Статья "Формирование навыка чтения"

Данная статья посвящена вопросу формирования навыка чтения в начальной школе.

Содержимое разработки

Пути формирования правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения и развития речи


Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит «в память ученика литературный язык» (Н.И.Жинкин), развивает у ребенка «дар слова» (К.Д.Ушинский), его «судительные силы» (Ф.И.Буслаев).

«Чтение – писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н.Ф.Бунаков - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность».

«Чтение – продолжал и углублял эту мысль выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Действительно, чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего его воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. Иначе говоря, умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер и, следовательно, используемый учеником при изучении почти всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни, когда ему приходится иметь дело с печатными или рукописными материалами, источниками какой-либо информации.

Чтобы исключить разное толкование термина «навык чтения», важно оговорить какое содержание вкладывается в него.

Комплекс умений и навыков, который в школьном обиходе для краткости и удобства именуют «навыком чтения», может быть представлен в общем виде такой схемой:


Внутренняя речь

Способ чтения

Темп.

Скорость чтения

Выразительность.

Осознанность. Понимание

Правильность.












Словосочетание «навык чтения» прочно вошло в школьный обиход. Оно охватывает целый комплекс умений и навыков. Это, прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не следует забывать и о темпе чтения.

Каждый из компонентов, входящий в состав навыка чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, т.е. осуществляется без напряжения, полу – или совсем автоматически.

В целом навык чтения как бы складывается из двух сторон – смысловой, которая обеспечивается процессом понимания, уразумения читаемого, и технической, подчиненной первой и обслуживающей ее.

При формировании полноценного навыка чтения у каждого из учеников определенного класса важно стремиться к тому. К чему настоятельно призывал еще в прошлом веке один из выдающихся русских методистов и учителей народной школы Н.А.Корф. Он писал, что каждый учитель должен «приучать к одновременному совершенствованию двух процессов – чтения и уразумения читаемого».

Ведущее место в этом комплексе занимает такой компонент, как осознанность, понимание того, что прочитывается. Собственно, чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенное содержание, заключенное в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.

Смысловая сторона чтения - это совокупное понимание читающим:

1.Значений большей части слов, употребляемых в тексте, как в прямом, так и в переносном значении.

2.Содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями.

3.Предметного плана содержания отдельных частей текста и смысла этих частей.

4.Основного смысла всего содержания текста.

Осознанность, понимание содержания прочитанного не имеет границ и пределов. Этот компонент навыка чтения более всего обуславливает непрестанное совершенствование всех других компонентов, которые в известном смысле обслуживают его и подтягивают к его уровню

Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств - возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запасов наблюдений и многого другого.

Техническая сторона чтения, техника чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость, или темп, чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинен смысловой стороне, пониманию, служит ее более полному выражению.

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв и звуков, слогов и слов в читаемом тексте, правильно или ошибочно делает ударения в словах.

Ошибки в отношении правильности неоднородны. Одни из них появляются из-за непонимания или искаженного понимания текста; другие вызываются непониманием значения прочитываемого слова или смысла предложения; третьи возникают из-за нетвердого усвоения учеником графического образа каких то букв и порождаемых этим затруднений в распознавании буквы; четвертые происходят в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв, графических частей прочитываемого слова, артикуляционных актов и понимания.

Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, используемые паузы; делать логические и психологические ударения, находить нужную информацию; читать достаточно громко внятно.

Между тем выразительность как компонент навыка чтения – это одно. Несколько иное – выразительное чтение как высший тип чтения, своего рода художественное чтение в школьных условиях.

Выразительности чтения в первом значении мы вправе требовать от ученика во всех случаях, когда ему хочется читать текст любой жанровой принадлежности – то ли это условие математической задачи в учебнике «Математика», то ли грамматико-орфографическое правило или упражнение в учебнике «Русский язык», то ли параграф учебника «Окружающий мир». Во всех этих случаях ученик должен уметь осознанно использовать важнейшие средства выразительности - темп, интонацию, паузы, логические ударения – естественно, для выявления содержания, смысла читаемого. В самом простейшем виде – это умение вовремя распознать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию, подсказываемую этим знаком.

Выразительное чтение как высший тип чтения – это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремления с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести до слушателя в аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения.









Сохранить у себя:
Статья "Формирование навыка чтения"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки