Статья "Как увлечь проектной деятельностью обучающихся начальной школы"

Как увлечь проектной деятельностью обучающихся начальной школы

Содержимое разработки

Как увлечь проектной деятельностью обучающихся начальной школы.


«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности — «разучить» думать самостоятельно».

А. Дистервег


Когда мы говорим о проекте, то подразумеваем разработку какой-либо документации, думаем о строительстве или технике. А не кажется ли вам, что сами того не подразумевая, мы постоянно занимаемся проектной деятельностью. Если хотим совершить крупную покупку, то планируем свои

расходы на определённое время. Если видим в перспективе своего ребёнка юристом, то прилагаем все усилия для его обучения и достижения поставленной цели. Т. е. на бытовом уровне мы неосознанно используем проектную деятельность регулярно (делать салат, варить борщ и т.д.) Учебные проекты несколько отличаются от проектов вообще. Если взрослые не задумываются над алгоритмом выполнения своей работы, не рассматривают деятельность поэтапно, пошагово, то детям получить готовый продукт по этой методике непросто.


Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект – это возможность учащимися выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, интервью, демонстрация моделей с комментариями, рефератами, схемы, поделки, инсценировки. Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

Другими словами проект — это определённый законченный продукт (изделие, исследование, мероприятие и т. д.), который человек или группа

людей проработала и выполнила от возникновения идеи до реального воплощения в жизнь и оценки полученного результата.

Для детей это очень непривычно, для них проблематично, сложно, поэтому в этом процессе большую роль играет взрослый (учитель, родитель, консультант).

Проектный метод  это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе.

Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. У учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников. В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно - познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность. Они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования.


  • желание самого ребёнка;

  • условия работы над проектом;

  • время;

  • мотивация;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей;

  • доступность информационного материала, библиотек, интернета и т.д.

Условия работы мы можем создать, время найти тоже можем, несомненный учёт возрастных и индивидуальных особенностей учитывается, можем организовать экскурсию в библиотеку, помочь найти нужный источник информации, А ВОТ как замотивировать ребёнка, как пробудить в нём желание заниматься тем, что для него кажется неинтересным, сложным, ненужным.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. По отношению к ребёнку как субъекту учебной деятельности мотивация может быть внешней и внутренней.

Внешним называется такой мотив, который исходит не от самого ребёнка, его собственного интереса, желания (отриц. мотивация избегания неудач, внешняя положительная - за игрушку, за похвалу), престижная мотивация. Этот мотив может стать мощным двигателем развития ребёнка, мотив достижения успеха – желание правильно выполнить задание, добиться хорошего результата. Находится на границе внешнего и внутреннего). Внешний мотив лежит вне учебной деятельности. «Кнут» или «пряник», это не столь важно. Внешнее побуждение к действию всегда не прочно, деятельность неустойчива.

Внутренняя мотивация – познавательная (самая ценная). Ребёнок испытывает положительное чувство по поводу того, что он узнал что-то новое, научился чему-то. Познавательная потребность свойственна человеку от природы. Потребность – это глубокий побудитель к действию, но непосредственный импульс к началу действия исходит именно из интереса. Почти у всех детей мотивация игровая (80%), а познавательный мотив, если и возникает, то эпизодически, одномоментно. Он угасает, как только исчезает внешний раздражитель (урок окончен).

В 1 классе – авторитет учителя

2 класс - отметка, помощь родителей.

Правильная мотивация – ключ к успеху. Вместе с тем, проблема мотивации остаётся одной из самых важных проблем. Теоретический вопрос изучен хорошо, а вот практический вызывает трудности.

Формирование мотивации - это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к действию; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Когда я работала над этой темой, я много думала, интересовалась мнением коллег, изучила методические рекомендации при организации проектной деятельности, но нигде я не нашла конкретного и точного ответа на этот вопрос. Иногда коллеги откровенно говорят о том, что им самим приходится выполнять всю практическую работу и полное оформление документации, чтобы представить готовую работу. Высказывают также мнение, что объём работы, который предполагает выполнение всех этапов проекта, не под силу школьникам.

Да, наверное, точного ответа и не может быть, т.к. каждый ребёнок индивидуален и к каждому нужен свой подход. Нельзя заинтересовать 100% количество детей проектом. Но если мы хотя бы у какой то части класса вызовем интерес, заинтересованность ребёнка, увлечем работой над созданием проекта, то эта большой успех!

И так, что для этого нужно? Выбор темы


Виды проектов

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных проектов:

  • исследовательские;

  • информационные;

  • ролевые игры;

  • творческие;

Основная задача учителя — научить своих учеников на уроках и во внеурочной деятельности алгоритму движения от идеи (выбора темы) до защиты и отработать (привить) навыки выполнения изделий по этому алгоритму.


Принципы организации проекта

1.     Принцип индивидуализации – предоставление возможности каждому для самореализации и самораскрытия.

2.     Принцип проблемности – стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей учащихся.

3.     Принцип доступности – предполагает учет реальных умственных и физических возможностей учащихся. ( Поэтому проекты в начальной школе небольшие и простые).

4.     Принцип сотрудничества – предполагает равноправные партнерские отношения между всеми участниками педагогического процесса. (Учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – родитель).



Правило 1. Тема должна быть интересна ребёнку, увлекательной.

Правило 2. Тема должна быть выполнима.

Правило 3. Увлечь другого может только тот, кто сам увлечён.

Правило 4. Тема должна быть доступной для ребенка, он должен понимать над чем будет работать.

Правило 5. Тема должна соответствовать его возрастным особенностям;

Правило 6. Проблемное поле проекта должно находится в зоне ближайшего развития ребенка и затрагивать его познавательные интересы;

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей


Проекты 1 класса

Проектная деятельность по силе и учащимся первого класса. В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности, укрепление положительной мотивации при работе по данной технологии. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость.

Для детей это очень непривычно, для них проблематично сформулировать цель, обосновать те или иные действия. Поэтому использование этого метода с 1-го класса очень осторожно, опираясь на принцип посильности, чтобы не отбить желание неудачей, чтобы не понизить самооценку ребёнка, чтобы у него не опустились руки. Первые работы очень просты, но из класса в класс их постепенно усложняют.


В 1- 2 классах использую мини-проекты или краткосрочные учебные проекты, так как в этом возрасте сложно удержать интерес на длительное время. К работе обязательно привлекаются родители

Уже в 1классе учащиеся выполняли проекты: «Книжка-раскладушка» при изучении устного народного творчества, «Живые цифры» - математика.

Во 2 классе проекты по интересам, увлечениям, хобби. Учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Не следует сразу ориентировать учеников на решение сложной задачи. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность.


Проекты 3-4 классов

В третьем и четвёртом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности.

В 3 - 4 классе проекты по продолжительности могут быть и краткосрочными и долгосрочными. Учащиеся с ними справляются самостоятельно или выполняют под руководством учителя, если выполнение занимает длительный период, то стараюсь привлечь родителей. Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах имеет свою специфику: на уроках русского языка, математики и других предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся, метод проектов имеет низкую эффективность; успешная проектная деятельность в начальных классах возможна в классах на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, потрогать, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, газета, журнал, коллекция, макет, модель, инсценировка, интеллектуально - творческая игра и т.д..

Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде. Это ведет к сплочению классного коллектива, развитию коммуникативных навыков, создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности. В процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается уровень готовности к проектной деятельности. Степень самостоятельности и активности зависит от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Проектная деятельность формирует у учащихся коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения. Над формированием своих научных убеждений учащиеся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности. Научившись работать в группе, легче осуществить переход к индивидуальным исследовательским проектам. Использование метода проектов повышает вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию интересной и реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов, можно отметить дипломами, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, пикник, поход в театр, музей и т.д. Наиболее эффективно проектная деятельность младших школьников реализуется во внеклассной и во внеурочной деятельности. Из форм, продуктов проектной деятельности, имеющих место в практике, для начальной школы могут быть приемлемы газета, альбом, журнал, спектакль, коллекция, различного рода творческие письменные работы и доклады, утренник, выставка, компьютерная презентация, продукты творческой деятельности (поделки, рисунки и т.п.). После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ. Важно, чтобы дети ощутили потребность в проделанной работе.




Сохранить у себя:
Статья "Как увлечь проектной деятельностью обучающихся начальной школы"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки