Строгова М.В.,
г. Барнаул, МБОУ «Гимназия №123»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует достижению целей обучения. Их использование в образовательном процессе является одной из важнейших частей информатизации образования. Поэтому в начальной школе происходят изменения в расстановке целей образования: результатом обучения и воспитания, а именно предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, должна стать готовность учащихся к овладению компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную информацию. В данном случае работа учителя заключается в применении разного рода стратегий в обучении младших школьников, одной из технологий является использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе.
ИКТ позволяют значительно облегчить умственный и физический труд ученика, улучшить эффективность обучения при сокращении сроков обучения, автоматизировать некоторые процессы, как в научной, так и в учебной деятельности. Информационно-коммуникационные технологии – совокупность методов, процессов, средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей [1].
Использование информационно-коммуникативных технологий на различных уроках позволяет не только сделать учебный процесс интересным и запоминающимся, но и дает возможность учащимся самостоятельно предоставить тот или иной материал в разной форме. Ученики могут самостоятельно освоить и повторить новый материал по теме, закрепить и проверить свои знания, выполнить теоретико-практические задания, тесты и т.д. В процессе использования ИКТ, ребенок становится активным субъектом учебной деятельности, так как происходит переход от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному.
Учитель же, в свою очередь, может показать детям, как создавать и использовать в учебной и во внеурочной деятельности текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки); обучить детей созданию слайдов по конкретному учебному материалу, а также научить каждого ребенка самостоятельно использовать тренажеры, что позволяет проверить глубину накопленных знаний и умений. Для этого учителю необходимо организовывать свою работу опираясь на психофизиологические особенности каждого ученика, а также строить учебный процесс так, чтобы он носил познавательный, развивающий характер. Этому будут способствовать: применение учебных программных средств (обучающих, закрепляющих, контролирующих); использование имеющихся готовых программ по той или иной дисциплине; осуществление поиска необходимой информации в Интернет-ресурсах в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям и т.п.
Одним из средств, которое позволяет представить различную информацию на уроках в начальной школе является демонстрация мультимедийных презентаций. Презентация (от presentation – показ, представление) это «демонстрационный ролик, сочетающий в себе графические изображения, которые сменяют друг друга в режиме слайдшоу, звуковое сопровождение, а также пояснительный текст» [4, с. 777].
Мультимедийные презентации являются удобным и эффективным способом представления информации с помощью компьютерных программ. Мультимедийная презентация несет в себе сочетание различных видов информации: текст, звук, видео, музыка, компьютерные анимации, что в свою очередь воздействует одновременно на несколько органов чувств и обеспечивает интерактивное взаимодействие с обучаемыми.
Как упоминалось выше, учителю необходимо организовывать свою деятельность, опираясь на психофизиологические особенности младшего школьника, таким образом, при создании мультимедийных презентаций для учеников начальных классов, следует придерживаться следующих рекомендаций: на слайде не должно быть большого количества информации; на каждом слайде должно быть не более двух картинок; размер шрифта 29-30 кегль, начертание Times New Roman; в течение 5 минут один раз возможна анимация; оформление всех слайдов должно быть одинаково: фон, название, шрифт, размер, цвет, толщина линий; презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на уроке [3].
Представление презентаций на уроках привлекает своей новизной всех учеников, создается обстановка реального общения между учащимися, которые стремятся выразить свои мысли и чувства по увиденному. Использование мультимедийных презентаций позволяет проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения, привлекает большое количество дидактического материала, и самое главное повышает объем выполняемой работы на уроке.
Работа с мультимедийными презентациями может осуществляться на разных этапах урока: актуализация знаний и умений; создание проблемной ситуации, при объяснение нового материала; закрепление изученного; проверка знаний в процессе урока.
Например, на уроках математики, на этапе актуализации знаний возможно использование презентаций для организации разных видов устного счета, арифметических диктантов и т.д.
устный счет (задание: Даны ряды чисел, необходимо их продолжить.
а) 25, 31, 37, 43…
б) 15, 22, 29, 36…
в) 7, 10, 13, 16…
С помощью мультимедийного проектора на экране
демонстрируются ответы, что позволяет быстро осуществить
проверку знаний и умений учащихся. Это вызывает интерес у
учащихся, т.к. сопровождается мультипликационной
картинкой).
арифметический диктант (Примеры «число увеличь на 15»; «уменьшаемое 58, вычитаемое 21» и т.д. Правильный вариант записи и ответ отображается на экране. В данном случае у ребенка формируется навык самоконтроля).
Создание проблемной ситуации, при объяснение нового материала:
умышленно допущенные учителем ошибки («Уравнение с одной переменной»
(3x + 7) ⋅ 2 – 3 = 17
6x + 14 – 3 = 17
6x = 17 – 14 – 3
6x = 0
x = 0
При проверке ответ не сходится. В данном случае у ребенка формируются регулятивные универсальные учебные действия, а именно контроль и оценка, так же развивается творческое мышление младшего школьника).
решение задач, связанных с жизнью (На слайде представлена задача, которую необходимо решить.
Задача: Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.
Через решение задачи дети знакомятся с темой урока, а именно «Периметр прямоугольник»)
На этапе закрепления изученной темы «Решение текстовых задач», учитель может использовать наглядность, а именно чертежи, схемы, рисунки к задаче, составление плана решения задачи. Их использование повышает эффективность, результативность, а так же качество выполнения того или иного задания. Например,
(чертеж), (схема), (рисунок).
П роверка знаний в процессе урока может осуществляться необычным образом: учитель читает простую задачу, дети в карточках обводят правильное действие и пишут ответ. Например, задания: На ёлке было 5 красных шаров, а синих на 3 больше. Сколько синих шаров было на ёлке? (8) Дети сделали 16 фонариков и 6 хлопушек, На сколько больше дети сделали фонариков, чем хлопушек? (10) У Коли было 14 кроликов: 8 чёрных, остальные белые. Сколько белых кроликов у Коли? (6) Сразу после выполнения происходит проверка по каждой задаче на слайдах презентации.
Карточка-тест | ||
1. а) 5 + 3 = б) 5 – 3 = | 2. а) 16 – 6 = б) 16 + 6 = | 3. а) 14 + 8 = б) 14 – 8 = |
Таким образом, применение мультимедийных презентаций на уроках математики позволяет внести разнообразие в методы и приемы обучения, развить интерес школьников к учебному процессу, сделать его привлекательным, интересным, а соответственно повысить его эффективность и результативность.
Библиографический список:
1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. – М.: Изд-во МПСИ, –2008. – 352 с.
2. Бордовский, Г.А. Информатика в понятиях и терминах / Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков. – М.: Просвещение, 1991. – 235с.
3. Вознюк, О. Л. Развитие новых информационных технологий [Текст] / О. Л. Вознюк // Педагогическое мастерство: материалы международной научной конференции (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 322-329.
4. Леонтьев, В.П. Персональный компьютер. – М.: ОЛМА Медиа Групп, –2008. – 800 с.