные, волнистые, холмистые... Степь, словно живое существо, меняет свои наряды. Разные поэты – разное восприятие степи.

Степь в произведениях русских писателей

Степи без конца и края, ровные, скучные, раздольные, волнистые, холмистые... Степь, словно живое существо, меняет свои наряды. Разные поэты – разное восприятие степи.

А.С. Пушкин Из всего комплекса произведений Пушкина со «степной» больше всего приближается лирика, причем здесь мы имеем дело, скорее, не с чисто художественным сходством, а с общим эмоционально-смысловым решением темы. В лирике Пушкина топос степи появляется во второй половине 1820-х годов и имеет драматическую, почти трагическую тональность. В данном аспекте весьма показательным является стихотворение «Три ключа» (1827), наделенное повышенной символической энергией: В степи мирской, печальной и безбрежной, Таинственно пробились три ключа: Ключ юности, ключ быстрый и мятежный, Кипит, бежит, сверкая и журча. Кастальский ключ волною вдохновенья  В степи мирской изгнанников поит.  Последний ключ – холодный ключ забвенья,  Он слаще всех жар сердца утолит.

А.С. Пушкин

Из всего комплекса произведений Пушкина со «степной» больше всего приближается лирика, причем здесь мы имеем дело, скорее, не с чисто художественным сходством, а с общим эмоционально-смысловым решением темы. В лирике Пушкина топос степи появляется во второй половине 1820-х годов и имеет драматическую, почти трагическую тональность. В данном аспекте весьма показательным является стихотворение «Три ключа» (1827), наделенное повышенной символической энергией:

В степи мирской, печальной и безбрежной,

Таинственно пробились три ключа:

Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,

Кипит, бежит, сверкая и журча.

Кастальский ключ волною вдохновенья

В степи мирской изгнанников поит.

Последний ключ – холодный ключ забвенья,

Он слаще всех жар сердца утолит.

Н. Гоголь

  • Описание степи у Н.Гоголя («Тарас Бульба»)

Степь чем дальше, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство... до самого Черного моря было зеленою, девственною пустынею... Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов... занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще... Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине, только мелькнет одною черною точкою; вот она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.

Сначала Гоголь определяет степь как пространство земли. А затем прибегает к метафорам: степь – зелено-золотой океан, синие волны воздуха, брызнули по океану… Необозримость степи подчеркнута фразой: брызнули миллионы разных цветов. Степь у Гоголя особенная: она живет, дышит, шумит.

Заключение Как  и  для  русских  так  и для калмыцких писателей  степь  имеет  особое  значение.  Она  —  мать  кочевников,  дающая  пастбища,  еду, в  то же  время  она-мать  земледельца,  своей  плодородной  почвой   дающая  хлеб,  богатый  урожай,  то  есть  тоже  —  еду.  Так же она просто красива своим видом!   Она  вдохновляет  писателей,  поэтов  и  музыкантов  на  создание  своих  произведений.  Степь  всегда  останется  вечным  источником  вдохновения  еще  для  многих  поколений.

Заключение

  • Как  и  для  русских  так  и для калмыцких писателей  степь  имеет  особое  значение.  Она  —  мать  кочевников,  дающая  пастбища,  еду, в  то же  время  она-мать  земледельца,  своей  плодородной  почвой 

дающая  хлеб,  богатый  урожай,  то  есть  тоже  —  еду.  Так же она просто красива своим видом!

  Она  вдохновляет  писателей,  поэтов  и  музыкантов  на  создание  своих  произведений.  Степь  всегда  останется  вечным  источником  вдохновения  еще  для  многих  поколений.

Сохранить у себя:
Степь в произведениях русских и калмыцких писателей.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки