Статья Web - quest как педагогическая технология на уроке иностранного языка (ФГОС ООО)

ВЕБ-КВЕСТ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ФГОС ООО)

В данной статье проанализированы особенности веб-квест технологии, выделены основные этапы. Особое внимание уделено применению технологии веб-квест. Представлены результаты исследования на определение развития коммуникативных навыков у учащихся с использованием технологии веб-квест.

Ключевые слова: веб-квест, технология, педагогическая технология, технология проектирования.

Содержимое разработки

УДК 370.186

Аккуратнова Елизавета Александровна

Учитель английского языка

ВЕБ-КВЕСТ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ФГОС ООО)

В данной статье проанализированы особенности веб-квест технологии, выделены основные этапы. Особое внимание уделено применению технологии веб-квест. Представлены результаты исследования на определение развития коммуникативных навыков у учащихся с использованием технологии веб-квест.

Ключевые слова: веб-квест, технология, педагогическая технология, технология проектирования.

Akkuratnova Elisaveta Alexandrovna

English teacher

WEBQUEST IS AS PEDAGOGICAL TECHNOLOGY ON THE FOREIGN LANGUAGE LESSON

In the article are analysed features web-quest technology, outlined the main its stages. Particular attention is paid to the using of web-quest technology. The results of study to determine the development of communicative skills in students using web-quests technology are presented.

Key words: web-quest, technology, pedagogical technology, technology of projection, communicative skill.

Наш XXI век, называют веком инновационных технологий, а общество характеризуется, как информационное. Сегодня интернет выступает основным неиссякаемым источником информации, абсолютно по любому вопросу. Он предоставляет нам достаточно большой объём данных и для того, чтобы их использовать, требуются особые навыки для обработки информации. Каждому в современном мире необходимо уметь:

  • найти информацию;

  • выбрать то, что ему нужно;

  • обработать выбранную информацию;

  • проанализировать полученные данные.

В сoвpeмeннoм oбрaзoвaтeльнoм прoцecce иcпoльзуютcя pазличныe пeдaгoгичecкиe тexнoлoгии. Этo кacaeтcя тaкжe и предмета иностранный язык. По мнению В.П. Беспалько педагогической технологией является содержательная техника реализации учебного процесса.

Педагогическая технология объединяет в себе совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Имeннo oна является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса.

Сегодня современный мир располагает большим количеством информационно-коммуникационных технологий, одной из них является Web–квест.

По мнению Я.С. Быховского Web–квестом является проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Web-quest – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие Web-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, кроме того они могут быть и межпредметными.

Особенностью образовательных Web-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с Web – квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет). Как показывает практика, Web-квест повышает мотивацию к изучению предмета «иностранный язык», способствует более эффективному усвоению материала [1].

Известно, что сегодня российское образование направлено на развитие личности обучающегося. И по стандарту ФГОС системно-деятельностный подход является основным подходом, который предполагает развитие и воспитание качеств личности, соответствующих требованиям информационного общества, разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, а также ориентацию на результаты образование как системообразующий компонент стандарта. Педагогам помогают следовать данному стандарту педагогические технологии, например, такие как, традиционная технология, технология личностно-ориентированного обучения, инновационные технологии, технология развивающего обучения и другие [3].

В качестве инновационных технологий в образовании подразумеваются те, что основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Они направлены на улучшение качества подготовки путём развития у обучающихся самостоятельности и творческих способностей.

Актуальность использования веб-квест технологии также связана с инновационными направлениями образования. Данная технология может быть использована при работе с кратковременными проектами в рамках одного урока, а также может быть долговременным проектом, в котором учащиеся реализуют заданные цели в соответствии с темой, переходя от одного этапа к другому.

Следует отметить тот факт, что в последнее время на уроках и во внеурочное время педагоги используют технологию проектирования. Одним из видов проектирования является и веб-квест.

В переводе с английского языка quest – это поиск, web – паутина, сеть, интернет. Соответственно, Web–quest = интернет-поиск. Однако такое определение, полученное с помощью простого машинного перевода слов, слишком примитивно и не отражает ценной сущности понятия. Один из авторов концепции Э. Ванлоо определяет веб-квест как «вид справочно-ориентированной деятельности учащихся с использованием Интернет-ресурсов» [2].

Технология Web–quest была разработана и успешно апробирована в 1995 году профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) Бёрни Доджем. По технологии, предложенной Б. Доджем и Т. Мартом, сегодня разработаны уже тысячи тематических веб-квестов. Очевидно, что технология веб-квест определят новую форму современного образования, связанную с активизацией внеурочного процесса. Кроме того, данная педагогическая технология открывает возможность изучать предметы в новом необычном формате, широко используя межпредметные связи.

Среди основных особенностей данной проектной технологии Б. Додж выделяет следующие [4]:

•высокая мотивация обучающихся к учебному процессу, которая базируется на конкретном задании, основу которого, составляют проблемы из реального мира;

•задействование веб-квестом реальных ресурсов для выполнения задания. В дополнение к учебникам, энциклопедиям, журналам использование ресурсов сети интернет позволяет учащимся напрямую обращаться к мнению экспертов, использовать поисковые базы данных, научные отчёты и актуальные статистические данные;

•принятие за основу данной технологии ролевую игру. Если учителю удается построить сюжет своего задания в такой форме, то это, безусловно, ещё один плюс к повышению мотивации учащихся [5].

•размещение в сети результатов работы над веб-квест в индивидуальном или групповом исполнении, что даёт возможность получить оценку и обратную связь от реальных людей, а также повышает мотивацию к обучению;

•развитие мышления.

Под технологией Web–квест мы понимаем новую форму современного образования, связанную с активизацией внеурочного процесса. Помимо всего перечисленного, данная педагогическая технология открывает возможность изучать предметы в новом необычном формате, широко используя межпредметные связи.

На своей практике, которую я проходила в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждение Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа №3» в 9 «A» классе мне удалось частично применить тexнoлoгию Web–квест. В процессе использования веб-квест технологии мне приходилось учитывать возрастные особенности учащихся, для того чтобы верно подобрать необходимый материал для применения технологии веб-квест. Чтобы подробнее разобраться в психофизическом развитии подростков, я подробно изучила информацию о современном поколении Z. Именно они являются участниками данного эксперимента.

Наш эксперимент проводился в четыре этапа: подготовительный, оценочно – констатирующий, основной и заключительный. Нами было проведено два тестирования: входное и выходное, а также обработка данных по t-критерию Стьюдента. В итоге был получен результат, с помощью которого было выявлено значимое различие в уровне сформированности коммуникативных навыков, обучающихся в процессе обучения иностранному языку при использовании упражнений направленных на развитие коммуникативных навыков и повышения уровня мотивации к обучению предмета «иностранный язык».

По результатам проведенного анкетирования на определение уровня мотивации к обучению у учащихся на начало эксперимента было установлено, что у большинства обучающихся 9 класса средняя учебная мотивация. В конце эксперимента было проведено повторное анкетирование на выявление уровня учебной мотивации у обучающихся, результаты которого показали, что у многих учеников выросла мотивация к обучению, что позволяет судить о положительном влиянии технологии Web-квест на уроке ИЯ на уровень учебной мотивации учащихся. Мотивация является также важным фактором и одним из главных условий успешного обучения.

Анализируя результаты работы учащихся, можно сделать следующий вывод. Использование технологии веб-квеста на уроках английского языка позволяет решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки просмотрового чтения и чтения с целью извлечения информации; развивать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас обучающихся; формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка, расширять кругозор школьников. Однако следует отметить, что использование веб-квестов в обучении языку требует от учащихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами Интернета.


Библиографический список

  1. Быховский, Я.С. «Образовательные веб-квесты» [Электронный ресурс] URL: http://project457spb.ru/DswMedia/kvesttextnologia.pdf - (дата обращения 04.04.2018.)

  2. Ванлоо, Э., Брон, Ж.Т., Янсен, Ю. Эксперименты в обучении русскому языку, основанном на задачах (task-based learning): "ярмарка языков" и "веб-квест по русскому языку и страноведению" / Э. Ванлоо, Ж. Т. Брон, Ю. Янсен // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х конгресса МАПРЯЛ. Круглые столы: Сборник докладов и сообщений. СПб., 2003.

  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 2015) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/- (дата обращения 11.04.2018)

  4. Dodge, B. A Rubric for Evaluating WebQuests. 2001.[Электронный ресурс]: http://webquest.sdsu.edu/webquestrubric.html (дата обращения 10.01.2017.)

  5. Dodge, B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999.[Электронный ресурс]: http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html (дата обращения 14.01.2017.)

Сохранить у себя:
Статья Web - quest как педагогическая технология на уроке иностранного языка (ФГОС ООО)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки