Использование игровых технологий при обучении химии.
Не пытайтесь удовлетворить свое тщеславие,
стараясь научить кого-то слишком многому. Разбудите в человеке любопытство.
Достаточно приоткрыть разуму дверь, не перезагружая его, просто заронить в него
искру. Если там есть чему гореть, разум будет охвачен пламенем.
Анатоль Франс.
В настоящее время в России идет процесс модернизации системы образования, базирующейся на принципах гуманизации, демократизации, который сопровождается поиском новых образовательных технологий, соответствующих новым тенденциям развития российского общества. Такой подход подразумевает процесс, учитывающий потребности сегодняшнего дня — смену приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе аудиторных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого студента с учетом его особенностей и возможностей, деятельность, не всегда укладывающуюся в систему занятия. Вот почему основной проблемой для меня является проблема поиска увлекательных технологий, форм и методов преподавания химии.
Ни для кого не секрет, что обучающиеся часто ждут начала изучения химии: таинственный мир превращений, опытов, взрывов привлекает многих. Но уже с момента изучения языка химии – химических знаков, формул, уравнений, свойств веществ – интерес угасает. Ведь это все абстрактно, они не видят реальной связи с окружающим миром, не понимают, зачем необходимо все это, как им кажется, «вызубривать». Как результат, для многих школьников по окончанию обучения – химия – один из самых сложных, абсолютно ненужных в повседневной жизни учебных предметов. Поэтому основная задача – связать предметное содержание с реальной жизнью. Для этого особенно важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка.
Реализация целей и задач химического образования осложнена еще и рядом обстоятельств: во-первых, упал интерес к химии; во-вторых, студенты отдают предпочтение изучению специальных дисциплин; в-третьих, «скудность» химического эксперимента.
В моей педагогической деятельности я стремлюсь к тому, чтобы мои студенты смогли самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле.
Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль студентов , стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Традиционно считается, что воспитывающая функция образования возложена только на гуманитарные и общественные дисциплины. Педагоги этих предметов дают оценку литературным героям или историческим событиям, так или иначе воспитывая своих подопечных. Что же остаётся нам, преподавателям естественных наук? Только ли сухие цифры, уравнения и задачи? Я думаю, нет. Одним из путей повышения познавательной активности является введение дидактических игр в практику работы. Пусть игровые технологии не являются новыми, но они давно зарекомендовали себя как эффективные и значимые. Величайшие умы человечества — от Коменского до Руссо — утверждали, что игра— лучший способ познания.
Дидактическая игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. Л.С.Выготский сформулировал парадокс игры: казалось, обучающийся в игре делает то, что ему хочется, но он в игре учится подчиняться правилам, логике, заранее принятым условностям.
Игры возбуждают интерес. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
Учебные игры способствуют развитию положительных стимулов к процессу познания; познавательных способностей каждого; развитию мышления, внимания, сосредоточенности, наблюдательности, памяти, сообразительности; а также формированию умений применять имеющиеся знания, принимать решения при разных обстоятельствах без боязни допустить ошибки.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
-развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
-коммуникативную – освоение дидакти общения;
самореализации (в игре – как в полигоне человеческой практике);
-игротераптевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
-диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
-функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
-межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);
-социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
1)Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию обучающегося, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата.
2)Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (поле творчества).
3)Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.
4)Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Дидактические игры я применяю на различных этапах урока:
информационные игры- для введения новых знаний;
тренировочные игры - для формирования умений;
закрепляющие игры - для закрепления знаний;
контрольные игры - для проверки приобретенных знаний.
В качестве примера можно привести следующие виды игр:
Уроки упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.
Игры путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация обучающихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Сюжетная (ролевая) игра. Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а обучающиеся играют определенные роли. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями.
Игра – соревнование может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры обучающиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
Очень часто на уроках использую игры - тренажеры, которые позволяют закрепить знания о каком-то веществе, классе соединений. Например, игра «Логические цепочки», «Химическое лото». В играх «Продолжи ряд», «Убери лишнее» преследуются цели выявить сходство или отличие членов ряда. Приведу примеры таких игр.
Игра «Термины – синонимы»
Многие вещества имеют номенклатурные названия т.е. общепринятые и тривиальные «из жизни». Эта игра вырабатывает быстрое запоминание.
Игра «Найдите соответствие»
Соляная H2SO4 сульфаты
Серная H2CO3 карбонаты
Угольная HCI хлориды
Азотная H2S нитраты
Сероводородная HNO3 сульфиды
Игра «Третий лишний»
Игра может быть использована при изучении классов органических и неорганических соединений. Найти формулы веществ, которые не соответствуют логическим цепочкам.
1.Кислоты
HCI HNO3 H2O
HBr HF H3PO4
H2SO3 H2О2 H2SO4
2. Оксиды
CuO FeO CO
CO2 As2O5 NO
N2O N2O5 NO
3. Соли
KCI HCI NaCI
NaBr NaNO3 NH4OH
K2SO4 BaS H2S
4. Углеводороды
метан пропан циклопропан
C2H6 C4H10 C6H12
бензол фенол толуол
5. Кислородосодержащие органические вещества
этаналь этанол ацетальдегид
глицин глицерин этиленгликоль
фенол толуол бутанол
Игра «Найди пару», в основе которой лежит умение составлять химические реакции. Игра занимает до 10 минут урока, студенты работают в парах.На каждую парту выдаётся конверт с фрагментами химических уравнений с участием, например, железа и его соединений. Во всех конвертах содержатся 18 карточек с левыми и правыми частями химических уравнений:
2Fe+3Cl2 → |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Fe +2HCl → |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
|
|