Среды обитания организмов

Урок по теме "Среды обитания организмов" разработан для обучающихся 5 класса.

Содержимое разработки

Технологическая карта учебного занятия ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

П

класс

дата

5













лан занятия 19 по дисциплине Биология


Тема занятия: Среды обитания организмов.

Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: урок

Цели:

1. Образовательные:объяснить учащимся основные понятия новой темы; сформировать знания по теме : «Среда обитания (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная)». Добиться усвоения новых понятий.

2. Развивающие:развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, оперировать фактами, анализировать источники информации, самостоятельно формулировать и аргументировать свою точку зрения.

3. Воспитательные:формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в группе,содействовать эстетическому развитию учащихся через использование наглядных материалов урока.


Оборудование: Компьютер, программное обеспечение, презентация.


Просмотр видеоролика по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=d-Q86Al-KzM&list=PLvtJKssE5NrjhRuAnMLezrKtGIIQDjD6_&index=18 (Экологические факторы) 3:21

https://www.youtube.com/watch?v=AapOm8NvEGw (Среда обитания)8:18мин

https://www.youtube.com/watch?v=V-VCwU9D6xI (Среда обитания (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная) 3:14мин



Задания игра:

https://learningapps.org/4372273 факторы среды!!!


https://learningapps.org/4937615 среды жизни !!!


Ход занятия

  1. Организационный момент (запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места. Создание проблемных ситуаций)(1 мин)

Проверка отсутствующих по рапорту дежурного

Проверка готовности аудитории к уроку


  1. Проверка знаний обучающихся (7 мин)

Устный опрос у доски по вопросам:


  1. Что изучает наука систематика?

  2. Что такое вид?

  3. Какая систематическая группа является самой крупной?

  4. Объясните, почему растения, животные относят к разным царствам?

  5. Объясните, почему вид считается самой основной единицей классификации?

  6. Чем особь отличается от вида?

  7. В словаре найдите определение понятий: флора, фауна?


Онлайн-викторина: «Питание бактерий и грибов» https://kupidonia.ru/viktoriny/test-po-biologii-pitanie-bakterij-i-gribov-pasechnik-6-klass



  1. Подведение итогов проверки (1 мин.)


  1. Сообщение темы занятия, постановка его цели и задачи урока (1 мин)


  1. Изложение нового материала, применяемая методика (20 мин)

  1. Понятие «среда обитания». (метод: беседа)

  2. Водная среда обитания(метод: беседа, объяснение)

  3. Наземно-воздушная среда обитания.(метод: беседа, объяснение, демонстрация)

  4. Почвенная. (метод: беседа, объяснение)

  5. Организменная. (метод: беседа, объяснение)


Запись в тетради:


Среда обитания – часть природы. в которой живет живой организм.

Экология – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей их средой обитания.




Экология – наука, изучающая взаимодействие организмов между собой и с окружающей средой, закономерности развития экосистем, взаимоотношения организмов в них, эволюцию сообществ и биосферы. Знания экологии является основой охраны природы, прогнозирования и управления экосистемами в условиях научно-технического прогресса. Среда обитания – совокупность условий живой и неживой природы, в которых существует данный организм (популяция, вид) и с которыми они находятся в прямых и косвенных взаимоотношениях.


Задания игра:

https://learningapps.org/4372273 факторы среды!!!


https://learningapps.org/4937615 среды жизни !!!


Среды обитания. Характеристика.


1. Водная среда: большая плотность, перепады давления, малое содержание кислорода, ограниченность света, небольшие перепады температуры.


2. Наземно-воздушная среда: низкая плотность и давление, высокое содержание кислорода и обилие света, суточные и сезонные температурные перепады, неравномерное распределение влаги.


3. Почвенная среда: большая плотность, отсутствие света, незначительные температурные колебания, низкое содержание кислорода.


4. Внутриорганизменная среда: стабильные температурные и газовые условия, достаточное количество пищи и воды, защищенность от неблагоприятных внешних воздействий, ограниченность пространства.


Экологические факторы – различные компоненты окружающей среды прямо или косвенно влияющие на живые организмы.


1. Абиотические факторы – факторы неживой природы, влияющие на организм: климатические (свет, влажность, температура), почвенные, рельеф, атмосферные газы.


Свет. Действие обусловлено интенсивностью, спектральным составом солнечного света, сезонной и суточной периодичностью. Ультрафиолетовые лучи губительны для всего живого (защита – озоновым экраном атмосферы). Видимый спектр необходим для растений (фотосинтез протекает в основном в красном спектре); для большинства животных (инфракрасные лучи – источником тепловой энергии, вызывают нагревание тканей, важны для хладнокровных животных (насекомых, пресмыкающихся). Степень освещенности определяет условия произрастания растений. Различают растения: тенелюбивые, теневыносливые и светолюбивые.


Фотопериодизм – это реакция организма на длину светового дня, связан с биологическими часами организма. Биологические часы определяют физиологические ритмы в соответствии с изменениями в окружающей среде. У растений суточный фотопериодизм контролирует процессы фотосинтеза, у животных – это приспособления к дневному и ночному образу жизни.

Сезонный ритм – это регулируемая фотопериодизмом реакция организма на изменение времени года (листопад, зимний покой, перелеты).


Температура. У животных процессы жизнедеятельности протекают при температуре тела от 0° до +40°С, лишь немногие организмы приспособлены к жизни при высоких температурах. Организмы делятся на хладнокровных с непостоянной температурой тела и теплокровных с постоянной температурой. Для характерно хладнокровных характерно состояние анабиоза – временное состояние организма, при котором все жизненные процессы замедляются и отсутствуют видимые признаки жизни. Для теплокровных характерна спячка. У растений: наиболее интенсивно процесс фотосинтеза идет в диапазоне +15ºС – +25ºС.


Влажность. Животные – обитатели засушливых мест ведут ночной образ жизни (избегают перегрева и испарения воды в дневное время) или у них снижается жизненная активность – летняя спячка (сурки). Растения могут сбрасывать листву в жаркое сухое лето, иногда полностью отмирают надземные побеги, могут находиться в виде покоящихся подземных побегов (луковичные растения). Различают влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Приспособления к недостатку влаги у них ярко выражены (колючки, длинные корни, мясистые стебли).


Почва является средой обитания для многих микроорганизмов, животных, в ней закрепляются корни растений и гифы грибов. Основными факторами для почвенных обитателей являются ее структура, химический состав, влажность, наличие питательных веществ.


2. Биотические факторы – совокупность взаимодействия и влияние живых организмов друг на друга. Формы взаимодействий:


Нейтрализм – независимые отношения между совместно обитающими на одной территории разными видами (белка и лось). Конкуренция возникает двух видов со сходными потребностями, обитающих на одной территории. Присутствие одного вида или организма уменьшает пищевые ресурсы, сокращает территорию расселения другого. Хищничество – одна из особей испытывает отрицательное воздействие со стороны другой. Хищники питаются организмами, уничтожая свою жертву. Увеличение численности хищника приводит к уменьшению популяции жертвы. В свою очередь, падение численности жертвы приводит к уменьшению хищников, которым не хватает пищи.

Паразитизм – один вид живет за счет другого, используя его как источник питания, как место обитания. Паразит питается за счет соков хозяина длительное время, нанося вред, но не убивая сразу.

Конкуренция — это взаимоотношения между особями одного (внутривидовая конкуренция) или разных (межвидовая конкуренция) видов, которые выражаются в соперничестве организмов за право обладания одинаковыми ресурсами среды. Эти отношения отрицательно сказываются на обеих вступивших во взаимодействие сторонах.

Мутуализм — это взаимовыгодное сожительство двух или более организмов, построенное на пищевых связях.

Кооперация — это форма взаимовыгодного сожительства, построенная на пищевых связях между организмами двух или более видов.

Симбиоз — это форма совместного взаимовыгодного существования организмов разных видов, построенная, как правило, на пищевых отношениях, извлекающих взаимную выгоду от такого сожительства.

Комменсализм — форма биотических взаимодействий, когда один организм (комменсал) односторонне использует другой (хозяина) без нанесения ему вреда. Комменсализм, основанный на потреблении остатков пищи хозяев, — нахлебничество, а комменсализм, основанный на предоставлении комменсалам убежища, — квартирантство. Такие взаимоотношения содействуют совместному существованию организмов разных видов в пространстве и способствуют более полному использованию этими видами ресурсов среды обитания.

Аменсализм — это форма биотических взаимодействий, при которой деятельность одного организма приводит к угнетению другого, причём угнетающий организм не получает от этого ни пользы, ни вреда. Разнообразные формы взаимоотношений, которые построены на пищевых, пространственных и других типах взаимодействия, регулируют численность популяций и определяют устойчивость сообщества.


3. Антропогенный фактор – воздействий человека и его хозяйственной деятельности на живые организмы и природу в целом. Может быть положительным: рациональное природопользование, охрана видов и пр., отрицательное: браконьерство, уничтожение видов и пр.


На организмы действует комплекс факторов окружающей среды. Наиболее благоприятная для организма интенсивность экологического фактора называется оптимальной (оптимумом). Отклонение от оптимального действия фактора приводит к угнетению жизнедеятельности организма. Граница, за пределами которой невозможно существование организма, называется пределом выносливости. Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма, называется ограничивающим. Чем шире предел выносливости, тем пластичнее организм. Взаимодействие различных экологических факторов заключается в том, что изменения интенсивности одного может сузить предел выносливости организма к другому фактору или наоборот, увеличить его.


  1. Закрепление изученного материала, применяемая методика (8 мин)

Фронтальный опрос с места по вопросам:

    • Сформулируйте понятие «среда обитания».

    • Назовите животных и растений водной среды обитания.

    • Назовите животных и растений наземно-воздушной среды обитания.

    • Назовите животных и растений почвенной среды обитания.

    • Назовите животных и растений организменной среды обитания.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для 1 группы)


Название организма

Среда обитания

1.Корова

Наземно-воздушная

2.Белая планария

Водная

3.Аскарида

Оргпнизменная

4.Орел

Наземно-воздушная

5.Летучая мышь

Наземно-воздушная

6.Дельфин

Водная

7.Тигр

Наземно-воздушная

8.Мухомор

Наземно-воздушная

9.Вирусы

Организменная

10.Дождевой червь

Почвенная

11.Комары

Организменная

12.Муравьи

Почвенная



    • Что изучает экология?

    • Что изучает среда обитания?

  • Какие группы экологических факторов вы знаете?

  • Может ли человек не влиять на природу?

  • Сравните условия обитания травянистых растений в лесу (кислица, копытень) и на лугу (одуванчик, мятлик).


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для 2 группы)


п/п

Экологические факторы

Группа фактора

1.

Свет

Фактор неживой природы (абиотический)

2.

Паразит и хозяин

Фактор живой природы (биотический)

3.

Дождь

Фактор неживой природы (абиотический)

4.

Вырубка леса

Антропогенный фактор

5.

Падение метеорита

Фактор неживой природы (биотический)

6.

Приспособления к засухе (колючки)

Фактор живой природы (биотический)

7.

Загрязнение водоемов, почвы, воздуха.

Антропогенный фактор

8.

Осушение болот

Антропогенный фактор

9.

Распашка земель

Антропогенный фактор

10.

Низкое содержание кислорода в воде

Фактор неживой природы (биотический)

11.

Строительство плотин

Антропогенный фактор

12.

Пчела и цветок

Фактор живой природы (биотический)

13.

Отсутствие света в почве

Фактор неживой природы (биотический)

14.

Лось и белка

Фактор живой природы (биотический)

15.

Браконьерство

Антропогенный фактор




  1. Подведение итогов проведенного урока (2 мин)

  2. Домашнее задание: стр.25-36, сообщение


Подпись учителя __________________ О.В. Пахомова

Сохранить у себя:
Среды обитания организмов

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки