Статья
«Электронно-образовательная среда в начальной школе».
Начальная школа – это первооснова воспитания и образования. Ее главная задача – так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый школьник независимо от своих возможностей мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности.
В условиях внедрения в российское образование новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) школа становится важнейшим элементом построения нового общества. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание патриотичного человека, личность, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому в настоящее время актуальным является вопрос цифрового образования. В этой среде происходит формирование у учеников качеств и умений 21 века, таких как информационная активность и медиаграмотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию. Поэтому формирование и развитие электронно-образовательной среды является одним из приоритетных направлений в начальной школе. [1]
Что же такое электронно-образовательная среда (ЭОС)?
«ЭОС – создание потока информации в автоматическом режиме, это системный, междисциплинарный процесс внедрения новых ИКТ в общественную жизнь». [2]
ЭОС в практике школы представляет собой некий комплекс, в который входит:
1. Электронный журнал.
2. «Группы» в соцсетях, электронная почта.
3. Интерактивная доска, ноутбук, проектор, принтер МФУ в кабинете.
4. Презентации, видео, диски.
Какие же возможности дает единое информационное пространство нашей школы МБОУ СОШ №44 г.Ставрополя?
Все кабинеты начальных классов имеют компьютерное оборудование, есть доступ к Интернету. Возможность выхода в Интернет с рабочего места дает возможность быстрого поиска информации и учителю, и учащимся (как на уроке, так и во внеурочное время). Некоторые кабинеты оснащены электронными досками, с помощью которых любой урок превращается в увлекательное занятие, как для учеников, так и учителей.
Инновационные подходы в школьном образовании, в том числе, использование современных информационно-коммуникативных технологий, позволяют вовлекать учащихся в творческие и исследовательские занятия, в частности, в начальных классах при решении проектных задач или при проведении образовательных событий: чтобы научиться понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать выводы.
Урок с использованием ИКТ является одним из элементов здоровьесберегающих технологий. По санитарным нормам максимальное количество времени использования мультимедиа в начальных классах – 15 минут.[5]
В нашей школе введен Электронный журнал («ЭоЖур»). Все ученики, учителя, родители, администрация зарегистрированы в «ЭлЖУре». Плюсы: оперативно выставляются отметки учащихся, родители имеют возможность получать смс-уведомления о текущих отметках. Дети и родители в электронных дневниках видят средний балл по каждому предмету, средний балл за контрольные работы. Данная система удобна для получения объективной статистики класса и информирования родителей об образовательных достижениях детей. Все участники образовательного процесса могут отправлять письма по интересующим вопросам. К примеру, администрация делает рассылку классным руководителям, классные руководители, в свою очередь, отправляют объявления родителям и ученикам класса. Следует отметить удобство «ЭлЖура» для предметников и классных руководителей: если раньше учителя сами вручную высчитывали средний балл, успеваемость, качество знаний по предмету, количество пропусков (по уважительной причине, без уважительной причины, по болезни), то теперь все это просчитывается в автоматическом режиме.
Все учителя начальных классов школы МБОУ СОШ №44 г.Ставрополя взаимодействуют в сети Интернет, пользуясь общей электронной папкой «Обменник». Основное назначение такого сетевого взаимодействия – информационно-методическая поддержка учителей. Такая организация очень удобна: завуч и методист отправляют все Положения городских, всероссийских и международных олимпиад, конкурсов, семинаров. Вся отчетность учителей начальных классов ведется в электронном виде, в конце каждой четверти отчеты отправляются в эту папку.
В наше время актуально сетевое взаимодействие педагогов в условиях информационно-образовательной среды. Существует много сайтов для учителей, я пользуюсь сайтами «Инфоурок» и «Мультурок», где выкладываю свои методические разработки статьи.
Рабочие программы учителей с календарно-тематическим планированием также собраны в общей папке «Обменник». Рабочие программы составляются по параллелям ТО и РО, КТП каждый учитель разрабатывает самостоятельно.
ИКТ используются для обеспечения качественного и доступного образования, поскольку дает новые формы представления информации.
Перспективы работы по улучшению ЭОС в нашей школе, на мой взгляд:
Создание сетевых хранилищ - «учебно-методических банков» (например, олимпиадные задания).
Создание интерактивного мониторинга на уроках (например, тестирование с помощью пультов дистанционного управления).
Обучающие семинары по работе в разных компьютерных программах.
Таким образом, я считаю, что основная цель ЭОС на данном этапе российского образования - повышение уровня удобства для всех участников образовательного процесса. Умелое использование ЭОС в школе МБОУ СОШ №44 г.Ставрополя, несомненно, повышает качество образования.
Список использованной литературы.
Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: Аналитическая записка. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2016. - 12 с.
Сборник материалов участников Международного научно-методического симпозиума «Электронные ресурсы в непрерывном образовании» («ЭРНО-2010»): Труды Международного научно-методического симпозиума. г.Туапсе. - Ростов н/Д: Изд-воЮФУ, 2018. - 472 с.
Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. - 320 с.
Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. - М.: Агентство «Социальный проект», 2010. - 32 с.
ГОСТ Р 52653-2014 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.