STEAM – ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Фролова Л. А., учитель математики филиала МБОУ «Комсомольская СОШ» в с. Селезни, Тамбовского района, Тамбовской области
Каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации, учить находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы [Гоголева А.И, 2008].
Система работы нашей школы выстроена в интересах стратегии развития образования Тамбовской области. Наш филиал реализует программы дополнительного образования и внеурочной деятельности позволяющие выявить одаренных, талантливых детей, которые в будущем смогут проявить себя в работе наукоемких и высокотехнологичных отраслей.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему технологии обучения одаренных детей, соответствующие им методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.
Сегодня используются разные технологии обучения и развития одаренных детей, воплощенные в специальные образовательные программы. Это и образовательно-развивающие, которые ставят задачи усвоения знаний и развития продуктивного мышления и личности ребенка (технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова), технология проблемного подхода к обучению (концепция А.М. Матюшкина), технологии, которые направлены на развитие высших мыслительных процессов – творческого, критического, логического, эвристического мышления (например, программа Э. де Боно) и т.д. Все они разработаны, исходя из общих особенностей одаренных детей [Озонова О.В., 2019 г.].
Одной из технологий, которую я применяю в своей практике в работе с одаренными детьми, является STEAM- технология. STEAM — это современный образовательный феномен, который международные эксперты называют образованием будущего.
Если расшифровать аббревиатуру STEAM, то получится следующее: S - science, T - technology, E – engineering, A –art и M - mathematics. В переводе с английского это будет звучать так: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика. Заметим, что данные дисциплины становятся самыми востребованными в современном мире. Именно поэтому, сегодня система STEAM развивается, как один из основных трендов. Технологии STEAM основана на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти дисциплин в единую схему обучения.
STEAM-технология является своеобразным мостом, соединяющий учебный процесс, карьеру и дальнейший профессиональный рост.
Какие же преимущества дает внедрение STEAM –технологии в образование?
Развитие интереса к техническим дисциплинам. Утверждение прогрессивной системы школах позволит вовлечь учащихся в учебный процесс.
Совершенствование навыков критического мышления. Учащиеся учатся преодолевать нестандартные задачи путем тестирования и проведения различных опытов. Все это позволяет им подготовиться к взрослой жизни, где они могут столкнуться с необычными, нестандартными проблемами.
Активация коммуникативных навыков. Внедрение данной системы в основном включает в себя командную работу. Ведь большую часть времени дети совместно исследуют и развивают свои модели. Они учатся строить диалог с инструкторами и своими друзьями.
Введение основных компонентов STEAM образования помогает создать наилучшую среду для выявления особо одаренных детей в каждой общеобразовательной школе [Вирич Ю, 24.09.2020г].
В этом учебном году обучающиеся нашей школы получили уникальную возможность прикоснуться к миру «Робототехники», благодаря созданию на базе нашей школы центра естественнонаучного профиля «Точка роста».
На данный момент в программах робототехники в нашей школе используется робототехнический комплекс LEGO Education SPIKE Prime, работа с которым и основывается на STEAM-технологии.
Идеальным инструментом для выявления одаренных детей, по моему мнению, являются робототехнические соревнования,
При подготовке к ним пригодятся знания математики, физики, технологии, нужно иметь представление об архитектуре, инженерии, истории и еще о многих областях знаний и дисциплинах. Готовясь к соревнованиям, дети могут в полной мере проявить себя и свои способности.
Во-первых, с наставником команды у ребенка, как правило, устанавливаются доверительные, открытые отношения. При грамотном распределении ролей в команде школьник чувствует себя комфортно и уверенно.
Во-вторых, выходя за рамки 45-минутного урока, ученики и наставник больше времени проводят за работой над проектом. Есть время и для обсуждения, и для практической работы, и для доработки идей.
В такой творческой среде, когда тебя окружают единомышленники и друзья по школе, проще проявить себя, забыв о стеснении и зажимах. В таких обстоятельствах педагог, наблюдающий за ребятами - членами команды, сможет разглядеть способности каждого ребенка. У одного сильно развиты вербальные способности, ученик хорошо владеет навыками презентации, может красиво представить проект, в том числе и на иностранных языках, а другой очень талантлив, будущий программист, но интроверт, который комфортно ощущает себя в команде, но не готов представлять проект широкой аудитории. В этом и ценность таких соревнований: каждый ребенок раскрывается, и у каждого в команде своя роль.
Важной особенностью работы по данной технологии является именно коллективная работа над проектом. STEAM – позволяет задействовать правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, эмоции, чувства.
В заключении я хочу сказать, что работа с одаренными детьми доставляет мне огромное удовольствие. Ведь я не только вижу результат своего труда, личностный рост учащихся, но мне также просто приятно общаться с такими ребятами, свободно обмениваться с ними точками зрения, расти вместе с детьми.
Завершить статью мне хотелось бы следующими словами: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное – верьте и действуйте».