Статья "Организация работы по техническому творчеству с детьми дошкольного возраста в студии раннего развития"

В данной статье анализируется опыт организации работы с детьми дошкольного возраста в студии раннего развития «Солнышко» по техническому творчеству.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ДТР Акбулакского района Оренбургской области









Тема: Организация работы с детьми дошкольного возраста в студии раннего развития «Солнышко» по техническому творчеству.









Выполнила: Тицкая Г. Г,
педагог дополнительного образования








Акбулак, 2021 г.

Конструирование – продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель – получение определённого продукта. Отечественные ученые-психологи, такие как Д.Б. Эльконин и Л.А. Венгер, подчеркивали необходимость формирования у старших дошкольников умения проходить путь от замысла к реализации. Известный швейцарский психолог Жан Пиаже отмечал, что в шесть-семь лет ребенок уже хорошо понимает, что один предмет может выглядеть по-разному с разных точек зрения; именно в старшем дошкольном возрасте происходит переход к стадии формальных операций, или готовности к моделированию.

Робототехника – универсальный инструмент для дополнительного образования, поскольку её использование является целесообразным на различных ступенях образования. Обучение детей с использованием робототехнического оборудования совмещает в себе элементы игры и технического творчества, поэтому наиболее актуальным данный вид деятельности является при работе с детьми дошкольного возраста. Конструкторы LEGO позволяют учиться, играя, и вместе с тем обучаться в игре. Конструирование способствует развитию исследовательской и творческой активности детей, способствуя активизации мыслительных процессов ребёнка и пробуждая интерес к творческому решению поставленных задач. Таким образом, целью применения ЛЕГО-конструирования в системе дошкольного образования является овладение дошкольниками навыками начального технического конструирования.

Деятельность конструирования способствует развитию важных навыков. Во время конструирования дети должны овладеть следующими способностями и навыками:

  • Формирование мелкой моторики;

  • Восприятие текстуры объектов и их формы;

  • Формирование воображения и детской фантазии;

  • Пополнение лексического запаса ребенка;

  • Технические навыки, проявляющиеся в замысле и реализации поставленной задачи;

  • Активизация логических и образных процессов в мышлении.

На базе МБУДО ДТР реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа начального технического моделирования «Юные конструкторы».

Программа реализуется в объеме 72 часов 2 года обучения, каждый последующий из которых дополняет предыдущий.

Программа рассчитана для детей 5-7 лет.

Целью программы является создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе Лего–конструирования, развитие мелкой моторики, координации, изучение понятий различных форм и конструкций и их основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости), а также формирование навыков взаимодействия в группе.

Условия реализации программы. Для конструирования используются ЛЕГО конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей. Общая наполняемость группы составляет 8-10 человек. Каждый ребенок имеет место для деятельности, соответствующее теме занятия. Для демонстрационного и дополнительного материала также отведено соответствующее место. Раздаточный материал (помимо необходимых индивидуальных наборов) имеется в достаточном количестве.

Первые занятия по данной программе являются теоретическими. У ребят воспитывается дух коллективизма, развивается внимательность, целеустремлённость, интерес к технике и техническое мышление. Далее вводятся практические занятия.

Организационная структура занятий предоставляет детям возможность для самореализации. Последовательность занятий построена таким образом, что ребенок оказывается постоянно перед выбором, поиском, самостоятельным принятием решения. Это касается не только предмета деятельности (выбор элементов конструктора, ориентиров в построении), но и способа получения информации (помощь педагога, схема, готовый образец, замысел), а также глубины игрового и социального погружения.

Занятия по робототехнике способствуют интеграции с другими видами деятельности, формируя и упрочняя у обучающихся межпредметные связи. Так, занимаясь техническим конструированием, дошкольники вместе с тем обучаются основам математики, учатся наблюдать за окружающим миром, знакомятся с основами музыкального творчества, драматизации и театрализации. Каждое занятие имеет логическое завершение – итоговое общение по изучаемой теме, реализуемое в различных формах. Посещая занятия, дети овладевают основными культурными способами деятельности, усваивают нормы поведения и навыки общения, так необходимые им в дальнейшей жизни. Обучающиеся вовлечены в различные виды деятельности – посредством конструирования дети познают мир, овладевают способами общения и познавательно-исследовательской деятельности.

Результаты: к концу первого года обучения дошкольники способны различать и называть детали конструктора, конструировать по условиям, заданными взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему. Обучающиеся самостоятельно и творчески реализуют собственные замыслы, обладают навыками работы в паре и в коллективе.

Взаимодействие с родителями. В процессе реализации программы также проводится работа с родителями обучающихся. Для родителей проводятся консультации по темам: «Как выбрать конструктор?», «Что такое Лего?», «Развиваем руку – развиваем речь». Родителям разъясняется, что ЛЕГО игры помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную.

Результатами совместной деятельности педагога и обучающихся является многократное участие дошкольников в районных и всероссийских конкурсах. Обучающиеся студии являются победителями и призёрами конкурсов с технической направленностью, а также принимают активное участие в праздниках и мероприятиях, организуемых педагогами студии. Как показывает опыт, выпускники студии общительны, хорошо владеют устной речью, обладают базовыми бытовыми навыками, развитой моторикой и живым воображением, что в свою очередь значительно облегчает их вхождение в жизнь и способствует успешной социализации в школьном коллективе.

Сохранить у себя:
Статья "Организация работы по техническому творчеству с детьми дошкольного возраста в студии раннего развития"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки