Статья "Технология деятельностного метода – инструмент эффективного развития способностей обучающихся начальной школы"

В статье расскказывается о мотивации (самоопределению) к учебной деятельности, актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в пробном действии, выявлении места и причины затруднения, построении проекта выхода из затруднения, реализации построенного проекта, первичном закреплении с проговариванием во внешней речи, самостоятельной работе с самопроверкой по эталону, включении в систему знаний и повторение, рефлексии учебной деятельности.

Содержимое разработки

«Технология деятельностного метода –

инструмент эффективного развития способностей учащихся начальной школы»


Научиться играть на флейте можно только играя самому.

Сократ


Если раньше приоритетной целью являлось обладание всей суммы знаний, которое выработало человечество, то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения.

Общим понятием для всех имеющихся теорий развивающего обучения является понятие деятельности. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Здесь хочется вспомнить слова Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Об этом говорят и многие русские народные пословицы. Одна из них гласит: «Мало знать – надо уметь».

По мнению многих учёных-педагогов, деятельность является основой современного учебно-воспитательного процесса. Об этом в своих работах говорит и Л.Г. Петерсон. Именно ТДМ, по её мнению, может гарантировать не только успех в освоении учебных знаний, умений и навыков, но и успех в развитии личности каждого ребёнка.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Значит, для формирования у учащегося деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности. Но тогда сразу встают вопросы: а какие бывают виды деятельности, какова их структура, условия организации?

Технология деятельностного метода (ТДМ)

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

  3. Выявление места и причины затруднения.

  4. Построение проекта выхода из затруднения.

  5. Реализация построенного проекта.

  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  8. Включение в систему знаний и повторение.

  9. Рефлексия учебной деятельности.


1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  1. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

  2. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

  3. устанавливаются тематические рамки («могу»).


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

  1. актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
    2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
    3) мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
    4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

  1. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

  1. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.


  1. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы:


1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок обобщения и систематизации знаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.


Исходя из условий воспроизводимости базового процесса в системе деятельности «учитель – ученик», реализация технологии деятельностного метода обучения в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить уче-нику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (Государственного образовательного стандарта).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.


Данная система дидактических принципов обеспечивает здоровьесберегающий учебный процесс и сохраняет свое значение также в системе воспитательной работы.

Каждое воспитательное мероприятие с детьми строится в ТДМ и носит ценностный характер. Мы открываем человеческие ценности, включаем их в свою систему духовно-нравственных качеств человека. Надо отметить, что в ТДМ проходит не только построение отдельно взятых мероприятий, но и организация всего воспитательного процесса, т.к. мы не только открываем какие-либо ценности, но и расширяем свои представления о них, погружаемся в их проблематику.

Планируя воспитательный процесс, мы отмечаем в своём плане, какую направленность носит то или иное мероприятие, к какому этапу воспитательного процесса относится.

Этап I. Открытие новой ценности.

Этот этап включает в себя проведение работы, позволяющей ученику сконцентрироваться на какой-либо вопросе (Родина, семья, жизнь, знание, толерантность, творчество и т.д.), в зависимости от направления по которому ведётся работа.

На этом этапе дети проходят анкетирование и диагностику, обязательно участвуют в диспуте по данной проблеме, выполняют простые задания, позволяющие им актуализироваться на данном вопросе и служащие основой для организации выставок: выполни рисунок, сделай фотографию, принеси книгу…

Этап II. Расширение понятия о новой ценности.

Этот этап позволяет каждому заинтересоваться проблемой, погрузиться в неё и расширить свои представления по данному вопросу..

На этом этапе для детей организуется проведение различных экскурсий, встречи с интересными людьми, предлагается выполнения более сложных творческих работ: написание отзывов, эссе, создание – фото- и – видео репортажей, выполнение стенгазет.

Этап III. Погружение в проблематику новой ценности.

Этот этап направлен на глубокое погружение в проблему, на переход заинтересованности в исследовательскую деятельность, желание сделать что-то своё в данной области.

На этом этапе ребята участвуют в создании проектных работ (либо индивидуальных, либо коллективных), представляют свои работы друг другу и другим классам.

Этап IV. Принятие ценности и включение её в систему духовно-нравственных ценностей.

Этот этап позволяет каждому ребёнку включить новое знание (ценность) в ту систему ценностей, которая у него существует. Окончательно понять важность и значимость вопроса, определить его место в системе духовных ценностей человеческой жизни.

На этом этапе проходят творческие гостиные, тематические конференции, открытые родительские собрания, сопровождаемые выставками всех тех работ, которые появились в ходе работы по данному направлению.

Также обязательным является проведение диагностики и анкетирования, позволяющие выявить динамику.


«Воспитания в чистом виде не существует. Воспитание есть организация деятельности» - утверждал С.Т. Шацкий. И мы видим, что ТДМ может стать основой этой организации и просто облегчить труд педагога сегодня.


«Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Эти слова Конфуция должны стать основополагающими для каждого взрослого, и для педагогов в первую очередь. Технология деятельностного метода позволяет «зажечь факел» в каждом ребёнке, и не просто зажечь, а зажечь навсегда.





















Сохранить у себя:
Статья "Технология деятельностного метода – инструмент эффективного развития способностей обучающихся начальной школы"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки